Файл: Учебное пособие для студентов Под общ ред. Поважной Е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 525

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, приседания и т.д.), затем прыжки на месте на обеих ногах, прыжки на месте на одной ноге, прыжки с продвижением вперед и т.д. Резко повышают эмоциональную насыщенность занятий упражнения в мета­нии, способствующие укреплению и развитию мышц верхних конечностей, совершенствованию координации движений, глазомера и ловкости. Для метания используют мячи, резиновые кольца. Освоение правильной техники метания возможно при достаточном повторении упражнений до 12-15 раз, что следует учитывать, планируя нагрузку в занятиях и способ организации детей.

Важное значение в лечебной физкультуре, проводимой с детьми школьного возраста, имеют подвижные игры. Обеспечивается разностороннее воздействие на организм больного ребенка, сопровождающиеся положительными эмоциями, предоставляющие прекрасную возможность для тренировки всех основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания. Проведение игр исключает избирательное воздействие на какие-либо группы мышц, так как действия ребенка свободны, регламентируются правилами игры и ролью. Поэтому в содержание занятий они вводятся преимущественно для решения задач, связанных с общим воздействием на организм. У детей старше 7 лет подвижные игры применяют во всем их многообразии, заимствуя содержание и правила из программ физического воспитания, сборников подвижных игр, а также используя творческую фантазию самих детей и сотрудников отделения лечебной физкультуры.

Для детей младшего школьного возраста чаще используются подвижные сюжетные игры, включающие подражательные действия («гуси-лебеди», «мышеловка», «у медведя на бору», а также игры с мячом, включающие простейшие соревновательные элементы («передача мячей», «мяч среднему», «кто быстрее»)). У старших детей применяются игры-эстафеты, игры со спортивными элементами и т.д. При выборе игр врач и инструктор лечебной физкультуры учитывают лечебные задачи, предполагаемую нагрузку, состав детей и уровень их адаптации к нагрузке. В соответствии с этими моментами оценивается насыщенность игры двигательными элементами (ходьба, бег, прыжки, перенос предметов, бросание в цель, преодоление препятствий, переползание), сложность правил, различие в эмоциональной и физической нагрузке при выполнении ролей. Любая игра должна вызывать у детей интерес и желание продолжать ее. В связи с этим инструктору надлежит тщательно продумать все моменты игры, занести в конспект не только ее название, но и распределение ролей, и количество повторений отдельных моментов.


В условиях больницы, поликлиники, санатория широкое применение у детей школьного возраста находят физические упражнения спортивного характера и спортивные игры. Из приемов игры в баскетбол включаются ловля и передача мяча, бросок мяча и корзину с места двумя руками от груди, одной рукой от плеча. В условиях санаторных учреждений и на физкультурных площадках мини-волейбол, бадминтон с регулируемыми продолжительностью, высотой сетки и размерами площадки. При наличии соответствующих условий и инвентаря в режиме больных школьного возраста, при наличии показаний могут использоваться туристские походы определенном длительности, ходьба на лыжах, катание на коньках. Наиболее сложным видом спортивно-прикладных упражнений является плавание, использование которого требует наличия не только бассейна, но и всего комплекса подсобных технических средств и помещений. Но и всестороннее воздействие этого средства трудно переоценить.


ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛФК В ПЕДИАТРИИ

Противопоказания для назначения кинезотерапии у детей раннего возраста:

  1. Острые лихорадочные заболевания;

  2. Рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии;

  3. Тяжелые формы гипотрофии (атрофии);

  4. Выраженный токсикоз;

  5. Гнойные и другие острые воспалительные заболевания подкожной жировой клетчатки, лимфатических узлов, мышц и костей;

  6. Заболевания, сопровождающиеся ломкостью и болезненностью костей;

  7. Гнойные и другие острые артриты;

  8. Врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом, расстройством компенсации;

  9. Различные формы геморрагического диатеза;

  10. Острые нефриты, гепатиты;

  11. Активная фаза туберкулеза;

  12. Обширные пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или при выраженной наклонности к ущемлению.

Преимущественно для детей других возрастных групп:

  1. Нарушения психики, особенно по возбуждающему типу;

  2. Недостаточность любой функции выше ΙΙб-ΙΙΙ степени;

  3. Синусовая тахикардия;

  4. Выраженная брадикардия;

  5. Частые приступы тяжелых форм нарушения ритма;

  6. Экстрасистолия (более чем 1:10);

  7. Отрицательная динамика на ЭКГ;

  8. Атриовентрикулярная блокада ΙΙ-ΙΙΙ степени;

  9. Стойкое повышение или снижение АД до цифр, не соответствующих возрасту ребенка;

  10. Частые гипер- и гипотонические кризы, которые плохо купируются медикаментозными средствами;

  11. Угроза кровотечений, выраженная склонность к кровоточивости;

  12. Тромбоз и эмболия;

  13. Анемия тяжелой степени;

  14. СОЭ 20-25 мм в час;

  15. Выраженный лейкоцитоз.

К факторам риска при проведении процедуры кинезиотерапии относят: выраженный остеопороз, вызванный заболеванием или врожденной аномалией, неокрепшую костную мозоль после переломов костей конечностей, нарушенную болевую чувствительность у детей со спастическими параличами, формирование после переломов ложного сустава и артроза, аневризму сердца и сосудов.

Только врач на основании полного обследования и при наличии противопоказаний, которые в большинстве случаев носят относительный и временный характер, может ограничивать применение физкультуры (в том числе и лечебной) в жизни ребенка или подростка. Вынужденный покой или резкое ограничение двигательной активности ребенка крайне неблагоприятно влияют как на его общее состояние, так и на течение болезни. Любое ограничение движений дети всегда переносят очень тяжело, поскольку потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей организма, его нормального формирования и развития, а именно мышечные движения являются биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма во все периоды детства. Доказано, что движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детского организма, всегда являются оздоровительным фактором. Этим, вероятно, можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных средств ЛФК, основанных на принципе общего воздействия на организм


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ПЕДИАТРИИ

Гальванизацию, электрофорез назначают с периода новорожденности (методики преимущественно местного действия).

При этом используются следующие дозировки:

  • До 1 года – 0,01-0,03 мА/см², 10-12 минут;

  • 1-7 лет – 0,03-0,05 мА/см², 10-15 минут;

  • Старше 7 лет – 0,05-0,08 мА/см², 15-20 минут.

Общая гальванизация (электрофорез) по классическим методикам (по Вермелю, Кассилю-Гращенкову и др.) назначается с 2 лет.

До 2-летнего возраста назначают модифицированные методики:

  • до 6 месяцев: анод (100 см²) на межлопаточную область, катод – на верхнюю половину живота – 10 минут, сила тока до 3 мА, 10-12 процедур на курс;

  • с 6 месяцев до 2 лет: анод – на межлопаточную область (100-150 см²), раздвоенный катод (по 50-75 см²) – на передние поверхности бедер; сила тока до 5 мА, 10-15 минут, 12-15 процедур ежедневно.

Гальванический воротник по Щербаку также назначают с 2-летнего возраста; сила тока от 6 до 10-16 мА, длительность процедуры от 6 до 16 минут. Первые процедуры – щадящие: сила тока до 2-4 мА, через день. В дальнейшем сила тока увеличивается на 0,5-1 мА и доводится до 8-10 мА (до 7 лет) и до 16 мА (7-14 лет).

Эндоназальный электрофорез по Кассилю-Гращенкову – с 2 лет по схеме: сила тока постепенно увеличивается от 0,3 до 1 мА, 10-15 минут, ежедневно или через день, на курс 10-12 процедур.

Учитывая высокую чувствительность детского организма к внешним воздействиям необходимо гальванизацию применять не ранее 4-6–й недели после рождения ребенка; проверять, нет ли на коже проявлений диатеза, пиодермии, царапин. Электроды на теле ребенка фиксируются только эластичными бинтами. Процедуры проводятся с меньшими электродами, чем у взрослых. Необходимо постоянно следить за поведением ребенка во время процедуры и общими реакциями (сон, аппетит, беспокойство в процессе курса лечения).

Диадинамотерапию назначают с 3-х лет. Самым мягким считается двухтактный волновой (ДВ), поэтому часто он является вводным; самым раздражающим – ритм Синкопа (РС). Дозировка силы тока: до 12 лет – 10- 12 мА; старше 12 лет – до 20 мА. Особенностью применения данной процедуры в педиатрической практике является то, что вводным током чаще служит двухтактный волновой (ДВ), а не двухтактный непрерывный (ДН).

Амплипульстерапия назначается детям с 2-х месяцев. Процедура дозируется в зависимости от возраста: до 1 года – 6-8 мА – 10-12 минут; от 1 года до 7 лет – 15 мА – 10-15 минут; старше 7 лет – до 20 мА – 25-30 минут.


Дарсонвализация назначается с 2 лет. Следует предупреждать детей, чтобы во время процедуры они сами не удалялись от электрода, так как при малейшем удалении его от поверхности тела появляются искры, оказывающие заметное раздражающее действие.

УВЧ-терапию назначают с первых дней жизни ребенка в атермической и олиготермической дозировке, используют портативные аппараты с выходной мощностью 15,20,30 Вт. При лечении детей младшего возраста, учитывая их большую подвижность, электроды целесообразно фиксировать у соответствующих участков тела. Для обеспечения одинакового воздушного зазора в течение всей процедуры конденсатные пластины помещают на войлочные круги соответствующей толщины и все вместе помещают в чехол из белой материи или марли. При этом следят, чтобы как место воздействия, так и войлочные прокладки были сухими.

ДМВ-терапию назначают обычно с 1,5-2 месяцев, СМВ-терапию с 1,5-2 лет. Детям с 2х летнего возраста применяют небольшие дозировки 2-5 Вт в течение 5-8 минут, более старшим 5-8 Вт (до ощущения мягкого тепла) в течение 8-12 минут.

Ультразвук назначают с 2х летнего возраста при интенсивности не выше 0,4 Вт/см² по 2-5 минут на каждое поле так, чтобы суммарная экспозиция не превышала 10 минут. У детей ответная реакция организма на ультразвуковое воздействие имеет свои особенности. Наблюдается однофазная реакция инсулярного аппарата. Период последействия в 1,5-2 раза дольше, чем у взрослых. Сдвиги со стороны эндокринной системы сохраняются на протяжении 30-45 дней. Сердечно-сосудистая система меньше реагирует, чем у взрослых. Гипосенсибилизирующий эффект выражен сильнее. Выше чувствительность тканей к вводимым лекарственным веществам и большее количество лекарственных препаратов вводится путем фонофореза.

При наличии соответствующих показаний процедуры ультрафиолетового (субэритемные и слабоэритемные дозы) облучения назначают с первых дней жизни ребенка.

Площадь местного облучения в эритемных дозах в различные возрастные периоды не должна превышать следующих величин:

  • До 3х месяцев – 40-60 см²;

  • До 1 года – 80 см²;

  • До 3 лет – 100 см²;

  • От 3 до 7 лет – 150 см²;

  • От 7 до 12 лет – 200 см²;

  • Старше 12 лет – 400 см².

Первое облучение при эритемотерапии должно быть не больше 2 биодоз.

При определении биодозы каждое отверстие облучают с интервалом 30 секунд. Родителям дают рекомендации, чтобы в течение суток ребенка не купали