ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 300
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, всеми федеральными министерствами, службами и агентствами, государственными комитетами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Надзору, помимо того, подлежат все правовые акты, издаваемые выше названными органами и должностными лицами, на предмет соответствия их закону.
Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов без административного вмешательства в оперативную деятельность соответствующих государственных органов, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, военного управления, общественных объединений.
В современной России особую значимость приобретает деятельность прокуратуры в области надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, международных договорах РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. Надзор распространяется на деятельность всех отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, хозяйствующих субъектов и общественных объединений, призванных с учетом своего статуса обеспечивать права и свободы человека и гражданина.
В пределах своих полномочий прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет порядок их защиты, принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений и привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении, возмещению причиненного вреда.
В случае, когда пострадавший не может лично защитить свои права и свободы в гражданском процессе по состоянию здоровья, в силу возраста или других причин, а также в случае, когда нарушены права и свободы большого количества граждан или это нарушение получило большой общественный резонанс, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших в суде.
Таким образом, права и свободы человека и гражданина защищаются прокуратурой как косвенно, посредством надзора за соблюдение Конституции РФ и исполнением закона, так и непосредственно в процессе осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Важное значение для защиты прав и свобод человека и гражданина имеет надзор прокурора за исполнением законов органами государства, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Надзор в этой сфере служит средством предотвращения незаконных ограничений прав и свобод человека и гражданина, прежде всего личных. Для осуществления надзора прокурор наделен довольно широкими полномочиями, которые устанавливаются Уголовно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Существенными особенностями отличается прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, которые исполняют наказания и применяют назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Надзор направлен на обеспечение законности нахождения лиц в данных учреждениях, соблюдение их прав и обязанностей, порядка и условий содержания, определенных федеральным законодательством, пресечение выявленных правонарушений.
В России возникли большие трудности с обеспечением прав и законных интересов физических и юридических лиц при исполнении судебных актов и актов других органов, особенно предусматривающих взыскание финансовых средств. В этой связи была создана Федеральная служба судебных приставов РФ, в низовых структурах которой состоят судебные приставы-исполнители.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» судебные приставы-исполнители наделены довольно широкими полномочиями по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов. Это объективно обусловило формирование особой отрасли прокурорского надзора - надзора за исполнением законов судебными приставами. При его осуществлении обеспечивается государственная защита как публичных, так и частных интересов.
Для обеспечения законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, публичных интересов общества и государства прокурору гарантирована возможность участия в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он вправе в соответствии с УПК РФ обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В гражданском процессе прокурор должен участвовать при рассмотрении судом жалоб на неправильности в списках избирателей, по делам о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим, по делам о признании ограниченно дееспособным (ст. 234, 255, 261 ГПК).
Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ. Он вправе также обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Они могут истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым соответствующие акты вступили в законную силу. Усмотрев, что они являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.
Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ по неизвестным причинам не являются субъектами законодательной инициативы. Тем не менее, они вправе инициировать в пределах своей компетенции правотворческий процесс, то есть принятие нормативных правовых актов специально уполномоченными органами государственной власти. Как сказано в ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при установлении прокурором в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов, он вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Еще более широкими возможностями в инициировании процесса обладает Генеральный прокурор РФ. Он вправе по собственной инициативе направлять в Государственную Думу информацию о недостатках законодательного регулирования отношений в определенных отраслях и сферах жизнедеятельности общества, о дефектах тех или иных законов. В ежегодных докладах палатам Федерального Собрания и Президенту РФ о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению, Генеральный прокурор РФ может акцентировать внимание на недостатках законодательства и мерах по их устранению. Проекты отдельных законов Генеральный прокурор РФ может направлять самым авторитетным субъектам законодательной инициативы - Президенту РФ и Правительству РФ для последующего их внесения в Государственную Думу.
С функцией прокуратуры РФ по инициированию правотворческого процесса на федеральном и региональном уровнях тесно связана и ее функция проведения антикоррупционной экспертизы. Ее суть заключается в том, что прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном ГПК РФ. Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке (ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Прокуратура РФ осуществляет функцию координации в сфере борьбы с преступностью в стране. Назначение этой функции заключается в объединении усилий не соподчиненных органов государственной власти по борьбе с преступностью, согласование и установление целесообразного соотношения их действий по решению столь важной задачи с наименьшими затратами сил и средств. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В этих целях прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Президентом РФ.
Таковы основные функции прокуратуры РФ. Их эффективная реализация может стать подлинной гарантией защиты конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина, обеспечения законности и правопорядка на всей территории России.
Глава XIX.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Статус субъектов федерации
Под конституционным статусом субъекта федерации понимается совокупность закрепленных в конституции характеристик политико-территориального образования в федеративном государстве. Конституционно-правовой статус субъекта федерации выходит за рамки федерального конституционного регулирования, поскольку дополнен нормами федеральных законов, а также конституционными нормами самих субъектов. Наиболее общей категорией по отношению к упомянутым является правовой статус субъекта Российской Федерации, который включает в себя нормы законодательства данного субъекта федерации и заключенных им договоров.
Статус субъекта федерации может быть сходен со статутом автономной единицы, в зарубежной практике часто по объему полномочий автономии не уступает субъекту федерации. Такие признаки, как участие в формировании и функционировании общегосударственной власти, наличие конституционно закрепленных полномочий, право на самоорганизацию в установленных пределах, подконтрольность территориальных образований центральной власти, свойственны как субъекту' федерации, так и автономным образованиям.
Определяющее значение в установлении статуса территориальной единицы имеет степень ее участия в распределении или изменении учредительных полномочий между центром и территориями. Для изменения конституции федеративного государства требуется согласие субъектов, а территории региональных государств не принимают непосредственного участия в этом процессе. Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Аналогичная точка зрения существует и в доктрине германского конституционализма, согласно которой различие между федеративными и децентрализованными унитарными государствами состоит в том, что полномочия субъектов не могут быть изменены федеральными органами в одностороннем порядке, поскольку не федерация определяет эти полномочия и не она делегирует их субъектам (сохраняя при этом возможность их отзыва в любое время). Согласно идее федерализма, субъекты задуманы как исконные хранители полномочий, легших в основу полномочий федерации. Чтобы предотвратить командную роль федерации по отношению к ее субъектам, необходимо их совместное участие в разграничении полномочий, что могло бы предотвратить конфликты подобного рода.
Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов без административного вмешательства в оперативную деятельность соответствующих государственных органов, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, военного управления, общественных объединений.
В современной России особую значимость приобретает деятельность прокуратуры в области надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, международных договорах РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. Надзор распространяется на деятельность всех отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, хозяйствующих субъектов и общественных объединений, призванных с учетом своего статуса обеспечивать права и свободы человека и гражданина.
В пределах своих полномочий прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет порядок их защиты, принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений и привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении, возмещению причиненного вреда.
В случае, когда пострадавший не может лично защитить свои права и свободы в гражданском процессе по состоянию здоровья, в силу возраста или других причин, а также в случае, когда нарушены права и свободы большого количества граждан или это нарушение получило большой общественный резонанс, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших в суде.
Таким образом, права и свободы человека и гражданина защищаются прокуратурой как косвенно, посредством надзора за соблюдение Конституции РФ и исполнением закона, так и непосредственно в процессе осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Важное значение для защиты прав и свобод человека и гражданина имеет надзор прокурора за исполнением законов органами государства, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Надзор в этой сфере служит средством предотвращения незаконных ограничений прав и свобод человека и гражданина, прежде всего личных. Для осуществления надзора прокурор наделен довольно широкими полномочиями, которые устанавливаются Уголовно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Существенными особенностями отличается прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, которые исполняют наказания и применяют назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Надзор направлен на обеспечение законности нахождения лиц в данных учреждениях, соблюдение их прав и обязанностей, порядка и условий содержания, определенных федеральным законодательством, пресечение выявленных правонарушений.
В России возникли большие трудности с обеспечением прав и законных интересов физических и юридических лиц при исполнении судебных актов и актов других органов, особенно предусматривающих взыскание финансовых средств. В этой связи была создана Федеральная служба судебных приставов РФ, в низовых структурах которой состоят судебные приставы-исполнители.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» судебные приставы-исполнители наделены довольно широкими полномочиями по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов. Это объективно обусловило формирование особой отрасли прокурорского надзора - надзора за исполнением законов судебными приставами. При его осуществлении обеспечивается государственная защита как публичных, так и частных интересов.
Для обеспечения законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, публичных интересов общества и государства прокурору гарантирована возможность участия в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он вправе в соответствии с УПК РФ обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В гражданском процессе прокурор должен участвовать при рассмотрении судом жалоб на неправильности в списках избирателей, по делам о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим, по делам о признании ограниченно дееспособным (ст. 234, 255, 261 ГПК).
Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ. Он вправе также обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Они могут истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым соответствующие акты вступили в законную силу. Усмотрев, что они являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.
Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ по неизвестным причинам не являются субъектами законодательной инициативы. Тем не менее, они вправе инициировать в пределах своей компетенции правотворческий процесс, то есть принятие нормативных правовых актов специально уполномоченными органами государственной власти. Как сказано в ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при установлении прокурором в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов, он вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Еще более широкими возможностями в инициировании процесса обладает Генеральный прокурор РФ. Он вправе по собственной инициативе направлять в Государственную Думу информацию о недостатках законодательного регулирования отношений в определенных отраслях и сферах жизнедеятельности общества, о дефектах тех или иных законов. В ежегодных докладах палатам Федерального Собрания и Президенту РФ о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению, Генеральный прокурор РФ может акцентировать внимание на недостатках законодательства и мерах по их устранению. Проекты отдельных законов Генеральный прокурор РФ может направлять самым авторитетным субъектам законодательной инициативы - Президенту РФ и Правительству РФ для последующего их внесения в Государственную Думу.
С функцией прокуратуры РФ по инициированию правотворческого процесса на федеральном и региональном уровнях тесно связана и ее функция проведения антикоррупционной экспертизы. Ее суть заключается в том, что прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном ГПК РФ. Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке (ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Прокуратура РФ осуществляет функцию координации в сфере борьбы с преступностью в стране. Назначение этой функции заключается в объединении усилий не соподчиненных органов государственной власти по борьбе с преступностью, согласование и установление целесообразного соотношения их действий по решению столь важной задачи с наименьшими затратами сил и средств. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В этих целях прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Президентом РФ.
Таковы основные функции прокуратуры РФ. Их эффективная реализация может стать подлинной гарантией защиты конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина, обеспечения законности и правопорядка на всей территории России.
Глава XIX.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Статус субъектов федерации
Под конституционным статусом субъекта федерации понимается совокупность закрепленных в конституции характеристик политико-территориального образования в федеративном государстве. Конституционно-правовой статус субъекта федерации выходит за рамки федерального конституционного регулирования, поскольку дополнен нормами федеральных законов, а также конституционными нормами самих субъектов. Наиболее общей категорией по отношению к упомянутым является правовой статус субъекта Российской Федерации, который включает в себя нормы законодательства данного субъекта федерации и заключенных им договоров.
Статус субъекта федерации может быть сходен со статутом автономной единицы, в зарубежной практике часто по объему полномочий автономии не уступает субъекту федерации. Такие признаки, как участие в формировании и функционировании общегосударственной власти, наличие конституционно закрепленных полномочий, право на самоорганизацию в установленных пределах, подконтрольность территориальных образований центральной власти, свойственны как субъекту' федерации, так и автономным образованиям.
Определяющее значение в установлении статуса территориальной единицы имеет степень ее участия в распределении или изменении учредительных полномочий между центром и территориями. Для изменения конституции федеративного государства требуется согласие субъектов, а территории региональных государств не принимают непосредственного участия в этом процессе. Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Аналогичная точка зрения существует и в доктрине германского конституционализма, согласно которой различие между федеративными и децентрализованными унитарными государствами состоит в том, что полномочия субъектов не могут быть изменены федеральными органами в одностороннем порядке, поскольку не федерация определяет эти полномочия и не она делегирует их субъектам (сохраняя при этом возможность их отзыва в любое время). Согласно идее федерализма, субъекты задуманы как исконные хранители полномочий, легших в основу полномочий федерации. Чтобы предотвратить командную роль федерации по отношению к ее субъектам, необходимо их совместное участие в разграничении полномочий, что могло бы предотвратить конфликты подобного рода.