Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 312

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

§ 6. Политическая и правовая ответственность главы государства

Положение главы государства как лица, обладающего особым статусом и полномочиями, неразрывно связано с необходимостью контроля за его деятельностью. Само наличие такого органа является угрозой принципу разделения властей. Соответственно, иные органы государственной власти для обеспечения баланса властей обязаны иметь контрольные функции в отношении главы государства. Такие функции существуют в большинстве государств, за исключением абсолютных монархий и тоталитарных стран.


Глава государства несет политическую и (или) правовую ответственность. Причем под политической ответственностью понимается ответственность за проводимую главой государства политику, не сопряженную с совершением каких-либо правонарушений, а правовая (юридическая) ответственность наступает за совершение конкретных преступлений или иных правонарушений. Законодательство большинства стран, как с республиканской, так и с монархической формой правления, закрепляет общий принцип политической неответственности главы государства. Исключения из этого принципа встречаются крайне редко. В частности, законодательством Австрии и Словакии предусмотрена такая форма политической ответственности главы государства (Президента), как отзыв по политическим мотивам как путем народного голосования (референдума), так и парламентом.

Между тем, правовая (юридическая) ответственность главы государства наоборот широко распространена в законодательстве зарубежных стран, а также и в Российской Федерации.

Отрешение от должности Президента регулируется ст. 93 Конституции Российской Федерации. Данная процедура заключается в выдвижение обвинения Государственной Думой в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, которое должно сопровождаться заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Окончательное решение об отрешении главы государства от должности принимает Совет Федерации.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

В науке конституционного права такую процедуру отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению именуют импичментом. Законодательство об импичменте высших должностных лиц существует в большинстве стран мира, однако не везде к нему прибегают. Примеры применения такой процедуры можно найти в Бразилии (Фернанду Колор), Индонезии (Абдуррахман Вахид) и Литве (Роландас Паксас).



Конституция США также предусматривает отрешение Президента посредством выдвижения обвинения в Палате представителей, а затем обвинительного приговора квалифицированным большинством в две трети голосов сенаторов. Дополнительно к отрешению от должности Сенатом может быть назначено наказание, затрагивающее запрет на занятие должностей на федеральной службе США (включая даже неоплачиваемые почетные должности).

В истории США два Президента были представлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, поскольку обвинение не было поддержано двумя третями голосов: Эндрю Джонсон в 1868 году и Билл Клинтон в 1998-1999 годах. В 1974 г. президент Ричард Никсон, также представленный к импичменту по «Уотергейтскому делу» Палатой представителей, ушел в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом.

Глава XV.

ПАРЛАМЕНТ - ВЫСШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


§ 1. Понятие и структура парламентов

Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли в XII—XIII вв. Парламент как общенациональное представительное учреждение, отличное от сословных представительных структур времен феодализма, начинает свою историю с эпохи буржуазных революций. В отечественной истории первая Государственная Дума начала работать 27 апреля 1906 г. (с 2013 г. 27 апреля является Днем российского парламентаризма).

В- конституционном праве довольно прочно утвердилось представление о том, что парламент выражает всеобщую волю народа. Концепцию народного представительства в самых общих чертах можно раскрыть через следующие тезисы: парламент учреждается конституцией; народ как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять законодательную власть; парламент формируется свободными выборами, которые являются высшим непосредственным выражением власти народа; член парламента представляет интересы всей нации.

В советский период народное представительство определялось как осуществление народом государственной власти через избираемых самим народом представителей, уполномоченных им выражать его интересы и государственную волю.

С понятием парламента как государственно-правового института тесно связано понятие парламентаризма. Это - взаимосвязанные, но не равнозначные понятия. Парламентаризм как особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанной на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка - более широкое понятие. Парламентаризм невозможен без парламента. В то же время парламент формально может существовать без важнейших элементов парламентаризма: верховенства парламента,


представительности, разделения властей.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В российской Конституции не содержится положения о том, что Федеральное Собрание является высшим и единственным органом законодательной власти, в отличие, например, от Швейцарии, где согласно Конституции Союзное Собрание при соблюдении прав народа и кантонов осуществляет верховную власть.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума функционирует как нижняя палата парламента, представляющая общенациональные интересы. Совет Федерации представляет интересы субъектов Российской Федерации и является верхней палатой парламента.

Современные парламенты в зарубежных странах являются в большинстве случаев однопалатными, хотя могут состоять из двух палат (такое явление именуют бикамерализмом). В конституциях не всегда содержится наименование двухпалатного парламента как единого института. Двухпалатный парламент, как правило, характерен для федеративных государств. Однако вторые палаты существуют и в унитарных государствах. Исследователи бикамерализма отмечают, что сегодня многие верхние палаты, например в таких странах, как США, Франции, Испании, Чехия, Польша, Италия, именуются сенатами (независимо от формы государства и компетенции сената), что корнями уходит в историю. Сенат с древнеримских времен характеризуют два понятия: auctoritas - то есть особый личный авторитет ее членов, наряду с potestas - политической властью.

С точки зрения функционального содержания верхние палаты представляют собой либо вторую

консервативную форму представительства народа (Сенат во Франции, Италии) либо элемент

федеративной системы (Австралия, США, Германия). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Государственной Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в Российской Федерации - прямое представительство населения и представительство субъектов Российской Федерации.

Негативной тенденцией развития бикамерализма является наличие одних и тех же партийно­политических сил в обеих палатах. Это связано с тем, что система политических сдержек и противовесов не действует, и возникает партийная государственность в ущерб федеративности, вследствие чего утрачивается эффективность разделения властей и возможность для их взаимного контроля.


Существуют единичные случаи бикамерализма, при которых вторая палата формируется через представительство профессиональных интересов. Так, Государственный совет Словении является органом представительства носителей социальных, экономических, профессиональных и местных интересов. В него входят представители: работодателей; наемных работников; крестьян,

ремесленников и лиц свободных профессий; работников непроизводственной сферы; местных сообществ.

Верхняя палата, как правило, избирается на более длительный срок, чем нижняя. Во многих странах не предусматривается абсолютного обновления состава палаты (Совет Федерации РФ, Сенаты США, Франции, Совет штатов Индии). Благодаря этому верхние палаты являются постоянным элементом в системе высших органов государственной власти, характеризующими непрерывность и стабильность власти.

Верхние палаты более малочисленны, чем нижние. Крупнейшая (по соотношению с нижней палатой) федеративная вторая палата - австралийский сенат (51% численности нижней палаты).

В конституционной практике в зависимости от полномочий верхней палаты и ее влияния на принятие решений парламента в целом выделяют две разновидности двухпалатной парламентской системы: «сильная верхняя палата» и «слабая верхняя палата».

Сильную верхнюю палату отличает тот факт, что без ее согласия решение парламента не может быть принято (сенаты США, Италии).

Конституция России отводит Совету Федерации в законодательном процессе самостоятельное место, наделив его определенным объемом полномочий. Совет Федерации вправе принять лишь одно из двух решений: одобрить федеральный закон, после чего он считается принятым парламентом в целом, либо отклонить его. Государственная Дума квалифицированным большинством голосов может преодолеть вето Совета Федерации. Таким образом, Совет Федерации можно отнести к системе слабой верхней палаты, при которой верхняя палата не может воспрепятствовать принятию парламентского решения. Однако в отношении федеральных конституционных законов и законов о внесении поправок в Конституцию одобрение Совета Федерации является обязательным для их принятия.

Во Франции наблюдается смешанный вариант: законопроект может возвращаться Национальным Собранием и Сенатом друг другу, пока не вмешается правительство; по его требованию окончательное решение принимает Национальное Собрание. Исключение составляют органические законы, касающиеся Сената, в этом случае его согласие необходимо.