Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
Классы вязкости моторных масел
3.1. Способы передачи крутящего момента
Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ
6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека
6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
В зависимости от температуры окружающей среды используют трансмиссионные масла различных классов: чем ниже температура воздуха, тем ниже должна быть вязкость масла. Естественно, учитывается и рабочая температура узлов и агрегатов.
По эксплуатационным свойствам трансмиссионные масла делят на пять групп:
К группе ТМ-1 относят нигролы зимний и летний (ТУ 38.101529-75), применявшиеся в агрегатах трансмиссий старых автомобилей. Это неочищенные остатки от прямой перегонки нефти. На современных автомобилях не применяются.
К группе ТМ-2 относят масло для коробок передач и рулевого управления – ТС (ОСТ 38.01260-82), класс вязкости 18. Ввиду низких эксплуатационных качеств применяется только на старых моделях легковых автомобилей.
К группе ТМ-3 относятся масла ТСп-10, Тап-15В, ТСп-15к, выпускаемые по ГОСТ 23652-79.
ТСп-10 смесь деасфальтизата с маловязким низкозастывающим дистиллятным маслом типа велосита и трансформаторного, содержащая противозадирную депрессорную и антипенную присадки. Масло широко применяется в агрегатах трансмиссий различных автомобилей при температуре окружающего воздуха до минус 45 ºC, контактных напряжениях до 2500 МПа и скоростях скольжения до 17 м/с.
ТАп-15В – смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масел или фильтрата обезмасливания парафинов, содержащая противозадирную и депрессорную присадки. Применяется всесезонно в агрегатах трансмиссий и зубчатых редукторов при температуре окружающего воздуха до минус 25 ºC, контактных напряжениях до 2500 МПа и скоростях скольжения до 17м/с. Совместимо с маслами марок ТСп-15к и ТСп-10 в любых соотношениях.
ТСп-15к – смесь дистиллятного и остаточного масел селективной очистки, содержащая противозадирную, антипенную, антиокислительную и противоизносную (комплексную), а также депрессорную присадки. Применяется всесезонно в агрегатах трансмиссий автомобилей, зубчатых редукторах (кроме гипоидных), работающих при температуре окружающего воздуха до минус 30 ºC, контактных напряжениях до 2500 МПа и скоростях скольжения до 17м/с.
К группе ТМ-4 относят масла ТСз-9гип (ОСТ 38.101158-78), ТСп-14гип (ГОСТ 23652-79) и ТСгип (ОСТ 38.01260-82).
ТСз-9гип – смесь маловязкого низкозастывающего масла с остаточным высоковязким маслом, загущенная полиметакрилатом. Присутствуют противозадирная, антикоррозийная, депрессорная и антипенная присадки. Применяется для
смазки агрегатов трансмиссий автомобилей, включая и гипоидные главные передачи, эксплуатирующихся в холодном климатическом регионе при температуре окружающего воздуха до минус 50ºC.
ТСп-14гип – смесь остаточного и дистиллятного масел из сернистых нефтей, селективной очистки, содержащая противозадирную, антиокис-лительную и моющую (комплексную), депрессорную и антипенную присадки. Масло применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей, эксплуатирующихся при температуре окружающего воздуха до минус 35 ºC, контактных напряжениях до 3500 МПа и скоростях скольжения до 18м/с. При температуре ниже минус 35 ºC допускается добавление 10–15% дизельного топлива марки З или А.
ТСгип – осернённая смесь нигрола или экстракта нитробензольной очистки остаточных масел с маловязким маслом. Масло применяется для ведущих мостов легковых автомобилей с гипоидной главной передачей (за исключением автомобилей ВАЗ), работающих при температуре окружающего воздуха до минус 20 ºC, контактных напряжениях до 3500 МПа и скоростях скольжения до 16 м/с. Кинематическая вязкость масла ТС-9гип при темпера-туре 100 ºC в пределах 21–32 мм2/2.
Группа ТМ-5 включает масла ТМ-5-12рк (ТУ 38.101844-80) и ТАД-17и (ГОСТ 23652-79).
Масло ТМ-5-12рк – перспективное универсальное рабоче-консерва-ционное масло. Представляет собой низкозастывающее масло селективной очистки, загущенное полиметакрилатом, с добавлением многофункциональной и антипенной присадок, а также ингибитора коррозии. Применяется для агрегатов трансмиссий и различных зубчатых редукторов, имеющих цилиндрические, конические, спирально-конические, гипоидные и некоторые червячные передачи при скоростях скольжения до 17 м/c и контактных напряжениях в зацеплении зубьев до 4000 МПа, обеспечивая эксплуатацию и хранение техники без коррозийного поражения в течение не менее 10 лет.
ТАД-17 и базовое масло – ТБ-20, содержащие депрессорную, много-функциональную и антипенную присадки. Это универсальное всесезонное масло. Применяется в умеренном климатическом районе для смазывания агрегатов трансмиссий автомобилей ВАЗ и другой техники при температуре окружающего воздуха до минус 30 ºC.
Основные показатели перечисленных марок трансмиссионных масел отражены в табл. 3.3.
Таблица 3.3 Основные эксплуатационные характеристики масел для механических трансмиссий | |||||||
Показатель | ТМ-5-12рк | ТСп-10 | ТСз-9гип | ТАп-15В | ТСп-15к | ТСп-14гип | ТСгип |
Вязкость динамическая, Па·с, при температуре: –50 ºC………………… –40 ºC………………… –30 ºC………………… –20 ºC………………… –10 ºC………………… 0 ºC…………………. Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: 50 ºC……………….. 100 ºC……………… Температура застывания, ºC, не выше Температура вспышки в открытом тигле, ºC, не ниже Смазывающие свойства: удельная нагрузка заедания шестерен стенда IАЕ, МПа, не менее……. | 280–350 30–60 7,5–13 2,5–4,5 1,4–1,7 0,6–0,8 48–55 не менее 12 –45 180 3150 | 3000–8000 300–700 40–100 9–25 3–6 1–2 55–60 не менее 10 –40 128 2340 | 35–100 8–20 2–5 1–2 0,5–0,9 0,2–0,5 36–40 не менее 9 –50 160 2900 | – – 3000–5000 200–300 20–40 5–10 130–140 14–16 –20 180 2270 | – 4500–8000 300–550 40–70 8–15 2–3 95–100 не менее 15 –25 180 2480 | – 4000–8000 300–500 не более 80 10–20 2–5 95–100 не менее 14 –25 180 3000 | – – 300–10000 400–1000 55–150 15–30 200–300 20,5–32,4 –20 170 2840 |
Показатель износа (ГОСТ 9490 – 75), мм, не более………………. | 0,6 | 0,7–0,9 | 0,8–1,1 | 0,6–0,8 | 0,5 | 0,7–0,8 | 0,9–1,2 |
Продолжение табл. 3.3
Показатель | ТМ-5-12рк | ТСп-10 | ТСз-9гип | ТАп-15В | ТСп-15к | ТСп-14гип | ТСгип |
Примерный темпера- турный диапазон приме- нения, ºC………………... | От –50 до 150 | От –45 до 140 | От –50 до 100 | От –25 до 130 | От –30 до 150 | От –35 до 130 | От –50 до 150 |
Продолжение табл. 3.3 | |||||||
Показатель | ТСЗп-8 | МТ-8п | Шарнирное ВНИИ НП-25 | ||||
Вязкость динамическая, Па·с, при температуре: –50 ºC…………………… –40 ºC…………………… –30 ºC………………… –20 ºC………………… –10 ºC………………… 0 ºC…………………. | 50–80 11–15 3,8–4,8 1–1,5 0,4–0,7 0,2–0,3 | – – 30 4,6 1,6 0.8 | – не более 55 000 15 4,0 1,5 0,7 | ||||
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: 50 ºC……………….. 100 ºC……………… | 26–30 7,5–8,5 | 28–32 8–9 | 40 не менее 9,8 | ||||
Температура застывания, ºC, не выше | –50 | –30 | –54 | ||||
Температура вспышки в открытом тигле, ºC, не ниже | 170 | 180 | 135 | ||||
Смазывающие свойства: удельная нагрузка заедания шестерен стенда IАЕ, МПа, не менее……. | 2840 | 1900 | – |
Окончание табл. 3.3
Показатель | ТСЗп-8 | МТ-8п | Шарнирное ВНИИ НП-25 |
Показатель износа (ГОСТ 9490 – 75), мм, не более………………. | 0,4–0,5 | 0,4–0,5 | – |
Примерный температурный диапазон применения, ºC……………….............................. | От – 50 до 150 | От – 35 до 150 | От – 45 до 130 |
3.4.1. Масла для гидромеханических и
гидрообъемных передач
Особенностью масел для гидромеханических и гидрообъемных передач является наличие фрикционных свойств, позволяющих организовать четкую работу фрикционных дисков включения передач.
Фрикционные свойства масел обеспечиваются за счет силы взаимодействия его молекул между собой и с поверхностью дисков. В результате создается сопротивление сдвигу больше, чем передаваемый крутящий момент. Фрикционные свойства оценивают коэффициентом трения, который находится в пределах 0,1–0,18 и зависит от фрикционных свойств масла и скорости скольжения. Коэффициент трения обычно стабилизируется при скорости скольжения больше 0,1 м/с.
Антифрикционные, противоизносные и другие свойства масел для гидромеханических трансмиссий в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями обеспечиваются их вязкостными характеристиками, наличием присадок, механизм действия которых аналогичен действию в механических трансмиссиях.
На технике, имеющей гидромеханические коробки передач широко используются масла марок А (ТУ 38.101179-79), МГТ (ТУ 38.401494-84), а для обеспечения работы гидроусилителей рулевого управления – масло Р (ТУ 38.101179).
А – маловязкое масло глубокой селективной очистки, загущенное полиизобутиленом, содержащее антиокислительную и противоизносную (универсальную), детергентно-диспергирующую, депрессорную и антипенную присадки. Применяется всесезонно в гидромеханических коробках передач и гидротрансформаторах автомобилей, тягачей и других машин в умеренной климатической зоне. Обладает высокой термоокислительной стабильностью, хорошими низкотемпературными свойствами. Дублирующее масло марки МГТ. Масла совместимы в любых соотношениях. Масло марки А может применяться в качестве рабочей жидкости в различных гидравлических системах, в гидроамортизаторах, в гидроусилителях руля.
МГТ – маловязкое, низкозастывающее масло, загущенное низкомоле-кулярным полимером, содержащее комплекс высокоэффективных присадок. Применяется всесезонно до минус 50 ºC аналогично маслу марки А.
В гидромеханических передачах тяжелых многоосных автомобилей может быть использована также смесь 30% М-16-А(т) и 70% веретённого АУ. Для улучшения защитных свойств к смеси добавляют до 10% присадки АКОР-1. Смесь может применяться в качестве дублирующего масла марки А.