Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В России законодательная власть ограничивается принципами основ конституционного строя, довольно жесткой юридической процедурой законодательного процесса, правом Президента РФ отклонить принятый закон и возвратить его в Федеральное Собрание РФ для повторного рассмотрения (отлагательное вето), правом роспуска Государственной Думы в порядке, установленном Конституцией РФ, мерами конституционного контроля.

В современных условиях исполнительная власть России объективно обладает возможностью возвыситься над другими властями и при отсутствии реального парламентского и судебного контроля, а также прокурорского надзора занять монопольное положение в системе государственной власти. В связи с усложнением общественных процессов, стремительным развитием информационных технологий, загрязнением окружающей среды, угрозой техногенных аварий и катастроф, проявлениями политического, национального и религиозного экстремизма, ростом напряженности в международных отношениях возникает объективная необходимость в принятии исполнительной властью России оперативных управленческих решений с целью урегулирования различных социальных ситуаций.

Для ограничения исполнительной власти России применяются такие конституционные средства, как назначение Президентом РФ кандидата на должность Председателя Правительства РФ по согласованию с Государственной Думой, наделение ее правом выражать вотум недоверия Правительству РФ, запреты на регламентацию ведомственными актами отношений, которые подлежат урегулированию только законами, обеспечения законности в функционировании исполнительной власти мерами прокурорского надзора, отмена ее актов судебными органами.

Конституционные ограничения судебной власти выражаются в том, что все уровни судов России создаются и упраздняются при непосредственном участии законодательной власти. Совет Федерации назначает по представлению Президента РФ на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Круг конфликтов, разрешаемых судом, четко очерчивается законом, то есть решениями законодательной власти России.

Прокурорско-надзорная власть России сдерживает усиление исполнительной власти страны за счет власти законодательной. Достигается это путем приведения нормативных правовых актов исполнительной власти в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

В свою очередь законодательная власть России сдерживает чрезмерное усиление прокурорско- надзорной власти. Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. К тому же прокурорско-надзорная власть регламентируется нормами федеральных законов, определяющими ее место и роль в системе разделения властей.


Характерная особенность конституционного разделения властей в России заключается в том, что Президент РФ не относится ни к одной из ветвей единой государственной власти. Наличие института надвластного Президента РФ по существу означает, что в России не вся государственная власть распределена между законодательной, исполнительной, судебной и прокурорско-надзорной ветвями власти. За их счет сконструирована исключительно сильная президентская власть, которая не входит в систему сдержек и противовесов и в состоянии оказывать решающее влияние на каждую из четырех сложившихся ветвей государственной власти, ограничивать их самостоятельность. Фактически президентская власть в России обладает верховенством по отношению ко всем ветвям государственной власти.

В отечественной литературе по конституционному праву неоднократно высказывались предложения о совершенствовании системы разделения властей, ликвидации верховенства президентской власти. Среди них наиболее обоснованными являются предложения о преобразовании России из президентско-парламентской республики в президентскую с интеграцией института президентства в систему исполнительной власти. Тогда Президент РФ станет главой государства и главой исполнительной власти, что повысит его персональную ответственность за состояние дел в стране, эффективность государственного управления.

В конституциях многих зарубежных стран принцип разделения властей вообще не упоминается. В них закрепляется механизм разделения и взаимодействия властей, который обеспечивает эффективное осуществление всех ветвей государственной власти, их постоянное сотрудничество в рамках системы сдержек и противовесов. Классическим примером тому может служить Конституция США, в которой с исключительной четкостью зафиксирован механизм осуществления единой государственной власти носителями ее относительно самостоятельных ветвей. В ст. 1 Конституции США записано: «Всей законодательной властью, здесь закрепленной, наделяется Конгресс

Соединенных Штатов Америки, который состоит из Сената и Палаты представителей». Согласно ст. 2 Конституции «исполнительной властью наделяется Президент Соединенных Штатов». Одновременно «судебной властью в Соединенных Штатах, - как сказано в ст. 3 Конституции, - наделяется только Верховный Суд и те нижестоящие суды, которые будут по мере надобности образовываться и учреждаться Конгрессом».

Непременным элементом механизма разделения и взаимодействия властей в США является уже упоминавшаяся система сдержек и противовесов. Однако в США она отличается существенными особенностями. Конституция США устанавливает для каждой ветви государственной власти свой порядок формирования, разные сроки их полномочий, вводит в содержание компетенционных норм правовые ограничения, которые автоматически препятствуют одной из ветвей власти

сконцентрировать в своих руках больше власти, чем ей отведено основным законом государства. Поэтому в США практически невозможно парализовать и тем более ликвидировать какую-либо ветвь государственной власти, чем так богата новейшая история конституционного строительства в странах, возникших на постсоветском пространстве. Если в России согласно ст. 80 Конституции нормальное функционирование властей зависит исключительно от личности Президента РФ, то в США только от эффективности бесперебойно действующего механизма разделения и взаимодействия различных ветвей власти, благодаря которому случайные личности не играют существенной роли в управлении государством.

§ 3. Конституционно-правовая регламентация системы органов государственной власти

Государственная власть может осуществляться только через специально созданные органы. Каждый орган государственной власти представляет собой организацию или должностное лицо, наделенных государственно-властными полномочиями для реализации функций государства. В совокупности органы государственной власти образуют сложную систему с множеством закономерно соединенных элементов.

Нормы конституционного права определяют виды органов государственной власти, устанавливают систему органов внутри каждого вида, закрепляют взаимоотношения между различными органами, основы их правового статуса, в том числе наименование органов государственной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, виды и юридическую силу издаваемых ими правовых актов, подотчетность и меры конституционной ответственности.

Виды органов государственной власти устанавливаются в зависимости от формы правления, политико-территориальной организации государства, политического режима, сложившейся системы разделения властей, исторических и национальных особенностей развития страны. Эта закономерность четко проявляется в содержании ст. 11 Конституции РФ, согласно которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. В субъектах РФ государственную власть осуществляют региональные органы, которые образуются ими самостоятельно (ч. 1-2).


Конституция РФ отводит особое место в системе органов государственной власти Президенту Российской Федерации. Хотя Конституция определяет статус Президента РФ только как главы государства (ст. 80), тем не менее, она наделяет его широкими полномочиями в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием, федеральными органами исполнительной, судебной и прокурорско- надзорной власти, с органами государственной власти субъектов РФ.

Посредством издания указов Президент РФ осуществляет собственное нормотворчество. Причем Конституция РФ не содержит каких-либо указаний на то, что акты Президенты РФ должны издаваться на основании и во исполнение федеральных законов. Сделана лишь оговорка, что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории страны (ст. 90).

Мировой опыт государственного строительства свидетельствует, что полномочия президента закрепляются только в конституции. Их перечень носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию. Между тем, Конституционный Суд РФ в результате вынесения политических решений выявил «скрытые полномочия» Президента РФ, вытекающие непосредственно из его правового статуса как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, допустимость указного нормотворчества по тем вопросам, по которым не приняты федеральные законы, возможность троекратного представления в Государственную Думу одной и той же кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.

Президент РФ в соответствии со ст. 83 Конституции имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ (п. «б»). Но Президент РФ явочным порядком присвоил себе право проводить рабочие совещания с членами Правительства РФ, где дает поручения его Председателю и министрам, налагает меры дисциплинарной ответственности за невыполнение указов и предвыборных обещаний. Это позволяет сделать вывод, что Президент РФ фактически возглавляет всю исполнительную власть в России.

Нечто подобное происходило только во Франции после принятия Конституции 1958 г. и избрания Президентом Республики генерала Шарля де Гол ля (1890-1970), одного из выдающихся политических деятелей прошлого века.

Ныне конституции всех стран мира определяют статус законодательных органов государственной власти. По Конституции РФ Федеральное собрание Российской Федерации признается парламентом страны, представительным и законодательным органом государственной власти. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94-95).


Субъекты РФ самостоятельно формируют органы законодательной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных органов государственной власти, установленными федеральными законами (ст. 77 Конституции РФ). В настоящее время такие принципы установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

С учетом нормативных предписаний Российской Федерации ее субъекты самостоятельно регламентируют в своих конституциях или уставах порядок формирования и структуру законодательных (представительных) органов государственной власти. В этой связи в субъектах РФ сформированы разные по наименованию законодательные (представительные) органы
государственной власти. Реальное представление об их составе можно получить из содержания следующей таблицы: