Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
Классы вязкости моторных масел
3.1. Способы передачи крутящего момента
Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ
6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека
6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
С до 140 С.
Амортизаторная жидкость МГП-10 – смесь трансформаторного масла, силиконовой жидкости и животных жиров с антиокислительной и пртивопенной присадками. Жидкость предназначена для гидравлических амортизаторов легковых автомобилей ВАЗ с приводом на задние колёса, ЗАЗ , “Москвич”. Кинетическая вязкость при температуре 50 С равна 10 мм2/с, температура застывания минус 40 С, плотность 930 кг/м3, а температура вспышки в закрытом тигле не ниже 145 С. Жидкость обладает хорошими эксплуатационными качествами.
Для переднеприводных автомобилей с высокими нагрузками на телескопические стойки с целью обеспечения достаточной износостойкости разработана амортизационная жидкость МГП-12.
Иногда для заливки в амортизаторы используют веретённое масло АУ и смесь турбинного и трансформаторного масел, но при этом следует помнить, что у них высокая температура застывания и недостаточные вязкостно-температурные характеристики.
Амортизаторная жидкость 169-36 применяется ограниченно и предназначена для тяжелонагруженных амортизаторов большегрузных машин. Она представляет собой полидисперсную смесь олигоорганосилоксанов, обладает улучшенными термоокислительными и противозадирными свойствами, требует применения определённых марок резин для резиновых деталей. Жидкость работоспособна в интервале температур от минус 50 С до 250 С.
Фирма Лукойл разработала амортизаторную жидкость «Славол-АЖ» (ТУ 38.301-29-61-93) обладающую высокими показателями качества: вязкость кинематическая при 50 С – не менее 12 мм2/с, при 40 С – не более 16–20 сСт, индекс вязкости 120, температура вспышки паров в открытом тигле не ниже 140 С и температура застывания не выше минус 50 С. Жидкость представляет собой низкозастывающие минеральные масла с композицией отечественных присадок и предназначена для амортизаторов и телескопических стоек автомобильной техники.
Характеристики основных марок жидкостей для гидросистем приведены в табл. 5.10.
* В зависимости от особенностей гидросистемы масла могут работать и при более низких температурах окружающего воздуха.
5.4. Гидравлические жидкости
Многие автомобили оборудованы самосвальными кузовами и различным инженерным оборудованием (подъёмники, бурильные установки и др.), рабочие органы которых приводятся в действие с помощью гидравлических приводов объёмного типа. Промышленность выпускает более 20 наименований гидравлических жидкостей. Почти все они относятся к продуктам нефтяного происхождения и по своим свойствам аналогичны маслам.
Основная функция рабочих жидкостей для гидросистем – передача механической энергии от её источника (насоса) к месту использования с обеспечением изменения величины или направления приложенной силы.
Требования к гидравлическим жидкостям:
– оптимальный уровень вязкости и высокий индекс вязкости;
– стабильность свойств;
– защитные свойства;
– высокая прокачиваемость;
– хорошие деаэрирующие, деэмульгирующие и антипенные свойства;
– высокая смазывающая способность;
– противоизносные свойства;
– совместимость с конструкционными материалами;
– общие технические свойства (нетоксичность, пожаробезопасность и
др.).
Получение низкозамерзающих гидравлических жидкостей обеспечивается глубокой сернокислотной очисткой (деароматизацией). Другие физико-химические и эксплуатационные свойства улучшаются введением присадок – антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, противозадирных, противопенных и др.
Обозначение гидравлических масел
Система обозначений гидравлических масел, применяемых как на транспорте, так и в оборудовании, установлена ГОСТ 17479.3-85. Обозначение гидравлических масел состоит из групп знаков:
Деление масел по величине кинематической вязкости на 10 классов показано в табл. 5.11, а в зависимости от эксплуатационных свойств – в табл. 5.12. В табл. 5.13 показано соответствие ГОСТовских обозначений с широко используемыми старыми обозначениями предыдущих лет.
Таблица 5.11
Классы вязкости гидравлических масел
Таблица 5.12
Группы эксплуатационных свойств для гидравлических масел
*Допускается добавление загущающих и антипенных присадок в гидравлические масла всех групп
Таблица 5.13
Соответствие обозначений гидравлических масел
по ГОСТ 17479.3-85 и предусмотренных нормативной документацией
Амортизаторная жидкость МГП-10 – смесь трансформаторного масла, силиконовой жидкости и животных жиров с антиокислительной и пртивопенной присадками. Жидкость предназначена для гидравлических амортизаторов легковых автомобилей ВАЗ с приводом на задние колёса, ЗАЗ , “Москвич”. Кинетическая вязкость при температуре 50 С равна 10 мм2/с, температура застывания минус 40 С, плотность 930 кг/м3, а температура вспышки в закрытом тигле не ниже 145 С. Жидкость обладает хорошими эксплуатационными качествами.
Для переднеприводных автомобилей с высокими нагрузками на телескопические стойки с целью обеспечения достаточной износостойкости разработана амортизационная жидкость МГП-12.
Иногда для заливки в амортизаторы используют веретённое масло АУ и смесь турбинного и трансформаторного масел, но при этом следует помнить, что у них высокая температура застывания и недостаточные вязкостно-температурные характеристики.
Амортизаторная жидкость 169-36 применяется ограниченно и предназначена для тяжелонагруженных амортизаторов большегрузных машин. Она представляет собой полидисперсную смесь олигоорганосилоксанов, обладает улучшенными термоокислительными и противозадирными свойствами, требует применения определённых марок резин для резиновых деталей. Жидкость работоспособна в интервале температур от минус 50 С до 250 С.
Фирма Лукойл разработала амортизаторную жидкость «Славол-АЖ» (ТУ 38.301-29-61-93) обладающую высокими показателями качества: вязкость кинематическая при 50 С – не менее 12 мм2/с, при 40 С – не более 16–20 сСт, индекс вязкости 120, температура вспышки паров в открытом тигле не ниже 140 С и температура застывания не выше минус 50 С. Жидкость представляет собой низкозастывающие минеральные масла с композицией отечественных присадок и предназначена для амортизаторов и телескопических стоек автомобильной техники.
Характеристики основных марок жидкостей для гидросистем приведены в табл. 5.10.
Таблица 5.10
Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
Показатели | АЖ-12Т ГОСТ 23008-78 | МГЕ-10А ТУ 38 101572-76 | УАП ТУ 38 101719-78 | АУ ГОСТ 1642-75 | АУ ТУ 38 101586-75 | Р ТУ 38 101179-71 | И-12А | И-20А |
| | | | | | | ГОСТ 20799-75 | |
Плотность при 20 °С, кг/м3 | 800–850 | 855 | – | 886–896 | 890 | – | – | – |
Вязкость при 50 °С, мм2/с | Не менее 12 | Не менее 10 | 11–14 | 12–14 | 12–14 | 12–14 | 10–14 | 17–23 |
Температура, °С: застывания, не выше, вспышки, не ниже | –52 165(в закры-том тигле) | –70 96 | –45 145 | –45 163 | –45 165 | –5 163 | –30 165 | –15 180 |
Кислотное число, мг кон/г | – | 0,4–0,7 | 0,3–0,6 | не более 0,07 | не более 0,05 | – | не более 0,05 | не более 0,05 |
Примерный температурный диапазон применения, °С* | –50…+140 | –55…+120 | –25…+100 | –25…+80 | –25…+80 | –35…+100 | –20…+100 | –5… +100 |
Дублирующая марка | АУП, АУ | ВМГЗ | АУ | АУП | АУП | АУП | АУ | И-12А |
* В зависимости от особенностей гидросистемы масла могут работать и при более низких температурах окружающего воздуха.
5.4. Гидравлические жидкости
Многие автомобили оборудованы самосвальными кузовами и различным инженерным оборудованием (подъёмники, бурильные установки и др.), рабочие органы которых приводятся в действие с помощью гидравлических приводов объёмного типа. Промышленность выпускает более 20 наименований гидравлических жидкостей. Почти все они относятся к продуктам нефтяного происхождения и по своим свойствам аналогичны маслам.
Основная функция рабочих жидкостей для гидросистем – передача механической энергии от её источника (насоса) к месту использования с обеспечением изменения величины или направления приложенной силы.
Требования к гидравлическим жидкостям:
– оптимальный уровень вязкости и высокий индекс вязкости;
– стабильность свойств;
– защитные свойства;
– высокая прокачиваемость;
– хорошие деаэрирующие, деэмульгирующие и антипенные свойства;
– высокая смазывающая способность;
– противоизносные свойства;
– совместимость с конструкционными материалами;
– общие технические свойства (нетоксичность, пожаробезопасность и
др.).
Получение низкозамерзающих гидравлических жидкостей обеспечивается глубокой сернокислотной очисткой (деароматизацией). Другие физико-химические и эксплуатационные свойства улучшаются введением присадок – антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, противозадирных, противопенных и др.
Обозначение гидравлических масел
Система обозначений гидравлических масел, применяемых как на транспорте, так и в оборудовании, установлена ГОСТ 17479.3-85. Обозначение гидравлических масел состоит из групп знаков:
-
МГ – минеральное гидравлическое (масло). -
Цифры, обозначающие класс вязкости. -
Буква, указывающая на принадлежность масла к определённой группе по эксплуатационным свойствам.
Деление масел по величине кинематической вязкости на 10 классов показано в табл. 5.11, а в зависимости от эксплуатационных свойств – в табл. 5.12. В табл. 5.13 показано соответствие ГОСТовских обозначений с широко используемыми старыми обозначениями предыдущих лет.
Таблица 5.11
Классы вязкости гидравлических масел
Класс вязкости | Пределы кинематической вязкости при температуре 40 °С, мм2/с (сСт) | Средняя величина кинематической вязкости для класса, мм2/с (сСт) | |
Мин. | Макс. | ||
5 | 4,14 | 5,06 | 4,6 |
7 | 6,12 | 7,48 | 6,8 |
10 | 9,0 | 11,0 | 10,0 |
15 | 13,5 | 16,5 | 15,0 |
22 | 19,8 | 24,2 | 22,0 |
32 | 28,8 | 35,2 | 32,0 |
46 | 41.4 | 50,6 | 46 |
68 | 61,2 | 74,8 | 68 |
100 | 90,0 | 110,0 | 100 |
150 | 135,0 | 165,0 | 150 |
Таблица 5.12
Группы эксплуатационных свойств для гидравлических масел
Группа масла по эксплуатацион-ным свойствам | Сведения о составе* | Рекомендуемая область применения |
А | Минеральные масла без присадок | Гидросистемы с шестеренчатыми и поршневыми насосами, работающие при давлении до 15 МПа и температуре масла в объеме до 80 °С |
Б | Минеральные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками | Гидросистемы с насосами всех типов, работающие при давлении до 25 МПа и температуре масла в объеме более 80 °С |
В | Минеральные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками | Гидросистемы с насосами всех типов, работающие при давлении до 25 МПа и температуре масла в объеме более 90 °С |
*Допускается добавление загущающих и антипенных присадок в гидравлические масла всех групп
Таблица 5.13
Соответствие обозначений гидравлических масел
по ГОСТ 17479.3-85 и предусмотренных нормативной документацией
Обозначение масла по ГОСТ 17479.3 | Обозначение, предусмотренное НД | Нормативная документация |
МГ-22 | АУ | ТУ 38.0101232-89 |
МГ-32 | ЭШ | ГОСТ 10363-78 |
МГ32 | Масло для механизмов наклона кузова вагонов-самосвалов | ОСТ 38.01150-78 |
МГ-5Б | МГЕ-4А | ОСТ 38.01281-82 |
МГ-5Б | ЛЗ-МГ-2 | ТУ 38.010328-81 |
МГ-7Б | РМ | ГОСТ 15819-85 |
МГ-10Б | РМЦ | ГОСТ 15819-85 |
МГ-15Б | АМГ-10 | ГОСТ 6794-75 |
МГ-22Б | АУП | ТУ 38.1011258-89 |
МГ-46Б | МГ-30 | ТУ 38.10150-79 |
МГ-15В | ГЖД-14С | ОСТ 38.01383-87 |
МГ-15В | ВМГЗ | ТУ 38.101479-85 |
МГ-15В | МГЕ-10А | ОСТ 38.01281-82 |
МГ-22 В | Р | ТУ 38.1011282-89 |
МГ-46В | МГЕ-46В (МГ-З0у) | ТУ 38.001347-83 |
МГ-68В | МГ-8А (М-8А) | ТУ 38.0011135-87 |