Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
Классы вязкости моторных масел
3.1. Способы передачи крутящего момента
Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ
6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека
6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
Рис. 2.4. Метод «масляного пятна» для оценки диспергирующих
свойств масла (ДСМ):
а – низкий уровень ДСМ; б – высокий уровень ДСМ.
Уменьшение ширины зоны диффузии указывает на срабатывание присадки или наличие в масле воды. Для оценки диспергирующей способности работающего масла определяют площадь зоны диффузии на хроматограмме по выражению:
ДС=1-d2/Д2,
где: d – средний диаметр центрального ядра;
Д – средний диаметр внешнего кольца зоны диффузии, мм.
Полученная величина является численным показателем диспергирующего свойства меньше 0,3 усл. ед. При этом необходима смена масла.
Основные эксплуатационные характеристики моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей приведены в табл. 2.8, 2.9 и 2.10. В таблицах указаны класс вязкости и эксплуатационные свойства по зарубежной классификации.
Таблица 2.8
Масла моторные универсальные
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкости по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100 оС, мм2/с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, оС, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фат-ная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
М-8-13 | ГОСТ 10541-78 | 20W-20 | SD/CB | B | 7,5…8,5 | 93 | 207 | –25 | 4,2 | 0,95 | Са 0,16 Zn 0.09 Fe max 0.09 |
М-5з/12Г | ТУ 38.301-29-93-98 | 10W-30 | SF/CC | Г | 11,0 | 120 | 200 | –30 | 5,0 | 1,0 | Са 0,15 Zn 0.09 |
М-5з/14Г | ТУ 38.301-29-93-98 | 10W-40 | SF/CC | Г | 14,0 | 120 | 205 | –30 | 5,0 | 1,0 | Са 0,15 Zn 0.09 |
М-6з/14Г | ТУ 38.301-29-93-98 | 15W-40 | SF/CC | Г | 14,0 | 120 | 210 | –30 | 6,5 | 1,2 | Са 0,23 Zn 0.10 Fe max 0.11 |
Лукойл М6з/12Г | ТУ- 0253-011-00151 742-95 | 15W-30 | SE/CC | Анало-гов нет | 11,5..-12,5 | 120 | 205 | | | | |
Окончание табл. 2.8
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкости по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100 оС, мм2/с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, оС, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фат-ная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
Лукойл-люкс полусин-тетичес-кие | ТУ-0253-017-00148-599-2001 | 5W-40 | SJ/CF | Анало-гов нет | 12,5–14,5 | 150 | 210 | –35 | 9,0 | 1,3 | Ca 0,18 Zn 0,10 Fe max 0,12 |
Лукойл-супер полусин-тетичес-кие | ТУ 38.301-29-107-2000 | 10W-40 | SG/CД | Анало-гов нет | 12,5–16,3 | 120 | 200 | –30 | 9,5 | 1,3 | Ca 0,18 Zn 0,11 |
Лукойл-супер мине- ральное | ТУ-38.301-29-107-2000 | 15W-40 | SG/CД | Анало-гов нет | 12,5–16,3 | 120 | 210 | –25 | 9,5 | 1,3 | Ca 0,18 Zn 0,11 |
Лукойл-супер мине- ральное | ТУ-0253-018-00148599-2001 | 15W-40 | SG/CF-4 | Анало- гов нет | 12,5–14,5 | 130 | 205 | –30 | 8,5 | 1,5 | Ca 0,28 Zn 0,12 Fe max 0,12 |
Таблица 2.9
Масла для бензиновых двигателей
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкос-ти по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100оС, мм2/с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, оС, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фатная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
М-8-В1 | ГОСТ 10541-78 | 20 | SD | В1 | 7,5–8,5 | 90 | 200 | –25 | 4,0 | 0,95 | Ca 0,16 Zn 0,09 P 0,09 |
М-8-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 20 | SE | Г1 | 7,5–8,5 | 100 | 210 | –30 | 8,5 | 1,3 | Ca 0,23 Zn 0,10 P 0,10 |
М-12-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 30 | SE | Г1 | 11,5–12,5 | 95 | 220 | –20 | 8,5 | 1.3 | Ca 0,23 Zn 0,10 P 0,10 |
М-6з/10-В | ГОСТ 10541-78 | 20W-30 | SD/CB | B | 9,5–10,5 | 120 | 190 | –40 | 5,5 | 1,3 | |
М-6з/10-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 20W-30 | SE | Г1 | 0,5–10,5 | 125 | 210 | –32 | 10,5 | 1,65 | Ca 0,30 Zn 0,10 P 0,10 |
М-5з/10-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 15W-30 | SE | Г1 | 9,5–10,5 | 120 | 200 | –38 | 5,0 | 0.9 | |
М-6з/12-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 20W-30 | SE | Г1 | 11,5–12,5 | 115 | 210 | –30 | 7,5 | 1.3 | |
Таблица 2.10
Масла моторные для дизельных двигателей
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкос-ти по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100оС, мм2/с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, оС, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фатная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
МТ-16П | ГОСТ 6360-83 | 40 | – | – | 15,5–16,5 | 85 | 210 | –25 | 4,0 | 0,6–1,0 | |
М-8-Г2 (к) | ГОСТ 8581-78 | 20W | CC | Г2 | 7,5–8,5 | 95 90 | 210 200 | –30 | 6,0 | 1,15 | Са 0,19 Р 0,05 Zn 0,05 |
М-10-Г2 (к) | ГОСТ 8581-78 | 30 | СС | Г2 | 10,5–11,5 | 95 85 | 220 205 | –18 –15 | 6,0 | 1,15 | Са 0,19 Р 0,05 Zn 0,05 |
М-14-Г2 (к) | ТУ 38.401-58-98-94 | 40 | СС | Г2 | 14,0–15,0 | 90 | 215 | –25 | 6,0 | 1,15 | Са 0,19 Р 0,05 Fе мах 0,05 |
М-10-Г2 (цс) | ГОСТ 12337-84 | 30 | СС | Г2 | 10,0–11.0 | 92 | 210 | –1 | 9,0 | 1,5 | Ca 0,28 Zn 0,045 P 0,04 |
Лукойл М-8-ДМ | ГОСТ 8581-78 | 20W | СD | Д | 8,0–8,5 | 102 | 195 | –30 | 8,5 | 1,5 | Ca 0,3 Zn 0,09 |
Лукойл М-10-ДМ | ГОСТ 8581-78 | 30 | СD | Д | 11,4 | 90 | 220 | –18 | 8,2 | 1,5 | Р 0,3 Zn 0,09 |
Глава 3
Трансмиссионные масла
Двигатель автомобиля вырабатывает механическую энергию, снимаемую с коленчатого вала. Затем крутящий момент необходимо передать к ведущим колёсам или другим потребителям. Эту задачу выполняет силовая передача (трансмиссия). Для обеспечения работы трансмиссии разработан класс смазочных материалов – трансмиссионные масла (ТМ).
3.1. Способы передачи крутящего момента
В зависимости от назначения того или иного узла трансмиссии на автомобилях применяют различные способы передачи и преобразования крутящего момента:
1. Зубчатые передачи. Используются наиболее широко. Передаваемые параметры (крутящий момент и частота вращения) определяют типы зубчатых передач [16]:
– цилиндрические прямозубые и косозубые;
– реечные;
– конические;
– червячные цилиндрические;
– глобоидные (глобоидальные).
2. Гидромуфты и гидротрансформаторы. Применяют при необходи-мости мягкого бесступенчатого увеличения крутящего момента от нуля до максимально возможного. Передаточное число муфты достигает единицы, а трансформатора – до шести [4].
Шестерни и колёса гидроустройств вращаются на валах, а также вместе с валами в стенках картеров агрегатов трансмиссии. Для этого используются подшипники скольжения и качения.
3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
Наиболее ответственными узлами агрегатов механических трансмиссий являются шестерёночные (зубчатые) передачи различной конструкции.
Широко используют цилиндрические передачи с параллельными осями ведущего и ведомого валов. Такие устройства имеют ряд преимуществ – большие передаточные числа, надёжность и долговечность. Недостаток – повышенная шумность. Поэтому при малых нагрузках применяют прямозубые шестерни, при больших – косозубые.
При необходимости передачи крутящего момента под углом, когда оси ведущего и ведомого валов пересекаются, применяют конические передачи с прямыми, косыми и криволинейными зубьями.
Червячные передачи представляют собой компактные редукторы со скрещивающимися осями. Бесшумны. Передают большие крутящиеся моменты при относительно невысоких напряжениях