ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
15 инструменты максимально приближенные к реальным, используемым в профессиональной среде. Поэтому авторы разработки, в качестве инструментов управления учебной деятельностью, предлагают использовать гибкие методологии управления проектами» [5].
Наглядно представить встраивание заданий по ФГ в учебный процесс можно следующим образом:
Рис 2. Формы организации образовательного процесса для реализации
межпредметного обучения
Возвращаясь к алгоритму введения ФГ в школе, можно объединить четвертый и пятый этапы, так как они направлены на методологические изменения ООП. В этой части работы проектная команда опиралась, прежде всего, на материалы Г. П. Савиных. Краткие подходы к этим изменениям представлены ниже (рис. 3-4-5).
Сборник научных трудов
16
Рис. 3-4-5. Изменения ООП
Пройдя все вышеперечисленные этапы (шаги) в Лицее № 4 г. Дмитрова сформировалась модель формирования ФГ (рис. 6).
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
17
Рис 6. Модель формирования ФГ
Анализируя два года работы по этой модели, хотелось бы отметить ряд важных изменений:
- работа по формированию различных видов грамотности из внеутрикафедральной в
2019–2020 учебном году переросла в межкафедральную в 2020–2021 учебном году. Это крайне важно для формирования горизонтальных связей между педагогами и создания внутришкольной системы неформального и инфернального повышения квалификации;
- формирование ФГ перешло в начальную школу через единые образовательные события, когда воспитательное, на первый взгляд, событие несет в себе задачи формирования целостного мировоззрения, а значит предметного и межпредметного обучения;
- на всех этапах важными участниками были и есть родители, они вовлекались как в образовательные события, так и в обсуждения стратегии изменения содержания. Это стало одним их важных элементов успешности данной модели;
- на всех этапах разработки и введения проектная команда уделяла большое место рефлексии: что было сделано?, что не получилось?, что будем делать? Эти вопросы помогают сделать процесс изменения гибким, не тиражировать ошибки и не вводить изменения директивным методом.
В заключении нужно отметить, что процесс формирования ФГ нельзя ограничить определенным промежутком времени. Достижение поставленных целей мотивирует нас к постановке следующих целей и задач. Сейчас педагогический коллектив лицея работает над такими направлениями, как:
- обновление методической работы - новое прочтение известных подходов;
- проведение сопоставительного анализа дефицитов учеников и дефицитов педагогов через внешнюю оценку учеников и ИКУ педагогов
Сборник научных трудов
18
(региональный проект по исследованию компетенций учителя, в котором проверяются как предметные и метапредметные компетенции, так и методические);
- создание ИОМ педагогов (индивидуальный маршрут обучения через горизонтальные и сетевые формы взаимодействия педагогов);
- перевод оценочных процедур в компьютерную форму;
- создание модели адресного допобразования (ПФДО, внеурочные курсы);
- наполнение банка комплексных заданий Лицея по различным областям ФГ (разработчик педагоги и ученики Лицея);
- интеграция воспитания и внешних ресурсов.
И совсем в заключении хочется поделиться мыслями об успешности содержательных и стратегических изменений в школе. У нас получилась такая формула:
УСПЕХ = Сильные и вовлеченные педагоги + Сетевые проекты +
Авторитетные сайты + Правильные стратегии.
Список литературы
1. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. СПб: КАРО, 2019 (Петербургский вектор введения
ФГОС ООО).
2. Бахарева Е. В. Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы.
Диссерция на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М,
2009. 198 с.
3. Борисов С. А., Плеханова А.
Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью //
Российское предпринимательство. 2013. № 13 (235). С. 91–96. URL: http://bgscience.ru/lib/8180/
4. Крупник С. А., Мацкевич В. В. Всемирная энциклопедия: Философия
// Функциональная грамотность. Минск, 2001.
5. Малинникова Т. В., Рабинович П. Д., Матвиюк Е. С., Куликова И. Ю.
Практики и формы организации межпредметного образовательного процесса в школе, 2020 // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. №5. С. 32–47.
6. Малинникова Т. В., Рабинович П. Д., Матвиюк Е. С., Куликова И. Ю.
НИР РАНХиГС, Госзадание – 2020. Тема № 11.7.
7. Маркова С. М., Седых Е. П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 8–10.
URL: füe:///D:/статьи/teoreticheskie-osnovy-proektnogo-upravleшya- obrazovatelnymi-sistemami.pdf
8. Матвиюк Е. С. Новые возможности образования: проектное обучение
// Региональное образование: современные тенденции. 2022. № 1 (47). С. 23–28.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
19 9. Молотков
Ю. И.
Проектное управление как инструмент стратегического развития Российской Федерации // Развитие территорий. 2020.
№ 1 (19). С. 73–86.
10. Перли Б. С., Перли С. С. Красота рукотворная на уроках математики.
104 с. URL: http://bperli.narod.ru/raskraska/raskraska_1-2.pdf
11. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, №4 (61). C. 58–79.
12. Фрумин
И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А. и др.
Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28
References
Aleksashina I. Y. Formation and evaluation of functional literacy of students.
SPb: KARO, 2019 (Petersburg vector of introduction of FGOS LLC).
Bakhareva E. V. Development of professional competence of a teacher in the formation of functional literacy of primary school students. Dissertation for the degree of Candidate of pedagogical sciences. M, 2009. 198 p.
Borisov S. A. Plekhanova A. F. Comparative analysis of project and process approaches in innovation management // Russian entrepreneurship. 2013. № 13
(235). P. 91-96. URL: http://bgscience.ru/lib/8180/
Frumin I. D., Dobryakova M. S., Barannikov K. A. et al. Universal competencies and new literacy: what to teach today for tomorrow's success.
Preliminary conclusions of the international report on trends in the transformation of school education. Moscow: HSE, 2018. 28 p.
Krupnik S. A., Matskevich V. V. World Encyclopedia: Philosophy //
Functional literacy. Minsk, 2001.
Malinnikova T. V., Rabinovich P. D., Matviyuk E. S., Kulikova I. Yu.
Practices and forms of organization of the interdisciplinary educational process at school // Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2020, No 5. P. 32-47.
Malinnikova T. V., Rabinovich P. D., Matviyuk E. S., Kulikova I. Yu.
RANEPA Research Institute, Goszadanie – 2020. Tema No 11.7.
Markova S. M., Sedykh E. P. Theoretical foundations of project management of educational systems // Nauka i shkola. 2011. № 3. S. 8-10. URL: fue:///D:/articles/teoreticheskie-osnovy-proektnogo-upravleshya-obrazovatelnymi- sistemami.pdf
Matviyuk E. S. New educational opportunities: project training // Regional education: current trends. 2022. No. 1 (47). P. 23-28.
Molotkov Yu. I., Project management as a tool for strategic development of the russian federation // Development of territories. 2020. No 1 (19). P. 73-86.
Perli B.S., Perli S.S. Man-made beauty in mathematics lessons. 104 p. URL: http://bperli.narod.ru/raskraska/raskraska_1-2.pdf
Сборник научных трудов
20
Roslova L. O., Krasnianskaya K. A., Kvitko E. S. Conceptual foundations of the formation and evaluation of mathematical literacy // Domestic and foreign pedagogy. 2019. Vol.1, No 4 (61). P. 58-79.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
21
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ОТ НОВЫХ ЗАДАНИЙ
ДО ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
(ОПЫТ РАБОТЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)
Самсонова Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, ректор государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования
Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»,
430027, г. Саранск, e-mail: pedagog13@e-mordovia.ru
Бокунова Татьяна Геннадьевна, заведующий кафедрой основного и среднего общего образования государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования
Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»,
430027, г. Саранск, e-mail: bokunovatg@mail.ru
Аннотация. В статье представлен опыт Республики Мордовия по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: функциональная грамотность, опыт, Мордовия.
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, способностью строить социальные отношения, иметь возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. Данный тезис приводит нас к тому, что формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся – главный стратегический ориентир системы образования и главное проблемное поле системы образования. Никто не будет отрицать, что все проблемы должны решаться системно.
Эффективное профессиональное развитие педагогических кадров – залог успешности технологических и содержательных изменений в системе образования. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Республики Мордовия
Сборник научных трудов
22
определил одним из векторов своей работы профессиональное развитие педагогов, владеющих компетенциями по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Задача педагога – помочь обучающимся, которые, сталкиваясь с заданиями, непривычными для них по форме, пытаются либо действовать привычными способами, либо просто отказываются их выполнять. Данные дефициты, являются следствием жесткой
«привязки» предметных способов действий в отечественной образовательной практике к типу заданий.
Что же сделано в образовательной системе региона, чтобы перейти от понятия «функционально грамотный ребенок» к сформированности данных компетенций.
Ключевыми задачами по формированию функциональной грамотности в
республике стали:
– обеспечение единого понимания приоритетности и способов формирования функциональной грамотности у всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, родитель, управленцы);
– организация методического сопровождения, развития и стимулирования успешных практик в образовательных организациях, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся;
– создание образовательной среды, которая способна стимулировать активность обучающихся, их самостоятельность и ответственность;
– организация информационной кампании.
Важно обеспечение открытости и доступности образовательных событий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия, в региональных средствах массовой информации, на официальных сайтах и аккаунтах Министерства образования, Центра «Педагог 13.ру», сайтах общеобразовательных организаций.
В Республике Мордовия создан Координационный совет по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности, который возглавляет заместитель Министра образования. В его состав вошли сотрудники и методисты Центра «Педагог 13.ру» и Мордовского педагогического университета, специалисты Министерства образования, представители муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций и представители профессиональной общественности. Это, в свою очередь, способствовало выстраиванию вертикальной методической модели сопровождения общеобразовательных организаций по направлению формирования и оценки функциональной грамотности по системе: региональный координатор – муниципальный куратор – школьный куратор.
Важным результатом работы стало взаимодействие с Академией
Министерства просвещения Российской Федерации. В рамках флагманского курса «Школа современного учителя» по модулю «Формирование функциональной грамотности»
(читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, глобальные компетенции) на базе Академии
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
23 прошли обучение 389 учителей математики, русского языка, литературы, истории, обществознания, географии, химии, биологии, физики из общеобразовательных организаций Мордовии.
Центром «Педагог 13.ру» был разработан перечень мероприятий по повышению уровня профессиональной компетентности в рамках формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. В течение всего года постоянно действующий семинар, онлайн-марафон, встречи с экспертами в сфере образования, дискуссионные клубы, мастер-классы и вебинары по функциональной грамотности, организованные ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», являлись открытой площадкой для дискуссий, обмена успешными практиками, откровенного профессионального диалога по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности.
Учителя-предметники приняли участие в
142 всероссийских мероприятиях и осуществили просмотр более 29 тысяч записей семинаров по формированию и оценке функциональной грамотности, проводимых специалистами ФГБНУ «Институт стратегии развития оразования Российской академии образования». Организована информационная кампания по работе с открытыми банками заданий по функциональной грамотности, размещенными на базе электронной платформы «Российская электронная школа», в том числе в рамках выездных методических десантов в школы. Проведено более 70 региональных мероприятий с руководителями, заместителями руководителей и педагогическими работниками образовательных мероприятий по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности.
В работе с педагогами и руководителями активно используются такие формы, как взаимообучение в формате Р2Р, занятия по развитию критического мышления, креативности, по проектной деятельности, форумы, семинары, тренинги. Составлен график консультаций, тренингов, семинарских занятий, вебинаров. Доброй традицией в республике стало проведение педагогических марафонов. Всероссийские педагогические марафоны «Осенняя школа учителя – 2021», «Зимняя школа учителя – 2022» стали площадками для обсуждения, обмена и поиска эффективных практик по выполнению конкретных заданий, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности, и механизмов включения таких заданий в урочную и внеурочную деятельность. Что дало педагогам участие в данных образовательных событиях?
В-первых, это была возможность быть в курсе актуальных вопросов по развитию функциональной грамотности. Во-вторых, участие способствовало повышению профессиональных компетенций по направлениям функциональной грамотности: читательской, естественно-научной, математической, глобальной, креативной и финансовой. Этот список можно еще продолжать. Несомненно одно: педагогические марафоны стали наиболее эффективными средствами установления и поддержания связей в период