Файл: Учебник для высших учебных заведении. М. Аспект Пресс, 2001.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все сказанное позволяет обсудить в более широком плане вопрос о соотношении когнитивных и социальных аспектов межгруппового взаимо- действия. Как мы видели, вывод об универсальности внутригруппового фа- воритизма, полученный Тэшфелом, в значительной мере обусловлен тем, что эти два аспекта не были достаточно четко разведены. Это хорошо осознают сторонники концепции социальных представлений во французской социаль- ной психологии. Так, в примыкающих к этому направлению работах В. Дуа- за, хотя и подчеркивается влияние субъективного фактора на процессы меж- групповых отношений, признается социальное содержание когнитивных ка- тегорий. Пытается выйти за узкие рамки когнитивизма и М. Кодол, который рассматривает не просто когнитивные структуры, возникающие в процессе межгрупповых отношении, но влияние этих структур на изменение самих отношений. Особенности формирования представлении о другой группе в условиях объективно существующего конфликта изучал М. Плон. Обобщая эксперименты этих исследователей, С. Московиси близко подходит к выво- ду о том, что межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любых межгрупповых отношений (Донцов, Емелья- нова, 1987).
Разработка проблемы межгрупповых отношений на основе принципа деятельности вносит существенный вклад в развитие этих идей: теперь мож- но констатировать не просто тот факт, что социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при опреде- ленных условиях, но и назвать средство, при помощи которого она вообще может быть снята. Таким средством выступает совместная деятельность групп. При ее наличии межгрупповая дифференциация, проявляющая себя на когнитивном уровне как констатация различий между «моей» и «чужой» группами, совсем не обязательно в реальном взаимодействии приводит к внегрупповой враждебности. Этими принципами необходимо руководство- ваться, решая практические проблемы межгрупповых отношений. Так, на уровне малых групп может быть усовершенствован поиск оптимальных форм сотрудничества, на уровне больших групп — сняты некоторые вопро- сы межэтнических отношений, отношений между народами разных госу- дарств. Может быть вычленен и своеобразный «средний» уровень рассмот- рения проблемы — взаимоотношение профессий, различных ведомств меж- ду собой и др.
В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отно- шений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения наших знаний о самих группах. Совершенно очевидно, что характер меж- группового взаимодействия влияет и на внутригрупповые процессы: пред- принята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие внутригрупповые процессы, как удовлетворенность от принадлежно- сти к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и др. Проводились экспе- рименты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревнова- нии, и от восприятия группой этого места (т.е. от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае ста- бильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межлич-

ностных отношений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов, наблюдается сдвиг в сторону по- вышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обна- ружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более ин- тенсивно выражен в «неуспешных» группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентри- руется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития
(Агеев, 1983).
В более широком, методологическом плане эти данные важны для понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятельствах рассматриваться как изолированная система: для объяснения любого внут- ригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой систе- мой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами.
Возникает своеобразный «межгрупповой контекст», который есть разновид- ность социального контекста. Перспектива исследований психологии меж- групповых отношений должна включить в себя два сечения: отношения между группами «по горизонтали», т.е. между группами, не связанными от- ношениями подчинения, а существующими как бы «рядом» (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о больших группах, и т.д.). Вариант этого сечения
— взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т.д. Второе сечение — отношения между группами «по вертикали», т.е. в системе некоторой их иерархии: бригада, цех, завод, объ- единение и т.п. Этот второй случай логично позволит включить в проблема- тику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социаль- ной психологии — психологию организации (рис. 15).
Реализация такой перспективы будет важным фактором «до- страивания» социальной психологии, поскольку расширит в значительной мере сферу ее практического применения, включит ее в более широкий круг социальных проблем. В условиях современного этапа развития нашего об- щества это — важная социальная функция науки, способствующая стабили- зации общественных отношений.
Рис. 15. Два направления исследований психологии межгрупповых отно-
шений


Раздел психологии межгрупповых отношений логически завершает изучение психологии групп и предваряет более полное и всестороннее ис- следование проблемы личности.
ЛИТЕРАТУРА
Агеев В.С. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия.
— Межличностное восприятие в группе. 1981.
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологичес- кие проблемы. М., 1990.
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отноше- ния // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   25

Раздел IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕ-
МЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 15. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Личность как предмет исследования в социологии и психологии
Весь ход предшествующих рассуждений приводит нас к необходимо- сти рассмотреть теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако прежде чем начать анализ этих проблем, необ- ходимо уточнить тот «разрез», который является специфическим для соци- альной психологии. (Проблема личности в социальной психологии, 1979.)
Уже в многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. При ха- рактеристике основных позиций в дискуссии о предмете социальной психо- логии уже говорилось о том, что одна из них понимала преимущественно под задачей социальной психологии исследование именно личности (Плато- нов, 1979. С. 272), хотя и добавлялось при этом, что личность должна рас- сматриваться в контексте группы. Но так или иначе акцент был сделан наличность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирова- ние в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т.д.
Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для со- циальной психологии личность — отнюдь не главный объект исследования, поскольку сам «замысел» существования этой особой отрасли психологиче- ском знания состоит в том, чтобы изучать «психологию группы». При такой аргументации предполагалось, хотя это и не всегда было выражено открыто, что собственно личность выступает как предмет исследования в общей пси- хологии, а отличие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса. В принятом нами определении социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема этой науки, однако в специфическом аспекте. Характеристика этого аспекта, аргументация в его пользу и должны быть сделаны.
Необходимость этого диктуется еще и другим соображением. Про- блема личности является не только проблемой всей совокупности психоло- гических наук, и поэтому, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности, мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможно- стей человеческой личности настолько велик, что практически все обще- ственные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема лич- ности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею зани- мается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точ- ным обозначением сферы и угла зрения в исследовании этого действительно общезначимого феномена и работать по принципу «все, что будет познано и описано, будет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком рас- суждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эф- фективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самоопределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.

Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме лич-
ности кажется особенно важным еще и потому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к ис- следованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном опреде- лении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.
Таким образом, для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух «ро- дительских» дисциплинах: социологии и психологии. Эта задача не может иметь единого решения для любых систем как социологического, так и пси- хологического знания. Вся трудность ее решения заключается в том, что в зависимости от понимания личности в какой-либо конкретной социологиче- ской или психологической концепции, только и можно понять специфику ее как предмета исследования в социальной психологии. Естественно, что при этом должны быть включены в анализ и те философские предпосылки, кото- рые лежат в основе системы наук о человеке.
В структуре социологического знания довольно точно обозначен раз- дел «Социология личности», еще более прочную традицию имеет внутри общей психологии раздел «Психология личности». Строго говоря, именно относительно этих двух разделов надо найти место и разделу социально- психологической науки «Социальная психология личности». Как видно, предложенный вопрос в каком-то смысле повторяет вопрос об общих грани- цах между социальной психологией и социологией, с одной стороны, и об- щей психологией — с другой. Теперь он может быть обсужден более кон- кретно.
Что касается отличий социально-психологического подхода к иссле- дованию личности от социологического подхода, то эта проблема решается более или менее однозначно. Если система социологического знания имеет дело преимущественно с анализом объективных закономерностей обще- ственного развития, то естественно, что главный фокус интереса здесь — макроструктура общества, и прежде всего такие единицы анализа, как соци- альные институты, законы их функционирования и развития, структура об- щественных отношений, а следовательно, и социальная структура каждого конкретного типа общества.
Все сказанное не означает, что в этом анализе нет места проблемам личности. Как уже отмечалось, безличный характер общественных отноше- ний как отношений между социальными группами не отрицает их опреде- ленной «личностной» окраски, поскольку реализация законов общественно- го развития осуществляется только через деятельность людей. Следователь- но, конкретные люди, личности являются носителями этих общественных отношений. Понять содержание и механизм действия законов общественно- го развития нельзя вне анализа действий личности. Однако для изучения общества на этом макроуровне принципиально важным является положение о том, что для понимания исторического процесса необходимо рассмотрение личности как представителя определенной социальной группы.
В.А. Ядов, отмечая специфику социологического интереса к лично- сти, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как инди- видуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деин- дивидуализированная, деперсонифицированная личность» (Личность и мас- совые коммуникации. 1969. С. 13). Аналогичное решение предлагает и Е.В.