Файл: Правовое регулирование рынка электронной коммерции.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Правовое регулирование рынка электронной коммерции

1.1 Определение статуса и разновидностей онлайн-платформ, отношений различных участников рынка в рамках онлайн-платформ

Онлайн-платформы являются одним из значимых инструментов цифровой экономики: в среде, формируемой при их функционировании, складываются специфические субъектно-объектные связи и правоотношения.

Исходя из выполняемых функций, онлайн-платформы классифицируют на транзакционные, инновационные, интегрированные и инвестиционные.

Правовой статус участников отношений в рамках онлайн-платформ

Классификация участников электронной коммерции:

Модели правового регулирования рынка ЭК в мире

Нормативно-правовое регулирование ЭК как проблема

1.2 Ответственность онлайн-платформ электронной коммерции

Рост цифровых платформ создает различные проблемы для регионов и стран, отдельных отраслей и компаний, в т. ч. участников электронной коммерции.

Проблемы цифровых платформ →

2) Проблемы, связанные с дискриминацией пользователей: установление несправедливых условий для доступа к важным пользовательским базам или базам данных, условий, ущемляющих потребителя.

4) Отсутствие прозрачности деятельности, осуществляемой с использованием цифровых платформ, в т. ч. в рамках установления платформенных тарифов, использования данных и результатов поиска.

5) Проблемы обеспечения качества товаров, продаваемых на онлайн-площадках, и защиты прав потребителей.

6) Вопросы регулирования трудовых отношений, налогообложения и иные.

1.3 Налогообложение электронной коммерции

1.4 Регулирование дистанционной продажи и рекламы отдельных категорий товаров в сети Интернет

Особое место в регулировании оборота данных товаров занимают требования законодательства в отношении рекламы алкоголя, табака и лекарств в сети Интернет.

1.5 Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и борьба с контрафактной продукцией на онлайн-платформах

1.6. Подходы к антимонопольному регулированию онлайн-платформ в сфере электронной коммерции

В отношении компаний отрасли ЭК большинство государств применяет уже сложившиеся инструменты антимонопольного регулирования, опирается на национальную и мировую судебную практику.

Распределение стран в зависимости от уровня консолидации рынка электронной торговли и доли ТОП-5 компаний рынка электронной торговли в торговом обороте товарами для личного потребления

Дополнительный инструмент в руках регуляторов – методические рекомендации по антимонопольному регулированию (в отдельных случаях специфические для онлайн-платформ).

7. Противодействие злоупотреблению потребителями своими правами

Злоупотребление потребителями своими правами является побочным следствием расширения прав покупателей, происходящего во всех развитых и развивающихся странах мира.

Вместе с тем в мировой практике пока не было зафиксировано ни одного случая закрытия онлайнплатформы из-за деятельности мошенников и злоупотребления потребителями своими правами.

2 Российский опыт регулирования рынка ЭК

В 2020 году в России на ЭК приходилось от 9% до 13% от всех продаж в розничной торговле (в зависимости от оценок).

ТОП-10 крупнейших компаний мира в сегменте e-commerce и сопоставление с РТО России, рынком e-commerce в России, 2020 г., млн долл. США

Объем рынка e-commerce, ТОП-10 стран в млрд долл. США (а) и доля e-commerce в общем объеме розничной торговли в % (б), 2020 г.

Распределение оборота e-commerce в России между компаниями, 2020 г., млн долл. США

2.1 Гражданско-правовое регулирование

Дополнительные источники права

− НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ, ТК ЕАЭС;

− ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле);

− ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в т. ч. проект пятого антимонопольного пакета (далее – Закон о защите конкуренции);

− наднациональные международные правовые акты ЕАЭС, ВОИС, ОЭСР.

Характер правоотношений на платформе

Права онлайн-платформ

Ответственность онлайн-платформ

Права потребителей

2.2 Информационное регулирование

Не до конца решенным остается вопрос в области обработки персональных данных россиян на зарубежных серверах.

2.3 Налоговое регулирование

Онлайн-платформы как и компании офлайн-торговли, должны выступать налоговыми агентами по основным видам налогов.

К федеральным налогам относят:

В настоящее время обсуждаются меры по введению налоговых льгот для отечественных онлайн-платформ и по уравниванию конкуренции между российскими и зарубежными платформами электронной коммерции

2.4 Административное регулирование

Запрет на продажу дистанционным способом табачной продукции соответствует Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и соотносится с общепринятой мировой практикой.

Чувствительна для участников рынка проблема оборота незарегистрированных БАД, осуществляемого в основном за счет импортных поставок такой продукции на российский рынок.

Реклама продукции, свободный оборот которой ограничен или запрещен в каналах продаж, также запрещена или существенно ограничена.

2.5 Таможенное регулирование

Базовые бизнес-модели торговли в Интернете относительно их регулирования нормами таможенного законодательства:

2.6 Антимонопольное регулирование

− нормами ст. 10 запрещено злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

− нормами ст. 11 и ст. 11.1 запрещено заключение соглашений и совершение согласованных действий, которые влекут или могут повлечь ограничение конкуренции;

− ст. 14.1–14.8 устанавливают запреты на различные виды недобросовестной конкуренции.

«Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период до 2030 года» , в которой нашли свое отражение задачи, поставленные Указом Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618.

Одна из приоритетных целей деятельности ФАС до 2030 г. – «совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации».

Задание

стране в зависимости от политики возврата, предусмотренной законодательством о защите прав потребителей, перечня товаров, не подлежащих возврату, правил возврата и взаимодействия между потребителями и поставщиками на самих онлайн-платформах. Основные формы недобросовестного поведения потребителей из-за их распространенности («вардробинг» и дружеское мошенничество) могут создавать серьезные репутационные риски для маркетплейсов, а также привести к реальным финансовым и временным издержкам производителей и поставщиков продукции, а также онлайн-ритейлеров.

Вместе с тем в мировой практике пока не было зафиксировано ни одного случая закрытия онлайнплатформы из-за деятельности мошенников и злоупотребления потребителями своими правами.

2 Российский опыт регулирования рынка ЭК

В 2020 году в России на ЭК приходилось от 9% до 13% от всех продаж в розничной торговле (в зависимости от оценок).

ТОП-10 крупнейших компаний мира в сегменте e-commerce и сопоставление с РТО России, рынком e-commerce в России, 2020 г., млн долл. США

Объем рынка e-commerce, ТОП-10 стран в млрд долл. США (а) и доля e-commerce в общем объеме розничной торговли в % (б), 2020 г.

Распределение оборота e-commerce в России между компаниями, 2020 г., млн долл. США

2.1 Гражданско-правовое регулирование

Основа для заключения сделок в сфере электронной коммерции – нормы ГК РФ о соблюдении письменной формы сделки (п. 1 ст. 160), о заключении договора путем составления электронного документа, подписанного сторонами, или путем обмена электронными документами или иными данными (п. 2 ст. 434), о договоре присоединения (ст. 428), о публичной оферте (п. 2 ст. 437), об акцепте в форме конклюдентных действий (п. 3 ст. 438), о дистанционной купле-продаже товаров (ст. 497) и об услугах (ст. 779–783.1). Эти нормы находят свое развитие в других законах РФ:
  • «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ
  • «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ
  • «О защите прав потребителей» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ
  • «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ
  • «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ
  • «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ

Дополнительные источники права


− НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ, ТК ЕАЭС;

− ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле);

− ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в т. ч. проект пятого антимонопольного пакета (далее – Закон о защите конкуренции);

− Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 г. № 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом», Письмо Роспотребнадзора от 08.04.2005 г. № 0100/2569-05-32 «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара»;

− наднациональные международные правовые акты ЕАЭС, ВОИС, ОЭСР.

Характер правоотношений на платформе

  • существенные условия заключаемого потребителем с продавцом договора купли-продажи товара (договора на оказание услуг) указываются в опубликованном на платформе описании товара (услуги);
  • оформление заказа на онлайн-платформе означает согласие потребителя со всеми существенными условиями оказания услуг и (или) существенными условиями продажи товара продавцом;
  • потребитель соглашается с возможностью продавца (исполнителя) поручить исполнение договора третьему лицу, при этом оставаясь ответственным за его исполнение перед потребителем;
  • потребитель должен подтвердить дееспособность и достижение возраста, необходимого для совершения сделок;
  • онлайн-платформа обязуется исполнять договор купли-продажи товара или договор на оказание услуг в случае, если она выступает непосредственным продавцом (исполнителем) по таким договорам, а клиент обязуется оплатить соответствующий договор.

Права онлайн-платформ

  • в любое время, без уведомления потребителя и в одностороннем порядке изменять текст соглашения (изменения вступают в силу с момента публикации);
  • ограничивать или блокировать доступ потребителя к онлайн-платформе в случае выявления фактов совершения заказов с целью извлечения коммерческой выгоды;
  • передавать персональные данные: продавцу, привлеченной третьей стороне, кредитным организациям, аффилированным компаниям;
  • хранить персональную информацию потребителя в течение срока использования потребителем онлайн-платформы и не менее определенного срока после последнего использования;
  • использовать файлы cookies потребителя;
  • самостоятельно и без уведомления потребителя отбирать отзывы для публикации, не публиковать отзывы (критерии устанавливаются платформами самостоятельно), удалить опубликованный отзыв в любое время и самостоятельно определять срок, в течение которого отзывы считаются актуальными;
  • при обнаружении следов эксплуатации товара отказать в возврате денежных средств покупателю.

Ответственность онлайн-платформ

  • обрабатывать персональные данные в соответствии с законодательством РФ, в т. ч. прекратить их обработку по запросу потребителя;
  • в соответствии с ЗЗПП и Правилами продажи товаров нести ответственность как агрегатор информации о товарах (услугах);
  • в соответствии с ЗЗПП нести ответственность как продавец (исполнитель) в случае если онлайн-платформа выступает непосредственным продавцом (исполнителем) по договорам купли-продажи (об оказании услуг).
  • Ограничение ответственности онлайн-платформ:

  • онлайн-платформа не несет материальной ответственности перед потребителями по договорам купли-продажи (об оказании услуг), заключенным с продавцами (исполнителями), за исключением обязательств по исполнению договоров, заключенных онлайн-платформой самостоятельно (например, если онлайнплатформа доставляет товар, продает собственный товар);
  • недостоверная информация, предоставленная потребителем, служит основанием для отмены заказа и возврата денежных средств, а указание потребителем неверных данных – нет;
  • онлайн-платформа не несет ответственности за ущерб, причиненный потребителю вследствие ненадлежащего использования последним товара, приобретенного с помощью онлайн-платформы

Права потребителей

  • отказаться от получения сообщений рекламного характера;
  • изменить решение о покупке товара в любое время до его получения;
  • оставлять отзывы о товарах (услугах);
  • при получении товара проверить товар на предмет его целостности, отсутствия брака и правильности вложения;
  • вернуть товар в соответствие с законом защиты прав потребителей (ЗЗПП).
  • Ответственность (обязанность) потребителя:

  • достоверно указывать сведения, необходимые для исполнения договоров продавцом (исполнителем), например: способ доставки, адрес доставки, ФИО получателя заказа, контактные данные, способ оплаты, персональная информация о потребителе;
  • обеспечивать сохранность и конфиденциальность регистрационных данных;
  • достоверно указывать сведения, содержащиеся в оставленных отзывах.

2.2 Информационное регулирование

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на восьми базовых принципах в соответствии с Законом об информации (ст. 3), из которых для функционирования отрасли ЭК особенно важны:
  • свобода поиска, получения, передачи и распространения информации;
  • достоверность информации и своевременность ее предоставления;
  • обеспечение защиты персональных данных.
В настоящее время онлайн-платформы находятся под двойственными требованиями Закона об информации и Закона о персональных данных: согласно первому закону онлайнплатформы должны хранить соответствующие данные в течение установленного законом срока, а согласно второму должны сразу же удалить персональные данные, получив соответствующее требование субъекта персональных данных.

Не до конца решенным остается вопрос в области обработки персональных данных россиян на зарубежных серверах.

2.3 Налоговое регулирование

Базовые принципы налогообложения онлайн-платформ не отличаются от налогообложения традиционных ритейлеров. В обоих случаях отрасли действуют в рамках российской налоговой системы, в основе которой лежат НК РФ и международные наднациональные соглашения (в т. ч. со странами ЕАЭС). Однако объектом налогообложения в ЭК в зависимости от разновидности бизнес-моделей могут выступать разные виды доходов от договорных отношений между онлайн-платформой, поставщиком/продавцом товара и потребителем.

Онлайн-платформы как и компании офлайн-торговли, должны выступать налоговыми агентами по основным видам налогов.

К федеральным налогам относят:

  • уплату налога на прибыль (20%) или налогов по упрощенным системам налогообложения, НДС (20%, 10% или 0%);
  • исчисление и удержание НДФЛ (13% до 5 млн руб. и 15% более 5 млн руб.).
  • К региональным налогам – налог на недвижимость (не более 2,2%).

    Онлайн-платформы также имеют право уменьшать НДС «к уплате» (в случае если НДС применяется) в рамках общего налогового законодательства.

Основные вопросы, стоящие на повестке дня в области регулирования налогообложения компаний электронной коммерции, касаются трансграничной торговли в части неравных условий налогообложения российских и зарубежных интернет-компаний, а также в части применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров российских производителей онлайн-платформами. В направлении последнего вопроса на законодательном уровне были внесены изменения, позволившие эффективно задействовать инструмент применения ставки НДС 0%.

В настоящее время обсуждаются меры по введению налоговых льгот для отечественных онлайн-платформ и по уравниванию конкуренции между российскими и зарубежными платформами электронной коммерции

2.4 Административное регулирование

На сегодняшний день в российском законодательстве регулирование оборота отдельных видов потребительских товаров в сети Интернет осуществляется строже, чем в мировой практике. Фактически запрещена продажа в интернете алкогольной, спиртосодержащей, табачной, никотинсодержащей продукции, кальянов, рецептурных лекарственных средств. С 2020 г. разрешена продажа в Интернете безрецептурных лекарственных средств для аптечных организаций, рассматривается дальнейшее разрешение о продаже таких товаров через агрегаторы информации о товарах.

Запрет на продажу дистанционным способом табачной продукции соответствует Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и соотносится с общепринятой мировой практикой.

Запрет на торговлю алкогольной продукцией в сети Интернет отсутствует практически во всех европейских странах, во всех развитых странах. Государствами выработаны подходы к обеспечению всех требуемых норм: продажа несовершеннолетним, продажа в ночное время суток, продажа нелегальной алкогольной продукции. В РФ подготовлен и находится на рассмотрении законопроект о постепенном снятии запрета на дистанционную продажу алкогольной продукции, начиная со слабоалкогольной продукции, однако законопроект неоднозначно воспринимается участниками рыночных отношений и отдельными ФОИВ.

Чувствительна для участников рынка проблема оборота незарегистрированных БАД, осуществляемого в основном за счет импортных поставок такой продукции на российский рынок.

Реклама продукции, свободный оборот которой ограничен или запрещен в каналах продаж, также запрещена или существенно ограничена.

2.5 Таможенное регулирование

Несмотря на постепенное сокращение доли трансграничной электронной торговли в России по сравнению с внутренней электронной торговлей, данный канал продаж пользуется популярностью у россиян, а на зарубежных интернет-площадках покупают более 40 млн. жителей России.

Базовые бизнес-модели торговли в Интернете относительно их регулирования нормами таможенного законодательства: