Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 301

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прокуратура РФ как самостоятельная ветвь государственной власти является важнейшим и неотъемлемым элементом системы сдержек и противовесов, уравновешивания других ветвей власти, их согласованного функционирования.

Средством взаимодействия прокурорско-надзорной и законодательной ветвей государственной власти являются прокурорские проверки исполнения Конституции РФ и федеральных законов самими законодательными органами на предмет иерархичности принимаемых законодательных актов, соответствия нижестоящих нормативных правовых актов вышестоящим. В случае выявления нарушений принципа иерархичности законодательных актов субъектом РФ прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции с иском о признании регионального закона недействующим, не подлежащим применению. В свою очередь Генеральный прокурор РФ наделен правом обращаться в Конституционный Суд РФ о проверке конституций и уставов субъектов РФ на предмет соответствия их Конституции РФ.

Правовым средством сдерживания исполнительной власти является прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, федеральными службами и агентствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.

Прокуратура РФ оказывает сдерживающее воздействие и на судебную власть путем участия в рассмотрении дел судами и опротестовании судебных решений, которые предположительно являются незаконными или необоснованными (п. 2 ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Таким образом, прокуратура в России занимает собственное место в системе разделения властей. На протяжении веков она сформировалась как уникальная система по эффективному осуществлению прокурорско-надзорной власти, равновеликой законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти. Поэтому ее не надо ввергать в пучину перманентного реформирования, подгонять под какие- то западные стандарты. «Наше общественное развитие совершается в такую пору, когда высокое состояние науки и опыта наших предшественников в цивилизации могут быть для нас важным пособием и спасительным предостережением. Мы знаем, что есть учреждения, которые не пересаживаются вдруг на чужую почву, требуя долгого исторического воспитания или коренясь в особенностях народного характера».

Это сказал в своей вступительной лекции экстраординарный профессор кафедры государственного права Московского университета Ф. М. Дмитриев, которая состоялась 5 октября 1859 года. Но не покидает ощущение, что уважаемый профессор прочитал эту лекцию сегодня, прочитал не только для любознательных студентов, но главным образом для современных ученых и политиков, которые никак не могут понять, что прокуратура России коренится именно в особенностях народного характера, является нашим исконным учреждением. Он как бы говорит: пора, наконец, избавиться от реформаторского зуда и научиться максимально использовать все достигнутое трудами наших предков. Прокуратура России нуждается не в реформировании, а в расширении полномочий, в укреплении высококвалифицированными кадрами.


Прокурорско-надзорная власть в России осуществляется специализированными органами и учреждениями государства, объединенными в единую систему общностью реализуемых ими функций. В эту систему входят Генеральная прокуратура РФ, территориальные и специализированные органы прокуратуры, Академия Генеральной прокуратуры РФ, а также другие образовательные и научно- исследовательские учреждения (ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Систему органов прокурорско-надзорной власти возглавляет Генеральная прокуратура РФ, во главе которой стоит Генеральный прокурор РФ, наделенный полномочиями по руководству всей системой прокуратуры. В его компетенцию входит решение вопросов образования, реорганизации и ликвидации органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и полномочий.

В зависимости от формы политико-территориальной организации государства и сфер государственной или хозяйственной деятельности все органы прокурорско-надзорной власти подразделяются на территориальные и специализированные.

Под территориальными органами прокурорско-надзорной власти понимается совокупность органов и учреждений прокуратуры, реализующих свои функции на федеральном, региональном и местном уровнях.

На федеральном уровне прокурорско-надзорную власть осуществляет Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ. Ее деятельность распространяется на всю территорию России, на все звенья единой централизованной системы прокуратуры.

На региональном уровне сформированы органы прокуратуры субъектов РФ. Среди них представлены прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, Еврейской автономной области и автономных округов. Каждая из них осуществляет прокурорско-надзорную власть на территории субъекта РФ и руководит нижестоящими органами прокуратуры.

На местном уровне обычно создаются прокуратуры городов и районов. Вместе с тем, в некоторых субъектах РФ образуются в зависимости от специфики административно-территориального устройства региона, природно-географических условий и плотности населения, прокуратуры административных округов и межрайонные прокуратуры, осуществляющие прокурорско-надзорную власть на территориях районов.

Однако территориальный принцип построения системы органов прокуратуры РФ не позволяет эффективно поддерживать состояние законности в ряде специфических сфер деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. В силу этих причин создаются специализированные органы прокурорско-надзорной власти России, которые представляют собой совокупность органов и учреждений прокуратуры, осуществляющих свои функции в определенных сферах государственной или хозяйственной деятельности, ограниченными специальными объектами или отраслями прокурорского надзора.



Специализированные прокуратуры входят в качестве составных элементов в единую централизованную систему прокуратуры РФ. В зависимости от объектов прокурорского надзора среди них выделяются: 1) военная прокуратура; 2) прокуратуры войсковых частей; 3) транспортные прокуратуры; 4) природоохранные прокуратуры; 5) прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях России.

  1. Военные прокуратуры формируются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил и Военно-морского Флота Российской Федерации. Они включают в свой состав: Главную военную прокуратуру, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов; прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения; прокуратуру Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. Все перечисленные органы военной прокуратуры, возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор.

Компетенция военных прокуроров распространяется на органы военного управления; воинские части, учреждения; военные комиссариаты, военно-учебные заведения; предприятия, организации, подразделения министерства обороны; Федеральную службу охраны; Федеральную пограничную службу; Службу внешней разведки; Федеральное агентство правительственной связи и информации; Федеральную службу железнодорожных войск; Главное командование внутренних войск МВД РФ; на органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также на воинские формирования других министерств и ведомств.

  1. Прокуратуры войсковых частей осуществляют свою деятельность в закрытых административно- территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях по осуществлению надзора за исполнением законов, иных возложенных на прокуратуру функций. Структура отрасли оборонного комплекса в силу его общефедерального характера не совпадает с административно-территориальным делением страны, что и предопределяет необходимость создания специализированных прокуратур. Производственная инфраструктура и обслуживающие ее войсковые части нередко расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения служб ФСБ и полиции, поднадзорные прокуратуре. При организации прокуратур войсковых частей учитывается также, что управление оборонным комплексом и обслуживающих его структур ФСБ, МВД, воинских частей имеет двухзвенный характер; предприятия и учреждения, обеспечивающие их органы ФСБ, МВД, воинские части непосредственно подчиняются соответствующим министерствам и ведомствам РФ. Прокурор войсковой части подчиняется непосредственно Генеральной прокуратуре РФ и наделен полномочиями обращаться непосредственно в соответствующие федеральные министерства и ведомства.


Согласно приказу Генерального прокурора РФ прокуроры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления; предприятиями, организациями, учреждениями в закрытых административно-территориальных образованиях; на особо важных и особо режимных объектах; органами военного управления; специализированными военно­строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов, а также ведающими ими территориальными органами соответствующих министерств и ведомств.

  1. Транспортные прокуратуры по своему статусу приравнены к областным и районным прокуратурам. Они создаются применительно к организационной структуре управления железнодорожным транспортом и других транспортных систем России. В организационном отношении они непосредственно подчинены Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения; соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

  1. Природоохранные прокуратуры создаются в регионах с напряженной или кризисной экологической ситуацией. Они осуществляют надзор за применением экологического законодательства, за строгим соблюдением его требований всеми предприятиями и учреждениями, должностными лицами и гражданами. В настоящее время на правах областных прокуратур осуществляют свою деятельность Байкальская, Волжская и Московская природоохранные прокуратуры. В субъектах РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.

Анализ работы природоохранных прокуратур России показывает, что наибольший вклад в сохранение благоприятной окружающей среды в интересах живущих и будущих поколений людей вносят прокуратуры, созданные в экологических регионах страны, независимо от границ субъектов РФ. Так, Волжская природоохранная прокуратура имеет в своем подчинении 15 межрайонных прокуратур, базирующихся в городах, представляющих серьезную экологическую опасность для Волги и ее притоков. Сама она подчиняется непосредственно Генеральной прокуратуре РФ, благодаря чему обеспечивается независимость прокурорского надзора в бассейне Волги. Совместно с инспектирующими органами Росприроднадзора прокуратура регулярно проводит проверки соблюдения экологического законодательства, выявляет сотни правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды. По материалам вносятся протесты и представления, а виновные лица привлекаются к уголовной и гражданско-правовой ответственности. Прокуроры предъявляют в интересах государства иски о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями.


  1. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов Российской Федерации; на них возложен надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, администрацией этих учреждений, а также специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов названной системы.

Эффективность деятельности специализированных прокуратур по обеспечению законности на поднадзорных объектах в решающей степени зависит от их взаимодействия в рамках единой централизованной системы прокуратуры РФ, а также с территориальными прокуратурами регионального и местного уровней прокурорско-надзорной власти.

Под функциями прокуратуры РФ понимаются основные направления деятельности ее органов по осуществлению прокурорско-надзорной власти с использованием специфических форм и методов в рамках точно очерченных полномочий. Функции прокуратуры нормативно определены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».

Среди основных направлений властной деятельности органов прокуратуры закон выделил прежде всего функцию прокурорского надзора за исполнением законов на территории России. Как специфический вид государственной деятельности прокурорский надзор является единым. Тем не менее, в правовых процедурах его осуществления имеются существенные различия, обусловленные особенностями законодательства, за исполнением которого надзирают органы прокуратуры, спецификой деятельности поднадзорных субъектов и рядом других факторов. Поэтому единый в функциональном отношении прокурорский надзор специалисты разделяют на несколько относительно самостоятельных отраслей.

Исключительно многогранной отраслью прокурорского надзора является направление деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов. В научной литературе и в практике деятельности прокурорских работников его традиционно называют общим надзором, хотя этот термин и не используется в современном законодательстве.

Надзор осуществляется за соблюдением Конституции РФ, за исполнением законов, действующих на территории страны