ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Кто способен защитить вас от Милостивого днем или ночью? Но они отворачиваются от поминания своего Господа» (21:42).

Когда, представив себе это, раб Аллах говорит: «Хвала Аллаху», - восхваление получается более осмысленным и совершенным, чем восхваление со стороны того, кто не думает об этом. Затем он задумывается о том, что Тот, Кто вернул его к жизни после этого умерщвления невредимым, способен вернуть его к жизни после настоящей смерти и сделать таким, каким он был до нее. Поэтому он и говорит: «И к Нему предстоит возвращение после воскрешения».

Затем он говорит: «Нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он все может! Пречист Аллах, и хвала Ему, и нет (истинного) божества, кроме Него, и Аллах велик, и нет способности изменить что-либо и силы для этого, кроме как от Аллаха».

Затем он обращается к Нему с искренними, горячими мольбами. Затем он приступает к совершению малого омовения, сосредоточившись сердцем на том, что делает. Затем он совершает молитву, которую предписал ему Аллах, так, как совершает ее любящий, искренний в своей любви, смиренный и кроткий пред Ним, а не так, как совершает ее небрежный.

При этом он считает, что к величайшим милостям, которые дарует ему объект его любви относится то, что Он помог ему проснуться, оставив кого-то спать, и призвал его к Себе и при этом прогнал от Себя другого, предоставил ему такую возможность и лишил этой возможности кого-то другого.

Он осознает это, и его любовь к Нему увеличивается, и он считает, что отрада глаз его, жизнь сердца его, рай духа его и его блаженство, удовольствие и радость – в этой молитве. И он мечтает о том, чтобы ночь его было долгой, и не желает наступления рассвета, подобно влюбленному, которому довелось побыть вместе с объектом своей любви. Как говорится:

Желает он, чтобы тьма ночная длилась и длилась,

И лишь сгущалась для сердца его и для взора…

И он ищет приближения к своему Покровителю, Могущественному и Милостивому, подобно тому, как влюбленный старается добиться расположения объекта своей любви. Он ведет тайную беседу с Ним, повторяя слова Его, отдавая каждому слову его долю подчиненности (убудийя). И сердце его, и дух его влекут к Нему аяты о любви, аяты, в которых упоминаются Его имена и качества, аяты, которые знакомят Его рабов с Его милостями и Его благодеянием по отношению к ним.


И ему облегчают путь аяты о надежде, милости, Его доброте и прощении: они становятся для него напевом погонщика, облегчающим и скрашивающим дорогу. И ему внушают тревогу аяты о страхе, справедливости, отмщении и гневе Его, обрушивающемся на отворачивающихся от Него, приравнивающих к Нему кого-то, склоняющихся к кому-то, кроме Него. Это помогает сердцу сосредоточиться на Нем и не отвлекаться на Него.

Подумай же об этих трех вещах и осмысли их. А Аллах – Тот, Кого просят о помощи, и нет способности изменить что-либо и силы для этого ни у кого, кроме как от Него.

Словом, он созерцает Говорящего, пречист Он, являющего себя через слова Свои, и дает каждому аяту его долю подчиненности сердца своего – особой, представляющей собой нечто большее, чем просто чтение их и вера в то, что это – слова Аллаха, и большее, чем простое понимание их и усвоение их смысла.

Есть нечто другое, осознав что, раб Аллаха непременно понял бы, что прежде он просто играл и забавлялся:

Казалось мне раньше, что страсти во мне

Дошли до такого предела, что дальше некуда,

А когда повстречались мы и ее красоту увидал я,

То понял, что прежде я всего лишь играл, забавляясь …

Какая жалость! Время проходит, жизнь близится к концу, и сердце покрыто завесой и не ощущает даже аромата этого, и человек покидает этот мир так же, как и пришел в него, не вкусив лучшее из того, что есть в нем, но прожив свою жизнь, подобно животным, и выйдя из мира этого так, как выходят обанкротившиеся. Жизнь его была слабостью, смерть – печальным событием, а воскресение – горечью и сожалением.

О Аллах, Тебе хвала, и Тебе одному жалуемся мы, и Тебя одного просим о помощи, и на Тебя уповаем мы, и нет способности изменить что-либо и силы для этого, кроме как от Тебя!

Совершив молитву, которую предписал ему Аллах, он сидит, преклонив голову пред Господом, охваченный благоговейным трепетом и почтением, и просит у Него прощения так, как просит прощения твердо убежденный в том, что он погибнет, если Он не простит его и не помилует.



Закончив испрашивать прощения, он, поскольку ночь все еще продолжается, ложится на правый бок, дабы позволить душе своей набраться сил, предоставляя ей отдых, дабы у нее были силы для совершения обязательной молитвы и дабы приступать к ее совершению со всей серьезностью и усердием, как будто он проспал всю ночь, ничего не делая.

И он желает наверстать предполагаемое упущение во время обязательной утренней молитвы, совершая молитву-сунну, обращаясь к Всевышнему с мольбами в промежутке между ней и обязательной молитвой, поскольку это особенное время, о чем известно знающим, и при этом он часто повторяет: «О Живой, о Вседержитель! Нет (истинного) божества, кроме Тебя!» Эти слова поминания, произносимые в это время, оказывают удивительное влияние.

Затем он приступает к совершению обязательной утренней молитвы, стараясь оказаться в первом ряду и стоять с правой стороны от имама или за его спиной. Если же ему не удается это, он старается оказаться как можно ближе к нему, потому что близость к имаму оказывает определенное влияние на молитву человека, особенно во время утренней молитвы, о чем известно тому, кто знает слова Всевышнего:

«…и читай Коран на рассвете. Поистине, на рассвете Коран читают при свидетелях» (17:78).

Ученые сказали, что под свидетелями подразумевается Всевышний Аллах и Его ангелы. Говорили также, что подразумеваются ангелы дня и ночи: одни спускаются, а другие поднимаются, встречаясь во время утренней молитвы и свидетелями ее являются ангелы дня и ночи.

См. «Тарик аль-хиджратейн»

ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕРЕДИВШИХ И ПРИБЛИЖЕННЫХ: ПОЛОЖЕНИЕ ИХ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ

Завершив утреннюю молитву, он полностью сосредотачивается на поминании Аллаха и устремлении к Нему посредством слов поминания, которые предписано произносить в начале дня, и он никогда не пропускает их. Затем он добавляет к ним, что пожелает, из достойных слов поминания или читает Коран, и так продолжается до восхода солнца.

Когда же встает солнце, он, если желает, совершает два ракаата молитвы-духа, добавляя к ним, сколько пожелает. А если желает, он может подняться, не совершая эту молитву, и пойти своей дорогой, взывая к своему Господу, испрашивая у Него помощи в совершении угодного Ему на протяжении всего предстоящего дня.


И он не занимается ничем, кроме того, относительно чего он уверен, что это угодно Аллаху. И даже простые естественные действия он превращает в поклонение посредством намерения и стремления использовать их для снискания довольства Господа.

В общем, при первом побуждении к действию такой человек останавливается и ищет способ превратить его в путь, ведущий к Господу, и это действие превращается для него в поклонение и средство приближения к Господу.

Как далеко до такого человека тому, кто, оказываясь перед необходимостью исполнить какое-нибудь веление Господа, ищет в нем то, что соответствует желаниям души его и натуры, и ради этого исполняет это действие, превращая его совершение в путь к достижению личной цели. Пречист Тот, Кто сделал души настолько разными, так что у одного человека поклонение представляет собой привычку, а у другого даже привычки становятся поклонением!

Когда наступает время обязательной полуденной молитвы, он совершает ее должным образом, будучи искренним по отношению Тому, Кому поклоняется, подобно тому, как по-настоящему любящий искренен по отношению к объекту своей любви, который попросил его сделать для него нечто, и он делает все, что в его силах, дабы осуществить это наилучшим образом, дабы снискать довольство объекта своей любви и приблизиться к Нему.

Неужели раб Аллаха не стыдится пред своим Господом и Покровителем не совершать свои деяния подобным образом, притом, что он видит, как усердствуют влюбленные, делая что-то ради своих возлюбленных из числа творений, стараясь осуществить это наилучшим образом. Более того, сам он ведет себя так по отношению к тем, кого любит, из числа творений. Очевидно, что его усердие по отношению к Господу должно быть не меньше.

Беспристрастно относящийся к душе своей и знающий деяния свои стыдится пред Аллахом преподносить Ему такие деяния и довольствоваться такими деяниями для своего Господа, притом, что он знает о себе, что если бы он трудился ради тех, кого любит из творений, он усердствовал бы со всей искренностью и постарался бы сделать все это как можно лучше.

Если говорить в общем, то таково положение этого раба с Господом своим во всех его деяниях. Он знает, что никогда не сможет совершать свои деяния должным образом, поэтому постоянно испрашивает у Аллаха прошения после каждого дела.

См. «Тарик аль-хиджратейн»


ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕРЕДИВШИХ ПРИБЛИЖЕННЫХ: ИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЮ И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

К особенностям этих людей относится и то, что они отказываются от распоряжения и выбора, противоречащих распоряжению Всевышнего Аллаха и Его выбору. Они вверили Всевышнему все распоряжение, и их распоряжение не теснит Его распоряжение, а их выбор не теснит Его выбор, поскольку они ясно осознают, что Он – Одолевающий Властелин, во власти Которого находятся все творения, распоряжающийся делами всего мира; вместе с тем они осознают, что Он – Мудрый в Своих действиях, и действия Его не выходят за пределы мудрости, блага и милости.

И они не входят в управление в царством Его вместе с Ним и распоряжение делами Его рабов посредством фраз типа: «Если бы было то-то…» или «Вот если бы было то-то!» Сердца их слишком почитают и возвеличивают Господа, чтобы противоречить Ему или проявлять недовольство Его распоряжениями или допускать, что оно может не соответствовать мудрости и справедливости.

Такой человек смотрит оком сердца своего на Творца и Создателя всех вещей. Он смотрит на то, как тщательно Он все устроил, и видит в этом проявление мудрости Его, хотя это и выходит за пределы мерок человеческого разума и привычек.

Один из наших праведных предшественников сказал: «Для меня желаннее, чтобы мое тело разрезали на части, чем сказать о том, что предопределил Аллах: «Ах, если бы Он не предопределял это!»

А другой сказал: «Я совершил грех, из-за которого плачу вот уже тридцать лет». А этот человек очень усердно поклонялся Господу. Его спросили: «Что же это за грех?» Он ответил: «Однажды я сказал о том, что произошло: «Ах, если бы этого не произошло!»

Один знающий приравнял порицание творений к порицанию Творца и Создателя, потому что это Его творение и следствие Его мудрости. А Он, Всевышний, прекрасно устроил всякую вещь, которую сотворил, и Он – Наимудрейший, и Он наилучший Творец, и во всем, что Он делает, заключена предельная мудрость. И каждое творение – свидетельство тщательного сотворения.

Если человек ругает нечто, сделанное другим человеком, то это порицание относится и к тому, кто сделал это. И если кто-то ругает творение Всевышнего Господа без Его разрешения, то тем самым он порицает Творца, потому что творение – это результат Его сотворения, и Он сотворил это по мудрости Своей: это творение не создало себя само и никак не участвовало в своем сотворении.