ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 328
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 3. Конституционные основы социальных отношений гражданского общества
Социальные отношения гражданского общества представляют собой сложную систему с многочисленными вертикальными и горизонтальными связями, объединяющими частные интересы свободной личности и публичные интересы всех социальных общностей страны. В качестве составных элементов в нее входят: 1) отношения между трудом и капиталом; 2)отношения по социальному обеспечению населения страны; 3) межнациональные отношения; 4) семейно-родственные отношения; 5) экологические отношения; 6) отношения по охране жизни и здоровья человека; 7) отношения по защите прав потребителя. Эти отношения регулируются нормами трудового, административного, финансового, социального, семейного и экологического законодательства. Однако правовую основу для регулирования социальных отношений закладывают конституционные нормы, объединяющие их в систему негосударственных отношений гражданского общества.
- 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 40
Отношения между трудом и капиталом в демократических странах регулируются конституционными нормами с целью достижения социального партнерства между работодателями и работниками, обеспечения их сотрудничества при разрешении трудовых конфликтов. В этой связи государство наделяет каждого правом на свободный труд и возлагает на работодателя юридические обязанности создавать благоприятные условия для его осуществления, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и выплачивать вознаграждение за проделанную работу без какой бы то ни было дискриминации (ст. 35 Конституции Нидерландов). Одновременно государство определяет посредством конституционных норм порядок установления минимального размера оплаты труда, ниже которого работодатель не вправе выплачивать работнику вознаграждение за его труд (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, § 110 Конституции Норвегии).
Конституции стран с развитым гражданским обществом закрепляют механизм разрешения трудовых конфликтов между работодателем и работниками. Он включает правовые нормы, которые устанавливают порядок деятельности профсоюзов, судебных органов и самих работников по разрешению трудовых конфликтов, определяют условия обеспечения безопасности и поддержания в надлежащем состоянии оборудования и сооружений в период проведения забастовки, сохранения минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения неотложных социальных нужд (ст. 54- 57 Конституции Португалии).
Роль государства здесь сводится к тому, чтобы гарантировать конституционными нормами демократические процедуры разрешения трудовых споров, не допустить их разрастания до такой степени, когда они перейдут в политические конфликты и создадут угрозу безопасности страны, анархии и распада гражданского общества.
-
Отношения по социальному обеспечению населения страны регулируются нормами конституционного права посредством юридических предписаний, адресованных их участникам. В национальной конституции закрепляются право каждого на социальное обеспечение и соответствующая ему юридическая обязанность государства принимать все необходимые меры по его реализации, а также определяются категории населения страны, нуждающиеся в социальной защите. Государство обычно гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Вместе с тем следует отметить, что конституции некоторых стран с развитым гражданским обществом расширяют круг участников и состав объектов отношений по социальному обеспечению.
Так, Конституция Португалии выделяет в качестве субъекта таких отношений молодежь, которая пользуется в соответствии с ее нормами особой защитой государства в реализации своих социальных прав, в том числе при приеме в первый раз на работу и получении жилья (ч. 1 ст. 70). Конституции Исландии (ст. 76), Испании (ст. 42), Монако (ст. 26), Финляндии (§ 19) наряду с другими объектами отношений по социальному обеспечению населения называют и безработицу, при наступлении которой назначаются и выплачиваются пособия каждому лицу, лишившемуся рабочего места не по своей вине.
Конституционные нормы создают благоприятные условия для обеспечения частного интереса при наступлении социального риска и сохранения источников формирования публичных финансов, необходимых для развития гражданского общества, свободных собственников. Однако государство, как сказано в Основном законе Швейцарии, сможет обеспечить социальную защиту определенных категорий населения страны лишь в рамках своей конституционной компетенции и имеющихся у него финансовых средств (ч. 3 ст. 41). Даже в самых высокоразвитых странах мира оно не может стать общенациональным собесом.
-
Межнациональные отношения регулируются прежде всего методом установления равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, языка и религии. Как сказано в ст. 14 Конституции Испании, «все испанцы равны перед законом, и не допускается никакая дискриминация по рождению, расе, полу, вероисповеданию, взглядам или по любым другим основаниям персонального или социального характера».
В несколько иной редакции это положение сформулировано в Конституции Швеции, нормативно установившей, что «в законе или ином предписании не может содержаться неблагожелательное отношение к какому-либо гражданину, который на основании расы, цвета кожи или этнического происхождения принадлежит к меньшинству» (§ 15).
Конституционными нормами в данном случае государство интегрирует свободных, равных по своему статусу лиц в единое гражданское общество. Однако при регулировании межнациональных отношений нормами конституционного права государство в демократических странах обеспечивает также защиту публичных интересов наций, народностей и этнических групп. На конституционном уровне им предоставлено право реализовать свой национальный суверенитет в форме субъекта федерации, территориальной автономии,
самобытного муниципального образования, национальнокультурной автономии. Соответствующие нормы имеются в Конституционном акте о Союзе Канады, Новой Шотландии и Нью-Браунсуика 1867 г., в конституциях Испании (ст. 2), Италии (ст. 114-115), Норвегии (§ 110а), Португалии (ст. 6) и Финляндии (§ 120).
Значительное место в системе конституционного регулирования межнациональных отношений в странах с развитым гражданским обществом занимают нормы, определяющие статусы коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
В законодательстве и научной литературе коренные малочисленные народы определяются как народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, имеющие незначительную численность и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Коренные народы являются потомками тех этносов, которые населяли его территорию до прихода туда людей с другой материальной и духовной культурой, другого этнического и расового происхождения. Они отличаются от остальной части населения страны своими обычаями и традициями, языком и религией, формами ведения экстенсивного хозяйства на базе возобновимых природных ресурсов. В местах традиционного проживания для них характерна высокая интеграция в исконную среду обитания, что выражается в духовной, экономической и физиологической зависимости от природы. Сами коренные малочисленные народы сознательно считают себя не только самостоятельными этническими общностями, но и неотъемлемой частью природной среды.
В целях защиты публичных интересов коренных малочисленных народов демократические государства гарантируют сохранение их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, родного языка, самобытной культуры и общественного уклада, родоплеменной юстиции, этнического самоуправления.
Анализ конституционного законодательства зарубежных стран показывает, что наиболее полно статус коренных малочисленных народов урегулирован в США, Канаде, Новой Зеландии и Скандинавских странах. Так, например, в Норвегии на основании и во исполнение норм Конституции (§ 110а) были приняты Закон о саамах (1984 г.) и Акт о саамском языке (1990 г.), а также создан саамский Парламент как орган этнического самоуправления, наделенный главным образом консультативными полномочиями.
Саамам гарантированы права на самоопределение, на землю и территории традиционного природопользования, на сохранение и развитие материальной и духовной культуры, на участие в политической жизни страны. Язык саамов признан официальным языком, используемым во всех сферах общения на территории их проживания, невзирая на действительное знание норвежского.
Отправным началом конституционно-правового регулирования статуса национальных меньшинств служит сам факт юридического признания их в таком качестве. Государство может это сделать как на конституционном, так и на законодательном уровне.
Первый способ юридического признания конкретных национальных меньшинств нашел свое выражение в содержании ст. 5 Конституции Словении, где записано: «Государство защищает и гарантирует права автохтонных итальянского и венгерского национальных сообществ».
Второй способ избран Национальным советом (парламентом) Австрии, который принял Федеральный закон от 7 июля 1976 г. «О правовом положении национальных меньшинств». Законом признаны в качестве национальных меньшинств хорваты, словенцы, чехи, словаки, венгры и цыгане.
В целях обеспечения прогрессивного развития национальных меньшинств демократические государства предоставляют им дополнительные специальные права. На основе анализа норм конституций и действующего законодательства зарубежных стран о статусе национальных меньшинств можно выделить в их числе следующие коллективные права:
-
право на защиту государством своих публичных интересов (Венгрия); -
право на участие в общественной жизни страны (Бельгия, Испания, Норвегия, Швейцария); -
право на гарантированное представительство в парламенте государства (Румыния), в парламенте, правительстве и в органах местного самоуправления страны (Хорватия); -
право на создание консультативных советов по делам национальных меньшинств при центральных органах исполнительной власти государства (Австрия); -
право на осуществление местного самоуправления с учетом национальных традиций (Венгрия).
Кроме того, национальные меньшинства во всех демократических странах обладают правами на сохранение и развитие, самобытной культуры, использование родного языка в работе государственных учреждений, как средства общения, получения образования на всех его ступенях, обозначения топографических названий, восприятия информации и т. п.