Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Театральные представление Древнего мира сложно называть таковыми – это синкретическое действо – сплав музыки, ритма, танца, поэзии, костюма и т.д. Зритель не может в своем сознании вычленить какую-либо форму отдельно.

Сегодня театры подразделяются по основным выразительным средствам, которые используются для создания сценического образа. Один из самых популярных видов – драматический театр. Главное выразительное средство – слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст. Он может быть прозаическим, или стихотворным.

Следующий вид театра – оперный. Условность театра здесь особенно очевидна, так как в жизни люди не поют, рассказывая о своих переживаниях. Главное – музыка. Но она должна быть разыграна в условиях сценического пространства. От исполнителей требуется особый уровень мастерства – умение петь и играть на сцене. Воздействие музыкального спектакля – при сильном составе и талантливой режиссуре, может быть мощным, даже опьяняющим.

Далее – балетный театр. Само слово происходит от позднелатинского – ballare – танцевать. О взаимоотношениях персонажей рассказывают движения и танцы, исполняемые под музыку, сочиненную на основе либретто. Во второй половине ХХ века появились бессюжетные балеты. Ставит подобные представления – хореограф. «Хорея» - с древнегреческого – пляска, «графо» – «пишу».

Театр оперетты. (Правда, существуют два взгляда на этот театр. Одни ученые считают его видом, другие – только жанром. То же самое можно сказать и о мюзикле). Его отличают: комедийный сюжет и разговорные диалоги, чередующиеся с пением и танцем.

Мюзикл. В постановках этого театра сценические произведения, как комические, так и драматические по сюжету, в которых используются формы эстрадного искусства, драматического театра, балета и оперы, бытовой музыки и танца. Музыкальные фрагменты всегда растворены в действии. Это искусство – для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами.

Театры-кабаре. Вид, в котором соединены театр, эстрада и ресторанное пение. Должно быть обязательно помещение кафе, с его особой атмосферой, чаще всего – подвальное помещение. Атмосфера таинственного и немного запретного. Короткие сценки и пародии. Такой театр связан с особым переживанием – чувством ничем не скованной свободы, ощущением тайны. Все представления идут поздно ночью.


Театр пантомимы. Самый древний вид театра. (От греческого – «пантомимос» т.е. – все воспроизводящий подражанием). Это спектакли без слов.

Кукольный театр. Требует специального оборудования и особой сцены. Действие передается через мир необыкновенной игрушки. Наиболее распространены куклы, управляемые с помощью ниток, перчаточные и тростевые. Особая форма – театр марионеток. Это деревянные куклы.

Часто в названиях театров есть другие указания на особенности их творческой деятельности: ТЮЗ, Молодежный театр, Русский театр. Театры, являющиеся частью духовного достояния страны получают звание Национального.

Создатели любого спектакля, прежде всего, обращаются к драматургии. Это особый текст, предназначенный для показа публике. (Раздать материал для ксерокопирования) Слово «драма» - древнегреческого происхождения и означает – действие. Его так же можно перевести как «действо». В IV веке до н.э. древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.) определил драму, как один из родов литературы наряду с эпосом и лирикой. Согласно Аристотелю, драма объединяет признаки, как того, так и другого. Эпос – род литературы, в котором повествование ведется спокойно и размеренно; личность автора остается за пределами текста. Лирика – род литературных произведений, в центре которых рассказ о внутреннем мире самого автора. Спустя много веков, в XVIII столетии, драмой начали называть не только род литературы, но и жанр драматургии, в котором признаки трагедии и комедии соседствуют [24, с. 115].

Так же в XVIII столетии появляется термин «пьеса» (от фр. piece – «кусок»). Ранее этим словом называли любой фрагмент, который либо представляли актеры, либо исполняли музыканты. С XVIII столетия – так стали именовать текст, написанный для сцены.

Драматургические литературные тексты отличаются особыми чертами: все взаимоотношения переданы с помощью диалога. Драматические персонажи именуются действующими лицами. Их список всегда помещается перед текстом пьесы. Иногда автор перечисляет персонажи, иногда описывает их более подробно – возраст, характер, одежду, цвет волос и глаз.

О появлении новых действующих персонажей читатели узнают из ремарок (фр. remarque) – пояснений автора, предназначенных для читателя, постановщика и актера. Ремарки определяют построение сценического пространства – обозначают перемещение героев пьесы («Подошел к столу»), иные действия («Зажег свечу», «Надевает перчатки»). Иногда они кратко описывают состояние действующих лиц, интонацию, с какой произносятся реплики (нервно, тихим голосом, с отчаянием и т.д.). У многих драматургов ремарки превращались в развернутые, подробные описания [29, с. 100].



Первые драматические произведения, появившиеся в эпоху античности предназначались исключительно для сценического воплощения. Вплоть до века Просвещения драматурги не стремились увидеть свое детище напечатанным. В XVIII столетии стали предъявляться повышенные требования к литературному источнику. Появилось понятие «драма для чтения». В это время и начали печататься первые сборники пьес. В течение XIX и XX века писатели и работники театра не раз пытались разделить сцену и драму. Сцена часто была не готова понять современную драматургию и предпочитала новым пьесам произведения, написанные давно и проверенные временем. Тема не менее драма (пьеса) должна быть поставлена на сцене – таковы законы театрального искусства. Ведь в полной мере она раскрывается только в сценическом пространстве, во время спектакля, который смотрят зрители [29, с. 201].

Кроме трагедии и комедии, а также среднего жанра – драмы, с давних пор игрались мимы (от греч. «мимесис» – «подражание») – короткие сценки, чаще всего комического содержания, сочетающие импровизированный диалог, пение и танцы. Позднее в конце эпохи Возрождения появилась трагикомедия – в ней соседствую признаки трагедии и комедии, но понятия добра и зла, в сравнении с драмой, утрированы, могут меняться местами.

На лицо – двойственной отношение к жизни. В XVIII столетии возник еще один вид пьес – мелодрама (от греч. «мелос» – «песнь»). Первоначально такие спектакли действительно сопровождались музыкой. В канве такой драматургии – печальные и даже трагические события, которые заканчиваются хорошо.

На рубеже XVIII – XIX столетий в европейских театрах стал очень популярен жанр «водевиля» (от франц. Vaudeville). Текст в водевилях всегда чередуется с веселыми шутливыми куплетами. В нем много анекдотов и незатейливых нравоучений [29, с. 115].

К рубежу XIX – XX веков относится появление монодрамы (от греч. «монос» – «один»). Это произведения для сцены, написанное для одного актера [29, с. 119].

Театр – искусство коллективное. Театр называют синтетическим искусством, потому что искусство слова, музыка, красота визуального оформления, все это соединено с игрой актеров в такой сложный и единый сплав, что разделять его на части во время восприятия спектакля не хочется, да и просто – не нужно. В процессе восприятия участвуют слух, зрение, осязание и обаяние, но самое главное – душа зрителя! Умение зрителя выделить из сложного театрального сплава отдельные элементы помогает разобраться в переживаемых им чувствах, и, в конечном счете, решить: стоит, или не стоит идти смотреть следующую пьесу этого автора, в постановке этого режиссера, в исполнении этого актера, в этом театре. Спектакль – результат труда многих людей: работающих на сцене, шьющих костюмы, световиков, реквизиторов, т.е. – работников театрального цеха. Спектакль – это и творчество, и производство.


Театральное пространство – так символично называют взаимодействие между зрительным залом и сценой. Сегодня это понятие имеет название – сценография (от греч. «скен′е» – «палатка», и «графо» – «пишу»). В это же понятие входят его составляющие: оформление сцены, обозначение места действия, стиль костюмов персонажей, особенности реквизита.

В античном театре амфитеатр (от греч. «амфи′» – «с обеих сторон», «кругом» и «т′еатрон» – «место зрелищ») с местами, возвышавшимися уступами, охватывал с трех сторон небольшую круглую площадку – орхестру (от греч. «орхе′омай» – «танцую»), на которую выходили актеры и хор.

Они выходили из здания скены, где хранились костюмы и маски, проходили через просцениум – площадку перед стеной скены – и по небольшим лесенкам спускались на орхестру. Античная драматургия не предполагала изображения конкретного места действия. Человек-мир – часть театра – мира, часть Вселенной.

В эпоху эллинизма (IV – I в до н.э.) в Греции и Риме амфитеатр придвинули к игровой площадке почти в плотную. Здание скены стало высокой стеной, отгородившей театр от внешнего мира, потом придумали потолок, защищавший актеров от солнца и дождя. Стали строить помещения – каменные, или деревянные.

В Средние века спектакли стали снова играть под открытым небом. Уличный театр сохранился и в эпоху Возрождения, но появляется и новая конструкция – шекспировская сцена. Именем великого английского драматурга называют тип построения театрального пространства, существовавший в период правления королевы Елизаветы I Тюдор (1558 – 1603 гг.). Особенностью такой сцены было деление её на три игровые площадки.

В VI веке в городе Виченца на северо-востоке Италии выдающийся архитектор Возрождения Андреа Палладио (1508 – 1580) построил театр Олимпико (1580 – 1585 гг.). В театре Олимпико был потолок над сценой и над зрительным залом. Пространство театра словно захлопнулось крышкой. На потолке зала живописец изобразил небо, пытаясь сохранить связь с миром. Многое из того, что было придумано в этом театре, сохранилось до наших дней. Линию рампы (фр. rampe), граница между зрительным и игровым пространством, которую до сих пор обозначают маленькими светильниками.

Снабженные специальными отражателями, они расставляются, чтобы ярче осветить сцену и лица актеров. На консольных креплениях, выдвинутых из стены, натягивали тросы, и при помощи особого устройства персонажи пролетали над сценой. Несмотря на новейшие достижения современной сценической техники, принцип этого устройства по-прежнему считается самым надежным.


К концу XVII века в театральной архитектуре окончательно оформилась сцена-коробка – такая же, как сейчас. Но в этой «коробке» художники заключали огромное пространство. Декорации выстраивались по планам: от переднего ряда – линии рампы, к заднему – плоскому живописному заднику. Такая система декораций, сложившееся в театре барокко, так и называлась – кулисно-арочная. Чудеса живописцев-декораторов не знали границ. Величайший театральный художник Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751 – 1831) назвал театральные декорации «музыкой для глаз».

Как самостоятельный вид искусства – театрально-декорационное, складывается только к середине XIX века. Связано это с новыми задачами драматургии – обозначать не только место действия, или историческую эпоху, но и давать характерные приметы времени, детали быта, костюма – создание на сцене жизненно подобной среды.

В ХХ веке в связи с появлением режиссерского театра, сценография переживает ряд открытий. Эксперименты по вертикали и диагонали, с трехмерностью пространства и т.д.

Режиссеры и художники становились единомышленниками. А.Я. Таиров и А.А. Экслер – необычные пластические композиции (Московский Камерный театр). Там же – архитектор А. Веснин и спектакль «Федра» (1922г.) Актеры на котурнах в хламидах и высоких головных уборах – неожиданная эмоциональная и пластическая выразительность [64, с. 95].

Сценография сегодня – сплав традиций и эксперимента. Зрители на сцене (А.П. Чехов, пьеса-пародия режиссера С.М. Бархина «Татьяна Репина»). Действие в церкви и зрители – его непосредственные участники. Театральное пространство и сегодня – Вселенная, и комната в обыкновенной квартире, в зависимости от задач, которые ставят перед собой создатели спектакля.

В контексте исследуемой темы диссертационной работы представляется актуальным рассмотреть театр-студию с точки зрения ее принадлежности к срединной культуре, до сих пор мало исследованному. До сегодняшнего дня театры-студии рассматривались лишь с позиции частных аспектов театральной педагогики или в связи с деятельностью в них известных режиссеров практиков, не являясь объектом изучения как целостное явление в силу трудности целостного рассмотрения их исключительно с точки зрения профессионального искусства, любительского театра или творческой театральной педагогики.

Совокупность отличительных признаков театра-студии, позволяющая выделить данную форму из прочих театральных объединений, послужило базой для возникновения понятия «театральная студийность».