ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 309
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мировая практика бикамерализма знает различные способы формирования вторых палат.
-
Прямые выборы в верхнюю палату парламента проводятся в соответствии с теми же основными принципами, что и выборы в нижнюю палату, то есть на основе всеобщего прямого, равного избирательного права при тайном голосовании (Польша, Чехия, Швейцария, Япония). Отличия в основном связаны с двумя факторами: возрастной ценз, установленный для избирателей (при выборах в Сенат Италии возрастной ценз избирателей - 25 лет, для палаты депутатов - 18 лет) и распределение мест в верхней палате между территориями, а не пропорционально численности населения. Такая система чаще распространена в федеративных государствах (сенаты Австралии, Аргентины, Бразилии США), реже в унитарных государствах (сенаты Боливии, Польши), где все территориальные единицы (за исключением федерального столичного округа) имеют равное представительство в верхней палате вне зависимости от численности населения. Именно прямыми выборами формируются сильные и влиятельные верхние палаты парламента (США, Италия, Японии). Принцип выборности наиболее широко распространен, причем в подавляющем большинстве случаев все члены палаты являются избираемыми. -
Непрямые выборы основаны на избрании сенаторов правительствами земель, законодательными собраниями провинций, или же избирательными коллегиями департаментов, включающими представителей муниципальных советов. В основе формирования второй палаты этим способом также может лежать принцип равного представительства территориальных единиц (Пакистан, Российская Федерация, ЮАР) или населенческий принцип, при котором распределение мест происходит в соответствии с численностью населения (Австрия, Франция). Члены Федерального Совета Австрии избираются ландтагами. Земля, имеющая наибольшую численность населения, посылает 12 представителей, другие - основываясь на этой цифре, в соответствии с соотношением своего населения с населением наиболее населенной земли. В Конституции Франции предусмотрено, что французы, постоянно проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате. Эта категория сенаторов избирается Высшим советом французских граждан за рубежом. -
Избрание членами нижней палаты. До принятия переходной Конституции Непала 2007 года
большинство членов второй палаты избиралось первой палатой.
-
Корпоративное представительство как способ формирования сената используется в Ирландии. Из 49 избираемых членов: три избираются Государственным университетом Ирландии; три - Университетом Дублина; сорок три - из лиц, обладающих знаниями и практическим опытом в следующих профессиях и сферах деятельности: сельское хозяйство и смежные интересы, рыболовство; труд, как организованный, так и неорганизованный; промышленность и торговля, включая банковское дело, финансы, счетоводство, инженерное дело и архитектура; государственное управление и социальные службы, включая добровольную социальную деятельность. -
Назначение членов палаты главой государства. Примером может служить канадский сенат, члены которого назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. Иногда предусматривается также назначение сенаторов по рекомендации лидера оппозиции, внепарламентских органов или по собственному решению главы государства. В Таиланде сенаторов назначает король из числа лиц, не принадлежащих ни к одной политической партии. В Иордании сенат назначается королем из числа лиц, замещавших или замещающих политические и военные должности. Существуют страны, где глава государства назначает не всех, а определенное число сенаторов. Так, в Индии двенадцать членов Совета Штатов назначаются Президентом из числа лиц, имеющих специальные знания или практический опыт в областях литературы, науки, искусства и общественной деятельности. -
Кооптация, под которой понимается введение новых членов в выборный коллегиальный орган по его собственному решению. Такой способ формирования верхней палаты используется крайне редко. Согласно Конституции Бельгии сенаторы назначают дополнительно 10 членов верхней палаты. -
Членство по должности. Этот способ предусматривает вхождение в состав второй палаты либо при замещении определенной должности (епископы и архиепископы англиканской церкви, лорды- судьи в палате лордов Великобритании), либо после прекращения полномочий по определенной должности (экс-президенты в Сенат Италии). -
Наследование как способ формирования второй палаты временно сохраняется в палате лордов в Великобритании (на переходный период места в Палате лордов сохраняют наследственные пэры), в сенате Бельгии (дети короля, а в случае их отсутствия - родственники королевской фамилии по нисходящей линии, которая призвана править, с восемнадцатилетнего возраста).
При формировании второй палаты парламент может использоваться как один из перечисленных способов, так и самые разные их сочетания. Характерной чертой формирования этой палаты является территориальный принцип представительства, который наблюдается и в унитарных государствах. В настоящее время достаточно сложно выделить принципиальные различия в формировании парламентов в федеративных и унитарных государствах. Представляется, что в определенной степени это следствие централизации федераций и децентрализации (деволюции) унитарных государств.
Роспуск парламента. Парламент формируется на определенный срок и прекращает свою деятельность с истечением срока полномочий после избрания нового состава парламента и начала его работы. Однако при парламентарных и смешанных формах правления парламент может быть досрочно распущен при определенных условиях. Роспуск парламента выступает одним из способов преодоления кризиса в отношениях законодательной и исполнительной власти. Превентивное значение роспуска парламента заключается в возможности удерживать органы государственной власти от необоснованных конфликтов, препятствующих их согласованному функционированию и взаимодействию.
Как правило, в конституциях предусматривается роспуск нижней палаты парламента либо однопалатного парламента. При этом в редких случаях, например, в Италии, закреплено право Президента, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них.
Конституция Российской Федерации не предусматривает роспуск Совета Федерации. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
Роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между ней и Президентом при формировании Правительства Российской Федерации, а также между ней и Правительством Российской Федерации при выражении ею недоверия (отказе в доверии) последнему преследует цель обеспечить своевременное формирование или продолжение функционирования Правительства Российской Федерации, поддерживаемого Президентом Российской
Федерации.
Президент Российской Федерации обязан одновременно с роспуском Государственной Думы назначить дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума во всяком случае собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом Российской Федерации, ни другой палатой Федерального Собрания.
Конституцией Российской Федерации установлен запрет на роспуск Государственной Думы в следующих случаях: в течение года после ее избрания по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации; с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. Государственная Дума не может быть распущена исполняющим обязанности Президента Российской Федерации.
§ 3. Полномочия парламента
Полномочия Федерального Собрания в сфере законотворчества являются наиболее важными и объемными по своему содержанию. Из принципов демократического правового государства с республиканской формой правления следует, что именно акты независимого парламента должны быть основными источниками регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также организации и функционирования публичной власти, собственности, федеративного устройства. Российский парламент обладает исключительной прерогативой по принятию законов, имеющих верховенство и прямое действие на всей территории государства.
Федеральное Собрание принимает законодательные акты в форме: законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов. Содержание этих актов определяется исходя из предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исключением из законодательной компетенции Федерального Собрания является внесение изменений в положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, которые могут быть пересмотрены лишь специальным органом - Конституционным Собранием - либо всенародным голосованием. Вместе с тем, Совет Федерации и Государственная Дума наряду с иными субъектами могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Федеральное Собрание не является единственным органом, реализующим полномочия в сфере законодательной деятельности. Президент РФ обладает правом вето в отношении законопроектов, принятых Федеральным собранием. Правительство Российской Федерации дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых
обязательств государства и другие законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В странах, придерживающихся британского варианта парламентарного государства, глава государства считается частью парламента наряду с палатами (Великобритания, Индия). Согласно Конституции Ирландии Парламент должен включать Президента и две палаты: Палату представителей и Сенат.
Конституционное право отдельных государств может предусматривать институт так называемого «делегированного» законодательства, когда по вопросам, требующим законодательного регулирования, принимаются акты высших исполнительных органов, имеющие юридическую силу законов. Конституция Франции устанавливает, что Правительство может для выполнения своей программы просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять меры, обычно относимые к сфере законодательного регулирования, путем издания ордонансов. Ордонансы
В настоящее время отмечается существенное качественное изменение законодательных полномочий парламента, когда его деятельность утрачивает суверенный характер. Выделяют следующие основные направления таких изменений: законодательная инициатива практически полностью реализуется органами исполнительной власти (если вести речь не о всех вносимых законопроектах, а тех, которые в последующем становятся законами); наблюдается постоянный рост отсылочных норм в законодательных актах к актам правительства, учащаются случаи делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества; депутаты лишены самостоятельности при голосовании и руководствуются указаниями фракции.
Финансовые полномочия парламента реализуются через установление налогов и сборов, а также через утверждение бюджетов (росписи доходов и расходов государства) и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за их исполнением, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих такой контроль. Следует учитывать, что финансовые полномочия парламента появились ранее, чем законодательные. Так, парламент Англии участвовал в установлении налогов с XIII века, а право принимать законы появилось с XV века. При этом в ряде государств (США, Великобритании, Японии) бюджет не имеет формы закона, а реализуется в виде финансовой программы через систему отдельных законов об ассигнованиях и государственных доходах.
Система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Принятие федеральных законов относится к исключительным полномочиям Государственной Думы Российской Федерации. Законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Федеральный закон о федеральном бюджете, принятый Государственной Думой, подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу годовой отчет об исполнении федерального бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает: доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета и доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.
В соответствии с частью пятой статьи 101 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание образует Счетную палату Российской Федерации, которая осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, и подотчетна парламенту.
В рамках реализации иных финансовых полномочий Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, подготовленные Банком России, и принимает по ним решение; рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России; направляет и отзывает трех представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете. Таким образом, Банк России подотчетен Государственной Думе.
Контрольные полномочия парламента реализуются через комплекс правовых и организационных мер, осуществляемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации с целью обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации.
Осуществление парламентского контроль основывается на следующих принципах: законности; соблюдения прав и свобод человека и гражданина; обеспечения разделения властей;