Файл: Сборник научных трудов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
199 привлечением победителей и призеров регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2022» и др.
Несмотря на то, что работа сетевых групп еще не закончена, некоторые наблюдения и текущие результаты их деятельности позволяют сделать общие
выводы:

Подавляющее большинство педагогов-участников групп по разработке и апробации, включению заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности в образовательные практики отметили, что это достаточно сложная работа, но абсолютно необходимая в настоящее время, когда компетентностный подход из международных исследований уверенно входит в российские измерительные материалы, в том числе и материалы
Всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации по учебным предметам.

При разработке дидактических материалов учителям сетевой группы оказалось достаточно сложно «отключиться» от своего основного учебного предмета – химии (или биологии), поэтому среди созданной дидактики достаточно такой, которая основана именно на предметном содержании и часто больше соответствует самим формам предъявления заданий, используемым в исследованиях PISA, нежели их комплексному, межпредметному и надпредметному характеру с учетом различных контекстов, хотя и о них педагоги старались не забывать. Мы не считаем использование предметной тематики большим минусом разработок, поскольку так или иначе они значительно отличаются от привычных заданий в большинстве учебников по химии. Так, примерами «химических» материалов являются блоки заданий
«Алюминий», «Этот удивительный углекислый газ» (лидер среди химической тематики в разработанных материалах), «Воздух», «Питьевая сода»,
«Производство сульфата натрия», «Йод», «Соль», «Сера и ее соединения»,
«Титан», «Минеральная вода», «Кислотные дожди», «Стекло» и другие.

Некоторые разработанные задания в отдельных работах являются не более чем «PISA-подобными», встречаются и чисто репродуктивные предметные задания на знание учебного материала, что не соотносится с компетенциями функциональной ЕНГ. Данные факты свидетельствуют как о недостаточном внимании педагогов к содержанию проводимых обучающих мероприятий, вебинаров-консультаций, тренингов, так и о необходимости дальнейшей работы над повышением профессиональных компетенций педагогов в данной области, в том числе в формате самообразования.

Большинство разработанных участниками групп заданий в комплектах основаны на использовании как линейных, так и нелинейных текстов (иллюстрации, графики, диаграммы, таблицы); к каждому заданию приведены инструменты его проверки с критериями, параметрами, баллами. Но для получения такого результата в некоторых работах потребовалась очень серьезная корректировка. Разнообразие заданий, наличие инструментов проверки повышают методическую ценность разработанных дидактических материалов.


Сборник научных трудов
200

Несмотря на четкие приведенные требования к техническому оформлению материалов и конкретные примеры-клише оформления, многие комплекты заданий изначально им совершенно не соответствовали, что делает необходимым повышение ИК-компетенций педагогов в области грамотного применения возможностей стандартных приложений, в частности Ms Word, в т.ч. в области умений форматирования линейных и нелинейных текстов.

Наиболее трудной для педагогов оказалась разработка заданий, связанных с умениями, составляющими компетенцию понимания особенностей естественно-научного исследования – наиболее «западающую» у школьников, о чем свидетельствуют проводимые региональные, федеральные, международные мониторинги. Задания на формулирование целей исследования, выдвижении гипотез, способов повышения надежности исследований – пока еще достаточно редкие гости в материалах педагогов. Это является основанием для того, чтобы говорить как о целенаправленном изучении самими педагогами материалов по данной теме, так и о планировании проведения в будущем отдельных мероприятий-практикумов с учителями края на предмет обучения проектированию подобных заданий, грамотному включению их в учебный процесс, обсуждению вопросов применения образовательных практик, технологий, подходов к организации урочной и внеурочной деятельности в аспекте формирования естественно-научной грамотности.
На основании аналитических выводов по результатам работы сетевых групп педагогов, региональных диагностических процедур оценки компетенций обучающихся и педагогов к концу 2021–2022 учебного года были сформулированы некоторые
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   28

адресные рекомендации, направленные вместе с аналитическими справками в муниципальные органы управления образованием:
Для специалистов ММС, УО:
1.
Включить в концептуальные документы и планы-графики
(«дорожные карты») по развитию муниципальной системы управления качеством образования, в том числе в аспекте критериев реализации направления 1.1. «Система оценки качества подготовки обучающихся», меры и мероприятия по организации, мониторингу и контролю работы общеобразовательных организаций муниципалитета по использованию при формировании и диагностике функциональной грамотности возможностей
Электронного банка заданий РЭШ.
Для управленческих команд общеобразовательных организаций:
1.
С учетом результатов диагностической работы по оценке сформированности умений естественно-научной грамотности и критериев готовности ОО к введению обновленных ФГОС, обозначенных в Методических рекомендациях Министерства просвещения РФ от 15.02.2022 г., сформировать методическую группу педагогов по направлению естественно-научной грамотности, проконтролировать процесс встраивания заданий по формированию функциональной грамотности в календарно-тематическое планирование рабочих программ.

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
201 2.
Составить план повышения квалификации педагогических работников в области формирования естественно-научной функциональной грамотности и обеспечить реализацию плана через участие педагогов в курсовой подготовке соответствующего направления, вебинарах, семинарах, работе в сетевых группах педагогов регионального и/или федерального уровней.
3.
Обеспечить использование педагогами электронного банка заданий
Российской электронной школы для проведения диагностических работ по оценке состояния естественно-научной грамотности обучающихся (входная, итоговая диагностики).
4.
Включить в предметные диагностические работы институционального уровня задания комплексного характера с метапредметной составляющей, оценивающие освоение общеучебных умений школьников.
Для учителей-предметников естественно-научного направления:
1.
Изучить концепцию естественно-научной грамотности, составляющие ее компетенции и умения, модель заданий по ее оцениванию, образцы таких заданий и требования к ним, используя записи мероприятий и материалы из циклограммы федерального проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности», а также материалы реализации аналогичного регионального проекта (портал «Сетевое сообщество педагогов Пермского каря»).
2.
На уроках естественно-научной предметной направленности и во внеурочной деятельности по предметам включать задания по формированию и/или оценке уровня ЕНГ на применение естественно-научного знания для решения жизненных задач от личностного до глобального уровней, аналогичные заданиям международного исследования PISA, или задания указанного исследования из открытого доступа федерального и регионального уровней:
-
Банк заданий Института стратегии развития образования Российской академии образования по направлениям функциональной грамотности, в том числе естественно-научной;
-
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Российской электронной школы, предусматривающий онлайн-диагностику обучающихся;
-
Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности
(VII–IX классы) ФИПИ (более 700 разработанных заданий);
-
Сборники материалов для оценки и формирования естественно- научной грамотности школьников, разработанных участниками сетевых групп педагогов Пермского края (в электронном журнале «Вестник образования
Пермского края», 2021, 2022 гг).
3.
Включить в планы методической работы, профессиональные индивидуальные образовательные маршруты направления деятельности, связанные с активизацией работы по формированию и развитию у обучающихся в рамках предметного обучения, внеурочных занятий умений


Сборник научных трудов
202
работы с информацией: извлечение, переработка и интерпретация информации, представленной в различном виде (текст, таблица, схема, диаграмма), критическое отношение к информации из различных источников, а также умений устанавливать причинно-следственные связи, приводить научные аргументы и доказательства, делать выводы и умозаключения.
4.
При организации предметного обучения уделять внимание на рассмотрение сущности эмпирических и теоретических методов научного познания - наблюдение, эксперимент, измерение, мониторинг, сравнение, анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция, их отличительных характеристик и областей применения.
5.
Предусмотреть включение в учебный процесс деятельности, предоставляющей обучающимся возможность проводить реальные и мысленные эксперименты с самостоятельным формулированием целей исследований, планированием деятельности, обсуждением и оценкой полученных результатов, формулированием выводов на основе экспериментов.
Список литературы
1. Международные исследования. PISA [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/projects.html (дата обращения 10.09.2020).
References
Mezhdunarodnye issledovaniya.
PISA.
[Elektronnyj resurs].
URL: http://www.centeroko.ru/projects.html (data obrashcheniya 10.09.2020).

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
203
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Никифоров Геннадий Гершкович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории естественно-научного образования,
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования»,
101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16, e-mail: nikiforowgg@mail.ru
Андреева Наталия Викторовна, лауреат премии Губернатора Московской области
«Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов» в 2019 году, почетный работник общего образования РФ, учитель физики высшей категории,
Удельнинская гимназия,
140140, Московская область, Раменский район, п. Удельная, ул. Горячева, д. 38, e-mail: nataol@list.ru
Пчелкина Мария Анатольевна, лауреат областного конкурса
«Учитель года Подмосковья - 2020», учитель физики высшей категории,
Удельнинская гимназия,
140140, Московская область, Раменский район, п. Удельная, ул. Горячева, д. 38, e-mail: pchelkin.a@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются основные условия и методы формирования функциональной грамотности (ФГ) и естественно-научной грамотности (ЕНГ) в основной школе. Приводятся принципы и образовательные практики формирования ЕНГ на уроках физики в основной школе.
Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, компетенции, самостоятельное исследование, научный метод познания.
Обновленный (2021) ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) указывает на формирование функциональной грамотности у учащихся как на актуальную задачу, стоящую перед российским образованием. ФГ, определяемая государственным стандартом как «способность решать учебные


Сборник научных трудов
204
задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности», названа ФГОС в числе необходимых составляющих реализации Программы основного общего образования.
Функциональная грамотность – не только «мостик» между учебной деятельностью учащихся и реальными жизненными ситуациями, но и важный инструмент воздействия на эту реальность, формирования ребенком своей собственной жизни.
В «Методических рекомендациях по формированию естественно-научной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе», размещенных на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» [3], отмечается факт, выявленный в ходе многолетних Международных исследований в области образования (PISA) с участием российских школьников, но также, думается, известный многим учителям из их собственной педагогической практики. Если с решением стандартных типовых учебных заданий ребята обычно справляются достаточно успешно, то затруднение, а иногда и растерянность, могут вызвать задания, связанные с проблемной жизненной ситуацией, то есть требующие умения применять предметные знания для решения реальных жизненных задач.
Как указывается в «Методических рекомендациях по формированию
ЕНГ», «развитие у учащихся способности использовать в реальной жизни знания и умения из различных областей, осваиваемых в школе и вне школы, – это принципиально новый ожидаемый от школы образовательный результат».
Очевидно, что решение этой задачи – формирование ФГ и естественно- научной грамотности (ЕНГ) – требует от учителей выработки новых стратегий, овладения новыми технологиями и предметными методиками. Можно говорить и о более масштабных задачах: формировании нового педагогического мышления, нацеленности вектора российского образования на овладение
«навыками 21 века», включающими, помимо ФГ, так называемые компетенции
«4К» (креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация при решении проблем) и развитие личностных качеств, позволяющих успешно справляться с вызовами 21 века [4].
Заостряя проблему, можно сказать, что каждый учитель сейчас стоит перед выбором: делать ли ему акцент в своей работе на выполнении типовых заданий, освоении предметных знаний и умений – или на развитии способности искать новые подходы и решать проблемы в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства. Выбирая вторую образовательную стратегию, мы сосредотачиваемся в учебной деятельности на умении переносить предметные знания за пределы учебной ситуации и соответствующей предметной области, использовать их для решения конкретных жизненных задач.
МОУ
Удельнинская гимназия уже много лет является
Экспериментальной площадкой Института стратегии развития образования
РАО. У нашей гимназии – как и у других школ Раменского р-на – сложились