ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 315
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пропорциональной избирательной системе свойственен ряд недостатков. Во-первых, данная система не способствует активности избирателей. Во-вторых, пропорциональная система влечет установление дополнительного партийного ценза, фактически отсекающего от пассивного избирательного права всех беспартийных кандидатов. Также недостатком пропорциональной системы является невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка кандидатов и, как результат, - слабая связь депутатов, избранных по спискам, с избирателями. Неограниченное использование пропорциональной избирательной системы может привести к нежелательной политической дробности парламента.
Пропорциональная система в Российской Федерации применялась достаточно широко в течение последнего десятилетия. В частности, она была использована при выборах депутатов Государственной Думы VI-го созыва в 2011 году, когда голосование за списки кандидатов проходило по единому федеральному избирательному округу. В настоящее время в России, напротив, наблюдаются тенденции отказа от пропорциональной и усиления смешанной избирательной системы.
Смешанная избирательная система представляет собой синтетический тип, призванный нивелировать недостатки вышеупомянутых разновидностей избирательных систем. В рамках смешанной избирательной системы объединены элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
В России данный вид избирательной системы применяется при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания в соответствии с Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ, а также при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов федерации. Не менее 25 процентов депутатских мандатов в таких органах должны распределяться между списками кандидатов пропорционально числу поданных за них голосов избирателей. Избирательные системы, которые могут применяться при муниципальных выборах, устанавливаются законодателем каждого субъекта РФ в зависимости от численности избирателей в муниципальном
образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств, и муниципальное образование имеет право выбора одной из них.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.07.2011 № 15-П пришел к выводу, что в деятельности представительных органов муниципальных районов и городских округов оправдано участие федеральных политических партий, которое обеспечивается путем использования на муниципальных выборах элементов пропорциональной избирательной системы, а применение на выборах представительных органов муниципальных районов и городских округов смешанной - мажоритарно-пропорциональной - избирательной системы способствует сбалансированному учету в их деятельности государственных и местных интересов.
Например, согласно ч. 3 статьи 10 Устава города Омска, Омский городской Совет состоит из сорока депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на пять лет; при этом половина депутатов избираются по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, другая половина депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе по единому избирательному округу.
Смешанная избирательная система применяется в ФРГ на выборах в Бундестаг. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, а второй - за партийный список. Половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства в избирательных округах. Остальные места распределяются по пропорциональной системе в соответствии с количеством голосов, отданных за списки, составленные партиями в каждой земле.
В Мексике согласно ст. 52 Конституции 1917 г., Палата депутатов состоит из трехсот депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, и до ста депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, посредством региональных списков, голосование по которым производится по многомандатным избирательным округам. В 1993 г. к смешанной избирательной системе перешла Италия, позже к ней присоединились Албания, Грузия и Венгрия.
Отечественным законодателем в последние годы необоснованно часто подвергались пересмотру правила избирательной системы. Однако подвижность норм избирательного права и «вечный» поиск оптимальной избирательной системы не идут на пользу состоянию законности в стране, когда избиратель и выборная власть теряют неизменно твердые основания закона.
§ 4. Конституционно-правовые гарантии реализации избирательного права граждан
Вопрос о гарантиях избирательных прав граждан как основополагающий вынесен в преамбулу и, соответственно, в название Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данное обстоятельство вызвано тем, что важнейшей характеристикой правового положения, статуса в целом, является его стабильность, то есть свойство оставаться неизменным в течение относительно продолжительного промежутка времени. Именно система гарантий обеспечивает стабильность избирательных прав граждан.
В теории права выделяются общие и специальные гарантии реализации прав граждан, заложенные в социально-экономических факторах и в праве, действующие во всей правовой системе и в ее отдельных институтах. Особое внимание необходимо уделить собственно юридическим гарантиям реализации избирательных прав граждан.
Под конституционно-правовыми гарантиями реализации избирательных прав граждан понимаются совокупность установленных Конституцией Российской Федерации, законом, иными нормативными правовыми актами условий, правил и процедур, а также реально используемых правовых средств защиты, в том числе восстановления избирательных прав, обеспечивающая реализацию избирательных прав
граждан Российской Федерации.
К конституционно-правовым гарантиям реализации избирательных прав граждан необходимо отнести: 1) процедурно-процессуальные гарантии; 2) прокурорский надзор; 3) судебную защиту; 4) институт жалоб и заявлений граждан; 5) юридическую ответственность.
Процедурно-процессуальные гарантии реализации избирательных прав граждан. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав в пункте 11 статьи 2 под гарантиями избирательных прав граждан понимает исключительно условия, правила и процедуру реализации гражданами избирательных прав, в совокупности являющиеся процедурно-процессуальными гарантиями.
Требования правовой процедуры, соблюдения процессуальной формы важны не сами по себе, а как средство достижения юридической правильности, законности использования гражданами избирательных прав. Данный вид гарантия в наибольшей степени присущи реализации избирательных прав граждан, поскольку избирательное законодательство насыщено процессуальными нормами и различными правовыми процедурами. К таковым, например, относятся: процедура выдвижения и регистрации кандидатов, списка кандидатов; процедура регистрации избирателей, процедура сбора подписей и другие. В некоторых зарубежных странах в целях унификации и систематизации избирательных процедур были приняты специальные кодифицированные акты. Например, одним из источников избирательного права в США являются избирательные кодексы штатов. Во Франции основным законодательным актом в области избирательного права является Избирательный кодекс, состоящий из «законодательной» и «регламентарной» частей, последняя из которых детально описывает избирательные процедуры. В Мексике действует Федеральный кодекс избирательных процедур и институтов. Сегодня в отечественной правовой науке на повестке дня стоит вопрос о необходимости кодификации избирательного законодательства.
Прокурорский надзор. Данный элемент системы юридических гарантий свойственен многим группам прав граждан и является одним из важнейших условий обоснованного и законного применения правовых норм соответствующими органами и должностными лицами. В рамках общего прокурорского надзора органы прокуратуры, исполняя возложенные на них обязанности, осуществляют проверку исполнения законов при реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. В рамках данной гарантии органы прокуратуры проводят надзорные мероприятия по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов, регламентирующих порядок реализации гражданами избирательных прав. В последнее время в юридической науке появилась мнение о необходимости расширения данной сферы деятельности прокуратуры, в частности, путем включения избирательных комиссий в перечень объектов прокурорского надзора.
Судебная защита избирательных прав граждан. Конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами дел о защите указанных прав.
Несмотря на то, что защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации представляет собой постоянный процесс совершенствования не только законодательства, но и всех механизмов, связанных с избирательными процедурами, на практике судебный порядок решения избирательных споров имеет приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями. Потому рассмотрение всех наиболее серьезных избирательных споров переносится из избирательных комиссий в суды.
В соответствии со статьями 22 и 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции с учетом правил подсудности. На сегодняшний день такие споры рассматриваются всеми судами общей юрисдикции. Например, к подсудности мировых судей отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме, а также процедуры проведения выборов и референдумов. Районными судами рассматриваются и разрешаются дела об оспаривании действий или бездействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов отнесены дела об определении срока назначения выборов депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации также обладает компетенцией в сфере защиты избирательных прав граждан и, в частности, вправе в судебном порядке расформировать ЦИК России.
В некоторых зарубежных странах создаются специализированные судебные органы для разрешения споров по защите избирательных прав граждан. Например, в соответствии с Органическим законом Перу «О Национальном судебном совете по выборам», создан совет, который состоит из пяти членов и наделен обширными функциями по отправлению правосудия и разрешению споров в сфере выборов, причем, совет является высшей и последней инстанцией.
Жалобы и заявления граждан. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав закрепляет за гражданами право обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, непосредственно в вышестоящую комиссию.
В связи с действием данной гарантии реализации избирательных прав граждан в литературе было сформулировано понятие избирательного спора, под которым понимают избирательные правоотношения охранительного характера, посредством которых путем обжалования в установленном законодательством Российской Федерации административном (инстанционном) и судебном порядке разрешаются конфликтные ситуации, возникающие в связи с предполагаемым или реальным нарушением избирательных прав граждан.
Юридическая ответственность как гарантия реализации избирательных прав граждан. За различные нарушения избирательных прав граждан предусмотрена административная и уголовная ответственность. Институт юридической ответственности, в целом, выступает рычагом обеспечения соблюдения императивных требований федерального избирательного законодательства.
Впервые административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах была установлена в 1990 г.: в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях было предусмотрено пять составов административных проступков в этой сфере общественных отношений. Сегодня мерами административной ответственности обеспечено соблюдение большинства норм избирательного законодательства. В частности, КоАП РФ содержит более тридцати статей, непосредственно связанные с выборами, и еще ряд статей, которые имеют с ними косвенную связь; при этом большинство из этих статей охватывают несколько составов административных правонарушений.
Уголовный кодекс РФ содержит достаточно объемный перечень преступлений против избирательных прав (ст. 141-142.1), включающий неправомерные деяния, совершаемые на различных этапах избирательной кампании. Например, преступлением является воспрепятствование осуществлению избирательных прав, нарушение тайны голосования, воспрепятствование работе избирательных комиссий либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей, неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы»,