Файл: Правовое регулирование рынка электронной коммерции.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Правовое регулирование рынка электронной коммерции

1.1 Определение статуса и разновидностей онлайн-платформ, отношений различных участников рынка в рамках онлайн-платформ

Онлайн-платформы являются одним из значимых инструментов цифровой экономики: в среде, формируемой при их функционировании, складываются специфические субъектно-объектные связи и правоотношения.

Исходя из выполняемых функций, онлайн-платформы классифицируют на транзакционные, инновационные, интегрированные и инвестиционные.

Правовой статус участников отношений в рамках онлайн-платформ

Классификация участников электронной коммерции:

Модели правового регулирования рынка ЭК в мире

Нормативно-правовое регулирование ЭК как проблема

1.2 Ответственность онлайн-платформ электронной коммерции

Рост цифровых платформ создает различные проблемы для регионов и стран, отдельных отраслей и компаний, в т. ч. участников электронной коммерции.

Проблемы цифровых платформ →

2) Проблемы, связанные с дискриминацией пользователей: установление несправедливых условий для доступа к важным пользовательским базам или базам данных, условий, ущемляющих потребителя.

4) Отсутствие прозрачности деятельности, осуществляемой с использованием цифровых платформ, в т. ч. в рамках установления платформенных тарифов, использования данных и результатов поиска.

5) Проблемы обеспечения качества товаров, продаваемых на онлайн-площадках, и защиты прав потребителей.

6) Вопросы регулирования трудовых отношений, налогообложения и иные.

1.3 Налогообложение электронной коммерции

1.4 Регулирование дистанционной продажи и рекламы отдельных категорий товаров в сети Интернет

Особое место в регулировании оборота данных товаров занимают требования законодательства в отношении рекламы алкоголя, табака и лекарств в сети Интернет.

1.5 Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и борьба с контрафактной продукцией на онлайн-платформах

1.6. Подходы к антимонопольному регулированию онлайн-платформ в сфере электронной коммерции

В отношении компаний отрасли ЭК большинство государств применяет уже сложившиеся инструменты антимонопольного регулирования, опирается на национальную и мировую судебную практику.

Распределение стран в зависимости от уровня консолидации рынка электронной торговли и доли ТОП-5 компаний рынка электронной торговли в торговом обороте товарами для личного потребления

Дополнительный инструмент в руках регуляторов – методические рекомендации по антимонопольному регулированию (в отдельных случаях специфические для онлайн-платформ).

7. Противодействие злоупотреблению потребителями своими правами

Злоупотребление потребителями своими правами является побочным следствием расширения прав покупателей, происходящего во всех развитых и развивающихся странах мира.

Вместе с тем в мировой практике пока не было зафиксировано ни одного случая закрытия онлайнплатформы из-за деятельности мошенников и злоупотребления потребителями своими правами.

2 Российский опыт регулирования рынка ЭК

В 2020 году в России на ЭК приходилось от 9% до 13% от всех продаж в розничной торговле (в зависимости от оценок).

ТОП-10 крупнейших компаний мира в сегменте e-commerce и сопоставление с РТО России, рынком e-commerce в России, 2020 г., млн долл. США

Объем рынка e-commerce, ТОП-10 стран в млрд долл. США (а) и доля e-commerce в общем объеме розничной торговли в % (б), 2020 г.

Распределение оборота e-commerce в России между компаниями, 2020 г., млн долл. США

2.1 Гражданско-правовое регулирование

Дополнительные источники права

− НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ, ТК ЕАЭС;

− ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле);

− ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в т. ч. проект пятого антимонопольного пакета (далее – Закон о защите конкуренции);

− наднациональные международные правовые акты ЕАЭС, ВОИС, ОЭСР.

Характер правоотношений на платформе

Права онлайн-платформ

Ответственность онлайн-платформ

Права потребителей

2.2 Информационное регулирование

Не до конца решенным остается вопрос в области обработки персональных данных россиян на зарубежных серверах.

2.3 Налоговое регулирование

Онлайн-платформы как и компании офлайн-торговли, должны выступать налоговыми агентами по основным видам налогов.

К федеральным налогам относят:

В настоящее время обсуждаются меры по введению налоговых льгот для отечественных онлайн-платформ и по уравниванию конкуренции между российскими и зарубежными платформами электронной коммерции

2.4 Административное регулирование

Запрет на продажу дистанционным способом табачной продукции соответствует Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и соотносится с общепринятой мировой практикой.

Чувствительна для участников рынка проблема оборота незарегистрированных БАД, осуществляемого в основном за счет импортных поставок такой продукции на российский рынок.

Реклама продукции, свободный оборот которой ограничен или запрещен в каналах продаж, также запрещена или существенно ограничена.

2.5 Таможенное регулирование

Базовые бизнес-модели торговли в Интернете относительно их регулирования нормами таможенного законодательства:

2.6 Антимонопольное регулирование

− нормами ст. 10 запрещено злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

− нормами ст. 11 и ст. 11.1 запрещено заключение соглашений и совершение согласованных действий, которые влекут или могут повлечь ограничение конкуренции;

− ст. 14.1–14.8 устанавливают запреты на различные виды недобросовестной конкуренции.

«Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период до 2030 года» , в которой нашли свое отражение задачи, поставленные Указом Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618.

Одна из приоритетных целей деятельности ФАС до 2030 г. – «совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации».

Задание

Правовое регулирование рынка электронной коммерции

  • Международный опыт регулирования рынка ЭК
  • Российский опыт регулирования рынка ЭК

1.1 Определение статуса и разновидностей онлайн-платформ, отношений различных участников рынка в рамках онлайн-платформ

Онлайн-платформы являются одним из значимых инструментов цифровой экономики: в среде, формируемой при их функционировании, складываются специфические субъектно-объектные связи и правоотношения.

Онлайн-платформа - основанная на совокупности технологий, продуктов и услуг система организации цифрового взаимодействия субъектов (производителей и потребителей продуктов и услуг), открытая для присоединения новых субъектов и позволяющую субъектам создавать свои собственные продукты и услуги и в дальнейшем предоставлять их на платформе.

Исходя из выполняемых функций, онлайн-платформы классифицируют на транзакционные, инновационные, интегрированные и инвестиционные.

Правовой статус участников отношений в рамках онлайн-платформ

определяется двумя составляющими: их ролью в правоотношениях, которые перенесены в цифровое пространство, и их ролью в правоотношениях, которые опосредуют использование цифрового пространства либо существуют исключительно в нем.

Классификация участников электронной коммерции:

  • операторы электронной торговой площадки,
  • бизнес-операторы (физические и юридические лица),
  • иные участники, к которым могут относиться третьи лица,
  • потребители.

Модели правового регулирования рынка ЭК в мире

  • Отсутствие единого правового акта в сфере электронной коммерции: все нормы распределены по существующим законам, включая законы, связанные с совершением электронных сделок, защитой прав потребителей, установлением ответственности (США, Россия и др.);
  • Наличие единого закона по электронной коммерции, который регулирует круг отношений, охватываемых электронной коммерцией, принципы деятельности онлайн-площадок, их ответственность, совершение электронных сделок и использование электронной подписи, а остальные нормы (например, о защите конкуренции, о защите прав потребителей) распределены по отраслевым актам (Канада, Китай, ЕС);
  • Регулирование электронной коммерции в рамках актов о торговой деятельности (Белоруссия, Индия);
  • Наличие отдельного правового акта об электронной коммерции, а также отдельного акта, регулирующего защиту прав потребителя в электронной коммерции (Южная Корея);
  • Наличие отдельных законов, регулирующих электронную коммерцию, в т. ч. отраслевых, а также актов рекомендательного характера (мягкого права), которые разъясняют применение существующего законодательства (Австралия, Дания).

Нормативно-правовое регулирование ЭК как проблема

Действующее нормативно-правовое регулирование электронной коммерции фрагментарно, из-за чего к отрасли применяются нормы, разработанные для традиционных видов торговли и не учитывающие интересы всех участников правоотношений. Данная ситуация ущемляет интересы участников отрасли: профессиональные участники рынка (продавцы товаров, исполнители услуг, подрядчики, посредники) находятся под постоянным риском претензий со стороны контролирующих органов, потребители рискуют нарушением их прав, а само государство не имеет прозрачной картины о ситуации в сфере электронной коммерции. На общемировом уровне установлением стандартов, регуляторных практик на рынке электронной коммерции занимается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), признавая высокую роль онлайн-бизнеса при разработке таких базовых принципов функционирования рынка.

1.2 Ответственность онлайн-платформ электронной коммерции

Проблемные точки служат маркерами внимания регулирующих органов, а направления регулирования отношений в рамках цифровых платформ совпадают с порождаемыми ими проблемами, что определяет и зоны ответственности участников электронной коммерции.

Рост цифровых платформ создает различные проблемы для регионов и стран, отдельных отраслей и компаний, в т. ч. участников электронной коммерции.

Проблемы цифровых платформ →

1) Проблемы, связанные с обработкой данных и обеспечением информационной безопасности: отсутствие прозрачности в отношении того, как операторы цифровых платформ используют генерируемую платформой информацию; вопросы владения данными, их использования и доступа к ним. Данные проблемы влияют на обеспечение надлежащих и сбалансированных договорных отношений между поставщиками услуг и бизнес-пользователями, что важно для стимулирования инвестиций, а также влияют на соблюдение прав пользователей.

2) Проблемы, связанные с дискриминацией пользователей: установление несправедливых условий для доступа к важным пользовательским базам или базам данных, условий, ущемляющих потребителя.

3) Проблемы, связанные с местной и глобальной конкурентоспособностью и дискриминацией в бизнес-сообществе
: привилегированное положение собственника цифровой платформы по отношению к участникам платформы может быть отражено в соответствующих документах (положениях и условиях) и сказывается на продвижении услуг компанией-монополистом, ведении непрозрачной ценовой политики, наложении ограничений на ценообразование и условия продаж, ограничении доступа на рынок (или в затруднении такого доступа, в т. ч. путем изменения в одностороннем порядке условий сотрудничества, включая доступность важнейших данных для бизнеса).

4) Отсутствие прозрачности деятельности, осуществляемой с использованием цифровых платформ, в т. ч. в рамках установления платформенных тарифов, использования данных и результатов поиска.

5) Проблемы обеспечения качества товаров, продаваемых на онлайн-площадках, и защиты прав потребителей.

6) Вопросы регулирования трудовых отношений, налогообложения и иные.

1.3 Налогообложение электронной коммерции

Налогообложение цифровой деятельности затрагивает широкий круг субъектов и включает в себя несколько пересекающихся дисциплин налогообложения, включая НДС, таможенные пошлины, налоги с продаж и использования, а также традиционные налоги на прибыль. Поскольку компании продают товары и услуги через Интернет и за пределами своего резидентства, применяются также ключевые глобальные и национальные налоговые сборы и законы о соответствии. Еврокомиссия и отдельные европейские страны уже прорабатывают новые налоговые режимы для таких организаций. Объектом налогообложения может выступать: «доход от реализации цифровых услуг, в т. ч. для облегчения продаж и поставок товаров и услуг, передача данных, собранных от пользователей и обработанных с использованием цифрового интерфейса»; «предоставление цифрового интерфейса, который позволяет пользователям вступать в контакт и взаимодействовать между собой, предполагая поставку товаров или оказание услуг прямо между такими пользователями», и «размещение в цифровом интерфейсе целевых рекламных сообщений с учетом данных пользователей, получаемых при использовании ими этого цифрового интерфейса». Более глобальный подход ОЭСР предполагает расчет как
налога на деятельность компаний, осуществляющих сбыт продукции в нескольких странах (Pillar 1), так и минимального гарантированного налога (Pillar 2).

1.4 Регулирование дистанционной продажи и рекламы отдельных категорий товаров в сети Интернет

Регулирование производства и оборота отдельных видов товаров (например, оружия, лекарственных средств, алкогольной и табачной продукции), а также некоторых услуг (например, азартные игры, gambling) в большинстве стран мира осуществляется отдельно от основного регулирования или за счет исключений (изъятий) в нормативноправовых актах.

Особое место в регулировании оборота данных товаров занимают требования законодательства в отношении рекламы алкоголя, табака и лекарств в сети Интернет.

1.5 Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и борьба с контрафактной продукцией на онлайн-платформах

  • На рынке электронной коммерции нарушения прав на интеллектуальную собственность (ИС) реализуются в нескольких направлениях: нарушение права на товарный знак, нарушение патентного права, нарушение авторского права.
  • Защита прав на ИС на онлайн-платформах обеспечивается в рамках основного законодательства. В большинстве стран онлайнплатформы электронной коммерции признаются «безопасными гаванями», то есть освобождаются от ответственности за действия сторонних продавцов, если они не были осведомлены о правонарушениях и приняли все превентивные меры. При этом онлайнплатформы обязаны реагировать на запросы компаний, чьи права на ИС нарушаются, и оперативно блокировать нарушителей. Между тем в ряде стран вовлечение онлайнплатформ в деятельность по оптимизации поисковой выдачи или продвижению отдельных поставщиков и производителей может считаться выполнением активной роли в продаже контрафактного товара, что в некоторых случаях лишает платформы статуса «безопасной гавани».
  • Сами же онлайн-платформы разрабатывают собственные системы защиты прав на ИС и подачи жалоб. Как показывает судебная практика, имеющиеся у онлайн-платформ механизмы защиты ИС достаточны для обретения статуса «безопасной гавани» превентивными мерами. Такие механизмы защиты разрабатываются всеми крупнейшими игроками рынка электронной коммерции на основе современных инструментов, включая искусственный интеллект, машинное обучение и большие данные.

1.6. Подходы к антимонопольному регулированию онлайн-платформ в сфере электронной коммерции

В отношении компаний отрасли ЭК большинство государств применяет уже сложившиеся инструменты антимонопольного регулирования, опирается на национальную и мировую судебную практику.

Вместе с этим подходы государств в отношении отрасли различаются. Если в США нормами прецедентного права удается решать большинство возникающих проблемных ситуаций, то в ЕС ряд стран (Германия, Франция) и Япония занимают более жесткую позицию в отношении регулирования отрасли. Несколько в стороне стоит КНР, которая за последние два года существенно продвинулась в совершенствовании антимонопольного регулирования отрасли ЭК прежде всего из-за активного роста доминирующих онлайн-ритейлеров. ОЭСР выделяет две основные группы антимонопольных практик в электронной коммерции – это заключение вертикальных соглашений, включая вертикальные ограничения с горизонтальным влиянием на конкуренцию, и одностороннее антиконкурентное поведение доминирующих компаний.

Распределение стран в зависимости от уровня консолидации рынка электронной торговли и доли ТОП-5 компаний рынка электронной торговли в торговом обороте товарами для личного потребления

Дополнительный инструмент в руках регуляторов – методические рекомендации по антимонопольному регулированию (в отдельных случаях специфические для онлайн-платформ).

Обсуждается в мировом сообществе проблема цифровых и информационных монополий. Специальные законодательные акты уже разработаны, например, в ЕС (Digital Markets Act, Digital Service Act), Великобритании (CMA), США (расследование против GAFAM).

7. Противодействие злоупотреблению потребителями своими правами

За последние примерно 50 лет большинство развитых и развивающихся стран приняли законы о защите прав потребителей, а движение консьюмеризма добилось небывалых успехов в расширении прав покупателей товаров и услуг. Следующим этапом развития законодательства в этом направлении стало принятие специализированных законов о защите прав потребителей в Интернете. По данным ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), 56% стран уже приняли специализированное законодательство, в той или иной мере обеспечивающее защиту прав потребителей в Интернете и интернет-торговле, в частности.

Злоупотребление потребителями своими правами является побочным следствием расширения прав покупателей, происходящего во всех развитых и развивающихся странах мира.

Масштабы злоупотребления правами или даже мошенничества отличаются от страны к