Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 311

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Палаты парламентов возглавляют председатели, хотя в национальной практике государств встречается значительное терминологическое разнообразие в названиях этой должности.

Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя и заместители Председателя избираются из числа депутатов Государственной Думы.

Председатель Государственной Думы обладает следующими полномочиями: ведет заседания палаты; ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; организует работу Совета Государственной Думы; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; представляет палату' во взаимоотношениях с органами государственной власти, должностными лицами, с организациями, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств и международными организациями; подписывает постановления Государственной Думы; издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции, осуществляет иные полномочия.

Полномочия Председателя Совета Федерации аналогичны вышеперечисленным.

Палаты Федерального Собрания для реализации полномочий создают различные рабочие органы, как правило, это - советы палат, комитеты, комиссии, рабочие группы.

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета Государственной Думы являются Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы, руководители фракций.

Комитеты Государственной Думы, образуемые из числа депутатов палаты выполняют следующие функции: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы палаты;

осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы, подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений; организуют парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; проводят анализ практики применения законодательства; рассматривают обращения граждан; решают вопросы организации своей деятельности. Перечень комитетов Государственной Думы устанавливается ее Регламентом. Комитеты образуются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.


Государственная Дума образует комиссии в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Регламентом палаты (комиссия по вопросам депутатской этики; комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы). В положении о комиссии определяются задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия, иные вопросы, касающиеся ее деятельности.

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе. Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности.

Фракцией является обязательное объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Фракции занимают важное место в парламентском механизме. Они, к примеру, активно участвуют в формировании руководящих органов, комитетов палаты, в вопросах избрания и назначения должностных лиц, в использовании различных форм контроля.

Для выработки согласованных решений Советом Государственной Думы могут образовываться межфракционные рабочие группы, которые не пользуются правами фракций, комитетов и комиссий

Государственной Думы. В положении о межфракционной рабочей группе определяются цель ее образования, задачи, срок деятельности, полномочия межфракционной рабочей группы, иные вопросы, касающиеся ее деятельности.

Председатель Совета Федерации, его первый заместитель и заместители избираются тайным голосованием из числа членов Совета Федерации. Представители от одного субъекта Российской Федерации не могут быть одновременно избраны на указанные должности. Председатель Совета Федерации, первый заместитель, заместитель избираются на срок полномочий в качестве члена Совета Федерации.

Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов Совета Федерации.



Для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации своих конституционных полномочий, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к его ведению, Совет Федерации образует комитеты. Перечень комитетов Совета Федерации и вопросы их ведения устанавливаются Регламентом палаты.

Временные комиссии могут создаваться Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, к ведению которого относится решение такой задачи.

В целях организации взаимодействия палат Федерального Собрания, законодательных органов государственной власти субъектов федерации в законодательном процессе и обмена опытом парламентской деятельности создан Совет законодателей Российской Федерации. Это совещательный и консультативный орган при палатах Федерального Собрания Российской Федерации. Возглавляют Совет законодателей Российской Федерации два сопредседателя, которые по должности являются председателями палат.

В конституционной практике зарубежных стран внутри парламентов могут создаваться; органы, замещающие парламенты при принятии определенных решений. Во-первых, это могут быть так называемые постоянные депутации (Испания, Мексика). Они создаются численностью от 1/10 до 1/5 от общего числа членов палаты или парламента и призваны обеспечить непрерывность работы парламента во время каникул. Депутации вправе исполнять полномочия парламента в отношении контроля за деятельностью правительства, мандата депутатов; уполномочивать президента на введение осадного или чрезвычайного положения, на объявление войны и на заключение мира; подготавливать открытие парламентской сессии; назначать судей. Они не вправе осуществлять законодательную деятельность. Во-вторых, это так называемые постоянные законодательные комиссии (Греция, Италия, Швеция), которые формируются по принципу пропорционального представительства партийных фракций в парламенте и действуют не только во время парламентских каникул. По определенным в конституции вопросам они могут принимать законы. Учитывая фракционный характер голосования в парламенте, решения, принимаемые такими замещающими органами, фактически совпадают с теми, которые могли бы быть принятыми на пленарном заседании парламента или палаты.


Помимо парламентов национальных государств существуют органы межпарламентского сотрудничества и наднациональные парламенты. Парламенты межгосударственных объединений выступают символом обеспечения качества правовых механизмов регулирования интеграционных процессов (поскольку законотворчество - это традиционная функция парламента). Они обладают и дополнительными, метаправовыми характеристиками (представительство интересов народов объединившихся государств, усиление демократического характера и транспарентности принятия решений, адаптация межгосударственных организаций к потребностям не только политических и экономических элит государств-членов, но и самых широких кругов населения.

§ 2. Порядок формирования и конституционно-правовые основы роспуска парламентов

К основополагающим принципам формирования парламентов можно отнести следующие: народное представительство, федерализм, периодическое обновление состава палат, политическое многообразие и многопартийность.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, - и представители Российской.

В новейшей истории нашей страны применялось три способа формирования Совета Федерации: прямые выборы населением субъектов Российской Федерации; вхождение по должности глав законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Федерации; избрание (назначение) по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу, в нем не создаются фракции и партийные объединения.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть только депутат этого органа.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его
вступления в должность. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена верхней палаты - представителя Российской Федерации - принимается Президентом России. Число таких представителей не должно превышать 10% общего состава верхней палаты. Президент вправе назначить любое количество сенаторов в пределах этой квоты. При этом в течение первого срока своих полномочий Президент не может лишить полномочий назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу' пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Практика формирования Государственной Думы соответствует общемировой практике образования нижних палат парламента либо однопалатных парламентов - путем всеобщих и прямых выборов. Как исключение их этой тенденции можно привести пример формирования Всекитайского собрания народных представителей, которое образуется путем многостепенных выборов из представителей, избранных от провинций, автономных областей, городов центрального подчинения и вооруженных сил. В редких случаях часть депутатов представительных органов зарубежных стран назначается. Например, в Совет народных представителей Индонезии, который рассматривается как регулярно заседающий законодательный орган, 100 депутатов из 500 назначаются президентом из представителей вооруженных сил.