Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков Р. В. Тонкова-Ямпольская и Т. Я. Черток определили несколько правил, которыми в обязательном порядке должен руководствоваться педагог [21]:
1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных процессов. С первых месяцев жизни ребенка постоянное повторение в течение суток одних и тех же процессов (кормление, массаж, обтирание и т.д.), совершающихся всегда в определенной последовательности, постоянство условий их проведения – все это способствует формированию многих условных рефлексов. Поэтому при правильных воспитательных воздействиях у детей формируются культурно-гигиенические навыки.
2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Очень важно не пропустить оптимальные сроки (возраст) для формирования того или иного навыка. Несвоевременное приобретение навыка приводит к длительному сохранению более примитивных умений, к закреплению отрицательных форм поведения. Если же ребенок чему-то научился и может делать, он должен делать самостоятельно.
3. Обучение новому можно проводить тогда, когда ребенок находиться в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, т.е. он не подавлен, у него хорошее, бодрое настроение.
4. Методика и приемы гигиенического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям ребенка и использоваться по мере усложнения программы воспитания – от младшей к старшей возрастной группе. Если в первые годы жизни это многократные совместные действия взрослого и ребенка, показ, обучение при помощи слова, то после 3 лет уже обоснование требований, осознание детьми навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания, контроль за своими действиями.
5. Действия педагогического персонала, всех лиц, ухаживающих за ребенком и обучающих его в дошкольной организации и дома, должны быть согласованными. Кроме того, поведение взрослого должно служить для ребенка примером во всех его действиях и поступках.
6. Учитывая возрастающие познавательные потребности детей старшего дошкольного возраста, в обучении им следует давать обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков: почему тот или иной навык важен для здоровья, почему надо выполнять правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте и др.
Таким образом, изучение психолого-педагогических основ формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников позволяет установить, что данный процесс должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детей и предполагать развитие устойчивых привычек. Осознанное отношение и понимание значимости самостоятельного выполнения этих навыков позволяет дошкольникам
сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, проявлять культуру поведения в различных ситуациях взаимодействия с другими.
1.3 Анализ вариативных программ по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Таблица 1
Сравнительный анализ общеобразовательных комплексных программ «Детство» и «От рождения до школы»
Название программы | Название образовательной области (ОО) | Возрастная группа | Задачи работы | Содержание работы |
«Детство» (2019) Цель: развитие навыков самообслуживания. | «Социально-коммуникативное развитие» | 1 младшая группа | Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки | В этом возрасте следует приучать к мытью рук; умыванию; полосканию рта; раздеванию; пользованию горшком. |
«Социально-коммуникативное развитие» | 2 младшая группа | Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки | Освоение отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению порядка (не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным). | |
«Социально-коммуникативное развитие» | Средняя группа | Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье. | Отчетливое представление о процессах самообслуживания, правилах и способах их выполнения. Развитие самостоятельности в выполнении процессов самообслуживания и отдельных процессов хозяйственно-бытового труда. | |
«Социально-коммуникативное развитие». Раздел «Развиваем ценностное отношение к труду» | Старшая группа | Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в самообслуживании и труде | Развитие самостоятельности в самообслуживании. Расширение объема процессов самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (убрать игрушки, застелить свою постель, вытереть пыль, вымыть дома после еды чайную посуду). Освоение трудовых процессов, обеспечивающих ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки). Представления о роли самообслуживания в заботе о здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды. Хозяйственная помощь детей в семье (совместно со взрослыми мыть посуду, поливать растения, кормить домашних животных, участвовать со взрослыми в приготовлении пищи и уборке квартиры). | |
«Социально-коммуникативное развитие» | Подготовительная к школе группа | Совершенствование навыков самообслуживания | Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде (привычное самостоятельное и аккуратное выполнение культурно-гигиенических навыков, освоение приемов чистки одежды и обуви; участие в наведении порядка в группе и на участке детского сада, помощь родителям в уборке квартиры и мытье чайной посуды и пр.). | |
«От рождения до школы» (2019) | «Физическое развитие» | 1 младшая группа | Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания | Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Учить держать ложку в правой руке. |
«Социально-коммуникативное развитие» | 2 младшая группа | Развитие навыков самообслуживания | Формировать элементарные навыки самообслуживания; поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. | |
«Социально-коммуникативное развитие» | Средняя группа | Развитие навыков самообслуживания | Продолжать развивать навыки самообслуживания. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Формировать умение самостоятельно заправлять кровать. Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.), прибираться после игр с песком и водой. | |
«Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие». Раздел «Формирование начальных представлений о ЗОЖ» | Старшая группа | Развитие навыков самообслуживания. Воспитание культурно-гигиенических навыков | Продолжать развивать навыки самообслуживания. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Формировать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, ножом, вилкой). Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать изготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самим чистить зубы,умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать нос и рот платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать умение есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, обращаться с просьбой, благодарить. | |
«Социально-коммуникативное развитие» | Подготовительная к школе группа | Развитие навыков самообслуживания | Закреплять умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (ножом, ложкой, вилкой); самостоятельно следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить); аккуратно убирать за собой постель после сна. Учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место |
В рамках проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников, был проведен анализ следующих комплексных образовательных программ: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веркасы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой [22] и программы «Детство» под редакцией авторского коллектива Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой [18] (Таблица 1). Исходя из анализа, можно сделать следующие выводы.
Сходство в программах следующие: в программах в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела: целевой̆, содержательный, организационный. В каждой представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах; дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе. В образовательной области «Физическое развитие» в обеих программах цели и задачи предусматривается валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической культуры. В программах каждый раздел описан для раннего и дошкольного возраста, в которых круг культурно-гигиенических навыков меняется по мере взросления детей, они становятся более сложными.
Различия следующие: В программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять. Прописываются пути достижения результатов. В программы «Детство» после каждой образовательной области и для каждого возрастного периода детей представлены образовательные результаты деятельности, которые должны быть достигнуты и на какие именно затруднения ребенка необходимо обратить внимание. В программе «От рождения до школы» особое внимание в данной программе уделяется вопросам, связанным с гигиеной, этикетом. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» название подразделов программ отличаются. Ожидаемые результаты освоения программ представляются по-разному. В программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, а в программе «Детство» результаты представлены достижениями ребенка и неудачами после описания содержания образовательной деятельности для каждой группы. Основная суть программы «От рождения до школы» заключается в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в непринужденной благоприятной обстановке, а в программе «Детство» через любовь к трудовой деятельности и введения ЗОЖ.
Таким образом, было проанализировано две программы: «Детство», «От рождения до школы». В данных программах уделено значительное внимание задачам по формированию культурно-гигиенических навыков у детей. В полной мере раскрыты условия и методы их формирования. Программы имеют как сходство, так и различия.
Выводы по 1 главе
Содержание работы воспитателя по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста должно быть целой системой. В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. В данной главе были проанализированы две комплексные программы дошкольного образования «От рождения до школы» и «Детство», в них полной мере раскрыты условия и методы, необходимые для формирования культурно-гигиенических навыков.
Глава 2 Практическая часть: формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
2.1. Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Таблица 2
Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Направления КГН | ОД | Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная детская деятельность |
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА | |||
Навыки личной гигиены 1. Учить детей правильно мыть руки, тщательно ополаскивать мыло с рук. Пользоваться индивидуальным полотенцем, снимать его из шкафчика и поочередно вытирать руки. 2. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. 3. Закреплять умение правильно пользоваться горшком. | 1. Занятие 1 (в игровой форме) «Учимся мылить ручки» 2. Занятие 2 по познавательному развитию «Моем ручки каждый день» 3. Занятие 3 (в игровой форме) «Кукла Маша умывается» 4. Беседа «Зачем нужно умываться» 5. Беседа «Чем полезно мыло?» | 1. Игровые ситуации «Покажем кукле, как нужно мыть ручки», «Лодочки-ладошки». 2. Художественное слово: - потешки; - загадки; - стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» «Я под краном руки мылы». 3. Игры-забавы с водой: купание рыбок, уточек и пр. 4. Дидактическая игра «Как мы моем ручки» 4. Личный пример взрослого (воспитателя, родителя). 5.Совместное умывание и мытье рук. 6. Наглядность «Схема мытья рук», «Схема умывания». 7. Рассматривание картинок из альбома «Чистюли и грянули» (составлен воспитателем), беседа по ним. 8. Взаимодействие с родителями: - беседы «Как ребенка приучить мыть ручки», «Умываемся вместе с ребенком»; - фотовыставка «Мы чистюли» 9. Досуг «Мы чистюди» | 1. Побуждение детей к самостоятельному мытью рук и умыванию. 2. Сюжетные игры «Зайчики умываются», «Мишка-чистюля». 3. Наблюдение за мытьем рук и умыванием сверстников и взрослых. |
Культура еды: 1. Учить правильно держать и пользоваться ложкой. 2. Учить правильно держать и пользоваться чашкой. 3. Развивать способность к самостоятельному и аккуратному приему пищи (не крошить хлеб, жевать с закрытым ртом) 4. Учить пользоваться салфеткой во время еды, | 1. Занятие 1 (в игровой форме) «Учимся обедать» 2. Занятие 2 по познавательному развитию «Кушаем правильно – здоровье бережем» 3. Беседа «Как держать ложку правильно? 4. Беседа «Зачем нужна салфетка?» 5. Беседа «Чашки, стаканы, кружки – как правильно пить из них?» | 1. Игровые ситуации: «Покормим куклу», «Расставим приборы для чаепития»; 2. Художественное слово: - потешки, - загадки; - стихотворения «А у нас на завтрак каша!» А. Гунькина, «Сжали кружку кулачком…» П. Синявский. 3. Дидактическая игра «Назови предмет столовый». 4. Личный пример взрослого 5. Наглядность «Как пользоваться ложкой, чашкой» (плакат) 6. Взаимодействие с родителями: - беседа «Приучаем есть самостоятельно и правильно». | 1. Побуждение детей правильно и самостоятельно пользоваться ложкой, чашкой, аккуратно принимать пищу. 2. Сюжетные игры «Покормим кукол», «Накроем чайный столик» 3. Наблюдение за сверстниками и взрослыми |
Поддержание опрятности внешнего вида 1. Учить самостоятельно раздеваться и одеваться. 2. Развивать умение расстегивать и застегивать разные виды застежек одежды. 3. Развивать аккуратное и бережное отношение к одежде (не кидать, не мять и пр.). 4. Формировать умение следить за своим внешним видом. | 1. Занятие 1 по познавательному развитию «Наша одежда» 2. Занятие 2 по речевому развитию «Красивое платье у куклы» 3. Беседа «Какие застежки на одежке» 4. Беседа «Если мы испачкались…» | 1. Игровые ситуации «Оденем Мишке штанишки», «Собираем куклу на прогулку». 2. Дидактические игры «Расстегни – застегни», «Что за чем: одеваемся на прогулку» 3. Художественное слово: - потешки; - загадки; - стихотворение «Маша растеряша» С. Маршка. 4. Личный пример взрослого. 5. Раскрашивание «Красивое платье». 6. Наглядность: схему одевания на улицу зимой и летом. 7. Взаимодействие с родителями: - беседа «Приучаем ребенка к аккуратности» | 1. Побуждение детей правильно и самостоятельно расстегивать и застегивать застежки, снимать и одевать одежду. 2. Сюжетные игры «На прогулку с куклами», «Одеваем пупсиков» 3. Наблюдение за сверстниками и взрослыми 4. Стремление поддерживать чистоту, обращаться за помощью к взрослому |
Культура поведения 1. Учить здороваться и прощаться. 2. Учить желать приятного аппетита. 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. 4. Развивать способность тихо вести себя в общественных местах | 1. Этические беседы: - «Зачем надо здороваться и прощаться?»; - «Как вести себя в гостях?»; - «Кто такой воспитанный ребенок?» | 1. Игровые ситуации: «Мы пришли в гости», «Вежливые дети»; 2. Художественное слово: - народные сказки «Три медведя», «Морозко»; - стихотворения «Слово Пожалуйста» А. Андреева, «Встретив зайку, еж сосед…» О. Емельянова 3. Личный пример взрослого 4. Дидактическая игра «Вежливые слова» 5. Взаимодействие с родителями: - беседа «Воспитываем вежливого ребенка» | 1. Побуждение детей к вежливому поведению: здороваться, прощаться, желать приятного аппетита. 2. Сюжетные игры «Вежливая семья», «В гостях» 3. Наблюдение за сверстниками и взрослыми |
СРЕДНЯЯ ГРУППА | |||
Навыки личной гигиены 1.Развивать навыки самостоятельно умываться и мыть руки. 2. Учить правильно и самостоятельно чистить зубы. 3. Учить причесываться, пользоваться расческой 4. Развивать стремление к поддержанию чистоты тела и волос. | 1. Занятие 1 по познавательному развитию «Здоровые зубки» 2. Занятие 2 по познавательному развитию «Расчески и прически» 3. Беседа «Чем полена зубная паста?» 4. Беседа «Чистые руки и лицо – залог нашего здоровья» 5. Беседа «Как нужно следить за чистотой» | 1. Заучивание потешки «Я сегодня утром рано умывался…». 2. Художественное слово: - стихотворение «Наши полотенца» Н. Найденова, - чтение сказки «Поросятки и ребятки» Т. Дюсенбавевой. 3. Загадки о предметах гигиены (мыло, паста, зубная щетка, расческа, полотенце и пр.). 4. Дидактические игры: «Угадай предмет», «Научим Машу умываться», «Где ошибка: чистка зубов». 5. Просмотр кукольного театра «Мойдодыр». 6. Наглядность: картинки-схемы «Чистим зубки», «Моем руки», «Умываемся», «Причесываемся» 7. Взаимодействие с родителями: - беседа «Беседуем с ребенком о личной гигиене»; - конкурс детско-взрослого рисунка «Наши здоровые зубки; - фотоконкурс «Наши прически». | 1. Побуждение к взаимопомощи при умывании, расчесывании. 2. Пример сверстников 3. Сюжетно-ролевые игры «Утро в семье», «Парикмахерская». 4. Причесывание кукол. 5. Выполнение поручений взрослого: проверка чистоты рук, опрятности причесок. |
Культура еды: 1. Учить аккуратно принимать пищу: брать в ложку столько еды, чтобы она не выливалась и не выпадала. 2. Закреплять навыки пользования ложкой и чашкой. 3. Учить пользоваться вилкой и ножом. 4. Закреплять навыки пользования салфетками (бумажными и влажными). 5. Учить соблюдать осанку при принятии пищи. | 1. Занятие 1 по познавательному развитию «Этикет за столом» 2. Занятие 2 по развитию речи «Столовые приборы» 3. Беседа «Правила приема пищи». | 1.Художественное слово: - загадки о столовых приборах; - пословицы и поговорки о еде. 2. Заучивание потешки «У нас много ребят, все по стульчикам сидят, кашу масляну едят…». 3. Дидактическая игра «Усади гостей за стол». 4. Сюжетно-дидактическая игра «Угощаем гостей». 5. Просмотр мультфильма-сказки «Чуня». 6. Инценировки по мотивам мультфильма-сказки. 7. Взаимодействие с родителями: - беседа «Ребенку о поведении за столом»; - фотоконкурс «Ждем гостей» | 1. Побуждение к взаимопомощи при накрывании стола. 2. Пример сверстников 3. Сюжетно-ролевые игры «Принимаем гостей», «Веселое чаепитие». 5. Выполнение поручений взрослого: накрыть на стол и пр. |
Поддержание опрятности внешнего вида 1.Формировать привычку поддерживать порядок во внешнем виде. 2. Закреплять навыки одевания и раздевания. 3. Учить застилать постель после сна. 4. Учить складывать одежду в шкаф. 5. Учить протирать обувь, устранять неопрятность в одежде. . | 1. Занятие 1 по познавательному развитию «Откуда к нам пришла одежда». 2. Занятие 2 по познавательному развитию «Опрятные ребята». 3. Беседа «Как нужно одеваться зимой». 4. Беседа «Чистые и опрятные» | 1. Игры-упражнения «Каждой вещи свое место», «Помоги одеться другу»; 2. Художественное слово: - загадки о предметах одежды; - пословицы и поговорки о чистоте внешнего вида. 3. Дидактическая игра «Цепочка действий» (одевание и раздевание). 4. Проблемно-игровые ситуации «Что надо сделать, чтобы стать чистыми». 5. Инсцнировка сказки «Маша растеряша» С. Маршака. 6. Взаимодействие с родителями: - беседа «Приучаем ребенка убирать игрушки дома». | 1. Побуждение к взаимопомощи при поддержании опрятности внешнего вида 2. Пример сверстников 3. Сюжетно-ролевые игры «Химчистка», «Уборка». 5. Выполнение поручений взрослого. |
Культура поведения 1. Закреплять навыки вежливого обращения, привычки здороваться и прощаться, благодарить. 2. Учить вежливо выражать просьбы и благодарить. 3. Развивать умение бережно относиться к окружающим вещам. 4.Учить бережно относиться к результатам труда взрослых. 5.Учить детей вести себя в общественных местах в соответствии с правилами поведения: не кричать, не махать руками, спокойно отвечать и пр. | 1. Занятие 1 по развитию речи «В стране этикета» 2. Занятие 2 по социально-коммуникативному развитию «О поведении дома, в детском саду, в парке» 3. Беседа «Как вести себя в магазине?» 4. Беседа «Благодарить – добро дарить» 5. Беседа «Бережем чужой труд» | 1. Игры-упражнения «Вежливое обращение», «Попроси меня о…». 2. Художественное слово: - пословицы и поговорки о вежливости, бережном отношении к труду; - стихотворения «Песенка о вежливом чижике» Н. Гернер, «Посидим в тишине» Е.Благининой. 3. Дидактические игры «Что и когда нужно сказать?», «Назови точное словечко». 4. Взаимодействие с родителями: - беседа «Поведение ребенка – приучаем к вежливости»; - конкурс чтения стихотворений о культуре поведения | 1. Побуждение к вежливому общения со сверстниками и взрослыми. 2. Пример сверстников 4. Выполнение поручений взрослого. |
СТАРШАЯ ГРУППА | |||
Навыки личной гигиены 1. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью прически. 2.Самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей. 3. При кашле и чихании закрывать рот и нос платком. | 1.Занятие 1 «Правила личной гигиены» 2.Занятие 2 по развитию речи «Что мы можем сделать для сохранения своего здоровья» 3.Этические беседы «Как нужно ухаживать За своими зубами» 4.Беседы «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» 5.Беседа «Зачем нужно быть опрятным» | 1. Театрализованная деятельность: «Мойдодыр» (театрализованная игра); «Девочка чумазая» (инсценировка); «Федорино горе» (театрализованная игра с куклами бибабо) 2.Словесные загадки: «Что будет, если мы не будем мыть руки перед едой?» 3.Загадывание загадок. Придумаем загадки, кто больше придумает загадок. 4. Художественное слово: - пословицы: учить объяснять из смысл . - чтение К. Чуковский «Федорино горе», И. Ищук «Мои ладошки», В. Чепурная «Купание детей». - чтение сказки С. Могилевской «Про Машеньку и зубную щетку». 5. Игры-упражнения (словесные загадки): - «Если ты не будешь чистить зубы, то...» - «Они будут грязными и будут болеть ....» (отвечают дети). 7. Контроль воспитателя действий детей (за качеством и быстротой выполнения). 8. Пример взрослого (воспитателя, родителей). 9. Наглядно-дидактические пособия - плакаты по тематике «Чистота – залог здоровья». 10. Игра - «Можно – нельзя». - игра с использованием мимики и пантомимики «Крокодил-чистюля». - Д/и «Что сначала, а что потом»; - Д/и «Расставь по порядку»; - Д/и «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки». 11. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Салон красоты». 12. Взаимодействие с родителями: - беседа «Приучаем детей самостоятельно чистить зубы». - фотовыставка «Как я соблюдаю правила личной гигиены». 13. Досуг «Чистота-залог здоровья». 14. Сочинения сказок «Сказка про Шампуньку». | 1. Взаимоконтроль и самоконтроль. 2. Пример сверстников 3. Побуждение детей к взаимопомощи. 4.Самообслуживание «Мой внешний вид». 5.Рассматривание плакатов по теме «Чистота – залог здоровья». 6. Поручения: - назначение «санитара», который проверяет у своих сверстников чистоту рук, состояние ногтей, опрятность одежды. 7. Настольная игра «Подбери пару». 8. Продуктивная деятельность: - Рисование: предложить детям нарисовать Мойдодыра и др. 9. Просмотр м/ф: - «Федорино горе», - «Смешарики» - «Азбука здоровья» - «МойДодыр», - «Малышарики» сезон 1, серия 71, «Осьминог», «Моем руки», - «Лесная история», - «Птичка Тари». |
Культура еды: 1.Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом). 2.Совершенствовать умение есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, не класть локти на стол. 3.Пользоваться салфетками по мере необходимости. | Этические беседы: 1. «Вспомним, как правильно надо кушать». 2. «О культуре поведения во время еды» 3. «О здоровой и полезной пище» | 1. Загадки. «Придумаем загадки, кто больше придумает загадок». 2.Словесные загадки (игровые упражния): Пример 1: «Что будет, если я буду размахивать руками за столом?» Пример 2: «Что делать, если во рту окажется мясная кость, жилка?» и т.п. 3. Игры: - соревновательные - «Кто самый аккуратный?» - д/и «Столик накройся», «Принимайся за обед». - Чтение: Н. Листвинова «Королевство столовых приборов», С. Махотин «Завтрак», Н. Батый «Пообедать», О. Григорьева «Варенье». 4. Пословицы о культуре еды 5.С/р Игра : «Мы встречаем гостей», «В кафе». 6. Пример взрослого. 7.Взаимодействие с родителями: - Беседа «Приучаем детей правильному поведению за столом». | 1. Взаимоконтроль и самоконтроль. 2. Пример сверстников. 3. Побуждение детей к взаимопомощи. 4. Рассматривание плакатов по теме «Правила поведения за столом». 5. Дежурство по столовой. 6. Побуждение детей к взаимопомощи, например, во время обеда один ребенок по просьбе другого передает ему хлеб. 7. Игра «Принимайся за обед» 8. Просмотр развлекательных мультфильмов: - «Уроки хороших манер» (Поведение за столом), - «Зайчонок и муха». |
Содержание в порядке и чистоте игрушек, книг, одежды 1. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться. 2.Формировать привычку следить за опрятностью одежды, обуви. 3.Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде; помогать друг другу. 4. Закреплять умение соблюдать порядок в своем шкафу, аккуратно ставить обувь. 5. Закреплять умение опрятно заправлять постель. 6.Бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам (не ломать, книги не рвать и класть на место после игр и чтения). | Занятие «Мы не дружим с ленью» Занятие «Каждой вещи свое место» Беседа: - «Правила обращения с книгой»; - «У ленивого Федорки всегда отговорки» | 1.Художественная литература: - М. Зощенко «Глупая история», - Д.Крупская «Чистота», -С.Лосева «Штанишки», -О. Григорьева «Варенье», -И. Бурсов «Галоши», -С. Михалков «Я сам», -С. Маршак «Книжка про книжки», - С. Коган «Про ленивого Сережку», -А. Дорохов «Только на зеленый свет», -Л. Воронкова «Маша- растеряша». 2. Игры соревновательные: «Кто быстрее и аккуратнее заправит кровать», «Кто быстрее разденется и аккуратнее сложит вещи в шкафчик», Д/и «Оденем Машу на прогулку», Настольно-печатная игра «Наведи порядок». 3.Загадки. 4.Театрализованная деятельность: - Игра-инсценировка по рассказу Л. Воронковой «Маша – растеряша», - Игра-инсценировка «Федорино горе» К.Чуковский. 5. Побуждение детей к взаимопомощи. 6.Пример взрослого. | 1. Взаимоконтроль и самоконтроль. 2. Пример сверстников. 3. Поручение: Хозяйственно-бытовой труд: - Ремонт книг, - Назначение дежурного, который проверяет порядок в шкафчиках. 4. Настольно-печатная игра «Наведи порядок». 5.Самообслуживание, умение аккуратно раздеваться и одеваться, кровать заправлять. 6. Рисование по заданию воспитателя: - нарисовать комнату, в которой все вещи лежат на своих местах. 7. Просмотр м/ф : «Разгром», «Федорино горе», «Поддерживай чистоту и порядок», «Сестрички- привычки», «Нехочуха». |
Культура поведения 1.Расширять представление о правилах поведения в общественных местах, на улице. 2.Продолжать формировать навыки вежливого общения с окружающими (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т.д.). 3.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. 4.Воспитывать уважительное отношение к окружающим (своими действиями не мешать другим), доброжелательность. | 1. Этические беседы. - «Вежливая просьба», - «Фея учит вежливости», - «Урок дружбы», - «Добрые дела», - «Мы едем в транспорте». | 1. Игра-инсценировка «Спасите фею», 2.Чтение художественной литературы: - З. Ежикова «Крот и его друзья», - В. Осева «Волшебное слово», - А. Барто «Вовка -добрая душа», - А. Кузнецова «Подружки», - А. Неелова «Тысячецвет», - М. Пляцковский «Урок дружбы», - В. Сутеев «Яблоко», - Э. Успенский «Крокодил Гена». 3. Игра «Волшебное слово». - Настольная игра «Уроки этикета – Формула вежливости». - Игра «Хорошо или плохо», - Настольная игра «Дорожные знаки», - Игры-упражнения «Мы едем в транспорте». 4. Чтение рассказа С. Лежневой «Как Вова праздновал день рождения». Обучающие карточки: - Дорожные знаки, - Правила дорожного движения, - Уроки этикета –вежливые слова. 5. Контроль воспитателя за действиями и культурой поведения и общения детей. 6. Загадки. 7. Пословицы учить и объяснять. -Перед тобой пословицы, но в правом столбике слова стоят не на своих местах. Переставить их так, чтобы получились правильные пословицы. 8. Д/и «Как Буратино стал вежливым». | 1. Рисование. 2. Пример взрослого. 3. Настольная игра «Уроки этикета – формула вежливости». 4. Просмотр мультфильмов: «Крокодил Гена», «Про Леопольда», «Школа хороших манер», Поучительный мультфильм о вежливости и доброте, «Лунтик –уроки вежливости», «Мишка-задира», «Просто так», «ПДД». |
2.2 Организация и анализ работы по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
Практическая работа проходила на базе МБДОУ детский сад № 162 в старшей группе. В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы: определить наиболее эффективные методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
При организации работы с детьми мы учитывали то, что у старших дошкольников культурно-гигиенические навыки обретают выраженную социальную направленность, сочетаются с познавательным отношением к окружающей действительности. Старшие дошкольники должны совершенствовать уже сформированные навыки в младшем дошкольном возрасте. При работе с детьми этого возраста необходимо уделять формированию нравственных качеств, которые взаимосвязаны с гигиеническими привычками.
На первом этапе формирования культурно-гигиенических навыков мы организовали групповое пространство с учетом культурно-гигиенических требований. Ввели за правило наличие в каждом детском шкафчике носового платка, расчески. В обеденной зоне следили, чтобы дежурные были в фартуках, за обеденным столом всегда были салфетки, правильно располагались ложки, вилки и стаканы. Следим, чтобы в ванной комнате на вешалках у всех были индивидуальные полотенца, мыло, мусорное ведро. Обращаем внимание на чистоту занавесок и постельного белья. Подготовили библиотеку для родителей и картотеку детской литературы.
Для определения эффективности проведенной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников был проведен мониторинг овладения и заключительная диагностика. Она проводилась на основе рекомендаций Г.А. Урунтаевой и программных требований программы «От рождения до школы». Основным диагностическим методом было наблюдение за поведением детей в детском саду: на занятиях, в свободной деятельности и различных режимных моментах. При наблюдении фиксировались следующие параметры (критерии):
1. Опрятность: следит за опрятностью одежды;
2. Опрятность: следит за опрятностью прически;
3. Самостоятельно моет руки;
4. Следит за чистотой ногтей;
5. Самостоятельно умывается;
6. При кашле и чихании закрывает рот и нос платком;