Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел

Таблица 2.4

Классы вязкости моторных масел

Глава 3

Трансмиссионные масла

3.1. Способы передачи крутящего момента

Продолжение табл. 3.3

Окончание табл. 3.3

Глава 5

Специальные жидкости

5.1. Охлаждающие жидкости

Таблица 5.10

Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей

6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ

Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.

6.2. Потери топлива

6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов

6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта

6.5. Экономия ГСМ

6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека

6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел

6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники



Настоятельное требование к современным моторным маслам – их унификация. Большой ассортимент масел вызывает затруднения и ошибки при их использовании. Реализация требований унификации в области моторных масел привела к созданию универсальных (единых) масел для бензиновых двигателей и дизелей.

До 1964 г. за основу маркировки был принят способ производства масел. Например, обозначение АСЗп-6: А – автотракторное масло; С – селективной очистки; З – загущенное; п – с присадками; 6 – номинальная кинематическая вязкость в мм2/с (сантиСтокс (сСт)) при 100 оС. Такое обозначение не содержало сведений о том, для каких двигателей по степени форсирования (мощности) и быстроходности это масло предназначено.

В 1964 г. Была разработана новая классификация моторных масел, для удобства пользования которой масла маркировались по величине вязкости и температурным режимам двигателей, их степени форсирования и качеству топлива. Эта классификация была утверждена ГОСТ 17479-72, а затем ГОСТ 17479.1-85.

Здесь следует отметить, что ГОСТ 17479 определяет не только моторные масла:

– ГОСТ 17479.1-85 – моторные масла;

– ГОСТ 17479.2-85 – трансмиссионные масла;

– ГОСТ 17479.3-85 – гидравлические масла;

– ГОСТ 17479.4-85 – индустриальные масла.

Эти стандарты определяют классификацию и обозначение каждый своей группы масел.
2.3.1. Обозначение моторных масел
Являющийся основой отечественной системы обозначения моторных масел, ГОСТ 17479.1-85 предусматривает указание в обозначении принадлежность моторного масла к определённым классам по вязкостным и эксплуатационным свойствам. По вязкостному классу можно определить возможность применения масла летом, зимой или всесезонно. По эксплуатационным свойствам масла определяют: работу каких двигателей по степени форсированности данное масло может обеспечить. Степени форсирования двигателя подразделяют по литровой мощности (количеству кВт, приходящихся на 1 литр рабочего объёма двигателя), степени сжатия и частоте вращения коленчатого вала.

В зависимости от величины кинематической вязкости, моторные масла делят на классы (табл. 2.4).

Для всех классов указывают пределы кинематической вязкости при 100 ºС, а для зимних и всесезонных – дополнительно нормируется величина кинематической вязкости при минус 18 ºС. Но в настоящее время проводится разработка ГОСТР и изменений к ним по введению для зимних масел вместо кинематической вязкости при минус 18 ºС, динамической вязкости при температурах ниже 0 ºС (аналогично зарубежной классификации).



Таблица 2.4

Классы вязкости моторных масел






Класс вязкости по ГОСТ 17479,1

Вязкость кинематическая при температуре

100 С

Не менее

Не более



3,8





4,1





5.6





5.6



6

5.6

7,0

8

7,0

9,3

10

9,3

11,5

12

11,5

12,5

14

12.5

14,5

16

14,5

16.3

20

16,3

21,9

24

21,9

26,1

3з/8

7,0

9,5

4з/6

6,6

7,0

4з/8

7,0

9,3

4з/10

9,3

11,5

5з/10

9,3

11,5

5з/12

11,5

12,5

5з/14

12,5

14,5

6з/10

9,3

11,5

6з/12

11,5

12.5

6з/14

12,5

14,5

6з/16

14,5

16,3



Загущенные масла невысокой вязкости 3з, 4з, 5з, 6з и незагущенные 6 и 8 сСт рекомендуется применять зимой.

Незагущенные масла с вязкостью при 100 ºС от 10 сСт и выше считают летними. Масла, обозначаемые через дробь – всесезонными. Например, 5з/10. Цифра в числителе обозначает вязкость исходного масла до загущения, буква «з» указывает на применение загущающих присадок и цифра 10 – кинематическая вязкость масла при 100 ºС после загущения. Иногда букву «з» расшифровывают как «зимнее» масло, что, в общем, правильно.

Эксплуатационные свойства масел, т. е. способность обеспечить работу тех или иных двигателей обозначают буквами русского алфавита. Все двигатели внутреннего сгорания, которые применялись и применяются в настоящее время на автотранспортных средствах, делят на группы. Эти группы отражены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Группы моторных масел в зависимости от уровня

эксплуатационных свойств в области их применения


Группа

Рекомендуемая область применения

А


Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Б


Малофорсированные бензиновые двигатели и дизели

Б1


Б2

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Малофорсированные дизели
В

Среднефорсированные бензиновые двигатели и дизели

В1



В2


Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в неблагоприятных условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и их склонности к образованию высокотемпературных отложений

Г


Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели

Г1

Г2

Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению.
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в неблагоприятных эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений.

Д

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений.

Е


Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы.



Принадлежность масел к той или иной группе устанавливают на основании результатов моторных испытаний на специальных одноцилиндро-вых или полноразмерных двигателях. Для масел различных групп установлены нормы на оценочные показатели, предусмотренные методами испытаний на двигателях.

Отнесение масла к соответствующей группе свидетельствует об определённом уровне его эксплуатационных свойств (антиокислительных, моюще-диспергирующих, противокоррозионных и т. д.), характеризующих качество масла данной группы. Повышение эксплуатационных свойств (группы эксплуатации), как правило, достигается путём расширения ассортимента и общего количества присадок в маслах [12]:
Группа масла А Б1 В1 Г1

Содержание присадок, % 3,5 5,5 8,0 10–15
Определить группу двигателя по степени форсированности с достаточной степенью точности, быстро и просто можно по степени сжатия. Степень сжатия является определяющим фактором при повышении мощности двигателя (табл. 2.6). Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели, а также малофорсированные в настоящее время считают устаревшими и на автомобили не ставят.

Так как к бензиновым и дизельным двигателям одной группы предъявляют разные требования, что определено условиями работы, то для различия масел после буквы, обозначающей группу эксплуатации ставят цифру, определяющую тип двигателя:

1 – бензиновые двигатели (В1, Г1);

2 – дизельные двигатели (В2, Г2).

Если цифра отсутствует, это означает, что масло универсальное, т. е. может быть применено на бензиновых и дизельных двигателях этой группы.
Таблица 2.6
Определение степени форсированности двигателя по степени сжатия ( )


Двигатели

Среднефорсированные (группа В)

Высокофорсированные (группа Г)

Бензиновые





Дизельные