Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел

Таблица 2.4

Классы вязкости моторных масел

Глава 3

Трансмиссионные масла

3.1. Способы передачи крутящего момента

Продолжение табл. 3.3

Окончание табл. 3.3

Глава 5

Специальные жидкости

5.1. Охлаждающие жидкости

Таблица 5.10

Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей

6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ

Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.

6.2. Потери топлива

6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов

6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта

6.5. Экономия ГСМ

6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека

6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел

6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники


Рис. 2.4. Метод «масляного пятна» для оценки диспергирующих

свойств масла (ДСМ):

а – низкий уровень ДСМ; б – высокий уровень ДСМ.
Уменьшение ширины зоны диффузии указывает на срабатывание присадки или наличие в масле воды. Для оценки диспергирующей способности работающего масла определяют площадь зоны диффузии на хроматограмме по выражению:
ДС=1-d22,
где: d – средний диаметр центрального ядра;

Д – средний диаметр внешнего кольца зоны диффузии, мм.

Полученная величина является численным показателем диспергирующего свойства меньше 0,3 усл. ед. При этом необходима смена масла.

Основные эксплуатационные характеристики моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей приведены в табл. 2.8, 2.9 и 2.10. В таблицах указаны класс вязкости и эксплуатационные свойства по зарубежной классификации.

Таблица 2.8

Масла моторные универсальные


Марка

ГОСТ, ТУ

Класс вязкости по SAE

Экспл. класс по API

Экспл. класс по ГОСТ 17479.1

Вязкость при 100 оС, мм2

Индекс вязкости min

В. С.

1 сорт

Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С.

1 сорт

Темпер. застыва-ния, оС, max

Щелоч-ное число, мг КОН/1г,

min

Золь-ность суль-фат-ная, % масс, max

Масс. доля актив-ных элем., %, min

М-8-13

ГОСТ

10541-78

20W-20

SD/CB

B

7,5…8,5

93

207

–25

4,2

0,95

Са 0,16

Zn 0.09

Fe max 0.09

М-5з/12Г

ТУ 38.301-29-93-98

10W-30

SF/CC

Г

11,0

120

200

–30

5,0

1,0

Са 0,15

Zn 0.09



М-5з/14Г

ТУ 38.301-29-93-98

10W-40

SF/CC

Г

14,0

120

205

–30

5,0

1,0


Са 0,15

Zn 0.09


М-6з/14Г

ТУ 38.301-29-93-98

15W-40

SF/CC

Г

14,0

120

210

–30

6,5

1,2

Са 0,23

Zn 0.10

Fe max 0.11

Лукойл

М6з/12Г

ТУ- 0253-011-00151 742-95

15W-30

SE/CC

Анало-гов нет

11,5..-12,5

120

205















Окончание табл. 2.8

Марка

ГОСТ, ТУ

Класс вязкости по SAE

Экспл. класс по API

Экспл. класс по ГОСТ 17479.1

Вязкость при 100 оС, мм2

Индекс вязкости min

В. С.

1 сорт

Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С.

1 сорт

Темпер. застыва-ния, оС, max

Щелоч-ное число, мг КОН/1г,

min

Золь-ность суль-фат-ная, % масс, max

Масс. доля актив-ных элем., %, min

Лукойл-люкс полусин-тетичес-кие

ТУ-0253-017-00148-599-2001

5W-40

SJ/CF

Анало-гов нет

12,5–14,5

150

210

–35

9,0

1,3

Ca 0,18

Zn 0,10

Fe max 0,12


Лукойл-супер полусин-тетичес-кие

ТУ 38.301-29-107-2000

10W-40

SG/CД

Анало-гов нет

12,5–16,3

120

200

–30

9,5

1,3

Ca 0,18

Zn 0,11

Лукойл-супер мине-

ральное

ТУ-38.301-29-107-2000

15W-40

SG/CД

Анало-гов нет

12,5–16,3

120

210

–25

9,5

1,3

Ca 0,18

Zn 0,11

Лукойл-супер мине-

ральное

ТУ-0253-018-00148599-2001

15W-40

SG/CF-4

Анало-

гов нет

12,5–14,5

130

205

–30

8,5

1,5

Ca 0,28

Zn 0,12

Fe max 0,12


Таблица 2.9

Масла для бензиновых двигателей


Марка

ГОСТ, ТУ

Класс вязкос-ти по SAE

Экспл. класс по API

Экспл. класс по ГОСТ 17479.1

Вязкость при 100оС, мм2

Индекс вязкости min

В. С.

1 сорт

Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С.

1 сорт

Темпер. застыва-ния, оС, max

Щелоч-ное число, мг КОН/1г,

min

Золь-ность суль-фатная, % масс, max

Масс. доля актив-ных элем., %, min

М-8-В1

ГОСТ 10541-78

20

SD

В1

7,5–8,5

90

200

–25

4,0

0,95

Ca 0,16

Zn 0,09

P 0,09

М-8-Г1

ГОСТ 10541-78

20

SE

Г1

7,5–8,5

100

210

–30

8,5

1,3

Ca 0,23

Zn 0,10

P 0,10

М-12-Г1

ГОСТ 10541-78

30

SE

Г1

11,5–12,5

95

220

–20

8,5

1.3

Ca 0,23

Zn 0,10

P 0,10

М-6з/10-В

ГОСТ 10541-78

20W-30

SD/CB

B

9,5–10,5

120

190

–40

5,5

1,3




М-6з/10-Г1

ГОСТ 10541-78

20W-30

SE

Г1

0,5–10,5

125

210

–32

10,5

1,65

Ca 0,30

Zn 0,10

P 0,10

М-5з/10-Г1

ГОСТ 10541-78

15W-30

SE

Г1

9,5–10,5

120

200

–38

5,0

0.9




М-6з/12-Г1

ГОСТ 10541-78

20W-30

SE

Г1

11,5–12,5

115

210

–30

7,5

1.3




Таблица 2.10

Масла моторные для дизельных двигателей


Марка

ГОСТ, ТУ

Класс вязкос-ти по SAE

Экспл. класс по API

Экспл. класс по ГОСТ 17479.1

Вязкость при 100оС, мм2

Индекс вязкости min

В. С.

1 сорт

Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С.

1 сорт

Темпер. застыва-ния, оС, max

Щелоч-ное число, мг КОН/1г,

min

Золь-ность суль-фатная, % масс, max

Масс. доля актив-ных элем., %, min

МТ-16П

ГОСТ 6360-83

40





15,5–16,5

85

210

–25

4,0

0,6–1,0




М-8-Г2 (к)

ГОСТ 8581-78

20W

CC

Г2

7,5–8,5

95 90

210 200

–30

6,0

1,15

Са 0,19

Р 0,05

Zn 0,05

М-10-Г2 (к)

ГОСТ 8581-78

30

СС

Г2

10,5–11,5

95 85

220 205

–18 –15

6,0

1,15

Са 0,19

Р 0,05

Zn 0,05

М-14-Г2 (к)

ТУ 38.401-58-98-94

40

СС

Г2

14,0–15,0

90

215

–25

6,0

1,15

Са 0,19

Р 0,05

Fе мах 0,05

М-10-Г2 (цс)

ГОСТ 12337-84

30

СС

Г2

10,0–11.0

92

210

–1

9,0

1,5

Ca 0,28

Zn 0,045

P 0,04

Лукойл М-8-ДМ

ГОСТ 8581-78

20W

СD

Д

8,0–8,5

102

195

–30

8,5

1,5

Ca 0,3

Zn 0,09

Лукойл М-10-ДМ

ГОСТ 8581-78

30

СD

Д

11,4

90

220

–18

8,2

1,5

Р 0,3

Zn 0,09




Глава 3

Трансмиссионные масла



Двигатель автомобиля вырабатывает механическую энергию, снимаемую с коленчатого вала. Затем крутящий момент необходимо передать к ведущим колёсам или другим потребителям. Эту задачу выполняет силовая передача (трансмиссия). Для обеспечения работы трансмиссии разработан класс смазочных материалов – трансмиссионные масла (ТМ).

3.1. Способы передачи крутящего момента



В зависимости от назначения того или иного узла трансмиссии на автомобилях применяют различные способы передачи и преобразования крутящего момента:

1. Зубчатые передачи. Используются наиболее широко. Передаваемые параметры (крутящий момент и частота вращения) определяют типы зубчатых передач [16]:

– цилиндрические прямозубые и косозубые;

– реечные;

– конические;

– червячные цилиндрические;

– глобоидные (глобоидальные).

2. Гидромуфты и гидротрансформаторы. Применяют при необходи-мости мягкого бесступенчатого увеличения крутящего момента от нуля до максимально возможного. Передаточное число муфты достигает единицы, а трансформатора – до шести [4].

Шестерни и колёса гидроустройств вращаются на валах, а также вместе с валами в стенках картеров агрегатов трансмиссии. Для этого используются подшипники скольжения и качения.
3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
Наиболее ответственными узлами агрегатов механических трансмиссий являются шестерёночные (зубчатые) передачи различной конструкции.

Широко используют цилиндрические передачи с параллельными осями ведущего и ведомого валов. Такие устройства имеют ряд преимуществ – большие передаточные числа, надёжность и долговечность. Недостаток – повышенная шумность. Поэтому при малых нагрузках применяют прямозубые шестерни, при больших – косозубые.

При необходимости передачи крутящего момента под углом, когда оси ведущего и ведомого валов пересекаются, применяют конические передачи с прямыми, косыми и криволинейными зубьями.

Червячные передачи представляют собой компактные редукторы со скрещивающимися осями. Бесшумны. Передают большие крутящиеся моменты при относительно невысоких напряжениях