ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В парламентских и полупарламентских республиках для описания статуса главы государства используется термин «слабый президент». В таких государствах правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом, соответственно, функции последнего крайне ограничены. Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента
представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным Собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
Полномочия президента в указанных странах заключаются в обнародовании законов, издании декретов, награждении, формальном назначении главы правительства (которым может стать только глава партии или коалиции партий, победившей на выборах), в амнистировании осужденных; открытии первого заседания парламента нового созыва; исполнении представительских функций.
Президент, выступая главой государства, не является в таких республиках главой исполнительной власти. Правительство юридически независимо от президента, и даже наоборот, для декретов президента может требоваться контрасигнатура премьер-министра.
Особую роль играет глава государства в республиках советского типа. Советская республика характеризуется полновластием Советов - представительных органов государственной власти. Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу государства, все иные органы подотчетны и подконтрольны Советам. Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно-действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), в зависимости от уровня Советов. Функции главы государства выполняют коллегиальные президенты - Президиумы Советов. Несмотря на то, что в отдельных таких государствах, к примеру в КНР, может существовать единоличный глава государства (Председатель КНР), его функции формальны и он полностью подконтролен Президиуму высшего представительного органа (в КНР - Постоянный Комитет Всекитайского Собрания народных представителей).
§ 4. Особенности правового положения коллегиального главы государства
Институт коллегиального главы государства достаточно редко встречается в мире. Как правило, такой глава существует в советских республиках и теократических государствах.
В предыдущем параграфе рассматривался статус главы государства в советских республиках. Как уже указывалось, роль главы государства по существу выполняли постоянно действующие коллегиальные органы (президиумы) высших представительных органов государственной власти. В состав президиумов чаще всего входили председатель, его заместители, секретарь и члены. В тех странах, где существовал институт президента, функции главы государства делились между президентом и президиумом. Президиумы избирались высшим представительным органом на срок своих полномочий. Исключением являлась Югославия, где президиум избирался не Скупщиной (парламентом государства), а в республиках и автономных краях, что отражало федеративную природу этого государства.
В Иране, где функционирует исламская теократическая республика, полномочия главы государства поделены между избираемым населением президентом и Руководителем государства, пост которого занимает духовный лидер - Аятолла. Такая модель иногда именуется «двуглавая президентура» и связана с двойственностью гражданских и религиозных органов власти.
Из указанных моделей выпадает Швейцария, которую нельзя отнести ни к советским республикам, ни к теократическим государствам. В соответствии с Конституцией 1999 г. полномочия правительства и главы государства осуществляются единым коллегиальным органом - Федеральным советом, который является высшим исполнительным и распорядительным органом Конфедерации.
Федеральный совет избирается парламентом - Федеральным собранием. В его состав входят семь членов, один из которых в декабре каждого года избирается на пост президента (председателя Федерального совета). Президент Швейцарской Конфедерации является самым высокопоставленным официальным лицом государства. Он председательствует на заседаниях Федерального совета и выполняет определенные представительские функции, которые в других странах, выполняет глава государства. В экстренных ситуациях он имеет право действовать от имени всего Совета. Хотя президент является первым среди равных, он не имеет власти над остальными шестью членами Совета. Президент не является главой государства Швейцарии (эта функция осуществляется Федеральным советом в полном составе). Однако президент действует и признается в качестве главы государства при проведении официальных визитов за рубеж, так как Федеральный совет не может покидать страну в полном составе. Чаще, однако, официальные визиты за рубеж осуществляются главой Федерального департамента иностранных дел. Наличие такой модели в Швейцарии связано с историческими традициями коллективных органов в кантонах (советы именитых граждан).
Помимо указанных стран, коллективный глава государства существует также в Боснии и Герцеговине, в Сан-Марино. Президиум Боснии и Герцеговины состоит из трех представителей основных народов государства (боснийцы, хорваты и сербы). Срок полномочий Президиума - 4 года. В компетенции Президиума находятся вопросы внешней политики, назначение послов и других международных представителей от страны, представление парламенту предложений по бюджету и иные вопросы. В Сан-Марино главами государства являются два капитана-регента, избираемые парламентом (Большим Генеральным советом) на срок 6 месяцев: с 1 апреля до 1 октября и с 1 октября до 1 апреля каждого года. Они выполняют функции главы государства и осуществляют исполнительную власть.
§ 5. Полномочия главы государства
Полномочия главы государства сильно разнятся в зависимости от формы правления, однако можно выделить несколько сфер, в которых монарх или президент, как правило, осуществляет свои функции.
Во-первых, можно выделить полномочия, осуществляемые в отношении каждой из трех ветвей власти. В законодательной сфере глава государства, как правило, созывает парламент на очередные и внеочередные сессии; обращается с посланием или выступает с программной речью; распускает однопалатный парламент или его нижнюю палату и назначает выборы; подписывает и публикует законы, используя во многих странах право вето; обращается в орган конституционного контроля (надзора, суда, трибунала) в отношении законодательных и иных актов, противоречащих, по его мнению, конституции.
В сфере исполнительной власти глава государства, как правило, принимает участие в формировании правительства, назначает премьер-министра и принимает его отставку; по предложению премьер-министра назначает и смещает министров; в некоторых странах глава государства созывает заседания совета министров и председательствует на них. Также глава государства является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, объявляет чрезвычайное или военное положение (с дальнейшим утверждением этого решения парламентом), издает нормативные акты. Главе государства принадлежит право решения вопросов гражданства, предоставления убежища иностранцам.
В судебной сфере глава государства назначает (или предлагает парламенту кандидатуры) судей Верховного и других судов, генерального прокурора. Глава государства осуществляет право помилования. Глава государства представляет свою страну в международных отношениях, назначает дипломатических представителей и принимает верительные грамоты от зарубежных представителей; заключает международные договоры; объявляет войну и заключает мир.
Полномочия Президента Российской Федерации, предусмотренные главой 4 первого раздела Конституции РФ, также можно классифицировать по сферам их реализации.
В отношениях с парламентом Президент РФ:
-
назначает выборы депутатов Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; -
распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией; -
вносит законопроекты в Государственную Думу; -
подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вправе вновь рассмотреть данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию; -
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности; -
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
В отношениях, связанных с деятельностью органов судебной власти и прокуратуры, Президент РФ:
-
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда и Верховного суда; -
назначает судей других федеральных судов; -
представляет Совету Федерации для назначения кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности;
В отношениях, связанных с деятельностью органов исполнительной власти и иных государственных органов, Президент РФ:
-
назначает, с одобрения Государственной Думы, председателя Правительства Российской Федерации; -
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; -
принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; -
по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров; -
формирует администрацию президента Российской Федерации; -
назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации.
В сфере обороны и безопасности Президент РФ:
-
формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации; -
утверждает военную доктрину Российской Федерации; -
назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
В области внешней политики Президент РФ:
-
осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; -
ведет переговоры и подписывает между народные договоры Российской Федерации; -
подписывает ратификационные грамоты; -
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; -
назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
В сфере обеспечения конституционного статуса личности Президент РФ:
-
назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; -
осуществляет помилование. -
в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе; -
решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; -
награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.
Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.