Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В США преобладающими также являются три организационные модели местного управления: «мэр - совет» (the mayor-council form); «комиссия» (the commission form); «город» или «совет - менеджер» (the city or council-manager form).

Первая модель «мэр - совет» является старейшей из трех перечисленных и предусматривает наличие в структуре местного управления и мэра, и совета. В то время как мэр всегда является избранным, члены совета могут быть избраны либо делегированы.

Мэр, являясь главой исполнительной власти, осуществляет контроль над заседаниями совета, назначает руководителей отделов, возможно, с одобрения совета. При этом мэр может наложить вето на постановления, которые принимает совет.

В США существует две разновидности данной модели: сильный мэр (the strong-mayor) и слабый мэр (the weak-mayor).

Вторая модель «комиссия» характеризует организацию местной администрации (city government). Своим появлением данная модель обязана так называемому Гальвестонскому Плану (the Galveston Plan), примененному в 1901 г. в городах Техаса, когда в местную администрацию были избраны от трех до семи чиновников, каждый из которых был ответственен, по крайней мере, за один городской отдел. При этом один из членов администрации являлся мэром, однако, это не возлагало на члена комиссии дополнительных полномочий.

Исторически форма комиссии позиционируется как важное направление повышения эффективности местного управления путем привлечения специалистов, экспертов (членов администрации), при совмещении исполнительных и представительских полномочий.

Третью модель «город» или «совет-менеджер» (the city or councilmanager form) характеризует назначение менеджера на должность главы местной администрации по контракту с функциями руководителя и администратора. Прежде всего, менеджер, назначаемый на должность главы местной администрации, должен быть квалифицированным профессиональным административным работником.

Данная модель «сити-менеджера» применяется в США для организации местного самоуправления в малых и средних городах, тогда как мегаполисами и крупными промышленными центрами, на которых основывается американская экономика, управляют всенародно избираемые мэры.

В ФРГ, несмотря на широкие законодательные возможности для разнообразной организации

местного самоуправления, почти во всех федеральных землях местное самоуправление организовано одинаково. Долгое время, до конца 1999 года, в Германии существовала вся палитра теоретически возможных моделей организационной структуры местного самоуправления (южно-германская модель, северо-германская модель, модель магистрата; модель бургомистра, назначаемого советом). Однако максимально эффективной для Германии оказалась южно-германская модель, при которой бургомистр избирается прямыми выборами и одновременно возглавляет два органа власти - представительный и исполнительный.


Во Франции местное самоуправление организовано следующим образом. Представительный орган - муниципальный совет - избирается всеобщим прямым голосованием жителей коммуны. Исполнительная власть представлена мэром и его заместителями. Мэр, избираемый муниципальными депутатами на первом заседании нового муниципального совета, является единственным уполномоченным представителем администрации. Однако он может под своим наблюдением и под свою ответственность делегировать путем подписания постановления часть своих полномочий одному или нескольким заместителям. Реализация переданных полномочий, четко определенная и ограниченная конкретным предметом, может быть прекращена в любой момент.

Государство не делегирует в коммуны представителей, наделенных общими полномочиями, как делегирует префектов в департаменты и регионы, поскольку мэр выполняет «двойные функции»: является одновременно государственным представителем и представителем коммуны как органа местного самоуправления.

В Канаде на уровне городских муниципалитетов существует несколько форм местного управления: «мэр-совет»; «совет-управляющий» и «комиссионная» форма управления.

В первой модели «мэр-совет» муниципальный совет имеет председателя, который осуществляет свою деятельность как генеральный управляющий (мэр) и наделяется специальными полномочиями. Генеральный управляющий (мэр) избирается путем прямых выборов и считается, что он представляет интересы всех жителей города. Остальные члены совета могут представлять интересы отдельных городских административных районов или округов, поскольку избираются, как правило, по одномандатным избирательным округам от этих административных образований.

Модель «совет-управляющий» характеризуется тем, что и мэр, и немногочисленный местный совет избираются населением города, в то время как административной работой руководит назначаемый и контролируемый муниципалитетом распорядитель («генеральный управляющий»). Данная система охватывает около 150 городов Канады (небольших и средних по численности жителей).

«Комиссионная» форма управления применяется в небольших городах. При этой системе население избирает от трех до семи членов «совета комиссионеров». Данной системе, как и аналогичной модели США, не свойственно разделение властей. В связи с этим «совет комиссионеров» одновременно является и представительным, и исполнительным органом.



Существуют также иные способы организации местного самоуправления и управления. Интерес представляют практика построения местного самоуправления Турции, Индии и некоторых других стран. Несмотря на вышеперечисленное многообразие организационных моделей местного самоуправления, представляется, что любое построение организационной модели местного самоуправления должно базироваться на внутренних связях местного населения, его интересов со структурой органов местного самоуправления, при этом немаловажное значение для организации местного самоуправления имеет социально-экономические и демографические характеристики муниципальных образований, а также местные традиции.

§ 3. Система и компетенция органов местного управления и самоуправления

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ в статье 34 детально регламентирует структуру органов местного самоуправления, к которым относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно­распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, а также иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования. Система органов местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования, при этом обязательными органами являются: представительный орган, глава муниципального образования и местная администрация.

Представительный орган муниципального образования - выборный коллегиальный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, наделенный полномочиями представлять интересы и действовать от имени населения муниципального образования при решении вопросов местного значения. Он занимает ведущее положение в структуре органов муниципального образования любого типа. Именно представительному органу дано право формировать иные органы местного самоуправления в данном муниципальном образовании, принимать от имени жителей муниципального образования решения, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории этого муниципального образования.

Представительный орган может формироваться как непосредственно населением (например, в поселениях), так и депутатами представительных органов поселений и внутригородских районов (например, в муниципальных районах или городских округах с внутригородским делением).

Законом № 131-ФЗ в отношении небольших поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, предусмотрено исключение из общего правила обязательного наличия в муниципальном образовании представительного органа. Представительный орган в таких поселениях не формируется, а полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.


К компетенции представительного органа муниципального образования относятся исключительные и иные полномочия. Исключительные полномочия представительного органа не могут быть переданы другому органу или должностному лицу местного самоуправления. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

  • принятие решения об удалении главы администрации в отставку.

Перечень исключительных полномочий представительного органа муниципального образования является минимальным, в связи с чем не может быть сокращен уставами муниципальных образований.


Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Должность главы муниципального образования всегда является выборной.

Глава муниципального образования обладает следующими собственными полномочиями:

  • представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

  • подписывает и обнародует в соответствии с уставом муниципального образования нормативные правовые акты, принятые представительным органом;

  • издает в пределах своих полномочий правовые акты;

  • вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Данный перечень собственных исключительных полномочий главы муниципального образования является закрытым и не подлежит дополнению законами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами. При этом глава муниципального образования, в зависимости от того, является он председателем представительного органа или возглавляет местную администрацию, наделяется уставом муниципального образования дополнительными полномочиями председателя представительного органа или главы местной администрации муниципального образования.

Местная администрация - подотчетный представительному органу муниципального образования невыборный орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в определенных сферах муниципального управления, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местная администрация является органом общей компетенции, осуществляющим функции управления по предметам ведения муниципальных образований. Компетенция местной администрации закрепляется в уставе муниципального образования. При этом можно выделить шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации: