Файл: Правовое регулирование рынка электронной коммерции.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Правовое регулирование рынка электронной коммерции

1.1 Определение статуса и разновидностей онлайн-платформ, отношений различных участников рынка в рамках онлайн-платформ

Онлайн-платформы являются одним из значимых инструментов цифровой экономики: в среде, формируемой при их функционировании, складываются специфические субъектно-объектные связи и правоотношения.

Исходя из выполняемых функций, онлайн-платформы классифицируют на транзакционные, инновационные, интегрированные и инвестиционные.

Правовой статус участников отношений в рамках онлайн-платформ

Классификация участников электронной коммерции:

Модели правового регулирования рынка ЭК в мире

Нормативно-правовое регулирование ЭК как проблема

1.2 Ответственность онлайн-платформ электронной коммерции

Рост цифровых платформ создает различные проблемы для регионов и стран, отдельных отраслей и компаний, в т. ч. участников электронной коммерции.

Проблемы цифровых платформ →

2) Проблемы, связанные с дискриминацией пользователей: установление несправедливых условий для доступа к важным пользовательским базам или базам данных, условий, ущемляющих потребителя.

4) Отсутствие прозрачности деятельности, осуществляемой с использованием цифровых платформ, в т. ч. в рамках установления платформенных тарифов, использования данных и результатов поиска.

5) Проблемы обеспечения качества товаров, продаваемых на онлайн-площадках, и защиты прав потребителей.

6) Вопросы регулирования трудовых отношений, налогообложения и иные.

1.3 Налогообложение электронной коммерции

1.4 Регулирование дистанционной продажи и рекламы отдельных категорий товаров в сети Интернет

Особое место в регулировании оборота данных товаров занимают требования законодательства в отношении рекламы алкоголя, табака и лекарств в сети Интернет.

1.5 Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и борьба с контрафактной продукцией на онлайн-платформах

1.6. Подходы к антимонопольному регулированию онлайн-платформ в сфере электронной коммерции

В отношении компаний отрасли ЭК большинство государств применяет уже сложившиеся инструменты антимонопольного регулирования, опирается на национальную и мировую судебную практику.

Распределение стран в зависимости от уровня консолидации рынка электронной торговли и доли ТОП-5 компаний рынка электронной торговли в торговом обороте товарами для личного потребления

Дополнительный инструмент в руках регуляторов – методические рекомендации по антимонопольному регулированию (в отдельных случаях специфические для онлайн-платформ).

7. Противодействие злоупотреблению потребителями своими правами

Злоупотребление потребителями своими правами является побочным следствием расширения прав покупателей, происходящего во всех развитых и развивающихся странах мира.

Вместе с тем в мировой практике пока не было зафиксировано ни одного случая закрытия онлайнплатформы из-за деятельности мошенников и злоупотребления потребителями своими правами.

2 Российский опыт регулирования рынка ЭК

В 2020 году в России на ЭК приходилось от 9% до 13% от всех продаж в розничной торговле (в зависимости от оценок).

ТОП-10 крупнейших компаний мира в сегменте e-commerce и сопоставление с РТО России, рынком e-commerce в России, 2020 г., млн долл. США

Объем рынка e-commerce, ТОП-10 стран в млрд долл. США (а) и доля e-commerce в общем объеме розничной торговли в % (б), 2020 г.

Распределение оборота e-commerce в России между компаниями, 2020 г., млн долл. США

2.1 Гражданско-правовое регулирование

Дополнительные источники права

− НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ, ТК ЕАЭС;

− ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле);

− ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в т. ч. проект пятого антимонопольного пакета (далее – Закон о защите конкуренции);

− наднациональные международные правовые акты ЕАЭС, ВОИС, ОЭСР.

Характер правоотношений на платформе

Права онлайн-платформ

Ответственность онлайн-платформ

Права потребителей

2.2 Информационное регулирование

Не до конца решенным остается вопрос в области обработки персональных данных россиян на зарубежных серверах.

2.3 Налоговое регулирование

Онлайн-платформы как и компании офлайн-торговли, должны выступать налоговыми агентами по основным видам налогов.

К федеральным налогам относят:

В настоящее время обсуждаются меры по введению налоговых льгот для отечественных онлайн-платформ и по уравниванию конкуренции между российскими и зарубежными платформами электронной коммерции

2.4 Административное регулирование

Запрет на продажу дистанционным способом табачной продукции соответствует Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и соотносится с общепринятой мировой практикой.

Чувствительна для участников рынка проблема оборота незарегистрированных БАД, осуществляемого в основном за счет импортных поставок такой продукции на российский рынок.

Реклама продукции, свободный оборот которой ограничен или запрещен в каналах продаж, также запрещена или существенно ограничена.

2.5 Таможенное регулирование

Базовые бизнес-модели торговли в Интернете относительно их регулирования нормами таможенного законодательства:

2.6 Антимонопольное регулирование

− нормами ст. 10 запрещено злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

− нормами ст. 11 и ст. 11.1 запрещено заключение соглашений и совершение согласованных действий, которые влекут или могут повлечь ограничение конкуренции;

− ст. 14.1–14.8 устанавливают запреты на различные виды недобросовестной конкуренции.

«Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период до 2030 года» , в которой нашли свое отражение задачи, поставленные Указом Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618.

Одна из приоритетных целей деятельности ФАС до 2030 г. – «совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации».

Задание

  • классическая электронная торговля основана на продаже российских и импортированных товаров (оптовыми, коммерческими партиями) на территории РФ на интернет-площадке, предполагает наличие юрлица, обязательное исполнение всех требований российского законодательства (ЗЗПП, НК РФ и др.). По такой модели работают все российские онлайн-платформы, оказывающие услуги по продаже товаров, организации доставки товаров и просто работающие как витрины. Товары в таком случае проходят процедуру таможенного оформления представителями бизнеса (продавцами или перепродавцами), с них уплачиваются НДС, таможенная пошлина (если она применяется к товарной категории), накладные расходы (сервисное, гарантийное обслуживание), а к самим импортерам (прямым или косвенным) предъявляются дополнительные требования. Далее товары поступают на склады интернет-магазинов или склады поставщиков, а затем отправляются к покупателю одним из множества доступных инструментов (ПВЗ, курьеры, почтовые отправления и др.).
  • трансграничная электронная торговля представляет собой продажу иностранных товаров напрямую физлицу на территории РФ (преимущественно без посредников или в лице агрегатора информации о товарах или услугах), не подразумевая под собой создание юрлица компанией-поставщиком (продавцом) в РФ177. Поскольку в данной модели речь идет о товарах для личного пользования, то к ним применяются нормы Главы 37 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) и Главы 35 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»179. Данная модель наиболее дискуссионная и наименее прозрачная с правовой точки зрения.

2.6 Антимонопольное регулирование

Современный российский рынок электронной коммерции характеризуется высоким уровнем конкуренции, поскольку представлен компаниями-лидерами с широким ассортиментом товаров, компаниями-лидерами в отдельных продуктовых сегментах, компаниями-агрегаторами предложений, компаниями-экосистемами, а также международными компаниями-лидерами. Общие нормы антимонопольного регулирования, установленные в Законе о защите конкуренции, распространяются также и на рынок электронной коммерции, и их применение существенным образом не отличается от других рынков и отраслей:

− нормами ст. 10 запрещено злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;


− нормами ст. 11 и ст. 11.1 запрещено заключение соглашений и совершение согласованных действий, которые влекут или могут повлечь ограничение конкуренции;

− ст. 14.1–14.8 устанавливают запреты на различные виды недобросовестной конкуренции.

«Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период до 2030 года» , в которой нашли свое отражение задачи, поставленные Указом Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618.

Одна из приоритетных целей деятельности ФАС до 2030 г. – «совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации».

Задание

  • Назовите особенности правового регулирования рынка электронной коммерции в России.
  • Выделите риски для участников онлайн-платформ в случае неэффективного правового регулирования рынка электронной коммерции.