Файл: ульяновскии педагогическии колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков Р. В. Тонкова-Ямпольская и Т. Я. Черток определили несколько правил, которыми в обязательном порядке должен руководствоваться педагог [21]:

1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных процессов. С первых месяцев жизни ребенка постоянное повторение в течение суток одних и тех же процессов (кормление, массаж, обтирание и т.д.), совершающихся всегда в определенной последовательности, постоянство условий их проведения – все это способствует формированию многих условных рефлексов. Поэтому при правильных воспитательных воздействиях у детей формируются культурно-гигиенические навыки.

2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Очень важно не пропустить оптимальные сроки (возраст) для формирования того или иного навыка. Несвоевременное приобретение навыка приводит к длительному сохранению более примитивных умений, к закреплению отрицательных форм поведения. Если же ребенок чему-то научился и может делать, он должен делать самостоятельно.

3. Обучение новому можно проводить тогда, когда ребенок находиться в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, т.е. он не подавлен, у него хорошее, бодрое настроение.

4. Методика и приемы гигиенического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям ребенка и использоваться по мере усложнения программы воспитания – от младшей к старшей возрастной группе. Если в первые годы жизни это многократные совместные действия взрослого и ребенка, показ, обучение при помощи слова, то после 3 лет уже обоснование требований, осознание детьми навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания, контроль за своими действиями.

5. Действия педагогического персонала, всех лиц, ухаживающих за ребенком и обучающих его в дошкольной организации и дома, должны быть согласованными. Кроме того, поведение взрослого должно служить для ребенка примером во всех его действиях и поступках.

6. Учитывая возрастающие познавательные потребности детей старшего дошкольного возраста, в обучении им следует давать обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков: почему тот или иной навык важен для здоровья, почему надо выполнять правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте и др.

Таким образом, изучение психолого-педагогических основ формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников позволяет установить, что данный процесс должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детей и предполагать развитие устойчивых привычек. Осознанное отношение и понимание значимости самостоятельного выполнения этих навыков позволяет дошкольникам
сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, проявлять культуру поведения в различных ситуациях взаимодействия с другими.

1.3 Анализ вариативных программ по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Таблица 1

Сравнительный анализ общеобразовательных комплексных программ «Детство» и «От рождения до школы»

Название программы

Название образовательной области (ОО)

Возрастная группа

Задачи работы

Содержание работы



«Детство» (2019)

Цель: развитие навыков самообслуживания.

«Социально-коммуникативное развитие»

1 младшая группа

Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки

В этом возрасте следует приучать к мытью рук; умыванию; полосканию рта; раздеванию; пользованию горшком.


«Социально-коммуникативное развитие»

2 младшая группа

Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки

Освоение отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению порядка (не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным).


«Социально-коммуникативное развитие»

Средняя группа

Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.

Отчетливое представление о процессах самообслуживания, правилах и способах их выполнения. Развитие самостоятельности в выполнении процессов самообслуживания и отдельных процессов хозяйственно-бытового труда.

«Социально-коммуникативное развитие».

Раздел «Развиваем

ценностное отношение к

труду»

Старшая группа

Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в самообслуживании и труде

Развитие самостоятельности в самообслуживании. Расширение объема процессов самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (убрать игрушки, застелить свою постель, вытереть пыль, вымыть дома после еды чайную посуду). Освоение трудовых процессов, обеспечивающих ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки). Представления о роли самообслуживания в заботе о здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды.

Хозяйственная помощь детей в семье (совместно со взрослыми мыть посуду, поливать растения, кормить домашних животных, участвовать со взрослыми в приготовлении пищи и уборке квартиры).


«Социально-коммуникативное развитие»

Подготовительная к школе группа

Совершенствование навыков самообслуживания

Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде (привычное самостоятельное и аккуратное выполнение культурно-гигиенических навыков, освоение приемов чистки одежды и обуви; участие в наведении порядка в группе и на участке детского сада, помощь родителям в уборке квартиры и мытье чайной посуды и пр.).


«От рождения до школы» (2019)

«Физическое развитие»

1 младшая группа

Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Учить держать ложку в правой руке.


«Социально-коммуникативное развитие»

2 младшая группа

Развитие навыков самообслуживания

Формировать элементарные навыки самообслуживания; поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.


«Социально-коммуникативное развитие»

Средняя группа

Развитие навыков самообслуживания

Продолжать развивать навыки самообслуживания. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Формировать умение самостоятельно заправлять кровать.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.), прибираться после игр с песком и водой.


«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие».

Раздел «Формирование

начальных представлений о ЗОЖ»

Старшая группа

Развитие навыков самообслуживания.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Продолжать развивать навыки самообслуживания. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Формировать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, ножом, вилкой). Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать изготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самим чистить зубы,умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать нос и рот платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Совершенствовать умение есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, обращаться с просьбой, благодарить.


«Социально-коммуникативное развитие»

Подготовительная к школе группа

Развитие навыков самообслуживания

Закреплять умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (ножом, ложкой, вилкой); самостоятельно следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить); аккуратно убирать за собой постель после сна. Учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место



В рамках проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников, был проведен анализ следующих комплексных образовательных программ: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веркасы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой [22] и программы «Детство» под редакцией авторского коллектива Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой [18] (Таблица 1). Исходя из анализа, можно сделать следующие выводы.

Сходство в программах следующие: в программах в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела: целевой̆, содержательный, организационный. В каждой представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах; дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе. В образовательной области «Физическое развитие» в обеих программах цели и задачи предусматривается валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической культуры. В программах каждый раздел описан для раннего и дошкольного возраста, в которых круг культурно-гигиенических навыков меняется по мере взросления детей, они становятся более сложными.

Различия следующие: В программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять. Прописываются пути достижения результатов. В программы «Детство» после каждой образовательной области и для каждого возрастного периода детей представлены образовательные результаты деятельности, которые должны быть достигнуты и на какие именно затруднения ребенка необходимо обратить внимание. В программе «От рождения до школы» особое внимание в данной программе уделяется вопросам, связанным с гигиеной, этикетом. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» название подразделов программ отличаются. Ожидаемые результаты освоения программ представляются по-разному. В программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, а в программе «Детство» результаты представлены достижениями ребенка и неудачами после описания содержания образовательной деятельности для каждой группы. Основная суть программы «От рождения до школы» заключается в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в непринужденной благоприятной обстановке, а в программе «Детство» через любовь к трудовой деятельности и введения ЗОЖ.


Таким образом, было проанализировано две программы: «Детство», «От рождения до школы». В данных программах уделено значительное внимание задачам по формированию культурно-гигиенических навыков у детей. В полной мере раскрыты условия и методы их формирования. Программы имеют как сходство, так и различия.
Выводы по 1 главе

Содержание работы воспитателя по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста должно быть целой системой. В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. В данной главе были проанализированы две комплексные программы дошкольного образования «От рождения до школы» и «Детство», в них полной мере раскрыты условия и методы, необходимые для формирования культурно-гигиенических навыков.

Глава 2 Практическая часть: формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
2.1. Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Таблица 2

Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Направления КГН

ОД

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная детская деятельность

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА



Навыки личной гигиены

1. Учить детей правильно мыть руки, тщательно ополаскивать мыло с рук. Пользоваться индивидуальным полотенцем, снимать его из шкафчика и поочередно вытирать руки.

2. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

3. Закреплять умение правильно пользоваться горшком.



1. Занятие 1 (в игровой форме) «Учимся мылить ручки»
2. Занятие 2 по познавательному развитию «Моем ручки каждый день»
3. Занятие 3 (в игровой форме) «Кукла Маша умывается»
4. Беседа «Зачем нужно умываться»
5. Беседа «Чем полезно мыло?»

1. Игровые ситуации «Покажем кукле, как нужно мыть ручки», «Лодочки-ладошки».

2. Художественное слово:

- потешки;

- загадки;

- стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» «Я под краном руки мылы».

3. Игры-забавы с водой: купание рыбок, уточек и пр.

4. Дидактическая игра «Как мы моем ручки»

4. Личный пример взрослого (воспитателя, родителя).

5.Совместное умывание и мытье рук.

6. Наглядность «Схема мытья рук», «Схема умывания».

7. Рассматривание картинок из альбома «Чистюли и грянули» (составлен воспитателем), беседа по ним.

8. Взаимодействие с родителями:

- беседы «Как ребенка приучить мыть ручки», «Умываемся вместе с ребенком»;

- фотовыставка «Мы чистюли»

9. Досуг «Мы чистюди»




1. Побуждение детей к самостоятельному мытью рук и умыванию.

2. Сюжетные игры «Зайчики умываются», «Мишка-чистюля».

3. Наблюдение за мытьем рук и умыванием сверстников и взрослых.


Культура еды:

1. Учить правильно держать и пользоваться ложкой.

2. Учить правильно держать и пользоваться чашкой.

3. Развивать способность к самостоятельному и аккуратному приему пищи (не крошить хлеб, жевать с закрытым ртом)

4. Учить пользоваться салфеткой во время еды,



1. Занятие 1 (в игровой форме) «Учимся обедать»
2. Занятие 2 по познавательному развитию «Кушаем правильно – здоровье бережем»
3. Беседа «Как держать ложку правильно?
4. Беседа «Зачем нужна салфетка?»
5. Беседа «Чашки, стаканы, кружки – как правильно пить из них?»

1. Игровые ситуации: «Покормим куклу», «Расставим приборы для чаепития»;

2. Художественное слово:

- потешки,

- загадки;

- стихотворения «А у нас на завтрак каша!» А. Гунькина, «Сжали кружку кулачком…» П. Синявский.

3. Дидактическая игра «Назови предмет столовый».

4. Личный пример взрослого

5. Наглядность «Как пользоваться ложкой, чашкой» (плакат)

6. Взаимодействие с родителями:

- беседа «Приучаем есть самостоятельно и правильно».




1. Побуждение детей правильно и самостоятельно пользоваться ложкой, чашкой, аккуратно принимать пищу.

2. Сюжетные игры «Покормим кукол», «Накроем чайный столик»

3. Наблюдение за сверстниками и взрослыми



Поддержание опрятности внешнего вида

1. Учить самостоятельно раздеваться и одеваться.

2. Развивать умение расстегивать и застегивать разные виды застежек одежды.

3. Развивать аккуратное и бережное отношение к одежде (не кидать, не мять и пр.).

4. Формировать умение следить за своим внешним видом.


1. Занятие 1 по познавательному развитию «Наша одежда»
2. Занятие 2 по речевому развитию «Красивое платье у куклы»
3. Беседа «Какие застежки на одежке»
4. Беседа «Если мы испачкались…»

1. Игровые ситуации «Оденем Мишке штанишки», «Собираем куклу на прогулку».

2. Дидактические игры «Расстегни – застегни», «Что за чем: одеваемся на прогулку»

3. Художественное слово:

- потешки;

- загадки;

- стихотворение «Маша растеряша» С. Маршка.

4. Личный пример взрослого.

5. Раскрашивание «Красивое платье».

6. Наглядность: схему одевания на улицу зимой и летом.

7. Взаимодействие с родителями:

- беседа «Приучаем ребенка к аккуратности»





1. Побуждение детей правильно и самостоятельно расстегивать и застегивать застежки, снимать и одевать одежду.

2. Сюжетные игры «На прогулку с куклами», «Одеваем пупсиков»

3. Наблюдение за сверстниками и взрослыми

4. Стремление поддерживать чистоту, обращаться за помощью к взрослому


Культура поведения

1. Учить здороваться и прощаться.

2. Учить желать приятного аппетита.

3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

4. Развивать способность тихо вести себя в общественных местах



1. Этические беседы:

- «Зачем надо здороваться и прощаться?»;

- «Как вести себя в гостях?»;

- «Кто такой воспитанный ребенок?»

1. Игровые ситуации: «Мы пришли в гости», «Вежливые дети»;

2. Художественное слово:

- народные сказки «Три медведя», «Морозко»;

- стихотворения «Слово Пожалуйста» А. Андреева, «Встретив зайку, еж сосед…» О. Емельянова

3. Личный пример взрослого

4. Дидактическая игра «Вежливые слова»

5. Взаимодействие с родителями:

- беседа «Воспитываем вежливого ребенка»



1. Побуждение детей к вежливому поведению: здороваться, прощаться, желать приятного аппетита.

2. Сюжетные игры «Вежливая семья», «В гостях»

3. Наблюдение за сверстниками и взрослыми


СРЕДНЯЯ ГРУППА



Навыки личной гигиены

1.Развивать навыки самостоятельно умываться и мыть руки.

2. Учить правильно и самостоятельно чистить зубы.

3. Учить причесываться, пользоваться расческой

4. Развивать стремление к поддержанию чистоты тела и волос.



1. Занятие 1 по познавательному развитию «Здоровые зубки»
2. Занятие 2 по познавательному развитию «Расчески и прически»
3. Беседа «Чем полена зубная паста?»
4. Беседа «Чистые руки и лицо – залог нашего здоровья»
5. Беседа «Как нужно следить за чистотой»

1. Заучивание потешки «Я сегодня утром рано умывался…».

2. Художественное слово:

- стихотворение «Наши полотенца» Н. Найденова,

- чтение сказки «Поросятки и ребятки» Т. Дюсенбавевой.

3. Загадки о предметах гигиены (мыло, паста, зубная щетка, расческа, полотенце и пр.).

4. Дидактические игры: «Угадай предмет», «Научим Машу умываться», «Где ошибка: чистка зубов».

5. Просмотр кукольного театра «Мойдодыр».

6. Наглядность: картинки-схемы «Чистим зубки», «Моем руки», «Умываемся», «Причесываемся»

7. Взаимодействие с родителями:

- беседа «Беседуем с ребенком о личной гигиене»;

- конкурс детско-взрослого рисунка «Наши здоровые зубки;

- фотоконкурс «Наши прически».


1. Побуждение к взаимопомощи при умывании, расчесывании.

2. Пример сверстников

3. Сюжетно-ролевые игры «Утро в семье», «Парикмахерская».

4. Причесывание кукол.

5. Выполнение поручений взрослого: проверка чистоты рук, опрятности причесок.



Культура еды:

1. Учить аккуратно принимать пищу: брать в ложку столько еды, чтобы она не выливалась и не выпадала.

2. Закреплять навыки пользования ложкой и чашкой.

3. Учить пользоваться вилкой и ножом.

4. Закреплять навыки пользования салфетками (бумажными и влажными).

5. Учить соблюдать осанку при принятии пищи.




1. Занятие 1 по познавательному развитию «Этикет за столом»
2. Занятие 2 по развитию речи «Столовые приборы»
3. Беседа «Правила приема пищи».


1.Художественное слово:

- загадки о столовых приборах;

- пословицы и поговорки о еде.

2. Заучивание потешки «У нас много ребят, все по стульчикам сидят, кашу масляну едят…».

3. Дидактическая игра «Усади гостей за стол».

4. Сюжетно-дидактическая игра «Угощаем гостей».

5. Просмотр мультфильма-сказки «Чуня».

6. Инценировки по мотивам мультфильма-сказки.

7. Взаимодействие с родителями:

- беседа «Ребенку о поведении за столом»;

- фотоконкурс «Ждем гостей»




1. Побуждение к взаимопомощи при накрывании стола.

2. Пример сверстников

3. Сюжетно-ролевые игры «Принимаем гостей», «Веселое чаепитие».

5. Выполнение поручений взрослого: накрыть на стол и пр.



Поддержание опрятности внешнего вида

1.Формировать привычку поддерживать порядок во внешнем виде.

2. Закреплять навыки одевания и раздевания.

3. Учить застилать постель после сна.

4. Учить складывать одежду в шкаф.

5. Учить протирать обувь, устранять неопрятность в одежде.

.



1. Занятие 1 по познавательному развитию «Откуда к нам пришла одежда».
2. Занятие 2 по познавательному развитию «Опрятные ребята».
3. Беседа «Как нужно одеваться зимой».
4. Беседа «Чистые и опрятные»

1. Игры-упражнения «Каждой вещи свое место», «Помоги одеться другу»;

2. Художественное слово:

- загадки о предметах одежды;

- пословицы и поговорки о чистоте внешнего вида.

3. Дидактическая игра «Цепочка действий» (одевание и раздевание).

4. Проблемно-игровые ситуации «Что надо сделать, чтобы стать чистыми».

5. Инсцнировка сказки «Маша растеряша» С. Маршака.

6. Взаимодействие с родителями:

- беседа «Приучаем ребенка убирать игрушки дома».




1. Побуждение к взаимопомощи при поддержании опрятности внешнего вида

2. Пример сверстников

3. Сюжетно-ролевые игры «Химчистка», «Уборка».

5. Выполнение поручений взрослого.


Культура поведения

1. Закреплять навыки вежливого обращения, привычки здороваться и прощаться, благодарить.

2. Учить вежливо выражать просьбы и благодарить.

3. Развивать умение бережно относиться к окружающим вещам.

4.Учить бережно относиться к результатам труда взрослых.

5.Учить детей вести себя в общественных местах в соответствии с правилами поведения: не кричать, не махать руками, спокойно отвечать и пр.

1. Занятие 1 по развитию речи «В стране этикета»
2. Занятие 2 по социально-коммуникативному развитию «О поведении дома, в детском саду, в парке»
3. Беседа «Как вести себя в магазине?»
4. Беседа «Благодарить – добро дарить»
5. Беседа «Бережем чужой труд»

1. Игры-упражнения «Вежливое обращение», «Попроси меня о…».

2. Художественное слово:

- пословицы и поговорки о вежливости, бережном отношении к труду;

- стихотворения «Песенка о вежливом чижике» Н. Гернер, «Посидим в тишине» Е.Благининой.

3. Дидактические игры «Что и когда нужно сказать?», «Назови точное словечко».

4. Взаимодействие с родителями:

- беседа «Поведение ребенка – приучаем к вежливости»;

- конкурс чтения стихотворений о культуре поведения


1. Побуждение к вежливому общения со сверстниками и взрослыми.

2. Пример сверстников

4. Выполнение поручений взрослого.

СТАРШАЯ ГРУППА



Навыки личной гигиены

1. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью прически.

2.Самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей.

3. При кашле и чихании закрывать рот и нос платком.


1.Занятие 1 «Правила личной гигиены»
2.Занятие 2 по развитию речи «Что мы можем сделать для сохранения своего здоровья»
3.Этические беседы «Как нужно ухаживать

За своими зубами»
4.Беседы «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
5.Беседа «Зачем нужно быть опрятным»


1. Театрализованная деятельность:

«Мойдодыр» (театрализованная игра);

«Девочка чумазая» (инсценировка);

«Федорино горе» (театрализованная игра с куклами бибабо)

2.Словесные загадки:

«Что будет, если мы не будем мыть руки перед едой?»

3.Загадывание загадок. Придумаем загадки, кто больше придумает загадок.

4. Художественное слово:

- пословицы: учить объяснять из смысл .

- чтение К. Чуковский «Федорино горе», И. Ищук «Мои ладошки», В. Чепурная «Купание детей».

- чтение сказки С. Могилевской «Про Машеньку и зубную щетку».

5. Игры-упражнения (словесные загадки):

- «Если ты не будешь чистить зубы, то...»

- «Они будут грязными и будут болеть ....» (отвечают дети).

7. Контроль воспитателя действий детей (за качеством и быстротой выполнения).

8. Пример взрослого (воспитателя, родителей).

9. Наглядно-дидактические пособия

- плакаты по тематике «Чистота – залог здоровья».

10. Игра

- «Можно – нельзя».

- игра с использованием мимики и пантомимики «Крокодил-чистюля».

- Д/и «Что сначала, а что потом»;

- Д/и «Расставь по порядку»;

- Д/и «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки».

11. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Салон красоты».

12. Взаимодействие с родителями:

- беседа «Приучаем детей самостоятельно чистить зубы».

- фотовыставка «Как я соблюдаю правила личной гигиены».

13. Досуг «Чистота-залог здоровья».

14. Сочинения сказок «Сказка про Шампуньку».

1. Взаимоконтроль и самоконтроль.

2. Пример сверстников

3. Побуждение детей к взаимопомощи.

4.Самообслуживание «Мой внешний вид».

5.Рассматривание плакатов по теме «Чистота – залог здоровья».

6. Поручения:

- назначение «санитара», который проверяет у своих сверстников чистоту рук, состояние ногтей, опрятность одежды.

7. Настольная игра «Подбери пару».

8. Продуктивная деятельность:

- Рисование: предложить детям нарисовать Мойдодыра и др.

9. Просмотр м/ф:

- «Федорино горе»,

- «Смешарики»

- «Азбука здоровья»

- «МойДодыр»,

- «Малышарики» сезон 1, серия 71, «Осьминог», «Моем руки»,

- «Лесная история»,

- «Птичка Тари».




Культура еды:

1.Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом).

2.Совершенствовать умение есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, не класть локти на стол.

3.Пользоваться салфетками по мере необходимости.

Этические беседы:

1. «Вспомним, как правильно надо кушать».
2. «О культуре поведения во время еды»
3. «О здоровой и полезной пище»


1. Загадки.

«Придумаем загадки, кто больше придумает загадок».

2.Словесные загадки

(игровые упражния):

Пример 1: «Что будет, если я буду размахивать руками за столом?»

Пример 2: «Что делать, если во рту окажется мясная кость, жилка?» и т.п.

3. Игры:

- соревновательные -

«Кто самый аккуратный?»

- д/и «Столик накройся», «Принимайся за обед».

- Чтение:

Н. Листвинова «Королевство столовых приборов»,

С. Махотин «Завтрак»,

Н. Батый «Пообедать»,

О. Григорьева «Варенье».

4. Пословицы о культуре еды

5.С/р Игра :

«Мы встречаем гостей», «В кафе».

6. Пример взрослого.

7.Взаимодействие с родителями:

- Беседа «Приучаем детей правильному поведению за столом».

1. Взаимоконтроль и самоконтроль.

2. Пример сверстников.
3. Побуждение детей к взаимопомощи.

4. Рассматривание плакатов по теме «Правила поведения за столом».

5. Дежурство по столовой.

6. Побуждение детей к взаимопомощи, например, во время обеда один ребенок по просьбе другого передает ему хлеб.

7. Игра «Принимайся за обед»

8. Просмотр развлекательных мультфильмов:

- «Уроки хороших манер» (Поведение за столом),

- «Зайчонок и муха».

Содержание в порядке и чистоте игрушек, книг, одежды

1. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться.

2.Формировать привычку следить за опрятностью одежды, обуви.

3.Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде; помогать друг другу.

4. Закреплять умение соблюдать порядок в своем шкафу, аккуратно ставить обувь.

5. Закреплять умение опрятно заправлять постель.

6.Бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам (не ломать, книги не рвать и класть на место после игр и чтения).



Занятие «Мы не дружим с ленью»
Занятие «Каждой вещи свое место»
Беседа:

- «Правила обращения с книгой»;

- «У ленивого Федорки всегда отговорки»



1.Художественная литература:

- М. Зощенко «Глупая история»,

- Д.Крупская «Чистота»,

-С.Лосева «Штанишки»,

-О. Григорьева «Варенье»,

-И. Бурсов «Галоши»,

-С. Михалков «Я сам»,

-С. Маршак «Книжка про книжки»,

- С. Коган «Про ленивого Сережку»,

-А. Дорохов «Только на зеленый свет»,

-Л. Воронкова «Маша- растеряша».

2. Игры соревновательные:

«Кто быстрее и аккуратнее заправит кровать»,

«Кто быстрее разденется и аккуратнее сложит вещи в шкафчик»,

Д/и «Оденем Машу на прогулку»,

Настольно-печатная игра «Наведи порядок».

3.Загадки.

4.Театрализованная деятельность:

- Игра-инсценировка по рассказу Л. Воронковой «Маша – растеряша»,

- Игра-инсценировка «Федорино горе» К.Чуковский.

5. Побуждение детей к взаимопомощи.

6.Пример взрослого.

1. Взаимоконтроль и самоконтроль.

2. Пример сверстников.

3. Поручение:

Хозяйственно-бытовой труд:

- Ремонт книг,

- Назначение дежурного, который проверяет порядок в шкафчиках.

4. Настольно-печатная игра «Наведи порядок».
5.Самообслуживание, умение аккуратно раздеваться и одеваться, кровать заправлять.

6. Рисование по заданию воспитателя:

- нарисовать комнату, в которой все вещи лежат на своих местах.

7. Просмотр м/ф :

«Разгром», «Федорино горе», «Поддерживай чистоту и порядок», «Сестрички- привычки», «Нехочуха».

Культура поведения

1.Расширять представление о правилах поведения в общественных местах, на улице.

2.Продолжать формировать навыки вежливого общения с окружающими (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т.д.).

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

4.Воспитывать уважительное отношение к окружающим (своими действиями не мешать другим), доброжелательность.


1. Этические беседы.

- «Вежливая просьба»,

- «Фея учит вежливости»,

- «Урок дружбы»,

- «Добрые дела»,

- «Мы едем в транспорте».


1. Игра-инсценировка «Спасите фею»,

2.Чтение художественной литературы:

- З. Ежикова «Крот и его друзья»,

- В. Осева «Волшебное слово»,

- А. Барто «Вовка -добрая душа»,

- А. Кузнецова «Подружки»,

- А. Неелова «Тысячецвет»,

- М. Пляцковский «Урок дружбы»,

- В. Сутеев «Яблоко»,

- Э. Успенский «Крокодил Гена».

3. Игра «Волшебное слово».

- Настольная игра «Уроки этикета – Формула вежливости».

- Игра «Хорошо или плохо»,

- Настольная игра «Дорожные знаки»,

- Игры-упражнения «Мы едем в транспорте».

4. Чтение рассказа С. Лежневой «Как Вова праздновал день рождения».

Обучающие карточки:

- Дорожные знаки,

- Правила дорожного движения,

- Уроки этикета –вежливые слова.

5. Контроль воспитателя за действиями и культурой поведения и общения детей.

6. Загадки.

7. Пословицы учить и объяснять.

-Перед тобой пословицы, но в правом столбике слова стоят не на своих местах. Переставить их так, чтобы получились правильные пословицы.

8. Д/и «Как Буратино стал вежливым».

1. Рисование.

2. Пример взрослого.

3. Настольная игра «Уроки этикета – формула вежливости».

4. Просмотр мультфильмов:

«Крокодил Гена»,

«Про Леопольда»,

«Школа хороших манер»,

Поучительный мультфильм о вежливости и доброте,

«Лунтик –уроки вежливости»,

«Мишка-задира»,

«Просто так»,

«ПДД».




2.2 Организация и анализ работы по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
Практическая работа проходила на базе МБДОУ детский сад № 162 в старшей группе. В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы: определить наиболее эффективные методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

При организации работы с детьми мы учитывали то, что у старших дошкольников культурно-гигиенические навыки обретают выраженную социальную направленность, сочетаются с познавательным отношением к окружающей действительности. Старшие дошкольники должны совершенствовать уже сформированные навыки в младшем дошкольном возрасте. При работе с детьми этого возраста необходимо уделять формированию нравственных качеств, которые взаимосвязаны с гигиеническими привычками.

На первом этапе формирования культурно-гигиенических навыков мы организовали групповое пространство с учетом культурно-гигиенических требований. Ввели за правило наличие в каждом детском шкафчике носового платка, расчески. В обеденной зоне следили, чтобы дежурные были в фартуках, за обеденным столом всегда были салфетки, правильно располагались ложки, вилки и стаканы. Следим, чтобы в ванной комнате на вешалках у всех были индивидуальные полотенца, мыло, мусорное ведро. Обращаем внимание на чистоту занавесок и постельного белья. Подготовили библиотеку для родителей и картотеку детской литературы.

Для определения эффективности проведенной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников был проведен мониторинг овладения и заключительная диагностика. Она проводилась на основе рекомендаций Г.А. Урунтаевой и программных требований программы «От рождения до школы». Основным диагностическим методом было наблюдение за поведением детей в детском саду: на занятиях, в свободной деятельности и различных режимных моментах. При наблюдении фиксировались следующие параметры (критерии):

1. Опрятность: следит за опрятностью одежды;

2. Опрятность: следит за опрятностью прически;

3. Самостоятельно моет руки;

4. Следит за чистотой ногтей;

5. Самостоятельно умывается;

6. При кашле и чихании закрывает рот и нос платком;