ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
См. «Тарик аль-хиджратейн»
КАК ПРИВИТЬ СЕБЕ АЛЬТРУИЗМ
Если кто-то спросит, как облегчить для души альтруизм, ведь душа по природе своей склонна к эгоизму, а не к альтруизму, то мы скажем, что существует несколько способов привить ей это качество.
Первый способ: стремление раба Аллаха к обладанию благими нравственными качествами, ибо, поистине к наилучшим, наиболее благородным и наивысшим из них относится альтруизм, и Аллах вложил в сердца возвеличивание и любовь к тому, кто проявляет это качество, подобно тому, как вложил Он ненависть и отвращение к эгоисту, и творение Аллаха не подлежит изменению.
Нравственные качества можно разделить на три категории. Это альтруизм (качества достоинства), качество деления и уравнивания (качество справедливости) и качество эгоизма и эксплуатации (качество несправедливости).
Проявляющий альтруизм любим, ему подчиняются и относятся к нему почтительно. Справедливого не обижают и не одолевают, однако ему не подчиняются души так, как подчиняются они проявляющему альтруизм по отношению к ним. А эгоиста обижают, и души одолевают его быстрее спускающего потока. Разве не эгоизм стал причиной падения и уничтожения целых царств? Души не в состоянии вытерпеть эгоизм. Поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел своим сподвижникам слушаться и повиноваться обладающим властью, даже если те будут предпочитать им других, поскольку трудно повиноваться предпочитающему тебе других и эгоизм ненавистен людям.
Второй способ: отвращение к нравственным качествам, присущим низким и подлым людям, и ненависть и отвращение к алчности.
Третий способ: возвеличивание прав, которыми Всевышний Аллах наделил мусульман в отношении друг друга. Человеку надлежит заботиться об их соблюдении должным образом, бояться не соблюсти их и осознавать, что если он не будет делать больше, чем просто справедливость, то он не сможет постоянно придерживаться и ее, поскольку это очень трудно, так что необходимо превышать ее, делая что-то сверх этого, а иначе можно опуститься до несправедливости.
Боясь не соблюсти право и дойти до несправедливости, человек выбирает альтруизм посредством того, что не наносит ему вреда, и приобретает благодаря ему благую молву в этом мире и великую награду в мире вечном, не говоря уже о благодати и обилии благ, которые приносит верующему альтруизм. В результате получается, что альтруизм приносит ему больше пользы, чем даяние. Кто пробовал, тот знает, что это так, а кто не пробовал, пусть посмотрит на положение людей. А успех обретает тот, кому дарует его Всевышний Аллах.
См. «Тарик аль-хиджратейн»
ПРАВИЛА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АЛЬТРУИЗМ
Аль-Харави сказал: «Оно (альтруизм) имеет три степени. Первая степень: когда ты предпочитаешь себе творения в том, что не портит твою религию, не становится препятствием на твоем пути и не забирает у тебя время».
То есть ты предпочитаешь их себе в том, что касается мирских благ. Например, ты кормишь их и голодаешь сам, обеспечиваешь одеждой их, лишая себя ее, поишь их, а сам при этом испытываешь жажду. Однако это не должно иметь для тебя губительных последствий, запрещаемых Шариатом. Пример этого – когда ты отдаешь кому-то свое имущество и остаешься неимущим, вынужденным просить у людей. Еще один пример – альтруизм посредством того, что религия запрещает проявляющему его и что является порицаемым пред Аллахом и пред людьми.
Если говорить о словах «не становится препятствием на твоем пути», то они означают: не вынуждают тебя остановиться на пути твоего стремления к Всевышнему Аллаху. Это такой случай, когда, например, своего собеседника ты предпочитаешь поминанию Аллаха, устремлению к нему и сосредоточенности на Нем, и получается, как будто ты предпочитаешь его Аллаху, обменивая свою долю от Аллаха на то, что не достойно подобного обмена. И ты уподобляешься путнику, который идет по дороге и встречает человека, останавливающего его и начинающего разговаривать с ним и отвлекать его до тех пор, пока он не отстанет от своих спутников. Отдавать ему предпочтение перед ними – явное упущение. При этом очень многие, увы, предпочитают кого-то другого Всевышнему Аллаху, и как же мало тех, кто предпочитает Всевышнего Аллаха всем остальным!
Бывает также альтруизм, который забирает у человека его время, - это скверный альтруизм. Например, человек отдает свое время, после чего горько сожалеет об этом потерянном времени. Или же он жертвует своей сосредоточенностью сердцем и помыслами об Аллахе, после чего сердце его лишается сосредоточенности, а мысли его становятся рассеянными. Такой альтруизм также не является похвальным.
То же самое можно сказать и о таком альтруизме, когда человек занимает свое сердце и мысли чужими задачами и интересами, что совершенно не входит в его обязанности, вместо того, чтобы думать о полезном и занимать сердце свое Аллахом.
Можно привести немало других примеров. Подобное свойственно творениям, и таково положение большинства из них.
От всего, что приносит праведность сердцу твоему и благотворно влияет на твое время и твою связь с Всевышним, ты не должен отказываться в чью бы то ни было пользу, потому что, поступив иначе, ты предпочитаешь шайтана Аллаху, сам того не осознавая.
Задумайся о положении большинства творений, который предпочитают Всевышнему Аллаху то, предпочтение чего приносит им вред, но не пользу: можно ли представить большее невежество и недалекость?..
Поэтому факыхи сказали о предпочтении себе других в том, что касается деяний, приближающих к Аллаху, что это нежелательно или запретно. Примером же этого является человек, который пускает кого-то другого в первый ряд молящихся, отступая назад и отдавая ему свое место. Или же человек жертвует своей близостью к имаму во время пятничной молитвы ради кого-то другого. Или же он жертвует возможностью произнести азан и икаму или уступает кому-то полезное знание, лишая себя этого знания, так что другой возвышает степень свою вместо него.
Некоторые говорили о том, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, позволила Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, покоиться рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как хотела сама быть похороненной на этом месте. Ученые же сказали, что деяния умершего, в том числе и приближающие его к Аллаху, обрываются с его смертью, и невозможно представить в случае с ним предпочтение себе других в том, что касается приближения к Аллаху после его кончины, поскольку мертвый не может приближаться к Аллаху. А данный случай – это отказ от почетной и достойной обители в пользу того, кто был более достоин ее, чем она. И такой альтруизм представляет собой приближение к Всевышнему Аллаху. А Аллах знает обо всем лучше.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Братство
ВИДЫ ПОМОЩИ ВЕРУЮЩИМ
«Помощь верующим может быть оказана разными способами:
- посредством имущества,
- посредством влияния,
- посредством физической помощи и служения,
- посредством доброго совета и наставления,
- посредством обращения к Аллаху с мольбами за них и испрашивания прощения для них,
- а также посредством соболезнования и сострадания.
Эта помощь зависит от степени веры, то есть чем слабее вера, тем слабее помощь, и чем она сильнее, тем сильнее помощь.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, больше всех людей помогал своим сподвижникам посредством всего перечисленного, и его последователи практикуют это каждый в зависимости от степени своего следования ему.
Однажды люди зашли к Бишру аль-Хафи, который был в легкой одежде в очень холодный день и дрожал от холода.
Они спросили: "Что это, о Абу Наср?"
Он ответил: "Я вспомнил о бедняках и о том, как они страдают от холода и, поскольку я не в состоянии чем-то помочь им, я решил поддержать их в их страданиях от холода таким способом".
См. "Фаваид"
БЛАГОРОДСТВО
Благородство есть благодеяние по отношению к людям, отказ от нанесения им обид и терпеливое перенесение обид, наносимых ими. Оно предполагает благонравие по отношению к ним. По сути, оно является результатом благонравия и его претворения в жизнь. И различие между ним и возвышенностью в том, что возвышенность – понятие более широкое, тогда как благородство является одной из разновидностей возвышенности. Возвышенность есть претворение в жизнь прекрасного из того, что связано непосредственно с рабом Аллаха ли же имеет отношение к кому-то другому, а также отказ от всего, что оскверняет и навлекает позор, также из того, что связано с самим рабом Аллаха либо с кем-то другим.
А благородство есть использование благонравия в отношениях с творениями.
Различают три степени: степень благонравия, степень благородства и степень возвышенности.
Благородство – почетная степень. Шариат именует ее не благородством, а благими нравственными качествами. В хадисе, который передает Юсуф ибн Мухаммад ибн аль-Мункадир от своего отца от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах послал меня для того, чтобы довести до совершенства благие нравственные качества и прекрасные деяния» (Ахмад).
Самое раннее из известных мне упоминаний о благородстве принадлежит Джа’фару ибн Мухаммаду. Потом о нем упоминали аль-Фудайль ибн Ияд, имам Ахмад, Сахль ибн АбдуЛлах, аль-Джунайд и другие.
Сообщается, что Джафара ибн Мухаммада спросили о благородстве, и он сказал задавшему вопрос: «А сам ты что скажешь?». Тот ответил: «Если мне дают, я благодарю, если меня лишают, я проявляю терпение». Джафар ибн Мухаммад сказал: «У нас так ведут себя собаки». Спрашивающий спросил: «О потомок Посланника Аллаха, что же такое благородство, по вашему мнению?» Он ответил: «Когда нам дают, мы предпочитаем себе других, а если нас лишают, мы благодарим».
Аль-Фудайль ибн Ийад, да помилует его Аллах, сказал: «Благородство – это снисходительное отношение к проступкам братьев».
А сын имама Ахмада АбдуЛлах передает от него такой ответ на вопрос о благородстве: «Отказ от того, чего ты желаешь, из-за того, чего ты опасаешься».
И мне неизвестно, чтобы кто-то из четырех имамов говорил об этом качестве, кроме него.
Когда аль-Джунайда спросили о благородстве, он сказал: «Не отталкивай от себя бедняка и не вступай в споры с богатым».
А аль-Харис аль-Мухасиби (да помилует его Аллах) сказал: «Благородство – это когда ты беспристрастен, но не требуешь беспристрастности по отношению к себе».
Умар ибн Усман аль-Мекки (да помилует его Аллах) сказал: «Благородство – это благонравие».
Мухаммад ибн Али ат-Тирмизи (да помилует его Аллах) сказал: «Благородство – это когда ты выступаешь на стороне Господа твоего против души твоей».
Говорили также, что благородство – это когда ты не ощущаешь никакого превосходства над другими.
Ад-Даккак (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, совершенным был только нрав Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в Судный день все будут восклицать: «Душа моя! Душа моя!» - и только он будет восклицать: «Моя община! Моя община!».
Говорили также, что благородство – это разрушение идола, стоящего между тобой и Господом твоим. Этот идол – твоя душа. Поистине, Аллах сказал о пророке Ибрахиме, да благословит его Аллах и приветствует, что он разбил идолов на куски, разрушив их ради Него. Благородным же считается тот, кто разрушил ради Аллаха одного идола.
Говорили также, что благородство – это когда ты ни с кем не споришь ради самого себя. Что же касается Аллаха, то благородство предполагает ведение тяжб ради Него со всяким, даже с любимым и близким.