Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этапы исследования.

Первый этап – поисково-теоретический (2020-2021 гг.), в процессе которого выявлялся круг вопросов по теме исследования, уточнялась степень разработанности проблемы исследования в современной науке на основе сбора и анализа источниковой базы. Изучались особенности театра как культурного явления. Проводился историко-культурный анализ динамики становления и развития театра в отечественном театральном студийном движении. Выявлялся педагогический потенциал театра, сущность и специфика его реализации в процессе формирования эстетических качеств личности подростков. Разрабатывалась концепция исследования.

Второй этап – опытно-экспериментальный (2021-2022 гг.). На данном этапе были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, апробированы модель реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе формирования эстетических качеств личности подростка, комплекс педагогических условий и технология организации творческой деятельности, направленные на обеспечение эффективности в целей и задач педагогической деятельности в театральном студийном коллективе.

Были подведены теоретические и практические итоги исследования, сформулированы его основные выводы и методические рекомендации по организации художественно-эстетического воспитания подростка в условиях творческой деятельности в театре-студии. Результаты исследования были оформлены в виде текста диссертации.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть применены в школе, высших и средних профессиональных учебных заведениях при разработке курсов теоретических и практических дисциплин в процессе подготовки по направлениям художественно-творческого профилей, а также в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей любительских театральных объединений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены методологической обоснованностью его исходных позиций, применением взаимодополняющих теоретических и практических методов, адекватностью методов исследования его целям и задачам, комплексным характером проведения опытно-экспериментальной работы, согласованностью ведущих положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований, всесторонним качественным и количественным анализом репрезентативных экспериментальных данных.


Апробация результатов исследования

Основные положения исследования были представлены в докладах и сообщениях на международной конференции:

Дерибо, А.Н. Эстетическое воспитание учащихся через партнерство школы и театра // II Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общества, науки и образования». г. Пенза, 25 марта 2022 г.

Структура диссертационного исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава I. Театр как вид искусства, его история и место в эстетической жизни региона
1.1. Театр как вид искусства
Театр (основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище) – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других – и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр [12, с. 69].

Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды и формы: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др. Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители. Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, – с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.

Наидревнейшее творение человека, до наших дней сохраняет он неизменную притягательную силу, неистребимую жизнестойкость, тот чудодейственный эликсир молодости, секрет которого так и не открыли алхимики средневековья. Во все предшествующие эпохи, сколько бы их ни насчитать – всегда, – жила в человеке вечная потребность в театре. Потребность, что зародилась некогда на древних дионисовых празднествах винограда рей в честь мифического божества земного плодородия


Десятки тысяч зрителей – чуть ли не все население городов – добирались на театральные представления в Древней Греции. И поныне напоминанием о том служат полуразрушенные временем величественные амфитеатры, сооруженные в бесконечно далекие от нас времена [12, с. 75].

В античные времена, еще более двадцати веков назад, о сокровенной сути той силы, что так властно влечет человека в театр, размышлял греческий комедиограф Аристофан. За что люди любят театр, за что так ценят его мастеров?.. Они любят и ценят, отвечал первый комедиограф человечества, за правдивые речи за добрый совет и за то, что разумнее и лучше делаю граждан родной земли.

В Аристофановых словах, не потускневших за длительную череду прошедших столетий, познается высшее эстетически-нравственное, духовное, общественное назначение театра. Назначение его – быть для людей школой жизни.

Школа жизни – древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа, – вот что такое театр.

Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом оно неоднородно, синтетично. В качестве составляющих в театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка (она звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опять-таки не только в балете, но и в драме), и литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и т. д. Среди всего перечисленного искусство актерской игры – главное, определяющее для театра. Как и любой вид искусства, театр имеет свой собственный выразительный язык, свой собственный способ познания окружающего мира, свое собственное образное мышление. Спектакль – это и особое действие, и особое образное мышление. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену. В результате литературное слово становится, словом сценическим. Сценическое пространство указывает место действия, историческое время, национальный колорит. С помощью пространственных построений можно указать даже настроение персонажей. Для того, чтобы все компоненты сценического пространства «заговорили» необходим художник-декоратор.

Вместе с научной мыслью человечества развивалась и театральная техника. От простейших «адских машин» – подъемных механизмов и свечей до современных механизмов, лазерных установок и компьютерных технологий. Еще в античности сформировались два типа сцены – сцена-коробка и сцена-амфитеатр. Сейчас в мире используются оба типа.


Современная техника позволяет изменять театральное пространство – устраивать помост посреди зрительного зала, сажать зрителя на сцену, а спектакль разыгрывать в зале и т.д. Усилить эмоциональное воздействие на зрителя помогает музыка. Главное лицо в спектакле – актер.

Человек – носитель профессии, способный таинственным образом превращаться в художественный образ. Сам конечный результат актерского перевоплощения – своеобразное произведение искусства. Профессия эта имеет обрядовое происхождение. Первыми актерами принято считать жрецов. Вторыми – шутов, которые появились немного позже жрецов, но достаточно рано в истории человечества. Такая «родословная» объясняет двойственное отношение к это профессии. Его воспринимают или как человека – служителя искусства, или как грубого потешника. Слово «актер» родилось в Древней Греции, так именовали тех, кто играл в трагедиях. Произошло оно от латинского – actus – что означает «поступок», «действие».

Театральный костюм – платье актера, которое должно быть не только «удобно», «тепло», «красиво» – но еще и «видно», «выразительно», «образно» [17, с. 22 - 29].

Магия костюма в театре использовалась всегда, подчеркивая те или иные черты в характере персонажа. Театральный костюм вызывает у зрителя собственные ассоциации, обогащает и углубляет впечатление от спектакля. Костюм вбирает в себя символику традиционной культуры. Надеть чужую одежду – значит использовать облик другого человека. IV акт «Гамлета».

Офелия в длинной рубашке – зрителю не надо слов – сумасшествие героини для него очевидно. Ведь представление о том, что разрушение гармонии внешней – знак разрушения гармонии внутренней, существует в культуре любого народа. Цвет в костюме – один из способов выражения эмоционального состояния персонажа. По конструкции крою, фактуре театральный костюм, как правило, отличается от бытового. Он определяется жанром представления, стилистикой спектакля. Например, в традиционной хореографии не может быть тяжелого платья. Одна из самых сложных проблем – костюм в спектакле на современные темы. Невозможно вывести на сцену актера, одетого в соседнем магазине. Только точный отбор деталей, продуманная цветовая гамма, соответствия или контрасты в облике героев помогут рождению художественного образа.

Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его последовательно и продуманно организовать. А также совместить в единое цельное все моменты актерских образов. Этим и занимается в современном театре режиссер. В русский язык понятие «режиссер» пришло из немецкого: regieren – «управлять». Наука о театре – театроведение возникла поздно – в конце XIX столетия [14, с. 109]. Тогда же и появились две теории о происхождении театра. 1. искусство сцены, как западное, так и восточное
развилось их обрядов и магических ритуалов; 2. происхождение театра связывается с ростом самосознания человеческой личности. С появлением потребности выразить себя посредством зрелищного искусства.

Именно в таких театрах имели реальную возможность разработать свои знаменитые системы и сделать открытия Станиславский и Мейерхольд, Макс Рейнхард и Бертольд Брехт, и другие реформаторы театрального общества. В такой модели реализовали свой огромный потенциал Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Анатолий Васильев, Лев Додин, Роберт Стуруа и другие известные режиссеры [14, с. 122].

Именно о таких театральных моделях мечтали многие лидеры западноевропейской драматической культуры ХХ столетия - Питер Брук и Джорджо Cтреллер, Жан Bилаp и Мадлен Рено, Жан-Луи Баро и Петер Штайн. XX столетие доказало универсальность и уникальность художественной гуманистической культуры и принесло для многих народов радости и разочарования, взлеты и падения.

Театр как вид искусства живет в своем времени, в конкретной исторической действительности, и должен находить понимание со зрителем. Современный театр получил заметную возможность вернуться к своей сущности, к своей первичной природе, в основе которой – игра. Игра своеобразная, именно та, что дает возможность подготовленному зрителю эмоционально и интеллектуально заглянуть дальше и глубже за свой обычный, будничный горизонт. Заглянуть и увидеть, удивиться красоте, почувствовать некоторый новый смысл своей жизни единой и неповторимой. Одним словом, театр – школа жизни. В этой формуле – тот прочный фундамент, благодаря которому сценическому мастерству предназначена судьба вечного и верного спутника в нашем временном пребывании на этой земле.

XX столетие, безусловно, займет особое место в истории мирового, в том числе, и отечественного театра. Например, становлением и развитием режиссерского творчества, которое в решающей степени стало определять главные направления поисков и экспериментов в сценическом искусстве. Именно режиссура породила такое сложное и противоречивое явление, которое отмечают аналитики мирового театра, – оттеснение драматургии на другой план в сценическом искусстве.

Еще одно явление – рождение множества концепций театра как общественного института, множество моделей взаимоотношений актера и зрителя. Тут можно увидеть необычайно широкий диапазон: от театра для масс (направление Робера Оссейна) до театра для максимально узкого круга (поиски Ежи Гратовского). Одни режиссеры видели задачу театра в объединении зрителей, народа, нации (Джорджа Стреллер), другие исповедовали философию разъединяющего театра (Бертольд Брехт), много было и самых разносторонних тенденций, направлений – документализм, абсурдизм, неоконсерватизм, постмодернизм и постреализм, плюрализм и другие. Все эго красноречиво подтверждает, что сценическое и другое искусство живет и развивается в ритме своего часа, в полном согласии со знаменитой шекспировской формулой: театр – зеркало жизни [14, с. 137].