Файл: Учебное пособие для студентов Под общ ред. Поважной Е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 527

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
упражнений. Точность выполнения упражнений, обеспечивается использованием пособий, снарядов, исходными положениями, помощью инструктора лечебной физкультуры. Это обусловливает необходимую импульсацию с мышц и развитие координационных взаимоотношений. Меньшее значение в дошкольном возрасте (как и в раннем) имеет зрительный контроль, не обеспечивающий выполнение движения с достаточной точностью, хотя в дальнейшем значение его возрастает, а с закреплением стереотипа двигательных реакций возникает возможность и таких высших форм регуляции, как коррекция движения по речевой инструкции. У 5-6-летних детей точность пространственных ориентировок увеличивается, в 7-летнем возрасте выполнение заданных движений становится еще более точным. Зрительный контроль способствует улучшению ориентировки.

С большим трудом дети-дошкольники дифференцируют темп движения. Поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмического музыкального сопровождения, четкой команды, использования метронома и т. п. У де­тей 5-7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструктаж), в связи, с чем объяснение предстоящих действий уже занимает соответствующее место в методике занятий. Усложнение высшей нервной деятельности ребенка, имеющее значение для освоения определенных двигательных навыков, заключается и в том, что в старшем дошкольном возрасте появляется способность удерживать в памяти программу из нескольких упражнений.

Лечебная физкультура с детьми дошкольного возраста проводится в форме групповых и малогрупповых занятий, утренней гимнастики и элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Ведущей формой, как и в другие периоды детства, является занятие. Оно строится по тем же принципам, но в организации и методике его проведения учитываются особенности дошкольного возраста. Так, при занятиях с детьми 4-5 лет в связи с имеющейся и усугубляющейся при заболеваниях неравномерностью в развитии движений у разных детей применяется индивидуальный способ организации их на занятиях, а при хорошо усвоенных всеми больными навыках фронтальный способ, т. е. одновременное выполнение упражнений всеми детьми. У детей старшего дошкольного возраста длительность занятий увеличивается до 25 мин, чему способствует продолжительность периода активного внима
ния, достигающего 15-20 мин и более.

При выполнении упражнений инструктор контролирует точность всего движения в целом и его дета­лей, у выздоравливающих добивается правильного, красивого выпол­нения упражнений, рисунка движений. Для развития пространственных ориентировок ис­пользуются задания с переменой направления движений, с одновре­менным выполнением разных двигательных действий. Помимо лечебных задач, во время специальных занятий по лечебной физкультуре должны решаться лечебно-воспитательные, обеспечивающие восстановление и высокое качество двигательных навыков и умений, соответствующих возрастным, физиологическим, характеристикам. Для этого инструктору по лечебной физкультуре следует заимствовать некоторые приемы обучения движениям из соответствующих программ физического воспитания дошкольников, а также постоянно анализировать состояние двигательной сферы больного и приводить в соответствие применяемые средства и методы лечебной физкультуры с индивидуальными особенностями ребенка.

Содержание форм лечебной физкультуры в детских лечебных и лечебно-профилактических учреждениях у детей дошкольного возраста тесно связывается с содержанием специальных занятий. Физические упражнения и подвижные игры, включаемые в содержание прогулок и в периоды бодрствования и самостоятельных занятий под наблюдением воспитателя, подбираются так, чтобы создать определенный двигательный опыт, способствовать закреплению двигательных навыков, точность которых определяется структурой и методикой занятия, а также закреплению результатов решения лечебных задач.

Утренняя гигиеническая гимнастика с детьми дошкольного возраста должна проводиться отдельно от других, хотя и допускается объединять детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В содержание утренней гимнастики, помимо общеразвивающих, вводятся упражнения с основными видами движений и упражнения на формирование навыка правильной осанки. В зависимости от преобладающего возраста видоизменяются способ проведения зарядки, характер команд и музыкального сопровождения. Чем младше дети, тем целесообразнее игровой метод, в то время как со старшими детьми эффективна гимнастика, проводимая по четкой команде, с последовательным выполнением упражнений. Утренняя гимнастика у больных детей дошкольного возраста должна вызывать положительные эмоции, способствовать бодрому, радостному настроению, а также дисциплинировать их.

Методические особенности проведения лечебной физкультуры

в школьном возрасте.

В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Ин­тенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, фор­мированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют условия формирования мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а потом способствует прогрессированию деформаций скелета, что требует назначения корригирующих упражнений. Морфологического совершенства и функциональной зрелости достигают в школьном возрасте большинство внутренних органов и систем. Особенно бурному развитию подвергается нервная система. К 7 годам высшая нервная деятельность ребенка достигает известного совершенства, но уровень возбудительного и тормозного процессов еще не уравновешен. При быстром образовании условных рефлексов отмечается недостаточная дифференцировка раздражителей, легко наступает генерализация возбуждения.

Сложным периодом в развитии ребенка является подростковый. В препубертатном возрасте в поведении подростков проявляется преобладание возбуждения над торможением, в целом общая возбудимость нервной системы повышается, движения ребенка сопровождаются дополнительными, сопутствующими, чет­кость двигательных реакций в связи с этим ухудшается. На речевые раздражители подростки реагируют медленнее, чем на непосредственные.

Становятся характерными психическая неуравновешенность, резкие переходы от угнетенного со­стояния к возбужденному и, наоборот, обидчивость, склонность к сле­зам, проявления негативизма, критического отношения к действиям взрослых. К концу этого периода в большинстве случаев устанавли­ваются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. И препубертатный, и пубертатный периоды связаны с большим напряже­нием высшей нервной деятельности, что предъявляет к медицинским работникам, сотрудникам отделений лечебной физкультуры, педагогам, реабилитологам требова­ние сохранять особо бережное отношение к больным этого возраста, в том числе, и при проведении занятий лечебной физкультурой. Также, в данном возрасте необходимо помнить, что все изменения в организме происходят на фоне бурного роста, у детей наступает второй пик вытяжения, что может сопровождаться нарушениями осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях.


Средства лечебной физкультуры и формы их применения в школьном возрасте используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35-45 мин (школьный урок). При проведении занятий нужно создавать условия для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качества. Необходимо наличие отдельного хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних раздражителей и факторов, отвлекающих детей от занятий, четкая подготовка инструктора к занятию и последовательность в решении лечебных и педагогических задач.

В вводной части занятия широко используют построения, перестроения, способствующие не только повышению уровня жизнедеятельности организма, но и формированию правильной осанки, подтянутости, организованности и согласованности действий. Наиболее распространены построения в шеренгу, в колонну по одному, равнение по носкам и в затылок, перестроение в круг из шеренги или из колонны, повороты на месте, расчеты на «первый-второй», размыкание, ходьба в ногу, в обход, змейкой, по диагонали и т. д. В основную часть занятия включаются упражнения и игры, соответствующие намеченным лечебным задачам. Общеразвивающие упражнения обеспечивают необходимую физическую нагрузку и решение части лечебно-воспитательных задач. У детей школьного возраста они служат также для совершенствования координации движений, сознательного овладения двигательным аппаратом.

В содержание любых форм лечебной физкультуры общеразвивающие упражнения включаются с учетом воздействия на все группы мышц с соблюдением чередования и сочетания с дыхательными, корригирующими и специальными. ОРУ могут проводиться без предметов, с предметами. Из других видов физических упражнений для занятий с детьми школьного возраста используются упражнения в развитии основных движений. Лазание и перелезание осуществляются с помощью гимнастической стенки, скамейки, наклонных лестниц. При некоторых заболеваниях решение задачи восстановления координации движений и воспитание навыка правильной осанки возможны при использовании упражнений в равновесии, заключающихся в удержании тела на уменьшенной площади опоры и перемещении по ней. Простейшие из них выполняются без пособий: стойка на носках, на одной ноге, ходьба по начерченной линии и т.д. При проведении упражнений в равновесии с предметами и на повышенной, приподнятой опоре (гимнастической скамейке, бревне) обеспечивается необходимая страховка.


Широко используются упражнения в ходьбе, причем у детей школьного возраста следует добиваться и во время занятий правильной, экономной и красивой ходьбы как при построениях и перестроениях, так и при вариантах ходьбы на носках, пригнувшись, крадучись, широкими шагами, с высоким подниманием бедра, приставными шагами, скрестно, с носками, повернутыми внутрь или наружу. Правильная ходьба должна быть свободной, ненапряженной, голова и туловище сохранять выпрямленное положение, плечи развернуты, движения рук и ног свободные, перекрестные. При ходьбе сохраняется заданный командой или музыкальным сопровождением ритм. Бег применяется в лечебной физкультуре чаще всего в периоде восстановления и остаточных явлений, когда допустимая физическая нагрузка может быть средней и выше средней. Инструктор по лечебной физкультуре, включая бег, должен не только обеспечить решение лечебной задачи, например улучшение адаптации организма ребенка к повышающейся физической нагрузке или восстановление опороспособности, но и обучить ребенка правильной технике бега. При этом те­ло ребенка слегка наклонено вперед, толчок производится наружной стороной носка, нога полностью выпрямляется в момент отталкивания, маховая нога в коленном суставе, бедро перемещается вперед-вверх и достигает наибольшей высоты при толчке другой ногой, в локтях руки двигаются в темпе движения ног, разноименно, дыхание свободное.

Освоению техники правильного бега способствуют упражнения в беге на носках в прямом направлении, в меняющемся темпе. Сначала в занятия включают свободный, непринужденный бег, затем короткие пробежки, бег на носках, бег в нарисованном коридорчике или по дорожке, бег с изменением направления. В санаториях можно использовать бег с прыжками, а на заключительном этапе реабилитации – и бег с ускорением. Из движений естественно-прикладного характера в занятия по лечебной физкультуре реже (по сравнению с ходьбой и бегом) включаются прыжки, при которых предъявляются более высокие требования к координации движений, работе внутренних органов. Используются подскоки, прыжки со скакалкой. Главные усилия инструктора направляются при этом на отработку качества приземления. У детей младшего школьного возраста и старших детей, не владеющих техникой прыжка, применяются «подводящие» к прыжкам упражнения (ходьба с высоким подниманием бедра, бег с акцентированным толчком и высоким подниманием бедра