ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 319
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 7.
Законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта Субъекты Российской Федерации
РФ
1. Законодательное Собрание
Республика Дагестан; Народное Собрание-Парламент Карачаево-Черкесской Республики, Республика Ингушетия Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Республика Коми, Республика Крым, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея Республика Бурятия, Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия Республика Тыва
Республика Северная Осетия - Алания, Кабардино- Балкарская Республика, Чеченская Республика Республика Хакасия.
Края - Приморский, Хабаровский; области - Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская,
Московская, Мурманская, Новгородская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Тюменская, Московская городская, Самарская губернская Дума, Дума Ханты-Мансийского, Чукотского автономных округов
края - Ставропольский; области - Томская, Ярославская, Ямало-Ненецкого автономного округа области - Архангельская, Липецкая, Псковская Новосибирская область Астраханская область
Анализ содержания таблицы показывает, что наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается нормами его конституции или устава с учетом исторических, национальных и иных традиций, сложившихся в регионе.
На сходных принципах формируются законодательные органы государственной власти и в подавляющем большинстве зарубежных федераций. На федеральном уровне учреждаются парламенты, а на региональном уровне - законодательные органы государственной власти субъекта федерации.
В федеративном государстве органы законодательной власти не составляют единую систему. Они
входят в системы органов государственной власти разных уровней и между ними отсутствует какая- либо иерархическая соподчиненность. Тем не менее, органы законодательной власти обладают системообразующими свойствами. Совместно они выражают волю всего народа страны и населения каждого субъекта федерации, определяют содержание национального законодательства, компетенцию других государственных органов, участвуют в их формировании, играют существенную роль в системе сдержек и противовесов в отношении других властных структур.
Органы исполнительной власти государства образуют единую систему. В качестве составных элементов в нее обычно входят правительство страны, центральные министерства и ведомства, специальные службы и агентства. Они организуют исполнение законов и иных нормативных правовых актов, осуществляют государственное руководство в различных сферах политической, социально- экономической и культурной жизни страны.
В федеративных государствах в систему исполнительных органов государственной власти входят федеральное правительство и правительства субъектов федерации, а также подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления. В России согласно ст. 77 Конституции РФ в организационную основу исполнительной власти включается вся система органов государственной власти, призванная обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории страны (ч. 2). Они ориентированы прежде всего на реализацию Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ. Это значит, что все органы исполнительной власти России интегрированы в единую систему общностью функциональных связей.
Система органов исполнительной власти России относится к сложным системам. В нее входят органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти ее субъектов, сформированные ими самостоятельно по предметам исключительного ведения (ст. 71, 73, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). В то же время в эту систему включаются и все органы исполнительной власти, созданные в пределах своих полномочий Российской Федерацией и ее субъектами по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ).
В России систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ. Тем не менее, Конституция РФ в соответствии с принципом разделения властей определяет Правительство РФ лишь как государственный орган, осуществляющий исполнительную власть страны (ч. 1 ст. 110). Однако системный анализ норм Конституции РФ, закрепляющих перечень федеральных органов государственной власти (ст. 11), функциональную характеристику Правительства РФ (ст. 110) и его полномочия (ст. 114), позволяет сделать однозначный вывод, что Правительство РФ - высший орган исполнительной власти страны, хотя термин «высший» к нему в Конституции и не применяется.
Конституционные положения о правовом статусе Правительства РФ скорректированы в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Посредством норм-дефиниций он определяет Правительство РФ как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 1).
В отличие от Правительства РФ правовой статус иных федеральных органов исполнительной власти определяется не Конституцией РФ или федеральным конституционным законом, а подзаконными актами. В настоящее время действует Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. (в ред. от 25 декабря 2008 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Он устанавливает трехзвенную структуру системы федеральных органов исполнительной власти России: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
К ведению федеральных министерств отнесены функции нормативного регулирования, координации и системного контроля, осуществляемые в отношении подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральные службы осуществляют контрольные, надзорные и разрешительные функции в определенных отраслях или сферах государственного управления.
Федеральные агентства предоставляют публичные услуги юридическим и физическим лицам, осуществляют управление федеральным имуществом, а также государственные учетные функции (ведение реестров, регистров, кадастров).
Системы органов исполнительной власти субъектов РФ имеют существенные различия в правовом статусе и численном составе образующих их региональных органов. Это обусловлено тем, что Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил, как это и предусмотрено Конституцией РФ, лишь основы формирования системы органов исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с законодательными предписаниями система органов исполнительной власти субъекта РФ должна включать следующие звенья: высшее должностное лицо; высший исполнительный орган государственной власти; отраслевые органы государственной власти; территориальные исполнительные органы государственной власти.
Закон содержит управомочивающую норму, согласно которой структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ. В этой связи в республиках учреждаются посты президента или главы республики, в краях, областях, Еврейской автономной области, автономных округах, в Санкт-Петербурге и Севастополе - губернатора или главы администрации, в Москве - мэра. В качестве высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ формируются правительства, кабинеты министров, администрации. Некоторые представления о региональных органах исполнительной власти России можно почерпнуть из содержания приведенной ниже таблицы:
Таблица 8.
№ п/ Высший исполнительный орган п государственной власти субъекта РФ
1. Правительство
Субъекты Российской Федерации
Республики - Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская Республика,
Хакасия, Чеченская Республика.
Края - Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский.
Области - Архангельская, Брянская, Владимирская, Кемеровская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Новгородская, Псковская, Ростовская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тюменская. Города федерального значения - Санкт-Петербург Автономные округа - Ненецкий, Чукотский, Ямало- Ненецкий
Между высшими органами исполнительной власти субъектов РФ нет принципиальной разницы. Однако, если в субъекте РФ сформировано правительство или кабинет министров, то такой орган имеет и свои виды юридических актов - постановления и распоряжения. Но, если орган исполнительной власти региона образован в форме администрации субъекта РФ, то все правовые акты исходят от возглавляющего ее высшего должностного лица, которым может быть губернатор или глава администрации.
Такая организация исполнительной власти в субъектах РФ обусловлена природно-географическими условиями, исторически сложившимися схемами расселения людей, структурой региональной экономики, особенностями социально-культурной сферы. Поэтому в субъектах РФ действуют органы исполнительной власти общей, межотраслевой и отраслевой компетенции, имеющие различные организационные формы. Среди отраслевых органов власти преобладают министерства, департаменты, комитеты администрации.
Национальные судебные системы почти всех стран мира закрепляются нормами действующих конституций и специальных законов. В России судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Она носит закрытый характер, поскольку «создание чрезвычайных судов не допускается» (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
На основании бланкетной нормы Конституции РФ был принят Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. (в ред. от 5 февраля 2014 г.) «О судебной системе Российской Федерации». Он установил двухуровневую судебную систему России, состоящую из двух видов судов - федеральных
судов и судов субъектов Российской Федерации (ст. 4). К федеральным судам закон относит, во- первых, Конституционный Суд РФ и, во-вторых, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
Правовой статус высших судов России - Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ урегулирован непосредственно нормами Конституции РФ (ст. 125-126). Их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливаются федеральными конституционными законами (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ).
Законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта Субъекты Российской Федерации
РФ
1. Законодательное Собрание
-
Народное Собрание
Государственное Собрание
-
Государственный Совет
Народный Хурал
Великий Хурал
Парламент
Верховный Совет
Дума
-
Государственная Дума
Совет народных депутатов
Совет депутатов
Представительное Собрание
Республика Дагестан; Народное Собрание-Парламент Карачаево-Черкесской Республики, Республика Ингушетия Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Республика Коми, Республика Крым, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея Республика Бурятия, Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия Республика Тыва
Республика Северная Осетия - Алания, Кабардино- Балкарская Республика, Чеченская Республика Республика Хакасия.
Края - Приморский, Хабаровский; области - Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская,
Московская, Мурманская, Новгородская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Тюменская, Московская городская, Самарская губернская Дума, Дума Ханты-Мансийского, Чукотского автономных округов
края - Ставропольский; области - Томская, Ярославская, Ямало-Ненецкого автономного округа области - Архангельская, Липецкая, Псковская Новосибирская область Астраханская область
Анализ содержания таблицы показывает, что наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается нормами его конституции или устава с учетом исторических, национальных и иных традиций, сложившихся в регионе.
На сходных принципах формируются законодательные органы государственной власти и в подавляющем большинстве зарубежных федераций. На федеральном уровне учреждаются парламенты, а на региональном уровне - законодательные органы государственной власти субъекта федерации.
В федеративном государстве органы законодательной власти не составляют единую систему. Они
входят в системы органов государственной власти разных уровней и между ними отсутствует какая- либо иерархическая соподчиненность. Тем не менее, органы законодательной власти обладают системообразующими свойствами. Совместно они выражают волю всего народа страны и населения каждого субъекта федерации, определяют содержание национального законодательства, компетенцию других государственных органов, участвуют в их формировании, играют существенную роль в системе сдержек и противовесов в отношении других властных структур.
Органы исполнительной власти государства образуют единую систему. В качестве составных элементов в нее обычно входят правительство страны, центральные министерства и ведомства, специальные службы и агентства. Они организуют исполнение законов и иных нормативных правовых актов, осуществляют государственное руководство в различных сферах политической, социально- экономической и культурной жизни страны.
В федеративных государствах в систему исполнительных органов государственной власти входят федеральное правительство и правительства субъектов федерации, а также подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления. В России согласно ст. 77 Конституции РФ в организационную основу исполнительной власти включается вся система органов государственной власти, призванная обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории страны (ч. 2). Они ориентированы прежде всего на реализацию Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ. Это значит, что все органы исполнительной власти России интегрированы в единую систему общностью функциональных связей.
Система органов исполнительной власти России относится к сложным системам. В нее входят органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти ее субъектов, сформированные ими самостоятельно по предметам исключительного ведения (ст. 71, 73, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). В то же время в эту систему включаются и все органы исполнительной власти, созданные в пределах своих полномочий Российской Федерацией и ее субъектами по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ).
В России систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ. Тем не менее, Конституция РФ в соответствии с принципом разделения властей определяет Правительство РФ лишь как государственный орган, осуществляющий исполнительную власть страны (ч. 1 ст. 110). Однако системный анализ норм Конституции РФ, закрепляющих перечень федеральных органов государственной власти (ст. 11), функциональную характеристику Правительства РФ (ст. 110) и его полномочия (ст. 114), позволяет сделать однозначный вывод, что Правительство РФ - высший орган исполнительной власти страны, хотя термин «высший» к нему в Конституции и не применяется.
Конституционные положения о правовом статусе Правительства РФ скорректированы в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Посредством норм-дефиниций он определяет Правительство РФ как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 1).
В отличие от Правительства РФ правовой статус иных федеральных органов исполнительной власти определяется не Конституцией РФ или федеральным конституционным законом, а подзаконными актами. В настоящее время действует Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. (в ред. от 25 декабря 2008 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Он устанавливает трехзвенную структуру системы федеральных органов исполнительной власти России: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
К ведению федеральных министерств отнесены функции нормативного регулирования, координации и системного контроля, осуществляемые в отношении подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральные службы осуществляют контрольные, надзорные и разрешительные функции в определенных отраслях или сферах государственного управления.
Федеральные агентства предоставляют публичные услуги юридическим и физическим лицам, осуществляют управление федеральным имуществом, а также государственные учетные функции (ведение реестров, регистров, кадастров).
Системы органов исполнительной власти субъектов РФ имеют существенные различия в правовом статусе и численном составе образующих их региональных органов. Это обусловлено тем, что Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил, как это и предусмотрено Конституцией РФ, лишь основы формирования системы органов исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с законодательными предписаниями система органов исполнительной власти субъекта РФ должна включать следующие звенья: высшее должностное лицо; высший исполнительный орган государственной власти; отраслевые органы государственной власти; территориальные исполнительные органы государственной власти.
Закон содержит управомочивающую норму, согласно которой структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ. В этой связи в республиках учреждаются посты президента или главы республики, в краях, областях, Еврейской автономной области, автономных округах, в Санкт-Петербурге и Севастополе - губернатора или главы администрации, в Москве - мэра. В качестве высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ формируются правительства, кабинеты министров, администрации. Некоторые представления о региональных органах исполнительной власти России можно почерпнуть из содержания приведенной ниже таблицы:
Таблица 8.
№ п/ Высший исполнительный орган п государственной власти субъекта РФ
1. Правительство
Субъекты Российской Федерации
Республики - Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская Республика,
Хакасия, Чеченская Республика.
Края - Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский.
-
Совет Министров - Правительство
Кабинет Министров
Администрация
Области - Архангельская, Брянская, Владимирская, Кемеровская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Новгородская, Псковская, Ростовская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тюменская. Города федерального значения - Санкт-Петербург Автономные округа - Ненецкий, Чукотский, Ямало- Ненецкий
Между высшими органами исполнительной власти субъектов РФ нет принципиальной разницы. Однако, если в субъекте РФ сформировано правительство или кабинет министров, то такой орган имеет и свои виды юридических актов - постановления и распоряжения. Но, если орган исполнительной власти региона образован в форме администрации субъекта РФ, то все правовые акты исходят от возглавляющего ее высшего должностного лица, которым может быть губернатор или глава администрации.
Такая организация исполнительной власти в субъектах РФ обусловлена природно-географическими условиями, исторически сложившимися схемами расселения людей, структурой региональной экономики, особенностями социально-культурной сферы. Поэтому в субъектах РФ действуют органы исполнительной власти общей, межотраслевой и отраслевой компетенции, имеющие различные организационные формы. Среди отраслевых органов власти преобладают министерства, департаменты, комитеты администрации.
Национальные судебные системы почти всех стран мира закрепляются нормами действующих конституций и специальных законов. В России судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Она носит закрытый характер, поскольку «создание чрезвычайных судов не допускается» (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
На основании бланкетной нормы Конституции РФ был принят Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. (в ред. от 5 февраля 2014 г.) «О судебной системе Российской Федерации». Он установил двухуровневую судебную систему России, состоящую из двух видов судов - федеральных
судов и судов субъектов Российской Федерации (ст. 4). К федеральным судам закон относит, во- первых, Конституционный Суд РФ и, во-вторых, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
Правовой статус высших судов России - Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ урегулирован непосредственно нормами Конституции РФ (ст. 125-126). Их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливаются федеральными конституционными законами (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ).