Файл: ульяновскии педагогическии колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 

 

 

Выпускная квалификационная работа
 

Практико-ориентированные подходы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников 

 

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование 

 заочное обучение 

 

 

                                                                     Автор работы: 

                                                                     студентка 4 курса 4А группы 

                                                                     Суворова Светлана Николаевна 

 

                                                                     Руководитель работы:  

                                                                     преподаватель ОГБПОУ УПК 

                                                                     Морщакова Татьяна Анатольевна 

 

Ульяновск  

2022 

Оглавление
Введение...…………………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретическая часть: теоретические и методические основы формирования культурно-гигиенических навыков……………………………6

1.1 Содержание понятия «культурно гигиенические навыки»………………6

1.2 Психолого-педагогические основы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников……………………………………….8

1.3 Анализ вариативных программ по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников………………………………………18

Глава 2 Практическая часть: практическая работа по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников……………………………………………………………………26

2.1. Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста……………………………………….26

2.2 Организация и анализ работы по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников……………………………35

2.3 Методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников….………………………...52

Заключение……………………………………………………………………….55


Список использованных источников…………………………………………..57

Приложение………………………………………………………………………60

Введение
Сегодня актуальными задачами дошкольного образования являются такие, которые взаимосвязаны с полноценным физическим и социокультурным развитием ребенка, развитием у него здоровьесберегающего поведения и привычек. При этом особое значение имеют задачи формирования культурно-гигиенических навыков. Как указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (ред. от 17 февраля 2021 г.) в Статье 64, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Эти положения подтверждают значимость педагогической работы по воспитанию культуры поведения и привычек ЗОЖ, неотъемлемой частью которых являются культурно-гигиенические навыки.

В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию (ФГОС ДО) предусматривается создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях предполагается создание в дошкольной образовательной организации условий для сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; культуры поведения. Поэтому педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций должны стремиться к полноценному обеспечению образовательных условий, способствующих овладению детьми на высоком уровне культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Значимость формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников, как неотъемлемой части культуры поведения и основ здорового образа жизни, отмечена многими учеными. Так В.А. Сухомлинский писал, что «забота о здоровье – важнейший труд воспитателя. От жизни деятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...». Уточняя эту мысль, Г.А. Урунтаева отмечала – «сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены».

Практическая значимость формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников обусловлена тем, что их полноценное развитие позволяет сохранять и укреплять здоровье детей, воспитать культуру поведения.


Проблема исследования формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников определяется тем, что разработка содержания и форм этого направления педагогической деятельности позволяет наиболее эффективно осуществлять как физическое воспитание, так и социокультурное воспитание детей.

Объект исследования – процесс формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Предмет исследования – практико-ориентированные подходы формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников.

Цель исследования: доказать, что практико-ориентированные подходы способствуют формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические и методические основы формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников;

2) Составить перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников;

3) Организовать работу по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников, проанализировать свою деятельность и оценить достигнутые результаты.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, педагогической документации; обобщение педагогического опыта; наблюдение; беседы; педагогическое планирование; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Структура работы представлена: введением, в котором раскрыта актуальность и проблема исследования, сформулированы цели и задачи работы, определены предмет и объект исследования; двумя главами, в 1 главе рассмотрены аспекты разработанности проблемы в теории и практике по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников; во 2 главе представлено планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков, описан опыт реализации и оценка ее результативности; заключением в котором содержаны выводы и рекомендации относительно возможностей̆ практического применения полученных результатов; списком использованных.

Глава 1 Теоретическая часть: теоретические и методические основы формирования культурно-гигиенических навыков
1.1 Содержание понятия «культурно гигиенические навыки»

Рассматривая особенности формирования культурно-гигиенических навыков, прежде всего, следует уточнить собственно их содержание. Центральным понятием этого термина выступает «навык». Навыки являются автоматизированными и инстинкто-подобными компонентами умений, которые осуществляются на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

По определению Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной любой навык – это автоматизированный компонент сознательного действия, который возникает в результате многократного повторения. Авторы подчеркивают, что навык становится автоматизированным не сразу. Он формируется через многократные повторы. При этом навык, который становится потребностью, переходит в привычку. А «привычка способствует выполнению действий без принуждения» [28, с. 8].

В работах С. Л. Рубинштейна навыки также определяются как автоматизированные компоненты любой сознательной деятельности, формирование которых происходит в процессе упражнений. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн, автоматически выполняемый компонент сознательной деятельности, «выработанный в ходе тренировок, упражнений и выучки, является навыком в специфическом смысле этого слова» [25, с. 613].

На физиологическом уровне навык, по Н. А. Берштейну, характеризуется переходом с сознательного уровня управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведением их до автоматизма [6, с. 88]. Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков.

Обобщая различные точки зрения на понятие «навык», можно заключить, что это автоматизированный компонент сознательной деятельности личности, выработанный в ходе его постоянного выполнения, упражнения.

Одними из важных навыков человеческой жизнедеятельности являются такие, как культурно-гигиенические навыки. Они являются совокупностью специфических навыков, которые присваиваются личностью на ранних этапах онтогенеза как обязательные. Эти навыки непосредственно связаны с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. Культурно-гигиенические навыки – это одна из важнейших составляющих общей культуры поведения личности.


По определению Л. В. Куцаковой и В. И. Логиновой, культурно-гигиенические навыки – это специальные навыки, которые являются основополагающими для самостоятельной жизнедеятельности в окружающей действительности. К их числу, по мнению авторов, относятся такие, как навыки по уходу за собой, навыки, относящиеся к питанию, элементарные движения, уход за помещением [20].

Согласно Е. А. Алябьевой культурно-гигиенические навыки являются доведенными до автоматизма умениями соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественых местах [1].

Е. М. Белостоцкая рассматривает культурно-гигиенические навки аналогично Е. А. Алябьевой, но добавляет, что они составляют основу гигиенического воспитания детей, которое выступает важнейшей частью общего воспитания, При этом она указывает, что данные навыки, являющиеся необходимыми для жизни, труда, сохранения здоровья, необходимо вырабатывать с раннего возраста [5].

Согласно исследованиям Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой культурно-гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в дошкольном возрасте, характеризуют следующие показатели [28]:

  • культура еды – умение культурно принимать пищу, перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды, не класть локти на стол во время еды, есть с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.

  • опрятность – содержание в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

  • навыки личной и общественной гигиены играют важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что культурно-гигиенические навыки являются неотъемлемой частью повседневной жизнедеятельности человека. Их можно охарактеризовать как совокупность навыков, позволяющих ориентировать в окружающей действительности, выполнять культурно-гигиенические и культурно-бытовые нормы и правила. Наиболее значимыми культурно-гигиеническими навыками по отношению к дошкольникам являются культура еды, опрятность, навыки личной и общественной гигиены.
1.2 Психолого-педагогические основы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников