ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В структуру судебной системы субъектов Российской Федерации включены конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ (п. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Несмотря на императивный характер конституционно-правовых норм об отнесении мировых судей к судам субъектов РФ, они таковыми не являются ни юридически, ни фактически. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» четко определил, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему страны (ст. 1). Порядок создания должностей мировых судей, их полномочия и порядок деятельности регулируются нормами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, а также иных федеральных законов. Субъекты РФ устанавливают своими законами лишь порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей (ст. 4). К тому же мировой судья при рассмотрении в пределах своей компетенции гражданских, административных и уголовных дел в качестве суда первой инстанции применяет нормы федерального законодательства.
Во многих зарубежных федерациях, точно как и в России, устанавливается двухуровневая судебная система. Соответствующие нормы имеются в Основном законе ФРГ (ст. 92), конституциях Индии (ст. 124, 214, 233), ОАЭ (ст. 45, 104), Пакистане (ст. 175), США (раздел 1 ст. III), Бразилии (ст. 92), Эфиопии (ст. 78). Однако их национальные судебные системы четко разделены на федеральные суды и суды субъектов федерации, которые применяют соответственно федеральное и местное законодательство.
Кроме того, в зарубежных странах наряду с судами общей юрисдикции часто создаются и специализированные суды. В США, например, в системе федеральных судов представлены Налоговый суд, Суд по таможенным делам, Претензионный суд. В Норвегии учреждены Суд по трудовым спорам и Суд импичмента. Все эти суды наделены собственной компетенцией по рассмотрению специфических споров.
В России прокурорско-надзорную власть осуществляют специально созданные органы государства, входящие в единую централизованную систему прокуратуры Российской Федерации. На сходных принципах сформированы национальные системы органов прокуратуры в Азербайджане, Беларуси, Испании, Казахстане, Португалии, Китае, Аргентине, Эквадоре и в ряде других государств. В этих странах органы прокуратуры являются независимыми органами государства с функциональной и финансовой автономией. Они осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов, поддерживают государственное обвинение в суде, предъявляют в суд иски о защите публичных интересов.
В таких, например, странах, как Албания, Германия, Греция, Италия, Швеция, Марокко, Доминиканская Республика, Перу и Уругвай органы прокуратуры входят в судебную систему. Прокуроры в этих странах лишь поддерживают государственное обвинение в суде по уголовным делам и выступают в защиту публичных интересов по гражданским делам.
Аналогичные функции осуществляют органы прокуратуры в тех странах, где они входят в качестве структурных подразделений в систему министерства юстиции. В числе таких стран можно назвать Австрию, Бельгию, Данию, Нидерланды, Румынию, Турцию, Эстонию, Японию и Египет. По существу прокуратура в этих странах представляет собой систему органов государства, содействующих отправлению правосудия.
Во всех странах мира учреждаются органы государственной власти с особым статусом, которые не относятся ни к одной из ее ветвей. В России такими органами являются Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Центральный Банк РФ (Банк России), Счетная палата РФ. Их не надо искусственно втискивать в прокрустово ложе какой-либо из существующих ветвей государственной власти или конструировать специально под них принципиально новую, невиданную в истории конституционализма ветвь власти. Они выполняют узко специализированные функции, без которых практически невозможно обеспечить эффективное управление делами общества и государства. Именно этим и обусловлено их место в системе органов государственной власти России.
Глава XIII.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО
ГОСУДАРСТВА
§ 1. Понятие и принципы избирательного права
Избирательное право является полисемической правовой категорией, в связи с чем существуют различные подходы к его изучению. Традиционным является рассмотрение избирательного права в объективном (позитивном) и субъективном значении.
Объективное избирательное право - это система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с правом граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, местного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти, а также гарантии реализации данного права.
Дискуссионным является вопрос о положении избирательного права в системе конституционного (государственного) права. Некоторые авторы рассматривают избирательное право в качестве института конституционного права, причем одного из наиболее значимых, который регулирует общественные отношения, складывающиеся, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Данной точки зрения придерживаются, в частности, О. Е. Кутафин, М. В. Баглай, Е. И. Колюшин, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтин, А. В. Иванченко. Согласно другой точке зрения, отраженной в работах А. Е. Постникова, С. Д. Князева и Д. Б. Каткова, избирательное право является подотраслью конституционного (государственного) права. Однако есть авторы, которые ставят вопрос о существовании самостоятельной отрасли избирательного права, например, В. И. Лысенко, Н. В. Хатченкова.
Субъективное избирательное право представляет собой конституционное право гражданина избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, местного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти. Отдельные ученые (например, Е. И. Колюшин) под избирательным правом в его субъективном значении также понимают перечень возможностей, имеющихся у гражданина в период выборов.
Классическим является деление субъективного избирательного права на активное и пассивное. Активное избирательное право - право избирать, т. е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления в качестве избирателей; пассивное избирательное право - право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Принципиальных различий в понимании того, что избирательное право существует как в виде некой совокупности правовых норм (позитивное (объективное) избирательное право), так и в виде субъективного права гражданина, нет.
Избирательное право Российской Федерации базируется на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих их свободное волеизъявление на выборах. Ключевой составляющей таких гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.
Принципы избирательного права, безусловно, являются и принципами проведения выборов. В противном случае отрицалось бы приоритетное значение правового регулирования на выборах по сравнению с действием других регуляторов (политических, моральных, религиозных, национальных и т. д.).
Венецианская комиссия в 2002 г. сформулировала Руководящие принципы относительно выборов, указав, что в основе избирательного наследия Европы лежат следующие пять принципов: всеобщее, равное, свободное и прямое избирательное право, тайное голосование и, кроме того, регулярность проведения выборов. Приведенные принципы получили законодательное закрепление, как в советском, так и в российском избирательном праве, и относятся к основополагающим.
Существуют различные классификации принципов избирательного права. По уровням реализации выделяют: основополагающий принцип, политические принципы, организационные принципы; по целевому предназначению в механизме правового регулирования избирательных отношений: принципы организации и проведения выборов, принципы участия российских граждан в выборах; возможны классификация и по иным основаниям.
Можно предложить примерный перечень принципов избирательного права: свобода выборов; добровольность участия граждан в выборах; гласность, открытость и доступность выборов; состязательность кандидатов, или альтернативность выборов; периодичность и обязательность выборов; подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями; территориальный принцип организации выборов; допустимость различных избирательных систем; независимость органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов; добровольность реализации субъективных избирательных прав; личное голосование.
Принцип всеобщего избирательного права предусмотрен в ч. 1 ст. 81 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ об основных гарантиях избирательных прав) и означает, что субъективное избирательное право предоставляется каждому гражданину по достижении определенного возраста, с которого наступает право избирать и быть избранным, участвовать в других избирательных действиях, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадаежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Именно этот принцип делит людей на избирателей и иных граждан, на имеющих право быть избранным и не имеющих такого права. Европейский суд по правам человека в решении от 06.10.1967 г. указал, что всеобщее избирательное право не означает предоставление неограниченного права участвовать в выборах каждому физическому лицу; отдельные группы физических лиц могут быть дисквалифицированы.
Принцип равного избирательного права заключается в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Проведение выборов как в одномандатных, так и в многомандатных округах, должно сопровождаться надлежащими гарантиями участия граждан в выборах на равных основаниях, что предполагает - при соблюдении пропорциональности представительства - наделение каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов. Данный принцип также означает, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах соответственно за кандидата
, кандидатов, список кандидатов или против кандидата, кандидатов, списка кандидатов непосредственно, либо голосуют против всех кандидатов, списков кандидатов.
Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы предполагают, что члены представительного органа или единоличный выборный орган избираются выборщиками - лицами, специально избранными для осуществления выборов в соответствующий орган.
В ходе многостепенных выборов вначале избирается орган, который затем избирает орган другого уровня. Например, согласно Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции 1989 г.) граждане выбирали народных депутатов РСФСР, которые на Съезде избирали из своего состава членов Верховного Совета РСФСР. В настоящее время при осуществлении одной из моделей местного самоуправления в России избранные населением депутаты представительного органа могут избирать из своего состава главу муниципального образования.
Принцип тайного голосования предусматривает исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина при голосовании на выборах.
По смыслу ст. 3 Конституции РФ, свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Аналогичное положение содержится в преамбуле к Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав. В ст. 1 Федерального закона от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе принуждать гражданина РФ к участию или неучастию в выборах. Впервые принцип свободных выборов получил толкование Европейского суда по правам человека в судебном решении по делу «Матье-Моэн и Клерфейт против Бельгии» 1983 г. Суд указал, что у государств имеется широкое поле для введения различных ограничений в области действия данного принципа, однако эти ограничения не должны препятствовать свободному волеизъявлению народа при выборе законодательной власти.
Принцип периодичности проведения выборов закреплен в ст. 9 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и предусматривает, что выборы органов власти или депутатов являются периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Данный принцип является гарантией того, что основой избираемых органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов народного представительства, выборных должностных лиц является свободная воля народа.