ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник научных трудов
268 18. Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. Учет познавательного и социального опыта младших школьников при разработке заданий по финансовой грамотности // Сборник научных трудов международной научно- практической конференции
«Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the
Information Age - 2019”) (EEIA – 2019) / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 1092–1106. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39693021_89804360.pdf
19. Рутковская Е. Л., Половникова А. В. Оценка и формирование финансовой грамотности: модели заданий и их развитие // Отечественная и зарубежная педагогика.
2020.
Т. 2,
№ 2(70).
С. 24–41.
URL: http://ozp.instrao.ru/images/2020/OZP_2_2_70_2020.pdf
20. Gorodetskaya Natalia I., Rutkovskaya Elena L. Financial Literacy of the
Russian Schoolchildren: Development Problems // 2018 International Conference
“Education Environment for the Information Age” (EEIA-2018), Moscow, Russia,
June 5-6, 2018. С. 636–643. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.74 21. Korolkova Evgenia S., Rutkovskaya Elena L. Primary Students’
Cognitive and Social Experience in Financial Literacy Tasks Creating // The
European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. Vol. LXIX – «Education
Environment for the Information Age» (EEIA-2019), 2019. P. 682-691. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.78
Учебные пособия
22. Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для начальной школы / [О. Н. Исупова, А. А. Козлова, М. А. Лангер и др.; стихи М. А. Лангер]; под общ. ред. Е. Л. Рутковской. М.: Издательство
«Интеллект-Центр», 2019.
23. Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для начальной школы / [О. Н. Исупова, А. А. Козлова, М. А. Лангер и др.; стихи
М. А. Лангер]; под общ. ред. Е. Л. Рутковской. М.: Издательство «Интеллект-
Центр», 2019.
24. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение в финансовую грамотность» /
[О. Н. Исупова, А. А. Козлова, М. А. Лангер и др.]; под общ. ред. Е. Л.
Рутковской. М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019.
25. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ под ред. Г. С. Ковалевой,
Е. Л. Рутковской. М.; СПб.: Просвещение, 2020. (Функциональная грамотность.
Учимся для жизни).
26. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Г. С. Ковалёва и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. М.; СПб.: Просвещение, 2021.
(Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
269 27. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Г. С. Ковалёва и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. М.; СПб.: Просвещение, 2021.
(Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
Электронные ресурсы
28. Организация деятельности обучающихся по созданию индивидуальных проектов в процессе формирования финансовой грамотности в системе основной образовательной программы школы. Методическое пособие для учителя. Е. Л. Рутковская, А. В. Половникова и др. [Электронный ресурс].
URL: https://fg.mgpu.ru/napravleniya-proekta/obuchenie-v-sisteme-osnovnoj- programmy/metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej/
29. Организация проектной деятельности школьников по созданию ими индивидуальных проектов в области финансовой грамотности. Программа.
Е. Л. Рутковская, А. В. Половникова и др. [Электронный ресурс]. URL: https://fg.mgpu.ru/napravleniya-proekta/obuchenie-v-sisteme-osnovnoj- programmy/programma-obucheniya/
30. От жизненной ситуации — к индивидуальному проекту.
Информационно-просветительское пособие для обучающихся.
Е. Л. Рутковская, А. В. Половникова и др. [Электронный ресурс]. URL: https://fg.mgpu.ru/napravleniya-proekta/obuchenie-v-sisteme-osnovnoj- programmy/posobie-dlya-uchashhihsya/
31. Учебно-методический комплекc
«Введение в финансовую грамотность» для начальной школы [Е. Л. Рутковская, А. В. Половникова, А. А.
Козлова и д.р.]; под общ. ред. Е. Л. Рутковской. [Электронный ресурс]. URL: https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v- finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/
Сборник научных трудов
270
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 28
РАЗДЕЛ 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Борлукова Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного и этнокультурного образования автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования
Удмуртской Республики
«Институт развития образования»,
426009, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ухтомского, д. 25, e-mail: borlukova.nv@iro18.ru
Аннотация.
В статье рассматриваются проблемы изучения этнокультурных процессов, межэтнических отношений и языковой политики.
Неоднозначность толкования основных понятий:
«этнос»,
«межкультурное взаимодействие»,
«межкультурная коммуникация»,
«межкультурное общение», «межкультурная компетенция».
Основополагающие принципы изучения межкультурного взаимодействия в рамках рассмотрения вопросов, связанных с традиционной культурой народов.
Ключевые
слова: межкультурное взаимодействие, глобальные компетенции, этнос, этническая история, традиционная культура.
Будущее мира, как никогда ранее,
непосредственно определяется уровнем
взаимопонимания народов,
взаимопонимание же невозможно
без объективного знания о
многих сторонах жизни других народов,
и в частности, об их этнической истории,
этническом настоящем и будущем.
Р.Ф. Итс
Введение
Вопросы изучения этнокультурных процессов, межэтнических отношений и языковой политики сложны в понимании, управлении и
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
271 прогнозировании, но они являются ключевыми в изменениях современного общества.
Общество в нашей стране, пережив попытки нивелировать этничность, к концу ХХ столетия получило рост этнического самосознания, которое привело к существенным изменениям межнациональных отношений, а порой, и к межэтническим конфликтам [1, с. 21].
Вопросы изучения и понимания этнической истории, межкультурного взаимодействия народов крайне насущны, особенно в условиях многонационального, поликонфессионального и многокультурного общества
России, в условиях стремительных процессов глобализации мира. «Любая ошибка, допущенная при управлении таким сложным поликультурным обществом вследствие непонимания «этнической картины» мира того или иного народа, его культурных норм и ценностей, традиций, может привести к тяжелым последствиям и долго незатухающим конфликтам [4, с. 5].
С учётом того, что человек формируется под действием этнической среды, вопросы понимания того, что есть этнос, этническая общность, этничность, вопросы процесса взаимодействия социальных сообществ безусловно важны для поиска и выработки оптимальных способов улучшения межэтнических отношений.
Каждому человеку свойственно интересоваться историей своей семьи, своего народа и страны. Это вполне естественно, т. к. каждый человек с древнейших времён непременно ощущает себя членом некоей совокупности людей, которые воспринимают друг друга как имеющих общее происхождение и одновременно отличают себя от тех, кто принадлежит к иным подобным сообществам. Такие сообщества именуются этносами, этническими общностями [3, с. 8]. Любая этническая общность характеризуется рядом как объективных, так и субъективных признаков.
На сегодняшний день методологические вопросы в сфере исследований этноса, этнической общности не имеют однозначного понимания, они обсуждаются и изучаются. Несмотря на то, что термин «этнос» был введен в научный оборот сто лет назад известным этнографом, методологом этнологии
С. М. Широкогоровым (1887–1939), до сих пор нет общепринятого толкования этого понятия. В своей работе «Этнографические исследования: Этнос.
Исследование принципов изменения этнических и этнографических явлений», которая не потеряла актуальности до сегодняшнего дня, Сергей Михайлович дал термину следующее определение: «этнос – есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп» [6, с. 42].
В советский период получило распространение определение, данное известным историком и этнографом, академиком АН СССР Ю. В. Бромлеем: этнос – это «исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры
Сборник научных трудов
272
(включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)».
«Характерная особенность этнических общностей состоит в том, что их непременным свойством является взаимное различение. Этносы – категория сопоставительная» (Ю. В. Бромлей) [3, с. 8]. Само определение границ этносов осуществимо лишь при том условии, что он рассматривается на фоне иных подобных коллективов, т. е. в процессе сопоставления. Этносы выделяются не по какому-то одному признаку, а по целому ряду, а именно, учитывается биологическая, языковая, культурная, этнонимическая, территориальная и политическая преемственность.
«…История любого народа всегда протекает в более или менее тесном взаимодействии с соседними народами, причём в разных сферах – биологической, языковой, культурной – это взаимодействие опять-таки проявляется с различной интенсивностью» [3, с. 15]. При этом следует учитывать, что процессы взаимодействия происходят не только между этносами, но и внутри них, где взаимодействует достаточно широкий спектр социальных сообществ.
В сегодняшнем мире умение адекватно вести себя в ситуациях межэтнического и межкультурного общения – одно из ключевых компетенций образования. Чем интенсивнее процессы глобализации, тем актуальнее вопросы межэтнического и межкультурного взаимодействия социальных сообществ.
В педагогической литературе зачастую вышеназванные понятия подменяют друг друга, что не совсем корректно. В научной литературе однозначного понимания термина «межкультурное взаимодействие» также нет, более того, зачастую используются в качестве его синонимов «межкультурная коммуникация» или «межкультурное общение», хотя между ними есть существенные различия.
Несмотря на неоднозначность толкования основных понятий, активно разрабатываются методики формирования навыков и умений межкультурного общения, инструментарий их диагностики.
Проблема межкультурного взаимодействия с давних пор была интересна для многих учёных разных направлений естественно-научных и гуманитарных наук. Особое значение вопросы межкультурного взаимодействия приобрели в
XIX веке, когда утвердился сравнительно-исторический метод исследования, который позволил сделать изучение разных культур целенаправленным и системным. Метод охватил многие сферы наук, изучающих жизнь социальных сообществ: возникло сравнительно-историческое языкознание (В. Фон
Гумбольдт, братья Гримм, А. Х. Востоков и др.), использовался сравнительный метод в религиоведении (М. Мюллер и др.), в этнографии (Л. Г. Морган,
Э. Тайлор и др.), истории, антропологии и в других областях.
Философские труды В. С. Библира, М. М. Бахтина и других ученых, развивая идею «о культуре как диалоге», стали методологической основой для поликультурного образования, и, в частности, для разработки отдельных
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
273 направлений, таких как, например, концепция языкового поликультурного образования (Д. М. Грицков; В. В. Сафонова, П. В. Сысоев) или концепция развития личности и влияния социокультурной среды на ее творческое становление (Л. С. Выготский), или вопросы кросс-культурной психологии
(Л. Г. Почебут, А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева).
К сожалению, и с понятием «межкультурная компетенция» обстоит дело подобно вышеупомянутым терминам. Несмотря на то, что оно изучается российскими и зарубежными учёными на протяжении долгого времени, также среди них нет согласия в его понимании.
Так или иначе, формирование межкультурной компетенции следует рассматривать в связи с развитием способности учащихся принимать участие в диалоге культур на основе принципов взаимного уважения иосознания межкультурных различий, т. е. осознание связи собственных взглядов с определенными ценностями и культурными традициями. Предполагается, что постичь культурные особенности другого народа можно посредством усвоения необходимых лингвистических, страноведческих и других знаний о культуре, формирования практических навыков и умений межкультурного взаимодействия, а также через выработку ценностного отношения к явлениям изучаемой культуры. Как организовать данный диалог культур? Один из многих вариантов – это насыщение образовательной среды практическими, познавательными заданиями межпредметного характера, связанными с изучением традиционной культуры народов России.
При рассмотрении любых вопросов, касающихся традиционной народной культуры, необходимо учитывать тот факт, что традиционная культура не есть нечто данное и неизменное, а она всегда претерпевает изменения, поэтому принято её локализовать в пространстве, указывая конкретную этническую группу и ареал её распространения, а также локализовать во времени, отмечая конкретный временной период. Необходимо учитывать комплексный характер традиционной культуры, взаимосвязь всех её уровней (хозяйство, материальная культура, быт, социальная структура, семейные отношения, духовная культура, религия, язык) и рассматривать все явления следует в исторической динамике.
Иметь в виду, что любой народ, любое сообщество живёт, развивается и обогащается в контакте с другими народами и культурами, всякое явление нужно сравнивать с явлениями соседних (а порой – и далёких культур), рассматривать на максимально широком культурно-географическом фоне.
Для выявления степени овладения данной функциональной грамотностью, следует оценивать способности ученика:
– «…критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
– осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;