Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
Классы вязкости моторных масел
3.1. Способы передачи крутящего момента
Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ
6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека
6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
3). Такую шкалу имеют и кислотные ареометры.
Приготовление электролита и коррекция его плотности в зависимости от температуры окружающего воздуха производится с использованием как серной кислоты концентрированной (плотность 1,83 г/см3), так и промежуточного электролита повышенной плотности (1,40 г/см3).
Необходимые плотности электролита в зависимости от районов эксплуатации в различных климатических условиях, а также расход реагентов представлены в табл. 5.15 и 5.16.
Таблица 5.15
Плотность электролита при эксплуатации
в различных климатических районах
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от значе-ний, приведённых в таблице, на 0,01 г/см3.
Таблица 5.16
Количество дистиллированной воды, аккумуляторной серной кислоты
или концентрированного электролита, необходимое для приготовления
1 л электролита требуемой плотности (при 25 С)
Окончание табл. 5.16
Работа с серной кислотой и её растворами связана с возможностью получения ожогов при попадании жидкостей на открытые участки тела. Ткани одежды разрушаются при воздействии даже слабых растворов.
Для приготовления электролита используют кислотостойкие посуду и инструменты (пластмасса, эбонит, керамика, фарфор, стекло). Стекло должно быть химическое, не растрескивающееся при резких изменениях температур.
Следует применять резиновые фартук и перчатки, а также защитные очки. При попадании растворов на открытые участки тела, кислоту или электролит немедленно нейтрализуют при помощи 10% раствора аммиака (нашатырного спирта) или кальцинированной соды с последующей промывкой большим количеством воды.
При смешивании кислоты с водой следует вливать кислоту в воду тонкой струйкой. При смешивании кислоты и воды выделяется большое количество тепла. Если вливать воду в кислоту, то из-за невысокой плотности вода растечётся по поверхности кислоты и закипит. Брызги воды будут захватывать кислоту и при попадании на кожу вызовут тяжёлые химические ожоги.
Поскольку даже при правильном смешивании кислоты с водой раствор сильно нагревается, после приготовления электролита его следует охладить и измерить плотность. В батарею следует заливать электролит при интервале температур 15…30 С.
Плотность электролита измеряют ареометрами различной конструкции. Уменьшение плотности на 0,01 г/см3 при температуре 25 С соответствует разрядке аккумуляторной батареи на 6%, на 0,02 г/см3 – 12% и т. д. Падение плотности на 0,16 г/см3 свидетельствует о полной разрядке батареи.
Глава 6
Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (ГСМ)
Основным энергетическим показателем горючего является теплота, выделившаяся при сгорании 1 кг топлива. Кроме того, при изменении температуры горючего в широких пределах объём его значительно изменяется. Так, например, при понижении температуры на 40 °С объём горючего в желез-нодорожной цистерне вместимостью 60 м3 уменьшается приблизительно на 2000 л при неизменной массе.
Поэтому горючее и масла учитывают в массовых единицах.
При выдаче горючего на пунктах заправки учёт ведут в литрах, но трижды в день замеряют плотность и затем в конце смены, переводят в килограммы.
В средствах хранения нефтепродуктов определяют объём (по высоте налива и градуировочным таблицам) и плотность на момент определения объёма.
В средствах транспортирования объём определяют при помощи калибровочных отметок или таблиц.
В таре (бочках, канистрах) определяют непосредственно массу горючего или масла взвешиванием.
Так как горючее и особенно масла являются весьма дорогостоящими продуктами, то в нашей стране уже более 50 лет действует государственная система нормирования расхода горючего. При этом она постоянно совершенствуется. До 1960 г. нормы расхода определялись только пробегом автомобиля, а у порожней машины расход значительно меньше, чем у полностью гружённой. В 1960 г. введены нормы расхода топлива для автомобилей, учитывающие не только пробег, но и выполненную транспортную работу, расстояние перевозок, дорожные и климатические условия. При этом немаловажное значение приобретает техническое состояние автомобиля, умелое вождение, сокращение порожних пробегов, широкое использование прицепов и полуприцепов.
С 1976 г. стали действовать временные линейные нормы расхода топлива, в которых учтены качественные изменения подвижного состава. Нормы на пробег порожнего автомобиля снижены на 2–4% и на 13–20% – на транспортную работу, что позволило получить дополнительную экономию топлива. На основе норм можно дифференцированно определить расход топлива в зависимости от марки и модели подвижного состава, расстояния перевозок, количества поездок и перевезённого груза, дорожных и климатических условий.
В каждой организации, эксплуатирующей автомобили, должны быть удельные и эксплуатационные нормы расхода топлива. На каждый автомобиль необходимо вести путевой и учётный листы, что позволит обеспечить строгий учёт расхода горючего и определять меры по его экономии.
Важную роль играет правильная организация приёма, учёта, хранения и выдачи нефтепродуктов.
Под нормой расхода топлива для автомобилей понимают предельно допустимое количество топлива, необходимое для выполнения перевозок или другой работы при установленном режиме (качестве) и с учётом конкретных технико-эксплуатационных условий выполнения этих перевозок (работы).
Одним из основных требований, которому должны отвечать нормы расхода, является их соответствие техническому прогрессу, достигнутому в автомобилестроении, а также более совершенным формам и методам организации транспортного процесса. Поэтому действующие нормы расхода должны периодически пересматриваться и быть приводимыми в соответствие как с изменившимися организационными формами работы автомобильного транспорта, так и с его постоянно совершенствующейся материальной частью.
Государственным НИИ автомобильного транспорта разработаны “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте” — руководящий документ Р 3112194-0366-03. Нормы утверждены первым заместителем министра транспорта РФ 29 апреля 2003 г. Срок действия норм с 29.04.03 г. до 1.1.08 г. [20]. ( С 03.08г. Действуют новые нормы [25,26] ).
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
– базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряжённом состоянии;
– транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:
а) автобуса, где учитывается снаряжённая масса и нормируемая по назначению автобуса загрузка пассажиров;
б) самосвала, где учитывается снаряжённая масса и нормируемая (коэффициент 0,5) загрузка самосвала;
– транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т. км) транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом (или с использованием установленных коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно с дизельными или бензиновыми двигателями, или с использованием более точных расчётов, выполняемых ФГУП НИИАТ по специальной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС).
Приготовление электролита и коррекция его плотности в зависимости от температуры окружающего воздуха производится с использованием как серной кислоты концентрированной (плотность 1,83 г/см3), так и промежуточного электролита повышенной плотности (1,40 г/см3).
Необходимые плотности электролита в зависимости от районов эксплуатации в различных климатических условиях, а также расход реагентов представлены в табл. 5.15 и 5.16.
Таблица 5.15
Плотность электролита при эксплуатации
в различных климатических районах
Климатические районы (средняя месячная температура воздуха в январе) | Время года | Плотность электролита, приведенная к 25 °С г/см3 | |
Заливаемого в батарею | После полного заряда | ||
Очень холодный (–50... –30 С) | Зима Лето | 1,28 1,24 | 1,30 1,26 |
Холодный (–30... –15 С) | Круглый год | 1,26 | 1,28 |
Умеренный (–15... –8 С) | Тоже | 1,26 | 1,28 |
Жаркий сухой (-15...+4 С) | – | 1,22 | 1,24 |
Теплый влажный (0...+4 С) | – | 1,21 | 1,23 |
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от значе-ний, приведённых в таблице, на 0,01 г/см3.
Таблица 5.16
Количество дистиллированной воды, аккумуляторной серной кислоты
или концентрированного электролита, необходимое для приготовления
1 л электролита требуемой плотности (при 25 С)
Требуемая плотность электролита при +25 С, г/см3 | Температура замерзания, С | Количество воды и серной кислоты плотностью 1,83 г/см3, л | Количество воды и концентрированного электролита плотностью 1,40 г/см3, л | ||
воды | кислоты | воды | электролита | ||
1,20 | –30 | 0,859 | 0,200 | 0,547 | 0,476 |
1,21 | –34 | 0,849 | 0,211 | 0.519 | 0,500 |
Окончание табл. 5.16
Требуемая плотность электролита при +25С, г/см3 | Температура замерзания, С | Количество воды и серной кислоты плотностью 1,83 г/см3, л | Количество воды и концентрированного электролита плотностью 1,40 г/см3, л | ||
воды | кислоты | воды | электролита | ||
1,22 | –38 | 0,839 | 0,221 | 0,491 | 0,524 |
1,23 | –42 | 0,829 | 0,231 | 0,465 | 0,549 |
1,24 | –50 | 0,819 | 0,242 | 0,438 | 0,572 |
1,25 | –54 | 0,809 | 0,253 | 0,410 | 0,601 |
1,26 | –58 | 0,800 | 0,263 | 0,382 | 0,624 |
1,27 | –60 | 0,791 | 0,274 | 0,357 | 0,652 |
1,28 | –64 | 0,781 | 0,285 | 0,329 | 0,679 |
1,29 | –68 | 0,772 | 0,295 | 0,302 | 0,705 |
1,30 | –66 | 0,761 | 0,306 | 0,250 | 0,750 |
1,31 | –60 | 0,750 | 0,316 | 0,225 | 0,775 |
1,40 | –36 | 0,650 | 0,423 | – | 1,000 |
Работа с серной кислотой и её растворами связана с возможностью получения ожогов при попадании жидкостей на открытые участки тела. Ткани одежды разрушаются при воздействии даже слабых растворов.
Для приготовления электролита используют кислотостойкие посуду и инструменты (пластмасса, эбонит, керамика, фарфор, стекло). Стекло должно быть химическое, не растрескивающееся при резких изменениях температур.
Следует применять резиновые фартук и перчатки, а также защитные очки. При попадании растворов на открытые участки тела, кислоту или электролит немедленно нейтрализуют при помощи 10% раствора аммиака (нашатырного спирта) или кальцинированной соды с последующей промывкой большим количеством воды.
При смешивании кислоты с водой следует вливать кислоту в воду тонкой струйкой. При смешивании кислоты и воды выделяется большое количество тепла. Если вливать воду в кислоту, то из-за невысокой плотности вода растечётся по поверхности кислоты и закипит. Брызги воды будут захватывать кислоту и при попадании на кожу вызовут тяжёлые химические ожоги.
Поскольку даже при правильном смешивании кислоты с водой раствор сильно нагревается, после приготовления электролита его следует охладить и измерить плотность. В батарею следует заливать электролит при интервале температур 15…30 С.
Плотность электролита измеряют ареометрами различной конструкции. Уменьшение плотности на 0,01 г/см3 при температуре 25 С соответствует разрядке аккумуляторной батареи на 6%, на 0,02 г/см3 – 12% и т. д. Падение плотности на 0,16 г/см3 свидетельствует о полной разрядке батареи.
Глава 6
Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (ГСМ)
6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ
Основным энергетическим показателем горючего является теплота, выделившаяся при сгорании 1 кг топлива. Кроме того, при изменении температуры горючего в широких пределах объём его значительно изменяется. Так, например, при понижении температуры на 40 °С объём горючего в желез-нодорожной цистерне вместимостью 60 м3 уменьшается приблизительно на 2000 л при неизменной массе.
Поэтому горючее и масла учитывают в массовых единицах.
При выдаче горючего на пунктах заправки учёт ведут в литрах, но трижды в день замеряют плотность и затем в конце смены, переводят в килограммы.
В средствах хранения нефтепродуктов определяют объём (по высоте налива и градуировочным таблицам) и плотность на момент определения объёма.
В средствах транспортирования объём определяют при помощи калибровочных отметок или таблиц.
В таре (бочках, канистрах) определяют непосредственно массу горючего или масла взвешиванием.
Так как горючее и особенно масла являются весьма дорогостоящими продуктами, то в нашей стране уже более 50 лет действует государственная система нормирования расхода горючего. При этом она постоянно совершенствуется. До 1960 г. нормы расхода определялись только пробегом автомобиля, а у порожней машины расход значительно меньше, чем у полностью гружённой. В 1960 г. введены нормы расхода топлива для автомобилей, учитывающие не только пробег, но и выполненную транспортную работу, расстояние перевозок, дорожные и климатические условия. При этом немаловажное значение приобретает техническое состояние автомобиля, умелое вождение, сокращение порожних пробегов, широкое использование прицепов и полуприцепов.
С 1976 г. стали действовать временные линейные нормы расхода топлива, в которых учтены качественные изменения подвижного состава. Нормы на пробег порожнего автомобиля снижены на 2–4% и на 13–20% – на транспортную работу, что позволило получить дополнительную экономию топлива. На основе норм можно дифференцированно определить расход топлива в зависимости от марки и модели подвижного состава, расстояния перевозок, количества поездок и перевезённого груза, дорожных и климатических условий.
В каждой организации, эксплуатирующей автомобили, должны быть удельные и эксплуатационные нормы расхода топлива. На каждый автомобиль необходимо вести путевой и учётный листы, что позволит обеспечить строгий учёт расхода горючего и определять меры по его экономии.
Важную роль играет правильная организация приёма, учёта, хранения и выдачи нефтепродуктов.
Под нормой расхода топлива для автомобилей понимают предельно допустимое количество топлива, необходимое для выполнения перевозок или другой работы при установленном режиме (качестве) и с учётом конкретных технико-эксплуатационных условий выполнения этих перевозок (работы).
Одним из основных требований, которому должны отвечать нормы расхода, является их соответствие техническому прогрессу, достигнутому в автомобилестроении, а также более совершенным формам и методам организации транспортного процесса. Поэтому действующие нормы расхода должны периодически пересматриваться и быть приводимыми в соответствие как с изменившимися организационными формами работы автомобильного транспорта, так и с его постоянно совершенствующейся материальной частью.
Государственным НИИ автомобильного транспорта разработаны “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте” — руководящий документ Р 3112194-0366-03. Нормы утверждены первым заместителем министра транспорта РФ 29 апреля 2003 г. Срок действия норм с 29.04.03 г. до 1.1.08 г. [20]. ( С 03.08г. Действуют новые нормы [25,26] ).
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
– базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряжённом состоянии;
– транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:
а) автобуса, где учитывается снаряжённая масса и нормируемая по назначению автобуса загрузка пассажиров;
б) самосвала, где учитывается снаряжённая масса и нормируемая (коэффициент 0,5) загрузка самосвала;
– транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т. км) транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом (или с использованием установленных коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно с дизельными или бензиновыми двигателями, или с использованием более точных расчётов, выполняемых ФГУП НИИАТ по специальной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС).