Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В странах с этно-авторитарным политическим режимом права национальных меньшинств существенно ограничиваются. Так, например, в Эстонии национальные меньшинства из числа немецкого, русского, шведского и еврейского населения страны численностью более 3000 человек могут осуществлять самоуправление только в форме культурной автономии, что не вполне соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 2 Закона Эстонии о

культурной автономии национальных меньшинств (1993г).

  1. Семейно-родственные отношения регулируются преимущественно способами позитивного обязывания. Государство призвано обеспечивать в публичных интересах защиту семьи, материнства и детства, поскольку семья является самой главной ячейкой гражданского общества. Она служит для детей той социальной средой, где сохраняются нравственные и духовные ценности, трудовые навыки, национальные обычаи и традиции, позволяющие освоить опыт прошлых поколений и внести вклад в дальнейшее развитие общества. По Конституции Греции семья находится под охраной государства как «фундамент сохранения и развития нации» (ч. 1 ст. 21). В Португалии государство создает условия, позволяющие всем членам семьи реализоваться как личностям (ч. 1 ст. 67 Конституции).

Основой крепкой семьи в гражданском обществе являются брачные отношения, обусловленные добровольным и равноправным союзом мужчины и женщины. Поэтому брак пользуется особой защитой со стороны государства. Так, в соответствии с Конституцией Ирландии «государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана Семья, и защищать его от нападок» (п. 3.1 ст. 41).

Конституция Испании по существу закладывает правовую основу для регулирования брачно­семейных отношений нормами текущего законодательства, закрепляет их своеобразный каркас. «Мужчина и женщина при вступлении в брак, - сказано в ст. 32 Конституции, - обладают полным юридическим равноправием. Законом закрепляются формы брака, возраст и условия вступления в брак, права и обязанности супругов, причины, по которым брак может быть расторгнут, а также условия разрешения споров, возникающих при расторжении брака».

Конституции почти всех демократических стран признают охрану материнства и детства, социальную защиту семьи в качестве одной из важнейших обязанностей государства. Конкретно это выражается в том. что государство создает экономические условия для выполнения незаменимой роли родителей в воспитании детей, их профессиональной самореализации, активного участия в гражданской жизни страны (ст. 68 Конституции Португалии).


Конституции отдельных государств при регулировании семейно-родственных отношений устанавливают равноправие детей со всеми другими членами общества, определяют порядок реализации принадлежащих им от рождения прав человека. Принципиально важное в этом отношении значение имеют правовые нормы конституций Финляндии и Словении. «С детьми, - говорится в Конституции Финляндии, - следует обращаться как с равными индивидуумами, и они должны иметь право оказывать влияние на решение вопросов, которые касаются их самих в соответствии с уровнем их развития» (§ 6). На основании ст. 56 Конституции Словении «дети осуществляют права человека и основные свободы в соответствии со своим возрастом и уровнем зрелости».

Таким образом, в процессе конституционного регулирования семейно-родственных отношений гражданского общества преследуется цель обеспечить оптимальное сочетание публичных интересов каждой семьи, материнства и детства.

  1. Экологические отношения гражданского общества регулируются нормами конституционного права с целью разрешения противоречий между частными интересами предпринимателей, стремящихся получить высокую прибыль за счет хищнической эксплуатации природных ресурсов и экономии средств на природоохранных мероприятиях, и публичными интересами государства, призванного обеспечить сохранение благоприятной окружающей среды для живущих и будущих поколений людей. Регулирование осуществляется путем нормативного оформления экологической политики государства, установления права публичной и частной собственности на природные ресурсы, закрепления экологических прав и обязанностей личности и гарантий их реализации, системы органов государственной власти, обеспечивающих экологическую безопасность населения, рациональное природопользование и охрану окружающей среды. В федеративных государствах, помимо того, производится на конституционном уровне разграничение компетенции между федерацией и ее

субъектами в правовом регулировании экологических отношений.

Достаточно полно нормы с экологическим содержанием сформулированы в Конституции Швейцарии (ст. 73-80). Они закрепляют принцип экологического равновесия между природой и хозяйственной деятельностью человека, разграничивают компетенцию Союза и кантонов в сфере ландшафтного планирования, охраны окружающей среды, рационального использования и охраны водных ресурсов, животного и растительного мира. Нормы Конституции увязывают охрану природы с охраной родного края. Если требует публичный интерес, государство «бережет ландшафты, пейзажи, исторические места, а также памятники природы и культуры». Особой охране подлежат «болота и болотистые ландшафты особой красоты и общешвейцарского значения... Там не разрешается ни возводить сооружения, ни предпринимать изменения земли» (ст. 78).



Сказанное позволяет сделать вывод, что нормы национальных конституций зарубежных стран определяют лишь контуры экологических отношений, закрепляют принципы их правового регулирования, которые проецируются на все экологизированные институты публичного и частного права.

  1. Отношения по охране жизни и здоровья человека регулируются способом признания государством на конституционном уровне его естественных, неотчуждаемых прав на жизнь, физическую и психическую целостность, охрану здоровья и медицинскую помощь и возложения на него юридической обязанности по обеспечению их реализации.

В национальных конституциях высокоразвитых стран закрепляется государственная политика в сфере здравоохранения, которую можно определить как совокупность решений или обязательств государства по проведению органами власти согласованного курса действий в системе оказания медицинской помощи, направленных на достижение поставленных целей и задач по улучшению здоровья населения, увеличению средней продолжительности жизни людей. Здоровье населения и здравоохранение признаются важнейшими компонентами системы гражданского общества, влияющими на все стороны его социально-экономической деятельности.

Государственная политика в сфере здравоохранения наиболее полно урегулирована нормами ст. 64 Конституции Португалии. В ней определены основные направления формирования общенациональной службы здравоохранения, предусмотрена разработка оптимальной схемы размещения медицинских учреждений на территории страны, намечен комплекс мероприятий по подготовке и закреплению медицинского персонала, предписано создать систему экономических, социальных, культурных и экологических условий, обеспечивающих сбережение народа.

В соответствии с Конституцией Швейцарии государство принимает на федеральном уровне меры по охране здоровья населения. Оно устанавливает порядок обращения с продуктами питания, лекарственными препаратами, наркотическими веществами, которые могут угрожать здоровью человека. На него возложена обязанность обеспечивать в рамках своей компетенции защиту человека от ионизирующего излучения, злоупотреблений репродуктивной медициной и генной инженерией, возникающих угроз здоровью и достоинству личности в области трансплантации органов (ст. 118-120).


Таким образом, в процессе конституционного регулирования отношений по охране жизни и здоровья человека обеспечиваются как личные неимущественные блага, так и самое большое достояние всего гражданского общества.

  1. Отношения по защите прав потребителя регулируются конституционными нормами в минимальном объеме. Они предоставляют потребителю право на получение качественных товаров и услуг, на достоверную информацию об их потребительских свойствах, а на государство возлагают юридическую обязанность обеспечить реализацию этого права (ст. 51 Конституции Испании, ст. 76 Конституции Польши, ст. 60 Конституции Португалии). Порядок осуществления государственного контроля за качеством товаров и услуг, защиты прав потребителя регулируется специальными законами, которые принимаются на национальном уровне во всех высокоразвитых странах. Они предоставляют гражданскому обществу широкие возможности для активного участия в защите прав потребителя.

§ 4. Особенности конституционно-правового регулирования духовно-культурных отношений

Сфера культуры занимает главное место в гражданском обществе, являясь неотъемлемой частью любой социальной системы, и в то же время обладая определенной самостоятельностью. Государство заинтересовано в использовании потенциала культуры для обеспечения своего единства и территориальной целостности, духовного развития граждан, повышения качества товаров и услуг, эффективности работы всего государственного аппарата, достижения успехов в международных отношениях.

Культура представляет собой совокупность выдающихся достижений нации, народа, человечества в области материального и духовного производства, сложившихся форм и способов деятельности личности, вошедших в общественное сознание, в быт и привычки людей, устоявшихся умений и навыков творчества в физическом и умственном труде.

Объектами конституционно-правового регулирования в культурной сфере гражданского общества являются: отношения по созданию материальных и духовных ценностей культуры; освоению достижений культуры; охране материальных и духовных ценностей культуры.

  1. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   40

Отношения по созданию материальных и духовных ценностей культуры регулируются путем приведения в действие диспозиций конституционно-правовых норм, мотивирующих творческое поведение свободной личности. Так, согласно ст. 20 Конституции Испании, признается и охраняется право на «техническое, научное, художественное, литературное творчество и производство». Его осуществление «не может быть ограничено никаким видом предварительной цензуры» (ч. 1-2).

Право на творчество предполагает предоставленную конституцией возможность каждому лицу самостоятельно выбирать любые творческие объединения или вступать в уже действующие, свободно распоряжаться результатами своего творческого труда.

Однако свобода творчества в гражданском обществе не может быть безграничной. Хотя государство в демократических странах и не вмешивается в творческую деятельность граждан, тем не менее оно должно пресекать выражение в любой форме насилия и жестокости, пропаганду войны и терроризма, расовой, национальной, религиозной, социальной исключительности или нетерпимости, порнографии, использование ненормативной лексики. «Публикация или произнесение богохульных, подрывных или непристойных материалов, - говорится в ст. 40 Конституции Ирландии, - является преступлением, которое должно наказываться в соответствии с законом» (п. 6.1).

Создание ценностей культуры возможно лишь в результате целостного, длительного и вдохновенного напряжения талантливой личности или творческого коллектива, способных отыскать прекрасную форму для выражения в ней глубокого содержания. Поэтому национальные конституции зарубежных стран нормативно определяют позицию государства по отношению к творческим работникам, признавая их исключительную роль в гражданском обществе. В Швейцарии, например, государство поддерживает на федеральном уровне культурные устремления, представляющие общенациональный интерес, а также содействуют искусству и музыке, особенно в сфере профессиональной подготовки (ст. 69 Конституции). В Конституции Турции выделена специальная статья, посвященная «защите искусств и художников» (ст. 64).

Конституции высокоразвитых стран возлагают на государство обязанности по созданию условий для самореализации талантов, обеспечению приоритете в развитии национальных культур, преодолению монополизма в данной области. На основании ст. 78 Конституции Португалии государство в сотрудничестве с учреждениями культуры обязано «поддерживать инициативы, которые способствуют индивидуальному и коллективному творчеству в его многообразных формах и проявлениях и большему распространению произведений и объектов культуры высокого уровня» (п.