Файл: ульяновскии педагогическии колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование культурно-гигиенических навыков на ранних этапах онтогенеза следует рассматривать как не простое усвоение определенного комплекса норм и правил поведения, а как важнейших процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Поэтому ранний и дошкольный возраст выступает в качестве наиболее благоприятного и значимого для формирования целого комплекса основных культурно-гигиенических навыков, которые на последующих этапах дошкольного возраста полностью автоматизируются и усложняются до навыков самообслуживания.

Процесс усвоения этих навыков в раннем и дошкольном возрасте основывается на специфических особенностях, которые сформированы или освоены на первом году жизни. К таким относятся:

  • сформированный биоритм «сон – бодрствование»;

  • сформированное положительное эмоциональное отношение к предметам удовлетворения биологических потребностей;

  • первично сформированное отношение к культурно-гигиеническим процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу);

  • заложенные основы некоторых личностных качеств, связанные с культурно-гигиеническими процессами (опрятность, аккуратность, организованность) [30].

В раннем и дошкольном возрасте при норме психофизического развития большинство культурно-гигиенических навыков формируется естественным образом благодаря взаимодействию со взрослыми, наблюдениям за их поведением в различных повседневных ситуациях: дома, на улице, в магазине, в гостях и пр.

Согласно работам Р. С. Буре, В. И. Логиновой, Г. А. Урунтаевой, в период раннего и младшего дошкольного возраста у детей формируются первоосновы культуры поведения. Дети осваивают элементарные правила поведения в различных бытовых ситуациях: не мешать другим в процессе приема пищи, кушать не отвлекаясь, благодарить после еды, складывать одежду на место и пр. Это способствует тому, что ребенок начинает понимать смысл соблюдения этих норм и осознавать последствия их нарушения: «не сложил аккуратно одежду перед сном – она помялась и стала некрасивой» [28, с. 38].

Освоение правил культуры поведения и культурно-гигиенических навыков в раннем и младшем дошкольном возрасте происходит в процессе целенаправленного приучения. Взрослые систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так, согласно Г. А. Урунтаевой, «навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых становится потребностью» [28, с. 38].


В окружающей бытовой обстановке дети постоянно сталкиваются с различными предметами и явлениями, которые наталкивают их на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Дети видят, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. При постоянном обращении внимание детей к данным преобразованиям предметов, дети становятся способными замечать все необычное для них и стараться объяснить, установив простейшие причинно-следственные связи.

Как отмечает Г. А. Урунтаева, ранний возраст наиболее благоприятен для формирования таких навыков, как культурно-гигиенические, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью – предметной. В этом возрасте ребенка более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в гигиенические процессы. Он старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они предназначены. Дети постепенно осваивают то, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды – ложкой. Такое знание открывает им бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Можно сказать, что «освоение этих навыков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития – становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами» [28, с. 37].

Привлекательность бытовых процессов для детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста обусловлена еще и тем, что их освоение позволяет им, в определенных пределах, удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дети этих возрастных этапов очень ограничены в проявлении самостоятельности в тех видах деятельности, которые доступны в среднем и старшем дошкольном возрасте: игре, труде, рисовании и пр. Вследствие этого они стремятся максимально самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процессы.

Освоение в период раннего детства и младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков способствует осознанию детьми своей личности, самих себя. Так у них формируется представление о собственном теле. Выполняя такие процедуры, как одевание и умывание, рассматривая при этом себя в зеркале, дети начинают осознавать и понимать те изменения, которые происходят в них самих под действием соответствующих действий: грязные руки и лицо стали чистыми и пр. Это побуждает детей к контролю своего внешнего вида. В конце раннего и в течение младшего дошкольного возраста ребенок становится способным замечать неполадки в одежде, грязные руки, прося взрослых помочь ему устранить их. Все перечисленное, по определению Г. А. Урунтаевой, способствует формированию потребности в чистоте и опрятности [28].


С постепенным овладением культурно-гигиеническими навыками дошкольник осознает правила поведения. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим и нравственным развитием дошкольника [30].

Начиная со среднего дошкольного возраста, расширяется круг формирования культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в системы. Увеличение элементарных культурно-гигиенических навыков и привычек создает фундамент для других, более сложных. Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расческе, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол. Постепенно, культурно-гигиенические навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причесывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в чистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. За счет сформированных культурно-гигиенических навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребенка. Он начинает выполнять культурно-гигиенические навыки по своей инициативе [16].

Процесс формирования культурно-гигиенических навыков совпадает с такой линией психического развития, как развитие воли. Например, тяжело встать рано утром, самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки, ведь мама это сделает быстрей и лучше. Поэтому, взрослые не должны спешить на помощь ребенку при малейшем затруднении, освобождать его от необходимости прилагать усилия, потому-то в такой ситуации у дошкольника быстро формируется пассивная позиция: «завяжите», «накормите» и т.д. Для того чтобы завершить действие (умывание, сервировку стола и т.д.), получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, ребенку необходимо приложить волевые усилия. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для качественного выполнения действий. Дошкольник учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Ребенок сам по своей инициативе совершает, контролирует его ход своих действий. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность, самостоятельность.


Рассматривая процесс формирования культурно-гигиенических навыков, Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева отмечали, что от знания и выполнения дошкольниками необходимых культурно-гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. А в процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Например, с младшего дошкольного возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Дошкольникам среднего возраста, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол, но и твердо усвоить, что перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться [28].

Изучая проблему воспитания у дошкольников навыков личной и общественной гигиены Е. М. Белостоцкая отмечала то, что формирование культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению дошкольников в быту, в общественных местах. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков ребенок начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Дошкольник понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку [5].

В дошкольной педагогике определены основные методы формирования у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков [4]:

  • личный пример значимых взрослых; пример сверстников;

  • образовательная деятельность в данном направлении; досуги;

  • демонстрация необходимых действий (показ);

  • пояснение; просмотр мультфильмов;

  • объяснение; контроль и самоконтроль; взаимоконтроль;

  • поощрение; побуждение детей к взаимопомощи;

  • повторение действий;

  • дидактические игры; игры соревновательные;

  • беседы; этические беседы; чтение книг;

  • стихотворения, пословицы, поговорки, потешки; загадки;

  • игровые приемы (ситуации); игры- исценировки;

  • многократное повторение.


Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах обязательно применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.).

Т. Ф. Виноградова отмечает, что при формировании культурно-гигиенических навыков у детей необходимо правильно организовывать руководство их действиями. «Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды» [11, с. 98]. Обучение действиям наиболее эффективно осуществляется тогда, когда показ сопровождается объяснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия детям раннего возраста обязательно сопровождается проговариванием. Затем взрослый действует вместе с ребенком, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет ребенку большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.

С детьми любого возраста используются в обязательном порядке такие приемы, как похвала, одобрение, поощрение, педагогическая оценка. При этом похвала должна быть своевременной, но ей не следует злоупотреблять. В противном случае ребенок будет постоянно ждать похвалы. Выполнение требований взрослых должно стать для детей нормой поведения, их потребностью. Одобрение поддерживает в детях желание и в дальнейшем поступать так же, сделать что-либо еще лучше. Иногда воспитатель поощряет ребенка в такой форме, чтобы напомнить ему правила выполнения. Иногда ему приходится применять порицание, но этот педагогический прием лучше всего применять в косвенной форме, не называя имени ребенка [8].

Как указывают Р. С. Буре и А. Ф. Островская, при формировании культурно-гигиенических навыков методические приемы следует менять, но условия должны быть постоянными. Это связано с тем, что в каждодневной деятельности в постоянных условиях совершаются культурно-гигиенические навыки и формируются привычки. Но дети становятся старше, и воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, к убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого [8].