ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 313
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подделка подписей избирателей, участников референдума.
Проблема защиты прав человека в последние десятилетия становится объектом все более широкого регулирования как в международно-правовых документах, так и в национальном законодательстве
отдельных государств.
В уголовных законах большинства зарубежных стран наличествует такой состав преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан. В отдельных уголовных кодексах имеются также специфические составы преступлений, обусловленные спецификой избирательных систем различных стран. Например, ст. L. 96 Избирательного кодекса Франции предусматривает ответственность за посещение лицом избирательного участка с оружием, а ст. L. 103 - за похищение урны, содержащей опущенные и неразобранные избирательные бюллетени. Согласно § 599 разд. 18 Свода законов США признается преступлением обещание кандидатом назначения либо использования своего влияния для назначения на должность в обмен на поддержку своей кандидатуры. В США также установлена ответственность за принуждение федерального служащего к выступлению либо к отказу от такового на стороне определенного кандидата (§610 разд. 18 Свода законов США).
Статья 394 УК Республики Сан-Марино предусматривает уголовную ответственность за неучастие в голосовании, корреспондируя конституционно-правовым нормам, устанавливающим обязательность участия в выборах.
Глава XIV.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Место и роль главы государства в системе разделения властей
Независимо от формы правления и политического режима в подавляющем числе государств существует институт главы государства. Титул или название должности может быть различными, более того, такой орган может быть коллегиальным, но всегда существует лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.
Глава государства олицетворяет политическую общность и целостность государства. В тех странах, где глава государства не является главой правительства, предполагается, что он представляет интересы государства в целом, а не отдельной политической партии.
Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным органом. В зависимости от формы правления, единоличным главой государства может быть наследственный монарх или президент. Коллегиальным органом может быть, например, Президиум (Босния и Герцеговина) или Федеральный совет (Швейцария).
Формально конституции большинства стран наделяют глав государств обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты, пользуется правом законодательной инициативы. Фактически в парламентарных государствах полномочия главы государства осуществляются от его имени правительством. Аналогичная ситуация складывается и в конституционных монархиях, когда формально монарх выступает главой государства, но не обладает реальными полномочиями. В республиках советского типа главой государства обычно является председатель парламента, однако реальная политическая власть обычно осуществляется генеральным секретарем коммунистической партии.
Место главы государства в системе органов власти, таким образом, зависит от формы правления и закрепления в законодательстве принципа разделения властей. В частности, для абсолютных монархий и республик советского типа принцип разделения властей нехарактерен. В первых действует принцип монарха как высшего носителя суверенитета и подчинения ему всех иных органов власти. В республиках советского типа - принцип демократического централизма, в соответствии с которым вся власть принадлежит представительным органам (советам), формирующим высший представительный орган, который наделят полномочиями все остальные государственные органы, в том числе и главу государства.
Для государств, закрепивших принцип разделения властей, характерна одна из двух моделей определения места главы государства в системе органов государственной власти. Первая модель, существующая в конституционных монархиях и парламентских республиках, основана на выделении статуса главы государства вне законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В подобных государствах, глава государства не обладает реальными властными полномочиями и, в основном, выполняет либо представительские, либо координирующие функции. Причем такой глава государства может обладать «спящими» полномочиями, которые могут быть реализованы при правительственных кризисах или иных особых ситуациях.
Вторая модель действует в дуалистических монархиях и президентских республиках. В данном случае, глава государства одновременно является главой исполнительной власти (председателем правительства). Для такой модели, в отличие от первой, характерна система сдержек и противовесов, выражающаяся в наличии контрольных полномочий у других ветвей государственной власти и существовании механизма ответственности главы государства (процедура импичмента в президентских республиках). Для полупрезидентской формы республики, и в частности для Российской Федерации, данная модель также действительна с рядом оговорок. В таких республиках наряду с президентом существует должность главы правительства, который назначается президентом с участием законодательного органа.
§ 2. Правовой статус монарха
Монархическая форма правления в настоящее время сохранилась в значительном числе государств, в том числе в почти половине западноевропейских стран (Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Монако, Андорра, Лихтенштейн). Значительная часть арабских государств и стран юго-восточной Азии также сохраняет монархическую форму, причем роль монарха является в них весьма значимой, в его руках сосредоточена исполнительная власть, а также законодательные и судебные полномочия.
Отличительными признаками монархии является наличие единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно, а также существование наследственного порядка передачи верховной власти. Теория монархии, как правило, обусловливает верховную власть монарха «божественным происхождением», принципом «Верховной Власти», основанном на исполнении монархом Воли Бога. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархию отличают от республики, где источником государственной власти считается народ. Соответственно, монархическая форма правления связана с теократическим характером государства либо наличием официально признаваемой государственной религии.
Объем полномочий монарха зависит от формы правления. В абсолютной монархии власть монарха является неограниченной, все государственные органы подчинены ему, а воля народа выражается максимум через совещательный орган (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар). В данном случае монарх по своему усмотрению формирует правительство, которое полностью ему подотчетно. Если в таком государстве существует парламент, то монарх назначает всех либо большинство членов парламента. Законотворчество также происходит при непосредственном участии монарха, подпись которого обязательна для вступления закона в силу. Для абсолютной монархии характерно назначение всех высокопоставленных гражданских и военных чиновников, а также судей непосредственно монархом. Статус монарха в таких государствах, как правило, не имеет правовых ограничений, он пользуется безусловным иммунитетом в гражданском и уголовном производстве.
Для дуалистической монархии характерно осуществление монархом, как правило, лишь исполнительной власти, в таких государствах существует независимый от монарха законодательный и (или) судебный орган. В конституционной монархии реальные властные полномочия у монарха отсутствуют, его роль характеризуется формулой «царствует, но не правит». В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним. Назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа монарх выполняет преимущественно представительскую или церемониальную функцию. Юридически за монархом могут сохраняться функции, важные в области внешней политики, а также чрезвычайные полномочия для разрешения кризисов и конфликтов в области внутренней политики (к примеру, в Великобритании).
Монарх в Великобритании играет особую роль, поскольку в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные функции. Во-первых, монарх является главой Содружества наций и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах британского монарха представляет генерал-губернатор, исполняющий от его имени церемониальные обязанности.
Для конституционной монархии характерно наличие института контрасигнатуры (министерской скрепы), которая является юридическим основанием иммунитета монарха. Данный институт предусматривает порядок, при котором утвержденные главой государства законы подлежат
(парламентские и полупарламентские республики);
• Глава государства (председатель), назначенный высшим законодательным органом (советские республики).
Наиболее значимым статусом обладает президент в президентской республике. Он является как главой государства, так и главой исполнительной власти. В отсутствие поста премьер-министра, президент непосредственно руководит работой правительства, лично формирует его состав, издает соответствующие правовые акты. Классическим примером такой республики являются США, где отсутствует пост главы правительства и президент непосредственно руководит внешней и внутренней политикой. Также к таким государствам относится большинство государств Латинской Америки, часть государств Центральной Африки, Индонезия, Мьянма, Филиппины, Южная Корея, Йемен, Афганистан, Казахстан и Белоруссия.
Отличительными чертами статута президента в указанных странах является внепарламентский способ избрания населением или коллегией выборщиков (США), внепарламентский способ формирования правительства, отсутствие у парламента функции контроля правительства. Однако, у парламента, несмотря на невозможность выражения недоверия правительству, имеется конституционное право на импичмент президента в определенных случаях.
Полупрезидентские республики характеризуются большей ролью парламента в формировании правительства. В таких государствах, помимо президента, появляется пост премьер-министра, чье назначение происходит при непосредственном участии парламента. В частности, к таким государствам относится Российская Федерация.
Статья 80 Конституции РФ устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства. Подобное определение статуса Президента РФ означает, что он занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. В ранее действовавшей Конституции 1978 г. (с учетом поправок) устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает систему гарантий, препятствующих превращению государства в «суперпрезидентскую» республику. В частности, период полномочий Президента Российской Федерации ограничен шестилетним сроком, установлена сменяемость поста в порядке всенародных прямых выборов, их альтернативный характер, не допустимости занимать пост Президента более двух сроков подряд; возможно отрешение Президента от должности, признание не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда.
Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция определяет и его функции. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Президент Российской Федерации выступает с ежегодными посланиями Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации. Как глава государства Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Проблема защиты прав человека в последние десятилетия становится объектом все более широкого регулирования как в международно-правовых документах, так и в национальном законодательстве
отдельных государств.
В уголовных законах большинства зарубежных стран наличествует такой состав преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан. В отдельных уголовных кодексах имеются также специфические составы преступлений, обусловленные спецификой избирательных систем различных стран. Например, ст. L. 96 Избирательного кодекса Франции предусматривает ответственность за посещение лицом избирательного участка с оружием, а ст. L. 103 - за похищение урны, содержащей опущенные и неразобранные избирательные бюллетени. Согласно § 599 разд. 18 Свода законов США признается преступлением обещание кандидатом назначения либо использования своего влияния для назначения на должность в обмен на поддержку своей кандидатуры. В США также установлена ответственность за принуждение федерального служащего к выступлению либо к отказу от такового на стороне определенного кандидата (§610 разд. 18 Свода законов США).
Статья 394 УК Республики Сан-Марино предусматривает уголовную ответственность за неучастие в голосовании, корреспондируя конституционно-правовым нормам, устанавливающим обязательность участия в выборах.
Глава XIV.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Место и роль главы государства в системе разделения властей
Независимо от формы правления и политического режима в подавляющем числе государств существует институт главы государства. Титул или название должности может быть различными, более того, такой орган может быть коллегиальным, но всегда существует лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.
Глава государства олицетворяет политическую общность и целостность государства. В тех странах, где глава государства не является главой правительства, предполагается, что он представляет интересы государства в целом, а не отдельной политической партии.
Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным органом. В зависимости от формы правления, единоличным главой государства может быть наследственный монарх или президент. Коллегиальным органом может быть, например, Президиум (Босния и Герцеговина) или Федеральный совет (Швейцария).
Формально конституции большинства стран наделяют глав государств обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты, пользуется правом законодательной инициативы. Фактически в парламентарных государствах полномочия главы государства осуществляются от его имени правительством. Аналогичная ситуация складывается и в конституционных монархиях, когда формально монарх выступает главой государства, но не обладает реальными полномочиями. В республиках советского типа главой государства обычно является председатель парламента, однако реальная политическая власть обычно осуществляется генеральным секретарем коммунистической партии.
Место главы государства в системе органов власти, таким образом, зависит от формы правления и закрепления в законодательстве принципа разделения властей. В частности, для абсолютных монархий и республик советского типа принцип разделения властей нехарактерен. В первых действует принцип монарха как высшего носителя суверенитета и подчинения ему всех иных органов власти. В республиках советского типа - принцип демократического централизма, в соответствии с которым вся власть принадлежит представительным органам (советам), формирующим высший представительный орган, который наделят полномочиями все остальные государственные органы, в том числе и главу государства.
Для государств, закрепивших принцип разделения властей, характерна одна из двух моделей определения места главы государства в системе органов государственной власти. Первая модель, существующая в конституционных монархиях и парламентских республиках, основана на выделении статуса главы государства вне законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В подобных государствах, глава государства не обладает реальными властными полномочиями и, в основном, выполняет либо представительские, либо координирующие функции. Причем такой глава государства может обладать «спящими» полномочиями, которые могут быть реализованы при правительственных кризисах или иных особых ситуациях.
Вторая модель действует в дуалистических монархиях и президентских республиках. В данном случае, глава государства одновременно является главой исполнительной власти (председателем правительства). Для такой модели, в отличие от первой, характерна система сдержек и противовесов, выражающаяся в наличии контрольных полномочий у других ветвей государственной власти и существовании механизма ответственности главы государства (процедура импичмента в президентских республиках). Для полупрезидентской формы республики, и в частности для Российской Федерации, данная модель также действительна с рядом оговорок. В таких республиках наряду с президентом существует должность главы правительства, который назначается президентом с участием законодательного органа.
§ 2. Правовой статус монарха
Монархическая форма правления в настоящее время сохранилась в значительном числе государств, в том числе в почти половине западноевропейских стран (Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Монако, Андорра, Лихтенштейн). Значительная часть арабских государств и стран юго-восточной Азии также сохраняет монархическую форму, причем роль монарха является в них весьма значимой, в его руках сосредоточена исполнительная власть, а также законодательные и судебные полномочия.
Отличительными признаками монархии является наличие единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно, а также существование наследственного порядка передачи верховной власти. Теория монархии, как правило, обусловливает верховную власть монарха «божественным происхождением», принципом «Верховной Власти», основанном на исполнении монархом Воли Бога. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархию отличают от республики, где источником государственной власти считается народ. Соответственно, монархическая форма правления связана с теократическим характером государства либо наличием официально признаваемой государственной религии.
Объем полномочий монарха зависит от формы правления. В абсолютной монархии власть монарха является неограниченной, все государственные органы подчинены ему, а воля народа выражается максимум через совещательный орган (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар). В данном случае монарх по своему усмотрению формирует правительство, которое полностью ему подотчетно. Если в таком государстве существует парламент, то монарх назначает всех либо большинство членов парламента. Законотворчество также происходит при непосредственном участии монарха, подпись которого обязательна для вступления закона в силу. Для абсолютной монархии характерно назначение всех высокопоставленных гражданских и военных чиновников, а также судей непосредственно монархом. Статус монарха в таких государствах, как правило, не имеет правовых ограничений, он пользуется безусловным иммунитетом в гражданском и уголовном производстве.
Для дуалистической монархии характерно осуществление монархом, как правило, лишь исполнительной власти, в таких государствах существует независимый от монарха законодательный и (или) судебный орган. В конституционной монархии реальные властные полномочия у монарха отсутствуют, его роль характеризуется формулой «царствует, но не правит». В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним. Назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа монарх выполняет преимущественно представительскую или церемониальную функцию. Юридически за монархом могут сохраняться функции, важные в области внешней политики, а также чрезвычайные полномочия для разрешения кризисов и конфликтов в области внутренней политики (к примеру, в Великобритании).
Монарх в Великобритании играет особую роль, поскольку в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные функции. Во-первых, монарх является главой Содружества наций и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах британского монарха представляет генерал-губернатор, исполняющий от его имени церемониальные обязанности.
Для конституционной монархии характерно наличие института контрасигнатуры (министерской скрепы), которая является юридическим основанием иммунитета монарха. Данный институт предусматривает порядок, при котором утвержденные главой государства законы подлежат
(парламентские и полупарламентские республики);
• Глава государства (председатель), назначенный высшим законодательным органом (советские республики).
Наиболее значимым статусом обладает президент в президентской республике. Он является как главой государства, так и главой исполнительной власти. В отсутствие поста премьер-министра, президент непосредственно руководит работой правительства, лично формирует его состав, издает соответствующие правовые акты. Классическим примером такой республики являются США, где отсутствует пост главы правительства и президент непосредственно руководит внешней и внутренней политикой. Также к таким государствам относится большинство государств Латинской Америки, часть государств Центральной Африки, Индонезия, Мьянма, Филиппины, Южная Корея, Йемен, Афганистан, Казахстан и Белоруссия.
Отличительными чертами статута президента в указанных странах является внепарламентский способ избрания населением или коллегией выборщиков (США), внепарламентский способ формирования правительства, отсутствие у парламента функции контроля правительства. Однако, у парламента, несмотря на невозможность выражения недоверия правительству, имеется конституционное право на импичмент президента в определенных случаях.
Полупрезидентские республики характеризуются большей ролью парламента в формировании правительства. В таких государствах, помимо президента, появляется пост премьер-министра, чье назначение происходит при непосредственном участии парламента. В частности, к таким государствам относится Российская Федерация.
Статья 80 Конституции РФ устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства. Подобное определение статуса Президента РФ означает, что он занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. В ранее действовавшей Конституции 1978 г. (с учетом поправок) устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает систему гарантий, препятствующих превращению государства в «суперпрезидентскую» республику. В частности, период полномочий Президента Российской Федерации ограничен шестилетним сроком, установлена сменяемость поста в порядке всенародных прямых выборов, их альтернативный характер, не допустимости занимать пост Президента более двух сроков подряд; возможно отрешение Президента от должности, признание не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда.
Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция определяет и его функции. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Президент Российской Федерации выступает с ежегодными посланиями Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации. Как глава государства Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.