ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 284
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аландские острова являются полностью демилитаризованной территорией. Жители островов, так же как и лица, переехавшие на них до достижения двенадцатилетнего возраста, не призываются на военную службу. Ношение и хранение огнестрельного оружия, кроме охотничьего и оружия полицейских, гражданам запрещено. Жилье на островах могут приобретать только лица, имеющие гражданство Аландских островов. Официальным языком Аландских островов является аландский диалект шведского языка.
Высшим законодательным органом Аландской автономии является Законодательная ассамблея - Лагтинг, состоящий из 30 депутатов, избираемых каждые четыре года прямым тайным голосованием. Президент Финляндии правомочен распустить Ассамблею и назначить новые выборы только после совещания со спикером Аландского парламента.
Лагтинг осуществляет нормативное правовое регулирование только по вопросам внутренней жизни и внутреннего развития Островов. К их числу относятся: формирование структуры и полномочий местных органов, определение правового положения должностных лиц, проведение муниципальных выборов и организация муниципального управления, организация планирования, обеспечения защиты природы и охраны окружающей среды, водных ресурсов, объектов культуры, регулирование рыбной индустрии, дорожной инфраструктуры, решение вопросов безработицы, социального благосостояния и иные вопросы. Круг полномочий по решению данных вопросов определяется по принципу: разрешено все, что не входит в исключительную сферу государственных полномочий Финляндии.
Аландской автономии могут быть делегированы отдельные вопросы общегосударственного значения. Это, в частности, правомочия по изданию законов в области банковской и кредитной служб, учета населения, торгового и морского регистра, выплат пенсий и социального страхования. Кроме того, Лагтинг обладает правом законодательной инициативы в Парламенте Финляндии.
Высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти Аландских островов является правительство, в котором не может быть более 8 человек. Члены правительства избираются депутатами Лагтинга на основе воли парламентского большинства.
Губернатор Аландской автономии представляет правительство Финляндии на островах. Он назначается и увольняется Президентом после согласования кандидатуры с председателем Законодательной Ассамблеи.
Законы Эдускунты, принимаемые по вопросам, затрагивающим интересы Аландских островов, направляются президенту Финляндии. Свое решение о подписании этих законов и введении их в действие Президент основывает на заключении Аландской делегации и, иногда, Верховного суда республики. Аландская делегация состоит из двух представителей Государственного Совета (правительства Финляндии) и двух депутатов от Аландского парламента. Председателем делегации назначается губернатор или иное лицо, одобренное Президентом Республики после согласования с Лагтингом.
Саами на территории своего обитания имеют право на языковую и культурную (экстерриториальную) автономию.
Президент Финляндии избирается из числа граждан страны по рождению путем прямых выборов на шесть лет и не более чем на два срока подряд. Избранным признается кандидат, получивший на выборах более половины поданных голосов избираелей. В отличие от Президента Российской Федерации, присяга Финляндского Президента приносится уже после начала президентских полномочий. Момент их начала - первый день месяца, следующего за месяцем проведения выборов.
Обязанности Президента урегулированы конституцией и специальным законом. Большинство решений принимаются им по предложению Государственного Совета и скрепляются подписью премьер-министра, что означает придание этому решению юридической силы, и то, что правительство принимает на себя ответственность за исполнение этого решения.
Президент Финляндии является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Республики, но вправе, по предложению Государственного совета передать эти полномочия другому финляндскому гражданину. В случае невозможности исполнения Президентом своих обязанностей его функции возлагаются на премьер-министра или заместителя премьер-министра.
Высший законодательный орган государственной власти Финляндии - однопалатный парламент - называется Эдускунта. Он состоит из 200 членов, избираемых на четыре года путем прямых, пропорциональных выборов и тайного голосования. Выборы проходят по нескольким многомандатным округам. Их количество может колебаться от 12 до 18, чтобы от каждого округа выбиралось не менее семи членов Эдускунты. Аландские острова образуют избирательный округ для выборов одного члена Эдускунты.
Правом выдвижения кандидатов на выборы в Эдускунту обладают зарегистрированные партии. За нарушения правил депутатской этики депутат несет ответственность вплоть до лишения участия в заседаниях парламента сроком до двух недель. В связи с призывом в вооруженные силы или избранием в члены Европарламента полномочия депутата Эдускунты приостанавливаются.
Депутатские полномочия могут быть прекращены: по желанию самого депутата, если Эдускунта признает причины прекращения уважительными; в случае привлечения депутата на основании вступившего в силу приговора суда к уголовной ответственности; при наказании за избирательное правонарушение. Полномочия прекращаются, если вменяемое деяние не связано с выполнением депутатских обязанностей, и решение о прекращении принято не менее чем двумя третями поданных голосов.
Депутат Эдускунты независим, подчиняется Основному закону. Депутат обладает иммунитетом, не допускающим создание каких-либо препятствий его деятельности; включая обвинение или лишение свободы высказывать свое мнение в качестве депутата либо при проведении переговоров.
Основной формой деятельности Эдускунты являются ежегодные сессии, работу которых открывает и закрывает Президент. Руководящими органами Эдискунты являются Председатель и два вицепредседателя, избираемые тайным голосованием на каждой новой сессии большинством поданных голосов. Совместно с председателями комиссий они образуют Совет при председателе, руководящий организацией работы Парламента и обладающий правом законодательной инициативы.
Постоянные комиссии Эдускунты, список которых указан в Регламенте, избираются депутатами на весь срок полномочий парламента. Для подготовки конкретных вопросов могут создаваться временные комиссии. Эдускунта формирует и другие органы, предусмотренные Конституцией, законом или Регламентом парламента. Это, например, юридический уполномоченный и его заместители.
Эдускунта рассматривает законодательные предложения, бюджетные предложения, предложения по принятию каких-либо иных мер. После обсуждения на комиссиях документы передаются на пленарное заседание, полный цикл рассмотрения на котором составляет два чтения. Все решения, кроме решений по Основному закону и государственному бюджету, принимаются простым большинством голосов.
Принятый Эдускунтой закон направляется на утверждение Президенту Республики, который в течение трех месяцев с момента поступления закона должен его подписать.
Кроме законотворчества Эдускунта дает согласие на передачу кому-либо государственной собственности; надзирает за государственными финансами, исполнением государственного бюджета; контролирует и обеспечивает деятельность Финляндского банка, ратифицирует и денонсирует международные соглашения и выполняет иные функции.
В- Государственный совет (Правительство) входит премьер-министр и министры, которыми могут быть граждане Финляндии по рождению, «известные своим опытом и честностью». По представлению Президента Эдускунта избирает премьер-министра, которого затем утверждает (назначает на должность) Президент Республики. Другие министры назначаются Президентом по предложению премьер-министра.
Президент Финляндии может отправить Правительство в отставку по его собственному заявлению и в силу утраты парламентского доверия, а отдельных министров, кроме того, по инициативе Премьер- министра.
Компетенцию Государственного Совета составляют вопросы, прямо отнесенные к ней Основным Законом* другие вопросы управления* отнесенные к ведению Государственного совета либо министров законами или подзаконными актами, и не входящие в компетенцию Президента Республики или какого-либо иного государственного органа. Решения на общем заседании принимаются коллегиально при наличии не менее пяти членов.
Правосудие в Финляндии осуществляется судами. Судами общей юрисдикции являются Верховный суд, надворные суды и уездные суды. К судам общей административной юстиции относятся Верховный административный суд и губернские административные суды. Верховный суд является высшей инстанцией по гражданским и уголовным делам, а Верховный административный суд - по административным делам. Эти суды осуществляют надзор за правосудием в сферах своей
деятельности и могут направлять в Государственный совет представления по вопросам законодательства.
Чрезвычайные суды запрещены, создание специальных судов возможно на основании отдельного закона для рассмотрения особых категорий дел. Одним из них можно считать Государственный сущ, рассматривающий обвинения в отношении Президента, членов Государственного совета, Канцлера юстиции, юридического уполномоченного Эдускунты, членов Верховного суда, Верховного административного суда за нарушение законности, совершенное ими при исполнении служебных обязанностей.
Штатных судей всех судебных установлений назначает Президент Финляндии в установленном законом порядке. Судьи неприкосновенны. Возбуждение и поддержка обвинения осуществляется под руководством Генерального прокурора, который является высшим обвинителем и назначается Президентом Финляндии.
Президент Республики может после получения заключения Верховного суда, принять решение о помиловании путем отмены или смягчения установленного судом наказания или судом, утвердившим его впоследствии. Всеобщая амнистия может устанавливаться только законом.
§ 3. Основы конституционного права Украины
Государственно-правовое развитие современной Украины определяется острым политическим кризисом, возникшим в конце 2013 года. Решение украинского правительства о приостановлении подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в ноябре 2013 года привело к массовой акции протеста в Киеве и некоторых других городах Украины, получившей неофициальное наименование «Евромайдан». Акция имела антилрезидентский и антиправительственный характер, в итоге вылилась в открытое вооруженное противостояние протестующих и правоохранительных органов и в феврале 2014 года привела к смене государственной власти с переходом к Конституции страны в редакции 2004 года.
До февраля 2014 года Конституция Украины в основном соответствовала редакции первой Конституции независимой Украины от 28 июня 1996 года, принятой на пятой сессии Верховной Рады Украины второго созыва. Принятый Верховной Радой во время «Оранжевой революции» 8 декабря 2004 года Закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» № 2222-IV (так называемый «закон о политреформе»), который предусматривал существенное увеличение властных полномочий парламента Украины, в том числе формирование правительства коалицией депутатских фракций, утратил силу в связи с принятием Конституционным Судом Украины решения от 30 сентября 2010 года № 20-рп/2010, признавшего данный Закон не соответствующим Конституции Украины по причине нарушения конституционной процедуры его рассмотрения и принятия.
Постановлением от 22 февраля 2014 года № 750-VII Верховная Рада Украины признала действующими положения Конституции Украины, принятой на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины от 8 декабря 2004 года № 2222-IV, от 1 февраля 2011 года № 2952-V1 и от 19 сентября 2013 года № 586-VII.
Актуальная Конституция Украины является в настоящее время основополагающим источником конституционного права Украины и включает в себя преамбулу и 15 разделов: