Файл: Сборник научных трудов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
35
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

References
Gosteva Yu.
N., Kuzneczova M. I., Ryabinina L. A., Sidorova G. A., Chaban
T. Yu. Teoriya I praktika ocenivaniya chitatel`skoj gramotnosti kak komponenta funkzional'naj gramotnosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T.
1. № 4 (61). S. 34-57.
Kovaleva G. S. Chto neobxodimo znat` kazhdomu uchitelyu o funkcional`noj gramotnosti (№ 16 avgust 2019 g.) // Vestnik obrazovaniya Rossii. Avgust, 2019.
S.32-36.
Rudik G. A., Zhaitapova A. A., Stog S. G. Funkzional'naj gramotnost' – imperativ vremeni // Obrazovanie cherez vsy zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitij. 2014. №.1 T. 12.S. 263-269.

Сборник научных трудов
36
ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ, МУНИЦИПАЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ УРОВНЕ
Оброскова Елена Николаевна, начальник управления государственной итоговой аттестации и независимой оценки качества образования Министерства образования Московской области,
143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 7, e-mail: okkobr@mail.ru
Кудрова Лариса Геннадьевна, кандидат педагогических наук, начальник Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников АСОУ,
129344, г. Москва, ул. Енисейская, д. 3, корпус 5, e-mail: kudrova_lg@asou-mo.ru
Бурдакова Анна Александровна, заместитель директора Института развития образования АСОУ,
129344, г. Москва, ул. Енисейская, д. 3, корпус 5, e-mail: burdakova_aa@asou-mo.ru
Аннотация. В статье отражены принципы и подходы к подготовке программы формирования функциональной грамотности в Московской области. Описаны организационные, управленческие и технологические механизмы реализации и оценки эффективности программы. Подходы в принятии всеми участниками образовательных отношений необходимости формирования функциональной грамотности как трансдисциплинарной сущности.
Ключевые слова: качество образования, функциональная грамотность, преемственность, региональная система формирования функциональной грамотности.
Качество образования является стратегическим приоритетом для
Российской Федерации. Термин «качество образования» нормативно закреплен в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [3], а вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
37 развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет. Одним из неотъемлемых условий качественного образования является региональная система формирования функциональной грамотности у обучающихся, которая реализует единые дидактические подходы, актуальные программные и методические средства для формирования предметных и метапредметных способов деятельности, ключевых компетенций, составляющих основу дальнейшего образования и ориентации в мире профессий [3 - 4].
Эта управленческая задача в Московской области решается за счет единства и преемственности целей, задач и механизмов формирования функциональной грамотности школьников в образовательных организациях общего среднего образования. Уровень сформированности определяет успешность учеников в настоящем и будущем. На основе международного опыта в Московской области накоплен богатый опыт формирование разных видов грамотностей. Перед каждым учителем, школой и всем регионом стоит непростая задача – войти в десятку стран, имеющих высокий уровень качества образования.
15 октября на базе ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» проведена конференция «Проектирование модели формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся в системе общего образования
Московской области». На ней собрались члены региональной методической команды, специалисты ЦНППМ, руководители региональных инновационных площадок, а также представители компании «Мобильное электронное образование»
(А. М. Кондаков,
М. Л. Кондакова,
И. С. Сергеев,
Е. Я. Подгорная, А. А. Трифонов, Т. В. Долгова, И. Т. Голенопольский).
Участники конференции обсудили следующие вопросы: требования к формированию функциональной грамотности по ФГОС в начальной, основной и старшей школе; методические подходы и дидактические приоритеты в профессиональной деятельности педагога-предметника по формированию функциональной грамотности школьника; изменения в региональной системе образования
Московской области по успешному формированию функциональной грамотности школьников. Состоялось обсуждение проблем и путей совершенствования инструментов оценки образовательных результатов обучающихся.
Участники конференции сформулировали
Стратегию развития региональной системы формирования функциональной грамотности обучающихся общего образования, а также: аксиологические приоритеты, задачи, методологические подходы, программно-методическое обеспечение учебного процесса в разных возрастных группах, управленческие инструменты оценки качества функциональной грамотности (промежуточные и итоговые контрольные работы локального, регионального, федерального уровней). В ходе командного мозгового штурма разработана «Дорожная карта» мероприятий региональной системы по формированию функциональной грамотности обучающихся.


Сборник научных трудов
38
Ситуационный подход обоснован специалистами в качестве ключевой методологии и концептуальным подходом региональной системы Московской области по разработке и реализации управленческих механизмов по формированию функциональной грамотности у обучающихся общего среднего образования. Целесообразность выбора ситуационного подхода обусловлена необходимостью периодического учета обстоятельств, складывающихся в региональной образовательной системе, и необходимостью коррекции системных элементов, обеспечивающих ее функционирование [1]. В ряде случаев актуальным является делегирование полномочий региона муниципалитетам, или образовательным организациям по реализации мер управления качеством формирования функциональной грамотности обучающихся. Система управленческих механизмов опирается на следующие принципы: парсипативности, дуальности и субсидарности.
Парсипативность предполагает привлечение внешних экспертов, заинтересованных в оценке качества формирования функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях.
Дуальность обеспечивает сочетание нормативных и маркетинговых целей, консервативных и инновационных методов.
Субсидарность актуализирует делегирование полномочий с регионального уровня на муниципальный по управлению качеством работы региональной системы формирования функциональной грамотности обучающихся общего среднего образования.
Программа формирования функциональной грамотности строится на основе следующих управленческих принципов:
- опора на передовой российский опыт;
- устранение дефицитов формирования функциональной грамотности обучающихся;
- совершенствование управленческих инструментов и механизмов контроля качества формирования функциональной грамотности обучающихся;
- совершенствование региональных инструментов оценки сформированности функциональной грамотности;
- диссеминация в регионе эффективных практик формирования функциональной грамотности;
- стимулирование мотивации педагогов и руководителей образовательных организаций на решение актуальных задач;
- коррекция критериев функциональной грамотности, процедур ее оценки и анализа показателей с учетом особенностей ресурсов и контингента обучения;
- контроль достоверности оценочных показателей, представляемых образовательными организациями;
- меры проверки и ответственности исполнителей за искусственное завышение оценочных показателей;


«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
39
- учет результатов прошедшего учебного года по оценке функционирования региональной системы формирования функциональной грамотности обучающихся общего среднего образования с целью разработки для нового учебного года комплекса эффективных мер функционирования региональной системы формирования функциональной грамотности.
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности в
Московской области является частью региональной системы управления качеством общего среднего образования.
Учет реальной проблематики основан на результатах организованных на территории Московской области процедур оценки уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 8-х классов, проведенных на репрезентативной выборке более 60 000 школьников из 80 000 обучающихся в данной параллели (2020 год) и на контрольной выборке более 20 000 (2021 год); участия в исследовании «PISA for school» (более 20 000 обучающихся 9-х классов); ежегодного исследования уровня сформированности функциональной грамотности по моделям международных сопоставительных исследований, инструментарий которого разрабатывается специалистами региона и предназначен для работы ежегодно с 25% образовательных организаций с целью выявления динамики результатов.
Второй компонент оценочных процедур – оценка уровня развития функциональной грамотности педагогов образовательных организаций
Московской области (рис. 1). В 2020 году был начат процесс оценки, в основе которого лежала идея Майкла Барбера – профессора, советника премьер- министра Великобритании по вопросам образования: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира». На начальном этапе результаты были недопустимо низкие. Только благодаря общим усилиям всей системы
Московской области, помощи сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития оразования Российской академии образования», ФИОКО, ФИПИ, результат достиг значений, обеспечивающих высокий уровень формирования функциональной грамотности обучающихся.

Сборник научных трудов
40
Рис. 1. Сравнительный анализ уровня функциональной грамотности педагогов
Московской области
Создание и развитие региональных инструментов по организации и контролю процесса формирования и оценки уровня сформированности функциональной грамотности включает целостную систему (рис. 2).
Рис. 2. Система создания и развития региональных инструментов по организации и
контролю процесса формирования и оценки уровня сформированности функциональной
грамотности
12,30%
37,60%
62,60%
3 квартал 2020
4 квартал 2020
4 квартал 2021
Сравнительный анализ уровня функциональной
грамотности педагогов Московской области
( выше 60%)
Тестирование педагогов выявление дефицитов
ИОМ наставник
Курсовая подготовка: школьная команда, модульная,
управленческая команда
Школьные методические объединения/кафедры
Обобщение опыта формирования ФГ – СП / Знакомство с
опытом других СП


«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
41
Организована системная работа по управлению качеством региональной системы формирования функциональной грамотности обучающихся общего среднего образования Московской области, а именно:
- реализована «дорожная карта» диссеминации эффективного опыта управленческих и образовательных практик по формированию функциональной грамотности обучающихся;
- выполнена региональная программа по устранению дефицитов в подготовке обучающихся, с учетом территориальных особенностей и муниципальных ресурсов;
- определены флагманы (лидеры) среди муниципальных образований;
- организованы стажировочные площадки повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе школ - флагманов;
- разработаны и предложены методические рекомендации по устранению причин низких результатов отдельных образовательных организаций и муниципалитетов по формированию функциональной грамотности обучающихся;
- обеспечена информационная открытость обсуждения результатов оценочных процедур и выявленных проблем на тематических совещаниях в режиме on-line;
- разработаны и внедрены актуальные тематические модули по оценочным процедурам в образовательную программу педагога в системе ДПО;
- налажена система использования ИКТ – технологий для проведения региональных диагностических работ;
- организована специальная система многоступенчатой проверки достоверности результатов оценочных процедур, включающая региональный и муниципальный уровни управления образованием;
- определена группа независимых экспертов, принимающая участие в выборочном контроле качества и результатов оценочных процедур;
- организована единая региональная база результатов оценки функциональной грамотности обучающихся в авторизированной информационной системе Московской области «Оценка качества образования», которая содержит информацию о результатах оценочных процедур каждого ученика, класса, школы, муниципалитета;
- организовано оперативное представление информации на специальном сайте Министерства образования Московской области для всего пула заинтересованных лиц (специалистов, родителей, обучающихся) по функционированию региональной системы формирования функциональной грамотности обучающихся (статистика, аналитика, рекомендации);
- выявлены дефициты в комплексе функциональной грамотности обучающихся, разработаны и реализованы меры их устранения;
- меры по устранению выявленных дефицитов включены в план мероприятий на следующий учебный год.