Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт филологии и межкультурной коммуникации
Кафедра философии и культурологии
ВЛИЯНИЕ ТЕАТРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Магистерская диссертация

по направлению подготовки 44.04.01. Педагогическое образование: Поликультурное образование в многонациональном социуме

Выполнила:

магистрант 5051д группы

Дерибо Анна Николаевна

___________________________

(подпись)
Научный руководитель:

Доктор философских наук, профессор Ан Светлана Андреевна

____________________________

(подпись)

Магистерская диссертация
защищена

«__» июня 2022 г.
Оценка ______________________

Председатель ГЭК:

___________________________

(подпись)

Барнаул, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ……………………………………………………………………
Глава I. Театр как вид искусства, его история и место в эстетической жизни региона …………………………………………….

1.1. Театр как вид искусства…………………………….…………..

1.2. Развитие театра на Алтае………………………………….……

1.3. Театр-студия как средство развития творческой индивидуальности подростка……………………………………….
Глава II. Значение театра в жизни подростка………………………....

2.1. Потенциал театра-студии в процессе формирования эстетических качеств личности подростка…………………………

2.2. Анализ влияния театра на формирование эстетических

качеств личности подростков………………………………………

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………...

Приложения…………………………………………………………….…..


3

11

11

26
45
63
63
77
101

110

119



Введение
Актуальность исследования. В современном обществе востребована разносторонне развитая, нравственно зрелая и творческая личность, обладающая высокой культурой и устойчивым мировоззрением. Важная роль в формировании такой личности отводится ценностям, которые являются смыслообразующей основой бытия человека. Ценности – это отношения, в которых человек выражает свои предпочтения к объектам, идеям, окружающим его людям, самому себе, где присутствуют оценка субъекта, проявление избирательности, предпочтения по отношению к другим объектам. Высшими в системе ценностей являются духовные, которые включают нравственные, эстетические, политические, экологические и др. Исследование сфокусировано на эстетических чувствах красоты, гармонии и эстетического идеала как критериях самопознания и самоопределения личности.


Приобщенный к театру человек культурно растёт, так как он осваивает классическую драматургию. Человек идёт в театр, в упоении наблюдает героическое деяние. Порой, не решаясь на реальный поступок, человек отправляется непосредственно к подмосткам и там упивается геройством, которым автор наделил персонаж. Человек имеет врожденную способность погружаться в мир грёз, подросток стремится проникнуть в такой мир, и театр способствует ему в этом. Подросток нуждается в целебном для его души психологическом взрыве, в очищении её через катарсис, поскольку катарсис – процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения или сопереживания при восприятии образов искусства. Возрастание роли человеческого фактора в осуществлении социальных преобразований в существенной мере определяется не просто сознательной, но и эстетически окрашенной духовно-нравственной деятельностью людей. Весь смысл эстетической деятельности заключен в универсальной человеческой способности осваивать и преобразовывать мир по законам красоты. Театр, как особая модель жизни, имеет огромную притягательную силу для человека-актера и человека-зрителя. Через соприкосновение с искусством театра осуществляется процесс познания мировой культуры и самого себя. Поэтому участие подростков в театральном творчестве во вес времена имело общественное значение, как и любой вид человеческой деятельности, где присутствует эстетическое чувство, где есть гармония и красота – и в побуждениях, и в действиях, и в результатах, – может быть назван видом эстетической деятельности. Эстетические отношения сложились исторически, и они были присущи человеку уже в самых ранних формах труда. Труд явился сам по себе важнейшей основой эстетического освоения действительности, потому что человек здесь, в отличие от животного, производит всесторонне, универсально, следовательно, и по законам красоты.

Театр, влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, (тем самым формирует его целостный облик; активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.

Специфика психологической атмосферы театра, энергетический обмен актёра и зрителя, массовость восприятия и непосредственная спонтанность реакции публики, педагогический потенциал даёт основания утверждать, что театр воздействует на общественное мнение и вообще связан с жизнью общества более других видов искусств. В театре личность овладевает системой ролей, усваивает социальные стереотипы и осознаёт общественный смысл своих действий. Театр обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» – «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике,

духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут, как усиливать, так и снижать эффективность процесса.

Воспитательное воздействие театра было подмечено еще в древности, но ему не было придано особой окраски. В наши дни воспитание необходимо рассматривать как фактор успешности личности, как способ возможности творческого и эстетического развития человека. Именно поэтому формирование эстетической культуры с использованием элементов театрального искусства является наиболее актуальным направлением.

Степень изученности проблемы. Влияние театра на формирование эстетических качеств личности подростков посвящали свои труды театральные критики, ученые­-театроведы, искусствоведы, эстетики, историки культуры, культурологии: историко-культурный аспект театра, как особого явления рассмотрен в трудах историков, искусствоведов и деятелей театра Л.А. Аннинского, Г.Н. Бояджиева, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, А.А. Гвоздева, Г.Г. Дадамяна, Д.И. Золотницкого, П.М. Керженцева, Ф.Ф. Комиссаржевского, П.А. Маркова, А.И. Пиотровского, С.В. Стахорского, М.А. Розовского, К.Л. Рудницкого, Л.П. Солнцевой, А.П. Шульпина.

Различные проблемы театральной педагогики театра раскрываются в работах: К.Е. Антаровой, А.Г. Бурова, Е.Б. Вахтангова, М.А. Голодова, Б.Г. Голубовского, П.М. Ершова, З.Я. Корогодского, К.С. Станиславского, Л.А. Сулержицкого, А.Ю. Титова, В.А. Тришина и др.

Вопросы механизмов влияния творческой педагогики на воспитательный процесс затрагивают: К.Н. Вентцель, В.А. Кан-Калик, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.П. Тигров, К.Д. Ушинский и др.

Разработке теории эстетической культуры и художественно-эстетического воспитания личности посвящены труды: В.И. Волынки на, Р.М. Грановской, М.С. Кагана, П.Л. Капицы, Л.Н. Когана, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, А.А. Мелик-Пашаева, Д.С. Лихачева, Л.Н. Столовича и др.

Психологические аспекты художественно-эстетического развития и саморазвития личности отражены в исследованиях: К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Р. Арнхейма, Е.Я. Басина, Е.П. Варламовой, Л.С. Выготского, Е.С. Громова, А.Л. Гройсмана, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Э. Фромма, Д.Б. Эльконина, Е.Л. Яковлевой и др.

Особенности подростков как социально-демографической группы, процесс развития ее творческого потенциала и формирования ценностных ориентаций нашли отражение в работах С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Кона, Ф. Райса, В.Я. Суртаева и др. Существенными для нашего исследования выступают труды Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Н.Н. Ярошенко и др., посвящённые вопросам формирования эстетических качеств и художественно-творческого развития подростка.


Формирование основных нравственных, эстетических, идейных качеств личности закладывается на всем протяжении развития ребенка. Воспитание и развитие этих качеств личности определяют дальнейшее отношение ребенка к общечеловеческим ценностям: доброте, гуманности, справедливости, любви, патриотизму, гражданственности, ответственности и другим.

Детская театральная студия имеет большие преимущества в сравнении с другими видами студий по силе непосредственного эмоционального воздействия на личность ребенка. Будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, ребенок вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними.

Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребенка. Сравнение себя с героем и сопоставление своих поступков с его поступками меняют взгляды на похожие ситуации, происходящие в жизни, или становятся подтверждением и утверждением собственной, начинающей складываться в этом возрасте, жизненной позиции.

Объектом исследования является театр.

Предмет исследования – влияние театра на формирование эстетических качеств личности подростков.

Целью исследования является выявление театральных средств, которые способствуют формированию эстетических качеств личности.

В соответствии с поставленной целью определены следующие исследовательские задачи:

  • рассмотреть театр как вид искусства;

  • проследить историю развития театральной жизни на Алтае;

  • определить театр-студию, как средство развития творческой индивидуальности подростка;

  • выделить потенциал театра-студии и апробировать теоретическую модель реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе эстетического формирования качеств личности подростка;

  • проанализировать, провести эксперимент и обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность эстетического формирования качеств личности подростка.

Методологической основой исследования является междисциплинарный подход. Теоретический сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой, театроведческой литературы по проблеме исследования; анализ и синтез на основе историко-культурного разыскания эмпирического материала из книг; педагогическое
моделирование; педагогический эксперимент; диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, самооценка, экспертная оценка); методы статистической обработки полученных экспериментальных данных.

Теоретической основой исследования являются:

– философско-эстетические идеи, раскрывающие особенности освоения человеком эстетической действительности посредством разных видов художественно-творческой деятельности: М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, А.А. Богданов, Г.В.Ф. Гегель, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Ф.В. Шеллинг, И.Ф. Шиллер;

– положения теории социально-культурной деятельности о педагогическом потенциале культуротворчества для социально активного и нравственно-эстетического становления личности: Т.К. Бакланова, Е.И. Григорьева, М.И. Долженков а, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Н. Ярошенко; педагогические модели влияния художественного творчества на нравственное и эстетическое воспитание молодёжи: К.Н. Вентцель, А.Я. Зись, Г.В. Якушкина; концепции эстетического воспитания: В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.И. Буров, Н.Л. Гродзенская, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, Н.И. Киященко, Н.А. Рыбников, В.Н. Шацкая;

– театроведческие труды, посвященные развитию русской театральной школы в студийных формообразованиях6 Г.Н. Бояджиев, В.Н. Всеволодский- Гернгросс, А.А. Гвоздев, П.А. Марков, А.И. Пиотровский, С.В. Стахорский, Л.П. Солнцева, А.П. Шульпин; специфические подходы и методы студийной театральной педагогики как основа взаимодействия субъектов художественно-творческой деятельности: А.Г. Буров, Е.Б. Вахтангов, Б.Г. Голубовский, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Л.А. Сулержицкий, А.Ю. Титов, В.А. Тришин.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Обобщен опыт работы конкретного школьного театра. Он рассмотрен как средство развития творческой индивидуальности подростка.

  2. Рассмотрено положительное влияние театра на коммуникативную культуру подростка. В современный век господства гаджетов, личностной разобщенности. Это важное осмысление в аспекте социализации подростков

  3. Представлена модель критериальный аппарат, включающий критерии и показатели компонентов (когнитивно-художественного, мотивационно-ценностного, креативно-личностного, активно-деятельностного) художественно-эстетического воспитания и позволяющий диагностировать уровни (высокий, средний, низкий) художественно-эстетической воспитанности подростка в театре-студии.