ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В России федерализм характеризуется патерналистско-клиентскими отношениями, при которых субъекты Федерации фактически отданы под покровительство своего патрона - федерального центра и должны в качестве клиентов нести по отношению к нему установленные в одностороннем порядке повинности. Бюджетно-финансовая самостоятельность субъектов Российской Федерации так и не стала конституционно защищенной нормой, а по-прежнему зависит от политических связей в Кремле и высочайшего мнения в отношении того или иного регионального руководителя. Президенту РФ принадлежит решающая роль в подборе кандидатур на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Принципы правового и социального государства в современной России должны восприниматься как конституционные концепции, идеи, долговременный процесс, но ни в коем случае как реальность, которой еще нет. Поэтому оптимальной представляется норма о правовом государстве, сформулированная в Конституции Испании. В преамбуле Конституции записано, что испанская нация, желая содействовать справедливости, свободе и безопасности, а также обеспечить благополучие всех, кто ее составляет, используя свое суверенное право, заявляет о своем стремлении «установить правовое государство, обеспечивающее верховенство закона как выражение воли народа».
Конституционные нормы о республиканской форме правления реализуются в России с учетом национальных традиций, вековечного опыта осуществления государственной власти. По инициативе первого Президента РФ в стране начала возрождаться традиция, заложенная в Российской империи Петром Великим, когда государь сам назначал себе преемника. Современная практика назначения Президентом РФ преемников, заключение двумвиратов свидетельствует, скорее всего, о легализации в России монаршего эквивалента.
Таким образом, за более чем двадцатилетний период действия Конституции РФ в стране реальностью стало лишь светское государство, сложились благоприятные условия для пользования свободой совести и вероисповедания.
Конституционный институт государства формируется с учетом исторических, национальных, экономических и политических особенностей страны. В его структуру включаются правовые нормы, закрепляющие элементы государства, которые в каждой стране приобретают специфическую окраску, отличаются по своему составу. Так, например, в соответствии со ст. 4 Конституции Непала страна является «независимым, неделимым, суверенным, светским, федеративным, демократическим, республиканским государством» (ч. 1). Индонезия позиционируется как унитарное государство с республиканской формой правления, основанном на принципах народовластия и правления права (ст. 1 Конституции Индонезии).
«Республика Йемен, - как сказано в ст. 1 Конституции, - арабское, исламское и независимое суверенное государство, чья целостность нерушима». В структуру конституционного института государства Камбоджи входят правовые нормы, оформляющие парламентскую монархию, либеральнодемократический политический режим, государственный суверенитет, статус нейтрального государства (ст. 1 Конституции Камбоджи).
Наблюдается лишь полное единство в закреплении конституционно-правовыми нормами столицы страны, национального флага, гимна и герба как символов суверенитета государства.
§ 2. Принцип разделения властей в современном государстве
Государственная власть в любой стране мира является единой, поскольку ее источником может быть лишь один субъект конституционного права. В качестве такого субъекта может выступать монарх, господствующий класс, народ в целом.
В большинстве современных государств единая власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Наиболее четко эта распространенная позиция нашла свое легальное выражение в содержании ст. 3 Конституции Казахстана, согласно которой «государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебные ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов» (п. 4).
В России на конституционном уровне также признается единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5) и осуществление ее на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, органы которых самостоятельны (ст. 10).
Под законодательной властью следует понимать сформированную непосредственно гражданами самостоятельную ветвь государственной власти, обладающую полномочиями оказывать через властеотношения определяющее воздействие на деятельность и поведение людей посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также путем осуществления представительства интересов граждан и народа как внутри страны, так и за ее пределами.
В законодательной власти воплощаются организованная воля и организованная сила всего народа страны. В этой связи она обладает монополией на издание нормативных правовых актов в форме законов, на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Тем самым власть осуществляет стратегическое управление экономическими, социальными и политическими процессами, формирует и закрепляет наиболее фундаментальные ценности и долговременные стандарты государственной и общественной жизни, воспринимаемые в качестве исходных начал всеми иными ветвями государственной власти.
Исполнительная власть - это концентрированные и реально воплощенные в системе специально созданных органов государства организованная воля и организованная сила правящей элиты, направленные на реализацию законов, принятых гражданами непосредственно на референдуме или законодательными (представительными) органами государственной власти, а также на исполнение судебных решений. В современных государствах она находит свое нормативное закрепление на конституционном уровне как самостоятельная ветвь государственной власти с учетом формы правления, политико-территориальной организации государства, политического режима, исторических, национальных и политических традиций.
Характерная особенность исполнительной власти заключается в том, что ее структурами охватываются практически все сферы общественной жизни страны: экономика, наука, образование, культура, здравоохранение, социальная сфера, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности и общественного порядка, организация обороны и внешних сношений. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся огромные материальные, финансовые и кадровые ресурсы, вооруженные силы. Она располагает правом осуществлять легитимное государственное принуждение.
Судебная власть - это самостоятельная ветвь государственной власти, созданная для отправления правосудия по конституционным, гражданским, административным и уголовным делам исключительно судами, осуществляющими свои властные полномочия на основе закона с соблюдением установленных процессуальных форм. Как сказано в ст. 118 Конституции РФ, судебная система России устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3).
Судебная власть характеризуется такими сущностными признаками, как самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Самостоятельность судебной власти заключается в том, что она осуществляется судами независимо от каких-либо других органов государства, в присущих только судебной власти организационных и процессуальных формах, четко определенных законом.
В системе судебной власти полностью исключается иерархическая соподчиненность судов, что является типичным для органов исполнительной власти.
Свойство исключительности судебной власти означает, что никакое общественное объединение или должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия судов, отправлять правосудие.
Подзаконность судебной власти состоит в том, что суды и судьи осуществляют свою деятельность на основе закона, подчиняются только предписаниям национальной конституции и закона и не вправе отступать от их требований при отправлении правосудия по конкретным делам.
Полнота судебной власти проявляется в содержании и объеме компетенции ее органов, окончательном характере решений, принимаемых судебной властью, в их обязательности для государственных органов и должностных лиц, а также иных субъектов права на всей территории страны.
Классическая концепция разделения властей, сформулированная Д. Локком (1632-1704) и Ш.-Л.
Монтескье (1689-1755), начала подвергаться в новейшее время некоторым модификациям. В конституциях Парагвая, Коста-Рики, Уругвая и Чили наряду с традиционными ветвями власти названа и четвертая - избирательная власть. Свое организационное выражение она находит в национальных системах избирательных судов (трибуналов), сформированных на конституционной основе в каждой из названных стран. В Парагвае учрежден Высший избирательный Суд, в Коста-Рике - Верховный Суд, в Чили - Трибунал квалификации выборов с его региональными избирательными трибуналами. Все они являются независимыми органами государственной власти, призванными обеспечить организацию, руководство и контроль за проведением выборов. Им подотчетны и подконтрольны все остальные избирательные органы государства.
В Конституции Венесуэлы в качестве самостоятельной ветви государственной власти страны выделена гражданская власть. Ее осуществляет Совет Республиканской Морали, в состав которого входят Защитник Народа, Генеральный фискал и Генеральный контролер Республики. Он наделен полномочиями по предупреждению, расследованию и привлечению к нравственно-политической ответственности лиц, виновных в нарушении публичной этики, неисполнении гражданского долга.
Контрольная власть как самостоятельная ветвь государственной власти утвердилась в Израиле. Она нормативно оформлена Основным законом Израиля от 15 февраля 1988 г. «О Государственном контролере», который входит в структуру комбинированной Конституции Израиля. Контролер проводит аудит хозяйственной деятельности, собственности, обязательств и эффективности управления государством, осуществляемого министрами, любыми государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и корпорациями. Он проверяет законность, честность, соблюдение требований к управлению, эффективность и экономичность деятельности органов государственной и муниципальной власти, подпадающих под аудит. В установленном законом порядке Государственный контролер расследует жалобы общественности на деятельность органов публичной власти и должностных лиц. В этом случае он выступает под именем «Уполномоченного по рассмотрению жалоб общественности».
В Конституции Тайваня 1947 г. закреплено пять ветвей власти - законодательная, исполнительная, судебная, экзаменационная и контрольная. Специфические функции осуществляет лишь экзаменационная власть. Ее органы занимаются подбором кадров на вакантные должности в структуры государственного аппарата.
Таким образом, в национальных конституциях современных государств закрепляются разные ветви «общего древа» государственной власти. Однако в практике государственного строительства может возникнуть и противоположная ситуация, когда наряду с узаконенными ветвями власти реально существуют и эффективно функционируют непризнанные на конституционном уровне самостоятельные ветви государственной власти. Наглядным примером тому может служить исторически сложившаяся в России прокурорско-надзорная власть, которая даже не упоминается в ст. 10 Конституции РФ. Тем не менее, она является самостоятельной ветвью государственной власти, которая осуществляется в формах прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны.
Принцип разделения единой государственной власти предполагает установление такой системы конституционно-правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает концентрацию власти в какой-либо одной из ее ветвей, обеспечивает самостоятельное и независимое их осуществление. В качестве составных элементов в нее входят конституционно-правовая структурированность каждой ветви государственной власти, ее функциональная обособленность, характерные только для нее формы осуществления власти.
Структурированность - имманентный признак каждой самостоятельной ветви государственной власти, так как она осуществляет свои функции посредством специально созданной системы органов, наделенных соответствующими полномочиями. Они выступают в качестве субъектов определенной ветви государственной власти, уполномоченных нормами конституционного права обеспечивать
легитимную и фактическую ее реализацию.
Функциональная обособленность любой самостоятельной ветви государственной власти заключается в четком определении ее функций, которые должны исполняться ее субъектами самостоятельно и независимо от других властей. Тем самым исключается сосредоточение функций различных ветвей власти в одной системе органов государства, их взаимное уравновешивание, принципиальная невозможность ни одной из ветвей власти подчинить себе другие, узурпировать их, установить диктатуру.