Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел

Таблица 2.4

Классы вязкости моторных масел

Глава 3

Трансмиссионные масла

3.1. Способы передачи крутящего момента

Продолжение табл. 3.3

Окончание табл. 3.3

Глава 5

Специальные жидкости

5.1. Охлаждающие жидкости

Таблица 5.10

Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей

6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ

Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.

6.2. Потери топлива

6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов

6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта

6.5. Экономия ГСМ

6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека

6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел

6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники



В зависимости от температуры окружающей среды используют трансмиссионные масла различных классов: чем ниже температура воздуха, тем ниже должна быть вязкость масла. Естественно, учитывается и рабочая температура узлов и агрегатов.

По эксплуатационным свойствам трансмиссионные масла делят на пять групп:

К группе ТМ-1 относят нигролы зимний и летний (ТУ 38.101529-75), применявшиеся в агрегатах трансмиссий старых автомобилей. Это неочищенные остатки от прямой перегонки нефти. На современных автомобилях не применяются.

К группе ТМ-2 относят масло для коробок передач и рулевого управления – ТС (ОСТ 38.01260-82), класс вязкости 18. Ввиду низких эксплуатационных качеств применяется только на старых моделях легковых автомобилей.

К группе ТМ-3 относятся масла ТСп-10, Тап-15В, ТСп-15к, выпускаемые по ГОСТ 23652-79.

ТСп-10 смесь деасфальтизата с маловязким низкозастывающим дистиллятным маслом типа велосита и трансформаторного, содержащая противозадирную депрессорную и антипенную присадки. Масло широко применяется в агрегатах трансмиссий различных автомобилей при температуре окружающего воздуха до минус 45 ºC, контактных напряжениях до 2500 МПа и скоростях скольжения до 17 м/с.

ТАп-15В – смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масел или фильтрата обезмасливания парафинов, содержащая противозадирную и депрессорную присадки. Применяется всесезонно в агрегатах трансмиссий и зубчатых редукторов при температуре окружающего воздуха до минус 25 ºC, контактных напряжениях до 2500 МПа и скоростях скольжения до 17м/с. Совместимо с маслами марок ТСп-15к и ТСп-10 в любых соотношениях.

ТСп-15к – смесь дистиллятного и остаточного масел селективной очистки, содержащая противозадирную, антипенную, антиокислительную и противоизносную (комплексную), а также депрессорную присадки. Применяется всесезонно в агрегатах трансмиссий автомобилей, зубчатых редукторах (кроме гипоидных), работающих при температуре окружающего воздуха до минус 30 ºC, контактных напряжениях до 2500 МПа и скоростях скольжения до 17м/с.

К группе ТМ-4 относят масла ТСз-9гип (ОСТ 38.101158-78), ТСп-14гип (ГОСТ 23652-79) и ТСгип (ОСТ 38.01260-82).

ТСз-9гип – смесь маловязкого низкозастывающего масла с остаточным высоковязким маслом, загущенная полиметакрилатом. Присутствуют противозадирная, антикоррозийная, депрессорная и антипенная присадки. Применяется для
смазки агрегатов трансмиссий автомобилей, включая и гипоидные главные передачи, эксплуатирующихся в холодном климатическом регионе при температуре окружающего воздуха до минус 50ºC.

ТСп-14гип – смесь остаточного и дистиллятного масел из сернистых нефтей, селективной очистки, содержащая противозадирную, антиокис-лительную и моющую (комплексную), депрессорную и антипенную присадки. Масло применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей, эксплуатирующихся при температуре окружающего воздуха до минус 35 ºC, контактных напряжениях до 3500 МПа и скоростях скольжения до 18м/с. При температуре ниже минус 35 ºC допускается добавление 10–15% дизельного топлива марки З или А.

ТСгип – осернённая смесь нигрола или экстракта нитробензольной очистки остаточных масел с маловязким маслом. Масло применяется для ведущих мостов легковых автомобилей с гипоидной главной передачей (за исключением автомобилей ВАЗ), работающих при температуре окружающего воздуха до минус 20 ºC, контактных напряжениях до 3500 МПа и скоростях скольжения до 16 м/с. Кинематическая вязкость масла ТС-9гип при темпера-туре 100 ºC в пределах 21–32 мм2/2.

Группа ТМ-5 включает масла ТМ-5-12рк (ТУ 38.101844-80) и ТАД-17и (ГОСТ 23652-79).

Масло ТМ-5-12рк – перспективное универсальное рабоче-консерва-ционное масло. Представляет собой низкозастывающее масло селективной очистки, загущенное полиметакрилатом, с добавлением многофункциональной и антипенной присадок, а также ингибитора коррозии. Применяется для агрегатов трансмиссий и различных зубчатых редукторов, имеющих цилиндрические, конические, спирально-конические, гипоидные и некоторые червячные передачи при скоростях скольжения до 17 м/c и контактных напряжениях в зацеплении зубьев до 4000 МПа, обеспечивая эксплуатацию и хранение техники без коррозийного поражения в течение не менее 10 лет.

ТАД-17 и базовое масло – ТБ-20, содержащие депрессорную, много-функциональную и антипенную присадки. Это универсальное всесезонное масло. Применяется в умеренном климатическом районе для смазывания агрегатов трансмиссий автомобилей ВАЗ и другой техники при температуре окружающего воздуха до минус 30 ºC.


Основные показатели перечисленных марок трансмиссионных масел отражены в табл. 3.3.


Таблица 3.3

Основные эксплуатационные характеристики масел для механических трансмиссий



Показатель


ТМ-5-12рк



ТСп-10




ТСз-9гип



ТАп-15В


ТСп-15к

ТСп-14гип


ТСгип

Вязкость динамическая, Па·с, при температуре:

–50 ºC…………………

–40 ºC…………………

–30 ºC…………………

–20 ºC…………………

–10 ºC…………………

0 ºC………………….
Вязкость кинематическая,

мм2/с, при температуре:

50 ºC………………..

100 ºC………………
Температура застывания, ºC, не выше
Температура вспышки в открытом тигле, ºC, не ниже
Смазывающие свойства:

удельная нагрузка заедания шестерен стенда

IАЕ, МПа, не менее…….



280–350

30–60

7,5–13

2,5–4,5

1,4–1,7

0,6–0,8


48–55

не менее 12

–45

180

3150



3000–8000

300–700

40–100

9–25

3–6

1–2


55–60

не менее 10

–40

128

2340



35–100

8–20

2–5

1–2

0,5–0,9

0,2–0,5


36–40

не менее 9

–50

160

2900







3000–5000

200–300

20–40

5–10


130–140

14–16

–20

180

2270





4500–8000

300–550

40–70

8–15

2–3


95–100

не менее 15

–25

180

2480





4000–8000

300–500

не более 80

10–20

2–5


95–100

не менее 14

–25

180

3000







300–10000

400–1000

55–150

15–30


200–300

20,5–32,4

–20

170

2840


Показатель износа

(ГОСТ 9490 – 75), мм,

не более……………….



0,6



0,7–0,9



0,8–1,1



0,6–0,8



0,5



0,7–0,8



0,9–1,2

Продолжение табл. 3.3



Показатель



ТМ-5-12рк



ТСп-10



ТСз-9гип


ТАп-15В


ТСп-15к


ТСп-14гип


ТСгип

Примерный темпера-

турный диапазон приме-

нения, ºC………………...

От –50

до 150

От –45

до 140

От –50

до 100

От –25

до 130

От –30

до 150


От –35

до 130

От –50

до 150

Продолжение табл. 3.3




Показатель

ТСЗп-8

МТ-8п

Шарнирное ВНИИ

НП-25

Вязкость динамическая, Па·с, при температуре:

–50 ºC……………………

–40 ºC……………………

–30 ºC…………………

–20 ºC…………………

–10 ºC…………………

0 ºC………………….


50–80

11–15

3,8–4,8

1–1,5

0,4–0,7

0,2–0,3





30

4,6

1,6

0.8



не более 55 000

15

4,0

1,5

0,7

Вязкость кинематическая,

мм2/с, при температуре:

50 ºC………………..

100 ºC………………

26–30

7,5–8,5

28–32

8–9

40

не менее 9,8

Температура застывания, ºC, не выше

–50

–30

–54

Температура вспышки в открытом тигле, ºC, не ниже

170

180

135

Смазывающие свойства:

удельная нагрузка заедания шестерен стенда

IАЕ, МПа, не менее…….


2840


1900


Окончание табл. 3.3





Показатель

ТСЗп-8

МТ-8п

Шарнирное ВНИИ

НП-25

Показатель износа (ГОСТ 9490 – 75), мм, не более……………….

0,4–0,5


0,4–0,5



Примерный температурный диапазон применения, ºC………………..............................

От – 50 до 150

От – 35 до 150

От – 45 до 130



3.4.1. Масла для гидромеханических и

гидрообъемных передач
Особенностью масел для гидромеханических и гидрообъемных передач является наличие фрикционных свойств, позволяющих организовать четкую работу фрикционных дисков включения передач.

Фрикционные свойства масел обеспечиваются за счет силы взаимодействия его молекул между собой и с поверхностью дисков. В результате создается сопротивление сдвигу больше, чем передаваемый крутящий момент. Фрикционные свойства оценивают коэффициентом трения, который находится в пределах 0,1–0,18 и зависит от фрикционных свойств масла и скорости скольжения. Коэффициент трения обычно стабилизируется при скорости скольжения больше 0,1 м/с.

Антифрикционные, противоизносные и другие свойства масел для гидромеханических трансмиссий в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями обеспечиваются их вязкостными характеристиками, наличием присадок, механизм действия которых аналогичен действию в механических трансмиссиях.

На технике, имеющей гидромеханические коробки передач широко используются масла марок А (ТУ 38.101179-79), МГТ (ТУ 38.401494-84), а для обеспечения работы гидроусилителей рулевого управления – масло Р (ТУ 38.101179).

А – маловязкое масло глубокой селективной очистки, загущенное полиизобутиленом, содержащее антиокислительную и противоизносную (универсальную), детергентно-диспергирующую, депрессорную и антипенную присадки. Применяется всесезонно в гидромеханических коробках передач и гидротрансформаторах автомобилей, тягачей и других машин в умеренной климатической зоне. Обладает высокой термоокислительной стабильностью, хорошими низкотемпературными свойствами. Дублирующее масло марки МГТ. Масла совместимы в любых соотношениях. Масло марки А может применяться в качестве рабочей жидкости в различных гидравлических системах, в гидроамортизаторах, в гидроусилителях руля.

МГТ – маловязкое, низкозастывающее масло, загущенное низкомоле-кулярным полимером, содержащее комплекс высокоэффективных присадок. Применяется всесезонно до минус 50 ºC аналогично маслу марки А.

В гидромеханических передачах тяжелых многоосных автомобилей может быть использована также смесь 30% М-16-А(т) и 70% веретённого АУ. Для улучшения защитных свойств к смеси добавляют до 10% присадки АКОР-1. Смесь может применяться в качестве дублирующего масла марки А.