Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 331

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гражданское общество и государство находятся в состоянии диалектической противоречивости. С одной стороны, государство представляет собой обособленную политическую организацию общества, а с другой - служит формой организации самого общества. В связи с этим чрезмерное усиление государства влечет распространение власти на те сферы жизнедеятельности общества, которые носят сугубо частный характер. В результате происходит свертывание рыночных механизмов регулирования национальной экономики, установление контроля государства над обществом, произвольное ограничение прав и свобод личности. Доминирование гражданского общества над государством, преобладание договорных начал в системе правового регулирования в публичных сферах связаны с ослаблением государства, что приводит к нарушению законности и правопорядка, возникновению угроз безопасности самого общества, переходу его в хаотическое состояние.

Разрешение диалектической противоречивости в данном случае заключается в формировании правового государства, призванного определить нормами конституционного права частную и публичную сферы жизнедеятельности общества, установить запрет на ограничение свободы реализации частных интересов административными методами. Его регулирующая роль в этой связи сводится к обеспечению государственной и общественной безопасности, укреплению правопорядка, созданию законодательных основ для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, проявлению активности и предприимчивости. В свою очередь гражданское общество сможет добиваться демократизации государственной власти за счет перераспределения полномочий между ее уровневыми структурами, путем обеспечения адекватного представительства интересов разных слоев населения в национальном парламенте, осуществления общественного контроля, защиты прав и свобод личности от нарушений, связанных с превышением должностными лицами своих служебных полномочий и злоупотреблений властью.

В то же время в конституционном праве появилось много норм, обеспечивающих оптимальное сочетание публичных и частных интересов, интересов личности и государства. В качестве примера можно привести положение ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Публичные интересы, нормативно закрепленные в данной статье, заключаются в признании необходимости охраны государством прав и свобод каждого члена общества. С точки зрения охраны частных интересов конституционная норма позволяет конкретному лицу в случае нарушения его прав и свобод обратиться за защитой к государству. Все нормы второй главы Конституции РФ, названной «Права и свободы человека и гражданина», охраняют, с одной стороны, публичные интересы, определяя возможности участия каждого в жизни общества и государства, а с другой стороны, они устанавливают определенные границы и условия реализации правомерных интересов отдельно взятого лица. С помощью таких норм можно достигнуть сбалансированности интересов правового государства и гражданского общества, установить их взаимные обязанности и ответственность, возвести в закон свободу и долг каждого лица.


§ 2. Конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского

общества

Ведущее место в системе гражданского общества принадлежит производственным, экономическим отношениям, которые составляют основу всех иных общественных отношений. Они представляют собой отношения между людьми, возникающими в процессе производства и распределения материальных благ общества.

В гражданском обществе производственные отношения складываются при многообразии форм собственности и экономической свободе личности. В нем собственность существует в таких основных формах, как публичная и частная. Все остальные формы собственности являются производными от них.

Субъектами права публичной собственности могут быть государство в целом, регионы и муниципальные образования. В России в качестве производных форм собственности сложились федеральная государственная собственность, собственность субъектов РФ и муниципальная собственность. Все они являются коллективными формами собственности, что предопределяет равный для каждого субъекта объем имущественных прав.

Назначение публичной собственности заключается в удовлетворении интересов народа, населения региона или местного сообщества, что обусловливает распространение на объекты публичной собственности принципов неотчуждаемости и неприменимости сроков давности. Как сказано в ст. 132 Конституции Испании, закон регулирует правовой режим публичного имущества, исходя из принципов его неотчуждаемости, неприменимости сроков давности, невозможности обращения на него взыскания, а также охраны его от использования не по назначению.

Субъектами права частной собственности признаются любые физические и юридические лица, что порождает множественность ее видов. В гражданском обществе существуют индивидуальная, групповая, коллективная и другие виды частной собственности. Но самое главное заключается в том, чтобы каждый субъект права частной собственности был действительно таковым и мог свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Государство признает и защищает равным образом частную и публичную формы собственности (ст. 8 Конституции РФ). Тем не менее оно устанавливает на конституционном уровне и дополнительные гарантии права частной собственности. Соответствующие нормы имеются, например, в конституциях России (ч. 3 ст. 35), Бельгии (ст. 16), Дании (ст. 73), Нидерландов (ст. 14) и в Основном законе Германии (ст. 14).



Наличие дополнительных гарантий права частной собственности придает стабильность системе производственных отношений как экономической основе гражданского общества. Собственность служит основополагающим условием свободы личности, объективной предпосылкой жизнеспособности самого общества, обладающего конституционными признаками гражданского.

Конституции стран с развитым гражданским обществом обеспечивают оптимальное сочетание публичных и частных интересов и в случаях принудительного изъятия собственности для общественных нужд. Почти все из них содержат правовые нормы, согласно которым изъятию частной собственности должно предшествовать справедливое возмещение ее стоимости (ст. 73 Конституции Дании, ст. 14 Конституции Нидерландов, § 15 Конституции Финляндии). При возникновении спора о размерах возмещения стоимости подлежащего изъятию имущества собственник может обратиться в суд.

Важную роль в развитии производственных отношений гражданского общества играет рыночная экономика. Однако в конституциях демократических стран отсутствуют правовые нормы, детально регулирующие отношения в системе рыночной экономики, определяющие ее тип. Обычно закрепляются лишь такие основные принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, свобода заключения договоров, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории страны, поддержка конкуренции.

Значительно реже конституции зарубежных стран для обозначения рыночной экономики используют собирательные понятия, определяющие ее тип. Так, в ст. 20 Конституции Польши сформулирована правовая норма, согласно которой «социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, образует основу экономического устройства Республики Польша». В Конституции Перу говорится о сложившейся в стране «социальной рыночной экономике», о роли государства, призванного обеспечить «свободу рынка» (ст. 58, 61). В соответствии с Конституцией Португалии государство обязано «обеспечить эффективное функционирование рынка» (п. «е» ст. 81).

На основе принципа экономической свободы осуществляется конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества в Швейцарии. В соответствии с Конституцией Союз и кантоны обеспечивают в стране единство экономического пространства, пресекают экономическую деятельность влиятельных на рынке предприятий и организаций, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускают злоупотреблений в ценообразовании. Ограничения экономической свободы могут практиковаться только в случаях, когда они прямо предусмотрены в Союзной конституции или обосновываются историческими прерогативами некоторых кантонов (ст. 94-96).


Особую заботу власти Швейцарии проявляют о сельских товаропроизводителях. Государство поощряет земледельческие крестьянские хозяйства, дотируют производство сельскохозяйственной продукции, оказывает им инвестиционную помощь (ст. 104 Конституции). Благодаря этому, сельское хозяйство Швейцарии обеспечивает снабжение населения экологически чистой продукцией, сохраняет естественные основы жизни и культурные ландшафты, способствует децентрализованному заселению страны.

Конституция Канады в целях укрепления производственных отношений гражданского общества возлагает на федеративное государство и его провинции обязательства по выравниванию возможностей граждан страны и ликвидации регионального неравенства. Согласно ст. 36 Конституционного акта Канады 1982 г. они обязаны содействовать:

  • обеспечению равенства возможностей для всех канадцев в их стремлении к благополучию;

  • комплексному развитию экономики страны с тем, чтобы сократить неравенство возможностей;

• предоставлению в распоряжение всех канадцев на качественно приемлемом уровне основных публичных служб.

Большое практическое значение для развития производственных отношений гражданского общества и расширения его социальной базы за счет увеличения численности среднего класса имеет стабильность национальной налоговой системы. Убедительным подтверждением тому может служить Конституция Швейцарии, нормы которой регулируют прямые налоги на доходы физических и юридических лиц.

В соответствии со ст. 128 Конституции Швейцарии федеральные органы государственной власти могут устанавливать максимальные размеры прямых налогов по следующей шкале: не более 9,8% с чистого дохода юридических лиц; не более 11,5% с дохода физических лиц; не более 0,825 промилле с капитала и резервов юридических лиц (ч. 1). При этом особенно следует учитывать принципы всеобщности и равномерности налогообложения, а также принцип обложения налогами в соответствии с экономической способностью платить налоги (ч. 2 ст. 127).

В Швейцарии для увеличения максимальных размеров прямых налогов на физических и юридических лиц надо вносить изменения в федеральную Конституцию. Однако «полностью или частично пересмотренная Союзная конституция вступает в силу, когда она принята народом и кантонами» (ст. 195). Такая процедура внесения поправок в Конституцию Швейцарии полностью исключает проведение всенародного референдума на предмет увеличения размеров прямых налогов на физических и юридических лиц, поскольку результаты голосования будут известны заранее. Все участники референдума, скорее всего, выскажутся против поправок в Конституцию Швейцарии, предусматривающих повышение налогов. Это придает исключительную устойчивость системе налогового законодательства Швейцарии, создает благоприятные условия для инвестиций в сферу материального производства, осуществления долгосрочных проектов, реализации частного интереса.


Конституции подчас закрепляют методы материально-финансового воздействия на структуры гражданского общества с целью обеспечения их самостоятельности в отношении государства, беспрепятственной реализации частного интереса. Так, например, в ст. 89 Конституции Японии сформулирована правовая норма, согласно которой «никакие государственные денежные средства или иное имущество не могут ассигноваться или предназначаться для использования, выгоды или содержания какого-либо религиозного учреждения, ассоциации или каких-либо благотворительных, просветительных или филантропических учреждений, не находящихся под контролем публичных властей».

Рыночная экономика в современных условиях представляет собой открытую систему, имеющую многочисленные связи с национальными экономиками других государств. Она развивается в соответствии с объективными экономическими законами. Однако жесткая конкуренция товаров и услуг на международном рынке требует от государства защищать интересы гражданского общества, проводить в случае необходимости политику протекционизма. В частности, Конституция Швейцарии управомочивает государство допускать отступление от принципов свободы торговли и развития промышленности, если этого требуют общие интересы страны, необходимость сохранения важных отраслей хозяйства или профессий, интересы сельского хозяйства или национальной экономики,

Государственно-властное воздействие на производственные отношения гражданского общества, их упорядочение могут осуществляться и путем закрепления в конституции экономической политики страны. Это объясняется тем, что экономическая политика государства, закрепленная в его основном законе, приобретает свойства правовой институции, поскольку она существует и функционирует на основе и в рамках конституционных норм, выполняет регулятивную функцию. Наглядным подтверждением тому могут послужить нормы ст. 14 Конституции Лихтенштейна, согласно которым высшей обязанностью государства является способствовать общественному благосостоянию. В этих целях государство будет заботиться об издании и соблюдении законов об экономических интересах

народа.

Таким образом, конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества в современных условиях осуществляется методами согласования публичных и частных интересов в сфере экономики, разрешения существующих в жизни коллизий между усилением влияния государства на параметры хозяйственного комплекса страны и свободой устремлений личности.