Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел

Таблица 2.4

Классы вязкости моторных масел

Глава 3

Трансмиссионные масла

3.1. Способы передачи крутящего момента

Продолжение табл. 3.3

Окончание табл. 3.3

Глава 5

Специальные жидкости

5.1. Охлаждающие жидкости

Таблица 5.10

Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей

6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ

Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.

6.2. Потери топлива

6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов

6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта

6.5. Экономия ГСМ

6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека

6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел

6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники



Для предотвращения загрязнения окружающей среды нефтью и её продуктами необходимо соблюдать следующие требования:

– обеспечивать герметичность ёмкостей и трубопроводов, в которых содержится нефть и нефтепродукты;

– не допускать утечек горючего и масла из агрегатов и систем автомобиля;

– не допускать разлив ГСМ при заправке машин;

– заправку осуществлять только закрытым способом, используя исправ-ное заправочное оборудование;

– не допускать слив отработанных нефтепродуктов на землю, в водоёмы и канализационную сеть;

– все нефтепродукты, сливаемые из машин (отстой) и используемые для технологических нужд (керосин, бензин, дизтопливо и др.) следует собирать и сдавать на базы нефтеснабжающих организаций или уничтожать методами, согласованными с Госсанинспекцией.

Серьёзнейшую проблему составляет и загрязнение воздушного бассейна.

Основные загрязнители атмосферы – диоксид серы, оксиды азота и летучие углеводородные соединения в 40–60% случаев попадают в воздух от использования нефти и нефтепродуктов.

Даже в промышленно развитой и экологически цивилизованной Западной Европе ежегодно в атмосферу выбрасывается до 16 млн тонн SO2, 8 млн тонн Nox и до 10 млн тонн летучих углеводородов (данные компании «Роял Датч Шелл»).

Окиси серы и азота при соединении с водой, всегда присутствующей в организме человека, образуют кислоты, пагубно влияющие на органы дыхания. Окись углерода соединяется с гемоглобином крови, образуя карбокси-гемоглобин, который в 200 раз активнее, чем кислород. Мало того, что прореагировавший гемоглобин не участвует в доставке кислорода к клеткам организма, он ещё и мешает реализации кислорода, переносимого остальным гемоглобином.

Сжигание топлив, содержащих углеводороды с большой молекулярной массой, приводит к образованию ароматических углеводородов. Некоторые из них являются канцерогенами: бенз()-пирен, 9, 10-диметилантрацен, бенз()- антрацен, дибенз(,h)-антрацен и др. При этом бенз()-пирен имеет накопительный порог срабатывания, а накапливается и удерживается в организме в детском возрасте и после 50 лет.

Повышенное содержание в атмосфере углекислого газа и паров воды приводит к «парниковому» эффекту.


Сегодня в России автомобильный транспорт выделяет в окружающую среду около 30% всех загрязнений. В крупных городах – до 80%. Например, в Москве ежегодно выбрасывается с отработавшими газами более 750 тыс. тонн оксида углерода, более 50 тыс. тонн углеводородов, более 70 тыс. тонн оксидов азота и более 2 тыс. тонн твёрдых частиц.

Состав отработавших газов в зависимости от вида топлива отражён в табл. 6.6 [5].

Особо необходимо отметить свинец, содержащийся в этилированных бензинах. При сгорании бензина образуются токсичные свинцовые соединения – бромистый свинец, фосфат свинца. Попадая в человеческий организм не только через дыхательные пути, но и через кожу, они поражают, прежде всего, центральную нервную систему и кроветворные органы.

С отработавшими газами в воздушную среду поступает 37–85% свинца, содержащегося в этилированном бензине. Оставшаяся часть свинца осаждается на стенках цилиндров двигателя и в выпускном тракте.

Таблица 6.6
Состав отработавших газов, % (по объёму)





Д в и г а т е л и

Компоненты

карбюраторные

дизельные

Азот

74–7

76–78

Кислород

0,3–8

2–18

Пары воды

3–5,5

0,6–4

Двуокись углерода

5–12

1–10

Окись углерода

5–10

0,01–0,5

Окислы азота

0–0,8

0,0002–0,5

Углеводороды

0,2–3

0,009–0,5

Альдегиды

0–0,2

0,001–0,009

Сажа, г/м3

0–0,4

0,01–1

Бензопирен, мкг/м3

10–20

до 10


Свинец обнаруживается на смывах рук регулировщиков уличного движения, на стёклах окон жилых зданий, на листьях растений и даже в молоке коров, пасущихся около автомагистралей.



Вообще, сбор растений, ягод, плодов и т. д. около оживлённых автодорог безопасен на расстоянии не ближе 300 м.

Всё вышеизложенное говорит о том, что даже при исключении попадания производных нефти в атмосферу, воду и почву, большой вред наносится человеку и окружающей среде за счёт отработавших газов.

Из данных табл. 6.6 видно, насколько менее токсичны продукты сгорания дизельного топлива, а соединений свинца в них вообще нет.

В настоящее время рассматривают два основных направления совершенствования автомобилей и процесса их использования:

1. Использование только неэтилированных бензинов. На первом месте тут страны Северной Америки и Западной Европы.

2. Дизелизация автомобильного парка. Кроме снижения токсичности отработавших газов, здесь имеет место и экономия, и удешевление топлива.

В соответствии с Федеральным законом от 22 марта 2003 года № 34-ФЗ с 1 июля 2003 года в Российской Федерации производство и оборот этилированного бензина запрещается.


6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел



Само по себе название «горючее» определяет пожаро- и взрывоопасность топлив. Смазочные материалы, хотя и не так легко возгораемы, имея в своём составе углерод, водород и кислород, являются также горючими веществами.

Основными параметрами, характеризующими пожаро- и взрывобезо-пасность среды и подлежащими контролю, являются:

1) температура вспышки вещества;

2) область воспламенения (температурные и концентрационные пределы взрываемости);

3) температура самовоспламенения жидкости;

4) температурные пределы воспламенения для жидкостей.

Температура вспышки – самая низкая в условиях специальных испытаний температура горючего вещества, при которой над его поверхностью образуются пары или газы, способные вспыхнуть в воздухе от источника зажигания, однако скорость образования паров или газов недостаточна для длительного горения. Температура вспышки позволяет судить о температурных условиях, при которых вещество становится огнеопасным.

По температуре вспышки нефтепродукты подразделяют на 4 класса (табл. 6.7).

Температура воспламенения – самая низкая температура, при которой вещества могут воспламеняться (и гореть) от источника зажигания. Эта температура на несколько градусов превышает температуру вспышки.
Таблица 6.7
Классификация нефтепродуктов по температуре вспышки паров


Признак классификации





Значение темпе-


Класс

Температура вспышки паров, °С

Наименование нефтепродукта

ратуры вспышки паров, °С

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)


I

До +28 включительно

Бензины автомобильные

Бензины авиационные

Ниже 0

Ниже 0


II




От +29 до +61

включительно


Бензин-растворитель (уайт-спирит)

Дизельное топливо А

– – З

– – ДЗП-15/-25

30

35

40

40



Окончание табл. 6.7


Признак классификации





Значение темпе-


Класс

Температура вспышки паров, °С

Наименование нефтепродукта

ратуры вспышки паров, °С



II


От +29 до +61

включительно

Дизельное топливо УФС

Керосин осветительный

Керосин для технических целей

Этилцеллозольв технический

Топливо печное А

61

40

40

46

40

Горючие жидкости



III


От +62 до 120 включительно

Дизельное топливо Л;

с присадкой ВЭМС

Топливо моторное ДТ

Топливо моторное ДМ

Этиленгликоль


62

65

85

120


IY


Свыше +120

Масла моторные, трансмиссионные, авиационные и др.


Свыше 120


Температура самовоспламенения – самая низкая температура, при которой вещества могут воспламеняться без источника зажигания (и гореть). Температуру самовоспламенения учитывают при классификации газов и паров горючих жидкостей по группам взрывоопасности, выборе типа электрооборудования, определении температурных границ безопасного применения вещества при нагреве его до высоких температур, при расследовании причин пожаров.

Нижний концентрационный предел воспламенения (взрываемости) горючих газов, паров или аэровзвеси твёрдых веществ – наименьшая концентрация веществ в воздухе при атмосферном давлении, при которой смесь должна воспламеняться от внешнего источника зажигания с последующим распространением пламени на весь объём смеси, сопровождающимся взрывом.

Концентрацию газа или пара в воздухе внутри технологического аппарата, не превышающего 50% нижнего предела взрываемости или выше верхнего предела взрываемости, считают взрывобезопасной.

Область воспламенения газов (паров) в воздухе – область концентрации данного газа в воздухе при атмосферном давлении, внутри которой смесь газа с воздухом способна воспламеняться от внешнего источника зажигания с последующим распространением пламени от смеси.

Граничные концентрации области воспламенения – соответственно нижний и верхний пределы воспламенения паров в воздухе.