Файл: Правовое регулирование рынка электронной коммерции.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Правовое регулирование рынка электронной коммерции
Правовой статус участников отношений в рамках онлайн-платформ
Классификация участников электронной коммерции:
Модели правового регулирования рынка ЭК в мире
Нормативно-правовое регулирование ЭК как проблема
1.2 Ответственность онлайн-платформ электронной коммерции
6) Вопросы регулирования трудовых отношений, налогообложения и иные.
1.3 Налогообложение электронной коммерции
1.4 Регулирование дистанционной продажи и рекламы отдельных категорий товаров в сети Интернет
1.6. Подходы к антимонопольному регулированию онлайн-платформ в сфере электронной коммерции
7. Противодействие злоупотреблению потребителями своими правами
2 Российский опыт регулирования рынка ЭК
Распределение оборота e-commerce в России между компаниями, 2020 г., млн долл. США
2.1 Гражданско-правовое регулирование
Дополнительные источники права
− НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ, ТК ЕАЭС;
− наднациональные международные правовые акты ЕАЭС, ВОИС, ОЭСР.
Характер правоотношений на платформе
Ответственность онлайн-платформ
2.2 Информационное регулирование
К федеральным налогам относят:
2.4 Административное регулирование
2.6 Антимонопольное регулирование
− нормами ст. 10 запрещено злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
− ст. 14.1–14.8 устанавливают запреты на различные виды недобросовестной конкуренции.
Вместе с тем в мировой практике пока не было зафиксировано ни одного случая закрытия онлайнплатформы из-за деятельности мошенников и злоупотребления потребителями своими правами.
2 Российский опыт регулирования рынка ЭК
В 2020 году в России на ЭК приходилось от 9% до 13% от всех продаж в розничной торговле (в зависимости от оценок).
ТОП-10 крупнейших компаний мира в сегменте e-commerce и сопоставление с РТО России, рынком e-commerce в России, 2020 г., млн долл. США
Объем рынка e-commerce, ТОП-10 стран в млрд долл. США (а) и доля e-commerce в общем объеме розничной торговли в % (б), 2020 г.
Распределение оборота e-commerce в России между компаниями, 2020 г., млн долл. США
2.1 Гражданско-правовое регулирование
Основа для заключения сделок в сфере электронной коммерции – нормы ГК РФ о соблюдении письменной формы сделки (п. 1 ст. 160), о заключении договора путем составления электронного документа, подписанного сторонами, или путем обмена электронными документами или иными данными (п. 2 ст. 434), о договоре присоединения (ст. 428), о публичной оферте (п. 2 ст. 437), об акцепте в форме конклюдентных действий (п. 3 ст. 438), о дистанционной купле-продаже товаров (ст. 497) и об услугах (ст. 779–783.1). Эти нормы находят свое развитие в других законах РФ:- «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ
- «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ
- «О защите прав потребителей» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ
- «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ
- «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ
- «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ
Дополнительные источники права
− НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ, ТК ЕАЭС;
− ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле);
− ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в т. ч. проект пятого антимонопольного пакета (далее – Закон о защите конкуренции);
− Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 г. № 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом», Письмо Роспотребнадзора от 08.04.2005 г. № 0100/2569-05-32 «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара»;− наднациональные международные правовые акты ЕАЭС, ВОИС, ОЭСР.
Характер правоотношений на платформе
- существенные условия заключаемого потребителем с продавцом договора купли-продажи товара (договора на оказание услуг) указываются в опубликованном на платформе описании товара (услуги);
- оформление заказа на онлайн-платформе означает согласие потребителя со всеми существенными условиями оказания услуг и (или) существенными условиями продажи товара продавцом;
- потребитель соглашается с возможностью продавца (исполнителя) поручить исполнение договора третьему лицу, при этом оставаясь ответственным за его исполнение перед потребителем;
- потребитель должен подтвердить дееспособность и достижение возраста, необходимого для совершения сделок;
- онлайн-платформа обязуется исполнять договор купли-продажи товара или договор на оказание услуг в случае, если она выступает непосредственным продавцом (исполнителем) по таким договорам, а клиент обязуется оплатить соответствующий договор.
Права онлайн-платформ
- в любое время, без уведомления потребителя и в одностороннем порядке изменять текст соглашения (изменения вступают в силу с момента публикации);
- ограничивать или блокировать доступ потребителя к онлайн-платформе в случае выявления фактов совершения заказов с целью извлечения коммерческой выгоды;
- передавать персональные данные: продавцу, привлеченной третьей стороне, кредитным организациям, аффилированным компаниям;
- хранить персональную информацию потребителя в течение срока использования потребителем онлайн-платформы и не менее определенного срока после последнего использования;
- использовать файлы cookies потребителя;
- самостоятельно и без уведомления потребителя отбирать отзывы для публикации, не публиковать отзывы (критерии устанавливаются платформами самостоятельно), удалить опубликованный отзыв в любое время и самостоятельно определять срок, в течение которого отзывы считаются актуальными;
- при обнаружении следов эксплуатации товара отказать в возврате денежных средств покупателю.
Ответственность онлайн-платформ
- обрабатывать персональные данные в соответствии с законодательством РФ, в т. ч. прекратить их обработку по запросу потребителя;
- в соответствии с ЗЗПП и Правилами продажи товаров нести ответственность как агрегатор информации о товарах (услугах);
- в соответствии с ЗЗПП нести ответственность как продавец (исполнитель) в случае если онлайн-платформа выступает непосредственным продавцом (исполнителем) по договорам купли-продажи (об оказании услуг).
- онлайн-платформа не несет материальной ответственности перед потребителями по договорам купли-продажи (об оказании услуг), заключенным с продавцами (исполнителями), за исключением обязательств по исполнению договоров, заключенных онлайн-платформой самостоятельно (например, если онлайнплатформа доставляет товар, продает собственный товар);
- недостоверная информация, предоставленная потребителем, служит основанием для отмены заказа и возврата денежных средств, а указание потребителем неверных данных – нет;
- онлайн-платформа не несет ответственности за ущерб, причиненный потребителю вследствие ненадлежащего использования последним товара, приобретенного с помощью онлайн-платформы
Ограничение ответственности онлайн-платформ:
Права потребителей
- отказаться от получения сообщений рекламного характера;
- изменить решение о покупке товара в любое время до его получения;
- оставлять отзывы о товарах (услугах);
- при получении товара проверить товар на предмет его целостности, отсутствия брака и правильности вложения;
- вернуть товар в соответствие с законом защиты прав потребителей (ЗЗПП).
- достоверно указывать сведения, необходимые для исполнения договоров продавцом (исполнителем), например: способ доставки, адрес доставки, ФИО получателя заказа, контактные данные, способ оплаты, персональная информация о потребителе;
- обеспечивать сохранность и конфиденциальность регистрационных данных;
- достоверно указывать сведения, содержащиеся в оставленных отзывах.
Ответственность (обязанность) потребителя:
2.2 Информационное регулирование
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на восьми базовых принципах в соответствии с Законом об информации (ст. 3), из которых для функционирования отрасли ЭК особенно важны:- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации;
- достоверность информации и своевременность ее предоставления;
- обеспечение защиты персональных данных.
Не до конца решенным остается вопрос в области обработки персональных данных россиян на зарубежных серверах.
2.3 Налоговое регулирование
Базовые принципы налогообложения онлайн-платформ не отличаются от налогообложения традиционных ритейлеров. В обоих случаях отрасли действуют в рамках российской налоговой системы, в основе которой лежат НК РФ и международные наднациональные соглашения (в т. ч. со странами ЕАЭС). Однако объектом налогообложения в ЭК в зависимости от разновидности бизнес-моделей могут выступать разные виды доходов от договорных отношений между онлайн-платформой, поставщиком/продавцом товара и потребителем.Онлайн-платформы как и компании офлайн-торговли, должны выступать налоговыми агентами по основным видам налогов.
К федеральным налогам относят:
- уплату налога на прибыль (20%) или налогов по упрощенным системам налогообложения, НДС (20%, 10% или 0%);
- исчисление и удержание НДФЛ (13% до 5 млн руб. и 15% более 5 млн руб.).