Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
Классы вязкости моторных масел
3.1. Способы передачи крутящего момента
Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ
6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека
6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
Настоятельное требование к современным моторным маслам – их унификация. Большой ассортимент масел вызывает затруднения и ошибки при их использовании. Реализация требований унификации в области моторных масел привела к созданию универсальных (единых) масел для бензиновых двигателей и дизелей.
До 1964 г. за основу маркировки был принят способ производства масел. Например, обозначение АСЗп-6: А – автотракторное масло; С – селективной очистки; З – загущенное; п – с присадками; 6 – номинальная кинематическая вязкость в мм2/с (сантиСтокс (сСт)) при 100 оС. Такое обозначение не содержало сведений о том, для каких двигателей по степени форсирования (мощности) и быстроходности это масло предназначено.
В 1964 г. Была разработана новая классификация моторных масел, для удобства пользования которой масла маркировались по величине вязкости и температурным режимам двигателей, их степени форсирования и качеству топлива. Эта классификация была утверждена ГОСТ 17479-72, а затем ГОСТ 17479.1-85.
Здесь следует отметить, что ГОСТ 17479 определяет не только моторные масла:
– ГОСТ 17479.1-85 – моторные масла;
– ГОСТ 17479.2-85 – трансмиссионные масла;
– ГОСТ 17479.3-85 – гидравлические масла;
– ГОСТ 17479.4-85 – индустриальные масла.
Эти стандарты определяют классификацию и обозначение каждый своей группы масел.
2.3.1. Обозначение моторных масел
Являющийся основой отечественной системы обозначения моторных масел, ГОСТ 17479.1-85 предусматривает указание в обозначении принадлежность моторного масла к определённым классам по вязкостным и эксплуатационным свойствам. По вязкостному классу можно определить возможность применения масла летом, зимой или всесезонно. По эксплуатационным свойствам масла определяют: работу каких двигателей по степени форсированности данное масло может обеспечить. Степени форсирования двигателя подразделяют по литровой мощности (количеству кВт, приходящихся на 1 литр рабочего объёма двигателя), степени сжатия и частоте вращения коленчатого вала.
В зависимости от величины кинематической вязкости, моторные масла делят на классы (табл. 2.4).
Для всех классов указывают пределы кинематической вязкости при 100 ºС, а для зимних и всесезонных – дополнительно нормируется величина кинематической вязкости при минус 18 ºС. Но в настоящее время проводится разработка ГОСТР и изменений к ним по введению для зимних масел вместо кинематической вязкости при минус 18 ºС, динамической вязкости при температурах ниже 0 ºС (аналогично зарубежной классификации).
Таблица 2.4
Классы вязкости моторных масел
Класс вязкости по ГОСТ 17479,1 | Вязкость кинематическая при температуре 100 С | |
Не менее | Не более | |
3з | 3,8 | – |
4з | 4,1 | – |
5з | 5.6 | – |
6з | 5.6 | – |
6 | 5.6 | 7,0 |
8 | 7,0 | 9,3 |
10 | 9,3 | 11,5 |
12 | 11,5 | 12,5 |
14 | 12.5 | 14,5 |
16 | 14,5 | 16.3 |
20 | 16,3 | 21,9 |
24 | 21,9 | 26,1 |
3з/8 | 7,0 | 9,5 |
4з/6 | 6,6 | 7,0 |
4з/8 | 7,0 | 9,3 |
4з/10 | 9,3 | 11,5 |
5з/10 | 9,3 | 11,5 |
5з/12 | 11,5 | 12,5 |
5з/14 | 12,5 | 14,5 |
6з/10 | 9,3 | 11,5 |
6з/12 | 11,5 | 12.5 |
6з/14 | 12,5 | 14,5 |
6з/16 | 14,5 | 16,3 |
Загущенные масла невысокой вязкости 3з, 4з, 5з, 6з и незагущенные 6 и 8 сСт рекомендуется применять зимой.
Незагущенные масла с вязкостью при 100 ºС от 10 сСт и выше считают летними. Масла, обозначаемые через дробь – всесезонными. Например, 5з/10. Цифра в числителе обозначает вязкость исходного масла до загущения, буква «з» указывает на применение загущающих присадок и цифра 10 – кинематическая вязкость масла при 100 ºС после загущения. Иногда букву «з» расшифровывают как «зимнее» масло, что, в общем, правильно.
Эксплуатационные свойства масел, т. е. способность обеспечить работу тех или иных двигателей обозначают буквами русского алфавита. Все двигатели внутреннего сгорания, которые применялись и применяются в настоящее время на автотранспортных средствах, делят на группы. Эти группы отражены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Группы моторных масел в зависимости от уровня
эксплуатационных свойств в области их применения
Группа | Рекомендуемая область применения |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
Б | Малофорсированные бензиновые двигатели и дизели |
Б1 Б2 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников Малофорсированные дизели |
В | Среднефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
В1В2 | Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в неблагоприятных условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и их склонности к образованию высокотемпературных отложений |
Г | Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели |
Г1 Г2 | Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению. Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в неблагоприятных эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений. |
Д | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений. |
Е | Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы. |
Принадлежность масел к той или иной группе устанавливают на основании результатов моторных испытаний на специальных одноцилиндро-вых или полноразмерных двигателях. Для масел различных групп установлены нормы на оценочные показатели, предусмотренные методами испытаний на двигателях.
Отнесение масла к соответствующей группе свидетельствует об определённом уровне его эксплуатационных свойств (антиокислительных, моюще-диспергирующих, противокоррозионных и т. д.), характеризующих качество масла данной группы. Повышение эксплуатационных свойств (группы эксплуатации), как правило, достигается путём расширения ассортимента и общего количества присадок в маслах [12]:
Группа масла А Б1 В1 Г1
Содержание присадок, % 3,5 5,5 8,0 10–15
Определить группу двигателя по степени форсированности с достаточной степенью точности, быстро и просто можно по степени сжатия. Степень сжатия является определяющим фактором при повышении мощности двигателя (табл. 2.6). Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели, а также малофорсированные в настоящее время считают устаревшими и на автомобили не ставят.
Так как к бензиновым и дизельным двигателям одной группы предъявляют разные требования, что определено условиями работы, то для различия масел после буквы, обозначающей группу эксплуатации ставят цифру, определяющую тип двигателя:
1 – бензиновые двигатели (В1, Г1);
2 – дизельные двигатели (В2, Г2).
Если цифра отсутствует, это означает, что масло универсальное, т. е. может быть применено на бензиновых и дизельных двигателях этой группы.
Таблица 2.6
Определение степени форсированности двигателя по степени сжатия ( )
Двигатели | Среднефорсированные (группа В) | Высокофорсированные (группа Г) |
Бензиновые | | |
Дизельные | | |