Файл: Учебное пособие для студентов Под общ ред. Поважной Е.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 916
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, не массажировали и не смазывали кожу на месте облучения какой-либо мазью. Реакцию на облучение у детей проверяют через 3-6-8 часов после облучения и не позже, чем через 24 часа по количеству появившихся полосок.
У маленьких детей биодоза определяется при более коротких облучениях, чем у взрослых и поэтому рекомендуется облучать каждое отверстие по 15 секунд. У мальчиков во время облучения область промежности прикрывают пеленкой. Для защиты глаз от УФ-лучей ребенку, а также персоналу надевают защитные очки. Если ребенок не дает надевать очки, то облучение проводят с ширмой, изолирующей голову ребенка от УФ-лучей.
Для детей 1-2 года жизни и более старших, практически здоровых, но часто болеющих, а также для профилактики и лечения рахита используется основная схема. Для детей первого года жизни, ослабленных, недоношенных, реконвалесцентов после повторных респираторных заболеваний, страдающих хроническими заболеваниями в стадии нестойкой ремиссии – применяют щадящую (замедленную) схему облучения. В некоторых случаях – у детей старшего возраста, подростков, страдающих фурункулезом, применяют ускоренную схему облучения.
Пелоидотерапия назначается с 2-3х лет. В педиатрической практике методы общего воздействия почти никогда не применяются в связи с выраженным действием на метаболизм, сердечно-сосудистую и нервную системы. Часто используют методики сегментарного воздействия аппликации пелоидов: на область проекции сегментов спинного мозга, соответствующие расположению патологического очага; сегментарный участок тела; воротниковую зону; трусиковую зону; область надпочечников. У детей обычно применяют митигированные методики грязелечения, при которых воздействуют на меньшие площади и более низкой температуре грязи (38-39оС).
В детской практике с лечебной целью в основном применяют циркулярный душ, давлением 1-1,5 атмосфер. Он оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие (температура воды 35-36оС, продолжительность 2-3 минуты). Применяются при функциональных расстройствах нервной системы, вегетодистонии, ожирении.
Если Вы усвоили содержание темы, закрепите ее решением тестовых заданий. Правильность их решения проверьте по эталонам ответов (см. приложение).
1. Особенностью проведения ЛФК у детей является широкое использование в занятиях упражнений следующего характера:
2. Детям первых 3-4 месяцев жизни не рекомендуется назначать физические упражнения:
3. Физические упражнения для формирования навыка правильной осанки являются обязательными в процедуре лечебной гимнастики, даже при отсутствии патологии со стороны ОДА, у детей:
4. Длительность занятий ЛФК у детей 2 летнего возраста чаще колеблется:
5. Больной В, 12 лет, с вегетососудистой дистонией по гипотоническому типу назначен циркулярный душ. В каком температурном режиме его следует отпускать?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первоочередной целью данной работы является ознакомление обучающихся с современной концепцией медицинской реабилитации при различных патологических состояниях. Приоритетно представление основных механизмов действия реабилитационных средств, методов и факторов. Важным становится изучение основных принципов выбора, сочетания и проведения восстановительных процедур, составления реабилитационных индивидуальных программ в зависимости от исходного состояния пациента. Все это определяет критерии эффективности обучения современного специалиста, освоения им необходимых профессиональных компетенций с последующей успешной реализацией их на практике.
Эффективность методов восстановления зависит от координации деятельности врачей различного профиля (терапевтов, хирургов, акушеров-гинекологов, невропатологов, физиотерапевтов, рефлексотерапевтов, кинезотерапевтов и т. д.) при грамотном и своевременном применении реабилитационных мероприятий, в том числе лекарственных средств, диетотерапии, климатотерапии и курортологии, кинезотерапии, природных и преформированных физических факторов. Поэтому, важной задачей является разработка базовой программы подготовки врачей других специальностей по вопросам медикаментозной и немедикаментозной реабилитации больных.
Высокая результативность реабилитационных методов достигается при соблюдении основных принципов реабилитации с обязательным использованием индивидуального подхода при составлении программы восстановления. Важно провести полное исходное обследование пациента с оценкой состояния основных функциональных систем. Выявить поврежденные звенья функциональных систем. Определить ведущий патогенетический синдром, сформулировать цели и задачи назначения и выбрать основные методы и методики физиотерапии, кинезотерапии и др. По окончанию реабилитационных мероприятий нужно провести оценку результатов проведенного лечения и степени восстановления компенсации, а также диагностику соответствия адаптивных возможностей организма уровню физических и психологических нагрузок.
Выбор методов и методик реабилитации существенно зависит от возможностей оказания физиотерапевтической и кинезотерапевтической помощи на том или ином уровне работы специалиста. Выделяется три уровня обеспечения аппаратурой и, соответственно, возможностей оказания того или другого вида реабилитации. На уровне первичной медико-санитарной помощи семейные амбулатории оснащены стационарной и портативной аппаратурой для электротерапии (УВЧ, ДДТ, магнитотерапия), ультразвуковой терапии, магнитотерапии, светолечения, имеют кабинеты ЛФК. Врачи различных специальностей должны использовать физиотерапевтическую помощь и лечебную физкультуру бытовой направленности – использование бытовых ингаляторов, ультрафиолетовых ламп, пайлер-терапии, кинезотерапии.
Реабилитационная помощь второго уровня оказывается врачами в больницах планового лечения. Перечень процедур расширяется использованием специальных методов и методик с более технологически сложной техникой отпуска процедур и подбора необходимых параметров для каждого конкретного случая. Должна использоваться лазеротерапия, многопрофильная электротерапия, более сложная механотерапия, трудотерапия. Здесь на помощь врачам различных специальностей приходят врачи физиотерапевты и врачи ЛФК.
Больницы восстановительного лечения (третий уровень) должны оказывать комплексную реабилитационную помощь на основе специально разработанных для конкретных патологических состояний реабилитационных программ с расчетом индивидуального реабилитационного потенциала каждого пациента. Эффективные реабилитационные программы могут строиться только группой специалистов (терапевтов, хирургов, эндокринологов, кардиологов, невропатологов, физиотерапевтов, кинезотерапевтов и т.д.). На данном уровне широко должны использоваться механотерапия, тепловодолечение, тракционная терапия, дозированная ходьба, терренкуры, кинезотерапия в воде и т.д.
Учитывая огромное значение восстановительного лечения для сохранения здоровья и восполнения трудовых ресурсов, важной задачей становится правильная организация процесса подготовки будущих врачей различных специальностей по вопросам медицинской реабилитации с формированием необходимых профессиональных навыков. В этом вопросе большую помощь окажет данное учебное пособие, которое базируется на многолетнем опыте и новейших достижениях в области применения методов медицинской реабилитации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список сокращений
АГ – артериальная гипертензия
АД – артериальное давление
АКТГ – адренокортикотропный гормон
АОС – антиоксидантная система
БА – бронхиальная астма
БАВ – биологически активные вещества
БАТ – биологически активная точка
ГСТ – Гарвардский степ-тест
ДДТ – диадинамические токи
ДМВ – дециметроволновая терапия
ДУ – дыхательные упражнения
ЖЕЛ – жизненная емкость легких
ИБС – ишемическая болезнь сердца
ИЗ – индивидуальные задания
ИК – инфракрасный
ИМТ – индекс массы тела
ИП – исходное положение
ИРП – индивидуальная реабилитационная программа
ЛГ – лечебная гимнастика
ЛФК – лечебная физическая культура
МОК – минутный объем крови
МПК – максимальное потребление кислорода
ОРУ – общеразвивающие упражнения
ПеМП – переменное магнитное поле
ПОЛ – перекисное окисление липидов
РС – резерв сердца
РЭЭТ – радиационная эквивалентно-эффективная температура
СВЧ – сверхвысокая частота
СД – сахарный диабет
СМТ – синусоидально-модулированные токи
СТГ – соматотропный гормон
УВЧ – ультравысокая частота
УГГ – утренняя гигиеническая гимнастика
УЗТ – ультразвуковая терапия
УФО – ультрафиолетовое облучение
УФОК – ультрафиолетовое облучение крови
УОС – ударный объем сердца
ФВД – функция внешнего дыхания
ФК – функциональный класс
ФУ – физическое упражнение
ЭП – электрическое поле
ЭЭТ – эквивалентно-эффективная температура
У маленьких детей биодоза определяется при более коротких облучениях, чем у взрослых и поэтому рекомендуется облучать каждое отверстие по 15 секунд. У мальчиков во время облучения область промежности прикрывают пеленкой. Для защиты глаз от УФ-лучей ребенку, а также персоналу надевают защитные очки. Если ребенок не дает надевать очки, то облучение проводят с ширмой, изолирующей голову ребенка от УФ-лучей.
Для детей 1-2 года жизни и более старших, практически здоровых, но часто болеющих, а также для профилактики и лечения рахита используется основная схема. Для детей первого года жизни, ослабленных, недоношенных, реконвалесцентов после повторных респираторных заболеваний, страдающих хроническими заболеваниями в стадии нестойкой ремиссии – применяют щадящую (замедленную) схему облучения. В некоторых случаях – у детей старшего возраста, подростков, страдающих фурункулезом, применяют ускоренную схему облучения.
Пелоидотерапия назначается с 2-3х лет. В педиатрической практике методы общего воздействия почти никогда не применяются в связи с выраженным действием на метаболизм, сердечно-сосудистую и нервную системы. Часто используют методики сегментарного воздействия аппликации пелоидов: на область проекции сегментов спинного мозга, соответствующие расположению патологического очага; сегментарный участок тела; воротниковую зону; трусиковую зону; область надпочечников. У детей обычно применяют митигированные методики грязелечения, при которых воздействуют на меньшие площади и более низкой температуре грязи (38-39оС).
В детской практике с лечебной целью в основном применяют циркулярный душ, давлением 1-1,5 атмосфер. Он оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие (температура воды 35-36оС, продолжительность 2-3 минуты). Применяются при функциональных расстройствах нервной системы, вегетодистонии, ожирении.
Если Вы усвоили содержание темы, закрепите ее решением тестовых заданий. Правильность их решения проверьте по эталонам ответов (см. приложение).
1. Особенностью проведения ЛФК у детей является широкое использование в занятиях упражнений следующего характера:
-
Игровых -
Дыхательных -
Свободных -
Облегченных -
Порядковых
2. Детям первых 3-4 месяцев жизни не рекомендуется назначать физические упражнения:
-
Пассивные -
На координацию -
Рефлекторные -
Дыхательные -
Корригирующие
3. Физические упражнения для формирования навыка правильной осанки являются обязательными в процедуре лечебной гимнастики, даже при отсутствии патологии со стороны ОДА, у детей:
-
1-го года жизни -
от 1 до 3 лет жизни -
от 3 до 6 лет жизни -
от 6 до 8 лет жизни -
от 8 до 10 лет жизни
4. Длительность занятий ЛФК у детей 2 летнего возраста чаще колеблется:
-
От 8 до 15 минут -
От 15 до 20 минут -
От 20 до 25 минут -
От 30 до 40 минут -
От 40 до 45 минут
5. Больной В, 12 лет, с вегетососудистой дистонией по гипотоническому типу назначен циркулярный душ. В каком температурном режиме его следует отпускать?
-
45С -
38С -
40С -
25С -
35С
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первоочередной целью данной работы является ознакомление обучающихся с современной концепцией медицинской реабилитации при различных патологических состояниях. Приоритетно представление основных механизмов действия реабилитационных средств, методов и факторов. Важным становится изучение основных принципов выбора, сочетания и проведения восстановительных процедур, составления реабилитационных индивидуальных программ в зависимости от исходного состояния пациента. Все это определяет критерии эффективности обучения современного специалиста, освоения им необходимых профессиональных компетенций с последующей успешной реализацией их на практике.
Эффективность методов восстановления зависит от координации деятельности врачей различного профиля (терапевтов, хирургов, акушеров-гинекологов, невропатологов, физиотерапевтов, рефлексотерапевтов, кинезотерапевтов и т. д.) при грамотном и своевременном применении реабилитационных мероприятий, в том числе лекарственных средств, диетотерапии, климатотерапии и курортологии, кинезотерапии, природных и преформированных физических факторов. Поэтому, важной задачей является разработка базовой программы подготовки врачей других специальностей по вопросам медикаментозной и немедикаментозной реабилитации больных.
Высокая результативность реабилитационных методов достигается при соблюдении основных принципов реабилитации с обязательным использованием индивидуального подхода при составлении программы восстановления. Важно провести полное исходное обследование пациента с оценкой состояния основных функциональных систем. Выявить поврежденные звенья функциональных систем. Определить ведущий патогенетический синдром, сформулировать цели и задачи назначения и выбрать основные методы и методики физиотерапии, кинезотерапии и др. По окончанию реабилитационных мероприятий нужно провести оценку результатов проведенного лечения и степени восстановления компенсации, а также диагностику соответствия адаптивных возможностей организма уровню физических и психологических нагрузок.
Выбор методов и методик реабилитации существенно зависит от возможностей оказания физиотерапевтической и кинезотерапевтической помощи на том или ином уровне работы специалиста. Выделяется три уровня обеспечения аппаратурой и, соответственно, возможностей оказания того или другого вида реабилитации. На уровне первичной медико-санитарной помощи семейные амбулатории оснащены стационарной и портативной аппаратурой для электротерапии (УВЧ, ДДТ, магнитотерапия), ультразвуковой терапии, магнитотерапии, светолечения, имеют кабинеты ЛФК. Врачи различных специальностей должны использовать физиотерапевтическую помощь и лечебную физкультуру бытовой направленности – использование бытовых ингаляторов, ультрафиолетовых ламп, пайлер-терапии, кинезотерапии.
Реабилитационная помощь второго уровня оказывается врачами в больницах планового лечения. Перечень процедур расширяется использованием специальных методов и методик с более технологически сложной техникой отпуска процедур и подбора необходимых параметров для каждого конкретного случая. Должна использоваться лазеротерапия, многопрофильная электротерапия, более сложная механотерапия, трудотерапия. Здесь на помощь врачам различных специальностей приходят врачи физиотерапевты и врачи ЛФК.
Больницы восстановительного лечения (третий уровень) должны оказывать комплексную реабилитационную помощь на основе специально разработанных для конкретных патологических состояний реабилитационных программ с расчетом индивидуального реабилитационного потенциала каждого пациента. Эффективные реабилитационные программы могут строиться только группой специалистов (терапевтов, хирургов, эндокринологов, кардиологов, невропатологов, физиотерапевтов, кинезотерапевтов и т.д.). На данном уровне широко должны использоваться механотерапия, тепловодолечение, тракционная терапия, дозированная ходьба, терренкуры, кинезотерапия в воде и т.д.
Учитывая огромное значение восстановительного лечения для сохранения здоровья и восполнения трудовых ресурсов, важной задачей становится правильная организация процесса подготовки будущих врачей различных специальностей по вопросам медицинской реабилитации с формированием необходимых профессиональных навыков. В этом вопросе большую помощь окажет данное учебное пособие, которое базируется на многолетнем опыте и новейших достижениях в области применения методов медицинской реабилитации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Абрамченко, В. А. Лечебная физкультура в акушерстве и гинекологии : руководство дл врачей / В. А. Абрамченко, В. М. Болотских. – Санкт-Петербург : ЭЛБИ-СПб., 2007. – 220 с. – Текст : непосредственный. -
Аванесянц, А. С. А. Анализ заболеваемости взрослого населения ишемической болезнью сердца в РСО-Алания за 2013–2017 годы / А. С. Аванесянц, К. В. Гетажеев, И. А. Тебиев. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – С. 99-101. – URL: https://moluch.ru/archive/242/56049/ (дата обращения: 24.07.2019). -
Актуальные вопросы физиотерапии. Избранные лекции / под ред. Г. Н. Пономаренко. – Санкт-Петербург, 2010. – 236 с. – Текст : непосредственный. -
Дубровский, В. И. Лечебный массаж / В. И. Дубровский, А. В. Дубровская. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 512 с. – Текст : непосредственный. -
Епифанов, А. В. Медицинская реабилитация / А. В. Епифанов, Е. Е. Ачкасов, В. А. Епифанов. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 672 с. – Текст : непосредственный. -
Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура : учебное пособие / В. А. Епифанов. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 567 с. – Текст : непосредственный. -
Клячкин, Л. М. Медицинская реабилитация больных с заболеваниями внутренних органов : руководство для врачей / Л. М. Клячкин, А. М. Щегольков. – Москва : Медицина, 2000. – 328 с. – Текст : непосредственный. -
Куликовский, В. Ф. Тазовый пролапс у женщин : руководство для врачей / В. Ф. Куликовский, Н. В. Олейник. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 256 с. – Текст : непосредственный. -
Лечебная физическая культура / под ред. В. А. Епифанова. – Москва : Медицина, 2001. – 568 с. – Текст : непосредственный. -
Магнитотерапия : теоретические основы и практическое применение / под ред. В. С. Улащик. – Минск, 2015. – 379 с. – Текст : непосредственный. -
Медицинская реабилитация. Книга I / под ред. В. Н. Боголюбова. – [Изд. 3-е, испр. и доп.]. – Москва : Издательство БИНОМ, 2010. – 413 с. – Текст : непосредственный. -
Медицинская реабилитация. Книга II / под ред. В. Н. Боголюбова. – [Изд. 3-е, испр. и доп.]. – Москва : Издательство БИНОМ, 2010. – 421 с. – Текст : непосредственный. -
Медицинская реабилитация. Книга III / под ред. В. Н. Боголюбова. – [Изд. 3-е, испр. и доп.]. – Москва : Издательство БИНОМ, 2010. – 368 с. – Текст : непосредственный. -
Медицинская реабилитация / под ред. А. В. Епифанова, Е. Е. Ачкасова, В. А. Епифанова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 672 с. – Текст : непосредственный. -
Медицинская реабилитация в спорте : руководство для студентов и врачей / под ред. В. Н. Сокрута, В. Н. Казакова. – Донецк : Каштан, 2011. 620с. – Текст : непосредственный. -
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. – Женева: Всемирная Организация Здравоохранения, 2001. - 342 с. - ISBN 92-4-454-542-X -
Мизин, В.И.Методология оценки реабилитационного потенциала и эффективности медицинской реабилитации у пациентов с патологией кардио-респираторной системы в соответствии с «Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья»/ Мизин В.И., Северин Н.А., Дудченко Л.Ш. и др. // Труды ГБУЗ РК «Академический НИИ физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации имени И.М. Сеченова», Т XXVII. – Ялта, 2016. – Т27. - С. 1-22.-Текст : непосредственный. -
Мухин, В. М. Физическая реабилитация / В. М. Мухин. – Киев : Олимпийская литература, 2000. – 470 с. – Текст : непосредственный. -
Пономаренко, Н. В. Физиотерапия в репродуктивной гинекологии / Н. В. Пономаренко, Е. С. Силантьева, Е. С. Кондрина. – Санкт-Петербург : ИИЦ ВМА, 2008. – 192 с. – Текст : непосредственный. -
Пролапс тазовых органов у женщин : пособие для врачей / В. К. Чайка [и др.]. – Донецк : Альматео, 2006. – 61 с. – Текст : непосредственный. -
Спортивная медицина : учебник для студентов и врачей / под ред. В. М. Сокрута. – Донецк : Каштан, 2013. – 472 с. – Текст : непосредственный. -
Стругацкий, В. М. Физиотерапия в практике акушера-гинеколога : клинические аспекты и рецептура / В. М. Стругацкий, Т. Б. Маланова, К. Н. Арсланян. – [Второе издание]. – Москва : МЕДпресс-информ, 2008. – 278 с. – Текст : непосредственный. -
Сычова, М. Г. Физическая реабилитация больных хроническими респираторными заболеваниями: оптимальная организация при ограниченных ресурсах / М. Г. Сычова. – DOI 10.18093/0869-0189-2018-28-1-110-117. – Текст : непосредственный // Пульмонология. – 2018. – Т. 28, № 1. – С. 110-117. -
Техника и методики физиотерапевтических процедур / под ред. В. М. Боголюбова. – Москва, 2017. – 464 с. – Текст : непосредственный. -
Ушаков, А. А. Практическая физиотерапия / А. А. Ушаков. – Москва, 2013. – 688 с. – Текст : непосредственный. -
Физиотерапевтические технологии восстановительной медицины / В. Е. Илларионов, Т. В. Илларионова. – Москва : Лаброком, 2010. – 120 с. – Текст : непосредственный. -
Физиотерапия и курортология / под. ред. В. М. Боголюбова. – Москва : БИНОМ, 2009. – 312 с. – Текст : непосредственный. -
Физические факторы в медицинской реабилитации / под общ. ред В. Н. Сокрута, В. Н. Казакова. – Донецк, 2008. – 576 с. – Текст : непосредственный.
Список сокращений
АГ – артериальная гипертензия
АД – артериальное давление
АКТГ – адренокортикотропный гормон
АОС – антиоксидантная система
БА – бронхиальная астма
БАВ – биологически активные вещества
БАТ – биологически активная точка
ГСТ – Гарвардский степ-тест
ДДТ – диадинамические токи
ДМВ – дециметроволновая терапия
ДУ – дыхательные упражнения
ЖЕЛ – жизненная емкость легких
ИБС – ишемическая болезнь сердца
ИЗ – индивидуальные задания
ИК – инфракрасный
ИМТ – индекс массы тела
ИП – исходное положение
ИРП – индивидуальная реабилитационная программа
ЛГ – лечебная гимнастика
ЛФК – лечебная физическая культура
МОК – минутный объем крови
МПК – максимальное потребление кислорода
ОРУ – общеразвивающие упражнения
ПеМП – переменное магнитное поле
ПОЛ – перекисное окисление липидов
РС – резерв сердца
РЭЭТ – радиационная эквивалентно-эффективная температура
СВЧ – сверхвысокая частота
СД – сахарный диабет
СМТ – синусоидально-модулированные токи
СТГ – соматотропный гормон
УВЧ – ультравысокая частота
УГГ – утренняя гигиеническая гимнастика
УЗТ – ультразвуковая терапия
УФО – ультрафиолетовое облучение
УФОК – ультрафиолетовое облучение крови
УОС – ударный объем сердца
ФВД – функция внешнего дыхания
ФК – функциональный класс
ФУ – физическое упражнение
ЭП – электрическое поле
ЭЭТ – эквивалентно-эффективная температура