Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел

Таблица 2.4

Классы вязкости моторных масел

Глава 3

Трансмиссионные масла

3.1. Способы передачи крутящего момента

Продолжение табл. 3.3

Окончание табл. 3.3

Глава 5

Специальные жидкости

5.1. Охлаждающие жидкости

Таблица 5.10

Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей

6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ

Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.

6.2. Потери топлива

6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов

6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта

6.5. Экономия ГСМ

6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека

6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел

6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники

6.5. Экономия ГСМ



Горючее, смазочные материалы и специальные жидкости являются ценнейшими продуктами, их экономное и рациональное расходование имеет большое значение для любой организации. Особенно остро эта проблема стоит на автомобильном транспорте, относящемся к числу наиболее энергоёмких.

Для достижения экономии горючего необходимо строго учитывать расход горючего, предотвращать потери горючего при перекачке, транспортировании, выдаче, заправке и хранении; соблюдать правила эксплуатации техники, правильно организовать перевозки; применять горючее предусмотренной марки; осуществлять сбор, сдачу и использование отработанных масел и специальных жидкостей.

Важнейшим источником экономии горючего является грамотная эксплуатация исправной техники:

своевременное проведение технического обслуживания;

систематический контроль за исправностью двигателей и всей техники в целом;

выполнение необходимых ремонтов;

соблюдение эксплуатационных режимов.

Анализ влияния технического состояния на расход горючего на примере автомобиля ЗИЛ-130 позволяет сделать следующие выводы:

система питания при нарушении отдельных регулировок и неудовлетворительном техническом состоянии отдельных приборов может быть причиной повышения расхода горючего до 20–30%;

при увеличении пропускной способности главного жиклёра карбюратора на 10% расход горючего может увеличиться на 5–7%;

неисправность экономайзера, приводящая к непрерывной подаче топлива через него, увеличивает расход горючего на 10–15%;

расход горючего, приходящийся на систему холостого хода при её исправности – 11–13%, а при нарушении работы – 18–20%;

вследствие нарушений работы системы зажигания расход горючего может увеличиваться до 80%;

уменьшение угла опережения зажигания на 1° повышает расход горючего, в среднем, на 1%;

отказ в работе центробежного регулятора опережения зажигания приводит к перерасходу горючего до 10%, столько же и при отказе вакуумного регулятора, особенно при движении с неполной нагрузкой;


при отказе одной свечи зажигания (у восьмицилиндрового двигателя) перерасход бензина достигает 16, двух – 30%;

– неравномерность подачи топлива по цилиндрам дизеля приводит к перерасходу горючего, при нарушении работы одной из форсунок перерасход для разных двигателей может быть 8–25%.

Этот перечень можно продолжать, но уже очевидно, как важна техническая исправность машины.

Эксплуатация техники также должна поддерживаться в оптимальных режимах. Например, движение можно начинать не ранее, чем двигатель прогреется до +40 °С. Влияние температурного режима работы двигателя: расход горючего при движении автомобиля по городу возрастает на 3 % при снижении температуры охлаждающей жидкости с 80 °С до 60 °С, на 12 % – до 40 °С и на 25 % – до 30 °С.

Понижение давления воздуха в шинах на 10–15% приводит к повышению расхода топлива на 3–4%, а на 30–40% – до 10–15%, и так далее.

Расход масел и смазок при эксплуатации машин относительно мал – всего несколько процентов от расхода горючего. Но масло ведь очень дорогостоящий продукт.

На расход масла также влияют техническое состояние и условия эксплуатации машины.

Расход масла в двигателе существенно зависит от его уровня в картере. При заливе масла больше нормы имеет место и прямой перерасход, и ухудшение его качества.

То же можно сказать и об агрегатах трансмиссии.

О регенерации моторных масел говорилось в соответствующей главе.

Очень важно в вопросе экономии горючего не допускать его потерь при получении, хранении, выдаче и заправке в топливные баки.

При строгом соблюдении правил работы во время товаротранспортных операций, исправности техники и её грамотной эксплуатации можно достичь высокой экономии горючего и смазочных материалов.
6.6. Экологические вопросы и охрана труда

при использовании эксплуатационных материалов
Массовая автомобилизация вызывает необходимость усиления внимания к решению вопросов, связанных с обеспечением безопасных последствий применения эксплуатационных материалов. Большинство из этих материалов является продуктами искусственного происхождения, и неудивительно, что они способны нанести ущерб здоровью людей, связанных с ними по роду служебной деятельности
, а также вред окружающей среде. Согласно определению: окружающая среда – совокупность природных, экономических, социальных условий и факторов, воздействующих на человека как на биологическое существо...

Таким образом, нарушение природного баланса и нормального состояния окружающей среды, в конечном итоге, сказывается отрицательно на виновнике этого нарушения – человеке.


6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека



Проливы и утечки нефтепродуктов в процессе эксплуатации автотранспортных средств являются значительным по объёму фактором загрязнения воздуха, почвы, водоёмов, а также подземных инженерных сооружений вокруг нефтебаз и автомобильных заправочных станций (АЗС). Доля АЗС в общей эмиссии загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах составляет 8–10%.

По характеру воздействия источники загрязнения окружающей среды АЗС разделяют на постоянно действующие («дыхания» резервуаров и бензобаков, выбросы при заправке и сливе газа на АГНС), периодические (проливы при сливе автоцистерн и заправке машин) и случайные (утечки и проливы при ремонте и обслуживании АЗС, аварийные утечки и т. д.).

Источники второй и третьей групп приводят к загрязнению нефтепродуктами почвы, водоёмов и подземных инженерных сооружений.

Ориентировочные значения отдельных источников в общей эмиссии загрязнения составляют (%):

проливы при заправке машин – 30;

проливы при сливе автоцистерн – 25;

проливы при обслуживании и ремонте оборудования – 20;

утечки при неисправности оборудования – 15;

другие источники – 10.

Для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из источников загрязнения АЗС рекомендуется:

– поддерживать в полной технической исправности резервуары, технологическое оборудование и трубопроводы. Обеспечивать их герметичность;

– поддерживать техническую исправность дыхательных клапанов, своевременно проводить на них техническое обслуживание и соответствующие регулировки;

– обеспечивать герметичность сливных и замерных устройств, люков смотровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения;

– осуществлять слив нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС);

– не допускать переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автотранспорта;

– оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;


– оборудовать резервуары АЗС и топливораздаточные колонки системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина;

– поддерживать в исправности счетно-дозирующие устройства, устройства для предотвращения перелива, системы обеспечения герметичности процесса слива, системы автоматизированного измерения количества сливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объёма), а также устройства трубопровода после окончания операции слива.

Высокие требования предъявляются к составу и свойствам воды объек­тов водоиспользования. Это запасы воды для хозяйственно-питьевых нужд культурно-бытовых потребностей, а также водоёмы, используемые для раз­ведения промысловых видов рыб. Эти требования отражены в табл. 6.5.


Таблица 6.4
Требования к составу и свойствам воды объектов водопользования





Виды водопользования

Показатели качества

хозяйственно-питьевое

культурно-бытовое

рыбо-хозяйственное

Содержание взвешенных веществ, мг/л, не более


0,25


0,75


0,25–0,75*

Наличие пятен и плёнки нефти и нефтепродуктов


о т с у т с т в и е

Наличие запаха и привкуса нефти и нефтепродуктов


о т с у т с т в и е

Содержание кислорода, мг/л, не менее


4


4


6

Биохимическая потребность в кислороде (БПК) при 20 °С, мг/л, не более


3


6


3

* Нижний предел соответствует водоёмам, используемым для производства и сохранения ценных пород рыб; верхний – для всех других рыбохозяйственных целей.


Биохимическое окисление нефти в водоёме сопровождается непрерывной миграцией тяжёлых её фракций с поверхности на дно и обратно. При окислении 1 мг нефти затрачивается 0,5–3,5 мг кислорода. Полное окисление нефти при наличии кислорода (в аэробных условиях) продолжается до 5 месяцев, а в анаэробных условиях (при дефиците кислорода) – ещё дольше.