Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
борьбы с преступностью; организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности, таможенного дела; направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти.

Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые подписываются Премьер-министром Украины.

Полномочия Кабинета Министров могут быть прекращены досрочно в случае принятия Верховной Радой Украины резолюции недоверия Кабинету Министров Украины; равным образом Верховная Рада вправе досрочно прекратить полномочия отдельных членов Кабинета Министров Украины.

Судебная власть в Украине осуществляется исключительно судами: Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Последние осуществляют свою деятельность на принципах территориальности и специализации. Все специализированные суды в Украине, кроме Конституционного Суда, входят в систему судов общей юрисдикции, образуя три подсистемы: специализированные суды по рассмотрению гражданских и уголовных дел; административные суды; хозяйственные суды. Каждая из этих подсистем включает три звена: местные суды; апелляционные суды; высшие суды (Высший хозяйственный суд Украины; Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел и Высший административный суд Украины). Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный Суд Украины. Верховный Суд вправе принимать окончательные решения по всем судебным делам, относящимся к подведомственности специализированных судов, кроме Конституционного Суда.

Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юстиции в Украине. Конституционный Суд Украины состоит из восемнадцати судей, назначаемых Президентом, Верховной Радой и съездом судей Украины (каждый субъект назначает по шесть судей).

К полномочиям Конституционного Суда относится решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности): законов и иных правовых актов Верховной Рады; актов Президента и Кабинета Министров. Вопрос о конституционности соответствующего акта рассматривается по обращениям Президента Украины, не менее сорока пяти народных депутатов Украины, Верховного Суда и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.


Законы и иные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу со дня постановления Конституционным Судом решения об их неконституционности.

Конституционный Суд дает официальное толкование Конституции и законов Украины и по обращению Президента или Кабинета Министров дает заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду для дачи согласия на их обязательность.

По обращению Верховной Рады Украины Конституционный Суд Украины дает заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Базовые характеристики конституционного права Белоруссии определяются Конституцией - Основным Законом Республики Беларусь, имеющей высшую юридическую силу и закрепляющей основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. С момента ее принятия на референдуме 15 марта 1994 года Конституция Республики Беларусь дважды претерпевала изменения. Так, по результатам референдума 24 ноября 1996 года были серьезно перераспределены властные полномочия в пользу исполнительной власти, в частности, Президента Республики Беларусь, а на референдуме 17 октября 2004 года из Конституции было изъято положение, ограничивающее право одного лица избираться Президентом более чем на два срока подряд.

Актуальная редакция Конституции Республики Беларусь содержит всего 146 статей и состоит из преамбулы и 9 разделов, в которых 8 глав:

Преамбула


Раздел I. Основы конституционного строя Раздел II. Личность, общество, государство Раздел III. Избирательная система. Референдум Глава 1. Избирательная система Глава 2. Референдум (народное голосование)

Раздел IV. Президент, парламент, правительство, суд

Глава 3. Президент Республики Беларусь

Глава 4. Парламент - Национальное собрание

Глава 5. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь

Глава 6. Суд

Раздел V. Местное управление и самоуправление Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля Глава 7. Прокуратура

Глава 8. Комитет государственного контроля

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.

Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума, остальные разделы могут быть изменены либо дополнены также Парламентом по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Конституция провозглашает Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством и устанавливает, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Предусмотрено, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития

личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

К основам конституционного строя Республики Беларусь относятся:

  • принцип народного суверенитета;

  • политический и идеологический плюрализм (демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений; идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан);

  • принцип разделения властей (государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга);

  • принцип верховенства права (все органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства; правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы; нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом);

  • приоритет общепризнанных принципов международного права (Республика признает приоритет общепризнанных


принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, не допуская при этом заключение международных договоров, которые противоречат Конституции);

  • статут русского языка как государственного наряду с белорусским.

В качестве основ внешней политики Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права, ставя целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а само государство - нейтральным.

Конституционная модель организации высших органов государственной власти представлена в

Республике Беларусь в нижеследующем виде.

Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет перед выборами. Президент избирается на пять лет гражданами Республики Беларусь на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент обладает масштабным объемом властных полномочий, в том числе:

  • с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

  • с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов,




  • освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

  • ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь;

  • является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил.

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных Конституцией, издает декреты, имеющие силу законов. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В то же время «в силу особой необходимости» (статья 101 Конституции) Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в связи с отставкой (которая принимается Палатой представителей), в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента (решение об том принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии), а также в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. В последнем случае решение о выдвижении обвинения принимается большинством от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов, а решение о смещении Президента с должности принимается Советом Республики.

Явный крен в конституционной системе разделения властей Белоруссии в пользу Президента и связанных с этим авторитарных тенденциях в организации и функционировании государственного аппарата в Белоруссии, приводит к несменяемому нахождению на посту Президента с 1994 года А. Г. Лукашенко.

Парламент Республики Беларусь (Национальное Собрание) состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Срок полномочий Парламента составляет четыре года.

Палата представителей рассматривает проекты законов, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству.

В свою очередь, Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты; дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации.

Полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть досрочно прекращены Президентом. С прекращением полномочий каждой из палат по решению Президента могут быть также прекращены полномочия другой палаты. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены Президентом на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей; в случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату' представителей и назначить новые выборы.

Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту' для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь; организует управление государственной собственностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь (который вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства) и ответственно перед парламентом. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу, и если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, система которых строится на принципах территориальности и специализации. Основополагающим нормативным документом, регулирующим организацию и функционирование судебной системы, является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-3. Судебную систему Республики


Беларусь составляют Конституционный Суд Республики Беларусь, общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства, и хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

В систему общих судов входят районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды, областные суды и Минский городской суд, Белорусский военный суд и Верховный Суд Республики Беларусь. Кодекс допускает создание в системе общих судов специализированных судов: по делам несовершеннолетних, семейных, административных и иных. В системе общих судов рассматриваются все дела, не подведомственные хозяйственным судам и Конституционному Суду Республики Беларусь.

Систему хозяйственных судов составляют хозяйственные суды областей и города Минска, а также Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года относит к компетенции хозяйственных судов дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по хозяйственным (экономическим) спорам.

Конституционный Суд Республики Беларусь является органом судебного контроля за

конституционностью нормативных правовых актов в Белоруссии, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из

высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет, предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров дает заключения о соответствии Конституции Республики законов, декретов и указов Президента, иных нормативных актов. Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу

Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.