Файл: Учебник для высших учебных заведении. М. Аспект Пресс, 2001.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 317
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Массовая коммуникация и реклама
Система средств массовой информации и пропаганды не может раз-
Система средств массовой информации и пропаганды не может раз-
виваться, не опираясь на научные исследования, в том числе и на исследова- ния социальных психологов, поэтому проблематика социально- психологи- ческих исследований в этой сфере разрабатывается достаточно активно. Есть и удачные примеры приложения результатов этих исследований, примене- ния их рекомендаций в практике (Богомолова, 1991).
Все компоненты рассмотренной выше пятичленной формулы, рас- крывающей структуру коммуникативного процесса, являются объектами прикладных исследований: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. В каждой из групп исследований, посвященных изучению отдельного компонента, выделились наиболее важные и интересные темы.
Это связано с тем обстоятельством, что массовая коммуникация, а значит, и область пропагандистского воздействия, являются разновидностью массово- го общения людей, где информация распространяется преимущественно при помощи технических средств (печать, телевидение, радио). Весь этот про- цесс организуется и направляется определенными социальными института- ми. Высокая социальная ориентированность массовой коммуникации и опо- средованность общения в ней техническими средствами естественно накла- дывают определенный отпечаток на структурные компоненты и отдельные стороны коммуникативного акта.
Коммуникатор приобретает в системе массовой информации как бы
«коллективный» характер, поскольку в его роли здесь выступает не отдель- ный индивид, а определенная социальная группа. Это проявляется в том, что множество людей участвуют в подготовке сообщения, его редактировании, оформлении и т.д. Поэтому в данной области общения четко разграничива- ются такие функции коммуникатора, как: а) продуцирование и б) трансляция сообщения. Коммуникаторы, выступающие лишь в роли трансляторов чу- жих идей (например, дикторы радио и телевидения), играют тем не менее большую роль в процессе воздействия на людей. Весьма своеобразной явля- ется в массовой коммуникации и аудитория. Ее составляют группы весьма различного размера и различной степени организованности: от такой малой группы, как семья, до участников массового митинга и т.п. Почти при всех условиях (за исключением устного публичного выступления лектора в отно- сительно небольшой аудитории, что представляет собой особый случай) аудитория в массовой коммуникации остается анонимной, поскольку ком- муникатор никогда точно не знает, кто будет воспринимать предлагаемое им сообщение. Специфически разрешается здесь вопрос и об «обратной связи», которая не поступает немедленно, что сильно модифицирует весь процесс коммуникативного акта. Такие же специфические особенности можно уста- новить и относительно других компонентов структуры массового коммуни- кативного процесса.
При организации прикладных исследований приходится еще учиты- вать и специфику канала: одни проблемы возникают при изучении восприя- тия коммуникатора, если им является диктор телевидения, и совсем другие, если им является диктор радио. Точно так же совершенно различны психо- логические механизмы воздействия письменного и устного сообщений и т.д.
Прикладные исследования в области массовой коммуникации и пропаганды должны поэтому проводиться применительно к каждому специфическому каналу: для радио, телевидения, печати, устных публичных выступлений.
Исследования такого рода больше продвинуты в социологии. Что же касает-
Все компоненты рассмотренной выше пятичленной формулы, рас- крывающей структуру коммуникативного процесса, являются объектами прикладных исследований: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. В каждой из групп исследований, посвященных изучению отдельного компонента, выделились наиболее важные и интересные темы.
Это связано с тем обстоятельством, что массовая коммуникация, а значит, и область пропагандистского воздействия, являются разновидностью массово- го общения людей, где информация распространяется преимущественно при помощи технических средств (печать, телевидение, радио). Весь этот про- цесс организуется и направляется определенными социальными института- ми. Высокая социальная ориентированность массовой коммуникации и опо- средованность общения в ней техническими средствами естественно накла- дывают определенный отпечаток на структурные компоненты и отдельные стороны коммуникативного акта.
Коммуникатор приобретает в системе массовой информации как бы
«коллективный» характер, поскольку в его роли здесь выступает не отдель- ный индивид, а определенная социальная группа. Это проявляется в том, что множество людей участвуют в подготовке сообщения, его редактировании, оформлении и т.д. Поэтому в данной области общения четко разграничива- ются такие функции коммуникатора, как: а) продуцирование и б) трансляция сообщения. Коммуникаторы, выступающие лишь в роли трансляторов чу- жих идей (например, дикторы радио и телевидения), играют тем не менее большую роль в процессе воздействия на людей. Весьма своеобразной явля- ется в массовой коммуникации и аудитория. Ее составляют группы весьма различного размера и различной степени организованности: от такой малой группы, как семья, до участников массового митинга и т.п. Почти при всех условиях (за исключением устного публичного выступления лектора в отно- сительно небольшой аудитории, что представляет собой особый случай) аудитория в массовой коммуникации остается анонимной, поскольку ком- муникатор никогда точно не знает, кто будет воспринимать предлагаемое им сообщение. Специфически разрешается здесь вопрос и об «обратной связи», которая не поступает немедленно, что сильно модифицирует весь процесс коммуникативного акта. Такие же специфические особенности можно уста- новить и относительно других компонентов структуры массового коммуни- кативного процесса.
При организации прикладных исследований приходится еще учиты- вать и специфику канала: одни проблемы возникают при изучении восприя- тия коммуникатора, если им является диктор телевидения, и совсем другие, если им является диктор радио. Точно так же совершенно различны психо- логические механизмы воздействия письменного и устного сообщений и т.д.
Прикладные исследования в области массовой коммуникации и пропаганды должны поэтому проводиться применительно к каждому специфическому каналу: для радио, телевидения, печати, устных публичных выступлений.
Исследования такого рода больше продвинуты в социологии. Что же касает-
ся социальной психологии, то ее усилия пока весьма разрозненны, отдель- ные частные и весьма «локальные» исследования здесь проводятся иногда по почину самих исследователей, иногда по прямым заказам, например от- дельных студий телевидения.
Так, интересные результаты дало исследование восприятия коммуни- катора. Одна из особенностей восприятия коммуникатора вообще, и в усло- виях массовой коммуникации в особенности, заключается в том, что реци- пиент одновременно воспринимает как исходящее от коммуникатора сооб- щение, так и личность самого коммуникатора. Исследования, в которых объ- ектами были популярные дикторы телевидения, показали, что для повыше- ния эффективности воздействия необходимо учитывать оба эти фактора.
Традиционно выделяемые в социальной психологии такие характеристики коммуникатора, как «доверие» и «привлекательность», приобретают особое значение в прикладном исследовании (Богомолова, 1991).
Цикл исследовании посвящен проблемам оптимизации контакта ком- муникатора с аудиторией за счет использования различных форм общения: монологического и диалогического. Основной набор изучаемых здесь про- блем сводится к следующему: эффективность лекционной пропаганды, спе- цифика аудитории и восприятие ею лекции, ораторское искусство и вообще мастерство лектора и его роль как фактора эффективного воздействия на ау- диторию, проблемы установления психологического контакта с лекционной аудиторией и пр. Хотя эти исследования .преимущественно обращены к аудитории устного публичного выступления, рекомендации, содержащиеся в них, могут быть использованы частично и в других системах массовой коммуникации.
В целом же ситуацию, сложившуюся в области прикладных исследо- ваний сферы массовой коммуникации и пропаганды, нельзя считать удовле- творительной: важность таких исследований осознается и специалистами, и заказчиками, особенно в современных условиях, когда роль средств массо- вой информации многократно возрастает. К социально-психологическим ис- следованиям в области массовой коммуникации тесно примыкают и иссле- дования в области рекламы (Зазыкин, 1992; Ширков, 1994). Их оживление в последние годы тоже заметно в связи с новыми запросами практики. Формы деятельности психолога здесь весьма многообразны, и работа эта относи- тельно хорошо обеспечена достаточно прочной традицией изучения рекламы в мировой социальной психологии.
Школа
В исследования проблем школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно втор- гается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллек- тива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации. Не случайно поэтому в условиях радикальных преобразований школы, связанных с изме- нениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и прак- тическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба.
Как и во многих других странах основными задачами психоло- гической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоро- вой личности, коррекция разного рода затруднении в ее развитии, проблемы
Так, интересные результаты дало исследование восприятия коммуни- катора. Одна из особенностей восприятия коммуникатора вообще, и в усло- виях массовой коммуникации в особенности, заключается в том, что реци- пиент одновременно воспринимает как исходящее от коммуникатора сооб- щение, так и личность самого коммуникатора. Исследования, в которых объ- ектами были популярные дикторы телевидения, показали, что для повыше- ния эффективности воздействия необходимо учитывать оба эти фактора.
Традиционно выделяемые в социальной психологии такие характеристики коммуникатора, как «доверие» и «привлекательность», приобретают особое значение в прикладном исследовании (Богомолова, 1991).
Цикл исследовании посвящен проблемам оптимизации контакта ком- муникатора с аудиторией за счет использования различных форм общения: монологического и диалогического. Основной набор изучаемых здесь про- блем сводится к следующему: эффективность лекционной пропаганды, спе- цифика аудитории и восприятие ею лекции, ораторское искусство и вообще мастерство лектора и его роль как фактора эффективного воздействия на ау- диторию, проблемы установления психологического контакта с лекционной аудиторией и пр. Хотя эти исследования .преимущественно обращены к аудитории устного публичного выступления, рекомендации, содержащиеся в них, могут быть использованы частично и в других системах массовой коммуникации.
В целом же ситуацию, сложившуюся в области прикладных исследо- ваний сферы массовой коммуникации и пропаганды, нельзя считать удовле- творительной: важность таких исследований осознается и специалистами, и заказчиками, особенно в современных условиях, когда роль средств массо- вой информации многократно возрастает. К социально-психологическим ис- следованиям в области массовой коммуникации тесно примыкают и иссле- дования в области рекламы (Зазыкин, 1992; Ширков, 1994). Их оживление в последние годы тоже заметно в связи с новыми запросами практики. Формы деятельности психолога здесь весьма многообразны, и работа эта относи- тельно хорошо обеспечена достаточно прочной традицией изучения рекламы в мировой социальной психологии.
Школа
В исследования проблем школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно втор- гается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллек- тива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации. Не случайно поэтому в условиях радикальных преобразований школы, связанных с изме- нениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и прак- тическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба.
Как и во многих других странах основными задачами психоло- гической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоро- вой личности, коррекция разного рода затруднении в ее развитии, проблемы
профессиональной ориентации и многое другое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие и сами работники школы, и родители, и психологи различных специализаций, прежде всего в области возрастной и педагогической психологии.
Однако среди множества проблем и задач, которые приходится ре- шать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок соб- ственно социально-психологических проблем. Это легко проследить при пе- речислении основных видов деятельности школьного психолога (Рабочая книга школьного психолога, 1991): психологическое просвещение, психоло- гическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагно- стика, психокоррекция. В области психологического просвещения учителей и родителей социальный психолог концентрирует свое внимание на про- блемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида дея- тельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему ха- рактеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно сложно, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие (Дубовская, Тихомандриц- кая, 1994).
В области профилактики акцент на социально-психологические про- блемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, кото- рые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или воз- никают вследствие затруднений ученика в общении с одноклассниками. В данном случае консультационной работе должно предшествовать исследо- вание ситуации, а оно может быть проведено социально- психологическими методами. Особенно при этом следовало бы выделить такие вопросы, как переломные моменты процесса социализации (поиски и кризисы идентично- сти), специфика межгруппового взаимодействия в школе (образы учителя и ученика, их формирование; соотношение модели взаимодействия в коллек- тиве учителей школы и в коллективах классов и т.д.).
Что касается сугубо практической работы, то как и в других сферах общественной жизни психолог выполняет в школе прежде всего функции консультанта, а также прямого участника некоторых видов психологической деятельности. Для него даны два «объекта», с которыми нужно работать. С одной стороны, школил в целом, как некоторая организация. Тогда здесь справедливы все требования, предъявляемые к психологу, работающему в области развития организации: психолог проектирует ситуацию в школе с целью обеспечить оптимальное выполнение ею своих функций. В данном случае он имеет перед собой систему сложных и многоплановых отношений, которые нужно интегрировать. Характер консультаций обращен к этой си- стеме, хотя, конечно, непосредственно они могут быть адресованы и кон- кретному лицу — директору, завучу, педагогу-предметнику, классному ру- ководителю.
С другой стороны, консультационная работа может быть и прин- ципиально иного типа: она в этом случае направлена на оказание индивиду-
альной помощи отдельному лицу: ученику, учителю, кому-то из родителей.
Здесь психолог выступает в роли, аналогичной консультанту в семейной
Однако среди множества проблем и задач, которые приходится ре- шать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок соб- ственно социально-психологических проблем. Это легко проследить при пе- речислении основных видов деятельности школьного психолога (Рабочая книга школьного психолога, 1991): психологическое просвещение, психоло- гическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагно- стика, психокоррекция. В области психологического просвещения учителей и родителей социальный психолог концентрирует свое внимание на про- блемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида дея- тельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему ха- рактеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно сложно, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие (Дубовская, Тихомандриц- кая, 1994).
В области профилактики акцент на социально-психологические про- блемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, кото- рые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или воз- никают вследствие затруднений ученика в общении с одноклассниками. В данном случае консультационной работе должно предшествовать исследо- вание ситуации, а оно может быть проведено социально- психологическими методами. Особенно при этом следовало бы выделить такие вопросы, как переломные моменты процесса социализации (поиски и кризисы идентично- сти), специфика межгруппового взаимодействия в школе (образы учителя и ученика, их формирование; соотношение модели взаимодействия в коллек- тиве учителей школы и в коллективах классов и т.д.).
Что касается сугубо практической работы, то как и в других сферах общественной жизни психолог выполняет в школе прежде всего функции консультанта, а также прямого участника некоторых видов психологической деятельности. Для него даны два «объекта», с которыми нужно работать. С одной стороны, школил в целом, как некоторая организация. Тогда здесь справедливы все требования, предъявляемые к психологу, работающему в области развития организации: психолог проектирует ситуацию в школе с целью обеспечить оптимальное выполнение ею своих функций. В данном случае он имеет перед собой систему сложных и многоплановых отношений, которые нужно интегрировать. Характер консультаций обращен к этой си- стеме, хотя, конечно, непосредственно они могут быть адресованы и кон- кретному лицу — директору, завучу, педагогу-предметнику, классному ру- ководителю.
С другой стороны, консультационная работа может быть и прин- ципиально иного типа: она в этом случае направлена на оказание индивиду-
альной помощи отдельному лицу: ученику, учителю, кому-то из родителей.
Здесь психолог выступает в роли, аналогичной консультанту в семейной
консультации: он разбирает конкретный случай, помогает человеку ориенти- роваться в нем, совместно искать решение (Авдуевская, Араканцева, 1994).
Среди многочисленных «житейских» трудностей, по поводу которых психо- лог дает консультации, есть и трудности, связанные с профессиональной ориентацией. В современном сложном, быстро меняющемся мире проблема профессиональной ориентации приобретает особое значение. Во-первых, потому, что в стране реальной угрозой становится безработица, и, следова- тельно, выбор профессии представляется особенно ответственным. Он тре- бует учета многочисленных факторов: не только характера склонностей и способностей, но и перспектив профессии, наличия рабочих мест в регионе и пр. Во-вторых, потому, что сами формы образования стали более много- образными, и значит, нужно ориентироваться в них с целью лучшего про- гноза своей собственной судьбы: выбрать ли для дальнейшего образования старшие классы обычной школы, перейти ли в лицей или избрать какое-либо учреждение для профессиональной подготовки.
В школу мощно вторгаются новые социальные реалии: изменения экономических структур, норм политической жизни, существенные переори- ентации в мировоззрении. Школьному психологу поэтому предстоит и еще одна сложнейшая работа — помочь ориентироваться ученику в этом меня- ющемся мире. Родители во многом утрачивают свой авторитет, поскольку их опыт представляется молодежи неубедительным, школа сама как система достаточно инерционна и не всегда оперативно реагирует на социальные из- менения. Вместе с тем каждому новому поколению предстоит жить в этом нестабильном мире.
Борьба с противоправным поведением
Борьба с противоправным поведением не «чисто» социально- психологическая сфера деятельности, поскольку традиционно она относи- лась к компетенции юридических наук. Обвальный рост преступности в нашем обществе требует, однако, объединения всех усилий для его преодо- ления. В этой общей борьбе очень четко обозначился и социально- психологический угол зрения. Разделение труда, которое сложилось в этой области между системой юридических дисциплин и социальной психологи- ей, можно условно обозначить следующим образом: охрана общественного порядка, борьба с преступностью, разработка норм судопроизводства, опре- деление меры наказания за преступления — это естественно задача специ- альных общественных органов и соответствующих разделов юридической науки. Однако область профилактики противоправного поведения, в част- ности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителя- ми, — это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная пси- хология.
Вклад, который она может внести в эти совместные усилия, связан с рядом вопросов, разработанных в ней на теоретическом и эксперименталь- ном уровне и относящихся к ее специфической проблематике. Большой блок проблем относится к условиям формирования противоправного поведения
личности. В этой связи проводимые прикладные исследования сосредоточе- ны преимущественно на анализе противоправного поведения несовершенно- летних правонарушителей. Особое значение при этом имеет выяснение во- проса о роли тех первичных ячеек микросреды, в которых формируется лич- ность: семья и школьный класс. С точки зрения социальной психологии,
Среди многочисленных «житейских» трудностей, по поводу которых психо- лог дает консультации, есть и трудности, связанные с профессиональной ориентацией. В современном сложном, быстро меняющемся мире проблема профессиональной ориентации приобретает особое значение. Во-первых, потому, что в стране реальной угрозой становится безработица, и, следова- тельно, выбор профессии представляется особенно ответственным. Он тре- бует учета многочисленных факторов: не только характера склонностей и способностей, но и перспектив профессии, наличия рабочих мест в регионе и пр. Во-вторых, потому, что сами формы образования стали более много- образными, и значит, нужно ориентироваться в них с целью лучшего про- гноза своей собственной судьбы: выбрать ли для дальнейшего образования старшие классы обычной школы, перейти ли в лицей или избрать какое-либо учреждение для профессиональной подготовки.
В школу мощно вторгаются новые социальные реалии: изменения экономических структур, норм политической жизни, существенные переори- ентации в мировоззрении. Школьному психологу поэтому предстоит и еще одна сложнейшая работа — помочь ориентироваться ученику в этом меня- ющемся мире. Родители во многом утрачивают свой авторитет, поскольку их опыт представляется молодежи неубедительным, школа сама как система достаточно инерционна и не всегда оперативно реагирует на социальные из- менения. Вместе с тем каждому новому поколению предстоит жить в этом нестабильном мире.
Борьба с противоправным поведением
Борьба с противоправным поведением не «чисто» социально- психологическая сфера деятельности, поскольку традиционно она относи- лась к компетенции юридических наук. Обвальный рост преступности в нашем обществе требует, однако, объединения всех усилий для его преодо- ления. В этой общей борьбе очень четко обозначился и социально- психологический угол зрения. Разделение труда, которое сложилось в этой области между системой юридических дисциплин и социальной психологи- ей, можно условно обозначить следующим образом: охрана общественного порядка, борьба с преступностью, разработка норм судопроизводства, опре- деление меры наказания за преступления — это естественно задача специ- альных общественных органов и соответствующих разделов юридической науки. Однако область профилактики противоправного поведения, в част- ности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителя- ми, — это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная пси- хология.
Вклад, который она может внести в эти совместные усилия, связан с рядом вопросов, разработанных в ней на теоретическом и эксперименталь- ном уровне и относящихся к ее специфической проблематике. Большой блок проблем относится к условиям формирования противоправного поведения
личности. В этой связи проводимые прикладные исследования сосредоточе- ны преимущественно на анализе противоправного поведения несовершенно- летних правонарушителей. Особое значение при этом имеет выяснение во- проса о роли тех первичных ячеек микросреды, в которых формируется лич- ность: семья и школьный класс. С точки зрения социальной психологии,
здесь особенно значимо ответить на следующие вопросы: каков механизм влияния на подростка группы членства и референтной группы (и механизм выбора определенной группы в качестве референтной)? Какова роль статуса личности в группе для формирования ее нравственно- психологического об- лика? Каков механизм формирования индивидуального отношения к соци- альному контролю и усвоению социальных норм? Наконец, каковы опти- мальные способы воздействия на подростка, еще не совершившего противо- правного поступка, но находящегося в «трудном» возрасте или «трудном» периоде своего развития (Беличева, 1993).
На основании упоминаний в публикациях можно сделать вывод, что исследования в этой области развиты достаточно широко. При выяснении вопроса об условиях формирования противоправного поведения личности, кроме анализа роли семьи и школьного класса, необходимо включение и в более широком плане всей проблематики социализации, формирования у человека социальных установок и ценностных ориентации, становления его личности.
Хотя в специальной литературе и идет дискуссия о правомерности употребления термина «личность преступника», в прикладных исследовани- ях этот вопрос получил определенную разработку. Большинство авторов по- лагают некорректным говорить об особой структуре личности преступника, хотя в каждом случае противоправного поведения выбор варианта поведе- ния имеет предпосылки в системе личностных свойств субъекта, к которым относятся «мировоззрение, опыт, установки, ценностные ориентации, а так- же особенности внутренней системы нравственного и социального контроля, в том числе правосознания» (Кудрявцев, 1978. С. 23). Следовательно, задача социального психолога состоит в том, чтобы помочь выявлению тех откло- нений от свойств личности, соблюдающей нормы поведения, которые мож- но зафиксировать в каждом отдельном правонарушителе. Такой анализ есте- ственно требует выяснения вопроса о том, насколько эффективной является угроза наказания, каково вообще оптимальное соотношение «санкций», применяемых в случае совершения первых проступков, и т.д.
В этой связи особый интерес представляют исследования, по- священные роли конформности правонарушителей по отношению к группам разного типа. Стремление взрослых противостоять «независимости» как проявлению непослушания сплошь и рядом приводит к тому, что эталоном
«позитивного» поведения рассматривается именно конформность. Вместе с тем чисто внешнее принятие позиции группы как раз и приводит неустойчи- вого человека к совершению правонарушения. Исследования конформности среди подростков-правонарушителей дают значительный материал в пользу этого утверждения; они свидетельствуют о том, что не существует одно- значного решения вопроса о роли конформности поведения.
Таким образом, все исследования, связанные с анализом «личности преступника», так или иначе замыкаются на проблеме группы, в частности специально заслуживает внимания исследование референтных групп. При анализе механизма противоправного поведения особенно важно выяснить, при каких условиях утрачивают свою привлекательность для личности такие ячейки микросреды, как семья, школьный класс, и, напротив, приобретают значение такие референтные группы, как группы «неформалов», алко- голиков, наркоманов, рецидивистов. Наряду с решением такого рода задач,
На основании упоминаний в публикациях можно сделать вывод, что исследования в этой области развиты достаточно широко. При выяснении вопроса об условиях формирования противоправного поведения личности, кроме анализа роли семьи и школьного класса, необходимо включение и в более широком плане всей проблематики социализации, формирования у человека социальных установок и ценностных ориентации, становления его личности.
Хотя в специальной литературе и идет дискуссия о правомерности употребления термина «личность преступника», в прикладных исследовани- ях этот вопрос получил определенную разработку. Большинство авторов по- лагают некорректным говорить об особой структуре личности преступника, хотя в каждом случае противоправного поведения выбор варианта поведе- ния имеет предпосылки в системе личностных свойств субъекта, к которым относятся «мировоззрение, опыт, установки, ценностные ориентации, а так- же особенности внутренней системы нравственного и социального контроля, в том числе правосознания» (Кудрявцев, 1978. С. 23). Следовательно, задача социального психолога состоит в том, чтобы помочь выявлению тех откло- нений от свойств личности, соблюдающей нормы поведения, которые мож- но зафиксировать в каждом отдельном правонарушителе. Такой анализ есте- ственно требует выяснения вопроса о том, насколько эффективной является угроза наказания, каково вообще оптимальное соотношение «санкций», применяемых в случае совершения первых проступков, и т.д.
В этой связи особый интерес представляют исследования, по- священные роли конформности правонарушителей по отношению к группам разного типа. Стремление взрослых противостоять «независимости» как проявлению непослушания сплошь и рядом приводит к тому, что эталоном
«позитивного» поведения рассматривается именно конформность. Вместе с тем чисто внешнее принятие позиции группы как раз и приводит неустойчи- вого человека к совершению правонарушения. Исследования конформности среди подростков-правонарушителей дают значительный материал в пользу этого утверждения; они свидетельствуют о том, что не существует одно- значного решения вопроса о роли конформности поведения.
Таким образом, все исследования, связанные с анализом «личности преступника», так или иначе замыкаются на проблеме группы, в частности специально заслуживает внимания исследование референтных групп. При анализе механизма противоправного поведения особенно важно выяснить, при каких условиях утрачивают свою привлекательность для личности такие ячейки микросреды, как семья, школьный класс, и, напротив, приобретают значение такие референтные группы, как группы «неформалов», алко- голиков, наркоманов, рецидивистов. Наряду с решением такого рода задач,