ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтические приемы эпоса вместе с тем являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение былинного текста. Выдержанный эпический стиль былин отличается медлительностью и спокойствием.
Былинный эпос любит медленное развертывание действий, часто прибегает к различным видам повторений, с большой обстоятельностью описывает отдельные детали и нисколько не боится утомить сравнительным однообразием своего стиля.
Внешними приемами былинной композиции являются отстоявшиеся в эпической традиции вступления («запевы», «зачины») и концовки, а также «общие места», т. е. типические традиционные формулы, описывающие излюбленные для былинных сюжетов положения героев или обстановку (таковы напр. типические описательные формулы поклонов богатыря при входе в терем, просьбы благословения у матери, седлания богатырского коня).
Сами былины отличают иногда разницу между «запевом» или «прибауткой» и следующим за ним «зачином». Так в известном начале былины о Добрыне — «Из-под белыя березы кудреватыя» — после поэтического описания величественной «Матки Волги реки» идут такие примечательные слова:
«Все это, братцы, не сказочка,
а все это, братцы, прибауточка.
Теперь-то Добрынюшке зачин пошел:
Во стольном-то граде во Киеве…» и т. д.
Запевы не имеют прямой связи с содержанием былин — они лишь служат как бы увертюрой, прелюдией, их цель привлечь внимание слушателей, настроить их и самого исполнителя на соответствующий данному былинному сюжету общий тон и лад.
доп. лекция на арзамасе:
https://arzamas.academy/courses/14/1
19. Эпическое наследие. Исторические песни. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в исторических песнях
Эпическое наследие – носитель реликтового мировосприятия и духовности, прообраз основы новой цивилизации. Эпическое наследие народов мира традиционно рассматривается как богатейший источник изучения прошлого, неоценимые материалы по их истории, языку и этнографии. В силу многих обстоятельств (политического, религиозного, национального, исторического характера) это бесценное достояние всего человечества по-прежнему остается слабо изученным, что приводит к потере.
Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возникали по поводу важных явлений в истории народа - таких, которые производили глубокое впечатление на участников и сохранялись в памяти последующих поколений. В устной традиции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто «песнями» или, как былины, «старинами» .
Воспроизведение действительности в исторических песнях отличается некоторыми особенностями. Наряду с исторически верным отражением событий, Отдельные явления общественной и политической жизни изображаются в этих произведениях не так, как они происходили на самом деле, а так, как они представлялись воображению народа. Поэтому в исторических песнях всегда необходимо иметь в виду соотношение вымысла, народной фантазии и реальных, действительных фактов, послуживших основой для создания песен. Народ стремился за отдельным историческим фактом увидеть общие закономерности, основные коллизии эпохи. Вот почему тот или иной конкретный факт истории в народном творчестве мог подвергнуться изменению, вступить в соединение с художественным вымыслом.
Признаки исторической песни:
-
В отличие от былин они более короткие и более достоверные -
Используется былинная поэтика: драматичный сюжет и простой язык -
Часто (не обязательно) отсутствует стройная рифма
.20. Эпическое наследие. Скоморошины. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в скоморошинах. Смех и его значение в высоком жанре. (Варя)
Скоморошина — эпический жанр песенного фольклора, с установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни.
Небылица или небывальщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности
Скоморошины пародируют былины, а небылицы пародируют сказки
Этномузыкологи называют скоморошины особой сферой музыкально-поэтического фольклора, сочетающей в себе черты музыкального эпоса, плясовых форм, связанных с инструментальными наигрышами и народно-драматических действ.
Почему эпос?
-
Сольная форма исполнения -
Особое внимание к слову -
Сказовая манера интонирования
Поэтика и содержание былин, но в перевернутом виде. Пародирование стиля высокого эпоса.
Принципы пародийности:
-
стиль героических былин, приемы, служившие изображению богатырей, богатырских сражений и тому подобного, прилагаются к персонажам отнюдь не былинным, к ситуациям самым обыденным, «низким», что и создает комический эффект
-
подчеркнутое снижение стиля героического эпоса, его мотивов, образов, элементов композиции. Следуя за эпосом, скоморошина «переворачивает» в комическом духе величественные описания природы, гиперболические изображения богатырей и их подвигов, нарочито показывает подчеркнуто некрасивое, уродливое, нелепое. Ситуация похожа на былинную, но изображает её скоморошина в мнимо героическом духе
-
пародия выступает как основной художественный приём и цель создания текста. В композиционном отношении такие скоморошины воспроизводят жанровый канон пародируемого произведения
К скоморошинам относятся разные сюжеты: о неверной жене, которая прикинулась больной и отослала мужа в город, но была изобличена и назакана при помощи скоморохов (“Гость Терентий”), песня о том, как ватага веселых разбойников ограбила кулака (“Усы”), о том, как зарезали и делили очень большого быка и что из этого вышло (“Старина о большом быке”).
21. Эпическое наследие. Баллады. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в балладах.(Арина)
Баллада – лироэпическая песня, отображающая драматические и трагические коллизии в сфере личного, семейного и общественного быта человека.
Баллады:
1. Средневековая поэтическая или тексто-музыкальная форма
2. Лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.
3. Поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков (Жуковский, Батюшков, Полонский, Фет, Пушкин, Лермонтов, А. Толстой)
4. В популярной музыке для обозначения медленных композиций – рок-баллада
Но для обозначения русского фольклорного жанра термин практически не использовался!!!!
Классическая фольклорная баллада возникает в конце XIII—XIV веках и творчески затухает в конце XVII—XVIII веках. В XIX столетии появляется новая баллада полулитературного характера.
Первым баллады выделил в самостоятельную группу:
§ П.В. Киреевский (часть 5 выпуска 10-титомника «Песни». Именно Киреевский предложил использовать термин «баллада»
§ А.И. Соболевский (1 том «Великорусские народные песни» - низшие эпические песни - единственная систематизация баллад до 1917 г.
Жанр выделяется только филологами на основании наличия сюжета
Сюжет баллад
v Необыкновенные события происходящие с обыкновенными людьми
v Трагическая развязка
v Доведенные до крайности страсти
v Конфликты нравственного порядка
v Страдания и гибель положительных героев
Музыковеды о балладе
v Не имеют собственных музыкальных форм
v Могут исполняться на
ü Календарно-обрядовые напевы
ü Хороводные напевы
ü Былинные напевы
ü Лирические напевы
ü Плясовые напевы
ü Напевы духовных стихов
В ряде традиций есть напевы, которые интонируются в манере музыкального сказывания. Эта манера близка эпической манере
Преимущественно: западные и южнорусские традиции
Баллада ставит в центре внимания индивидуальную человеческую судьбу.
События общенародного значения, вопросы этические, социальные, философские воспроизводятся в балладах сквозь призму личных человеческих отношений и судеб.
Почему эпический жанр?
§ рассказ ведется «от автора», в тоне объективного и последовательного повествования о событиях
§ нет лирических отступлений, эмоциональных пояснений, морализации
Отличие от былины
Баллада сосредоточеннее былины, что видно из особенностей ее композиции.
особенности композиции баллады:
§ Одноконфликтность и сжатость, прерывистость изложения, обилие диалогов, повторения с нарастанием драматизма; действие сведено к одному конфликту, к одному центральному эпизоду, а все события, предваряющие конфликт, или излагаются предельно коротко
§ Прерывистость - балладный рассказ как бы перескакивает через спокойные, повествовательные моменты действия, останавливаясь на узловых, драматических моментах сюжета
§ Обилие диалогов
§ Повторение с нарастанием
Сборники баллад:
q «Русская баллада» (1936 г.) В. И. Чернышев - тематического принципа классификации баллад, который, однако, был выдержан.
- по жанровому принципу,
- другая — по хронологическому,
- третья — по идейно-эмоциональному принципам.
кроме баллад включены песни иных жанров — игровые, хороводные, шуточные, плясовые, повествовательные лирические (рекрутские, солдатские, семейно-бытовые), а также скоморошины, сатирические и юмористические песни, новые баллады.
Выделение жанра «от противного»: баллады – это песни с четко выраженным повествовательным содержанием, отличающиеся от былин, исторических песен и духовных стихов отсутствием характерных для этих видов специфических особенностей
q «Народные баллады» (1963 г.) Д. М. Балашов - тематический принцип, но также не выдержал его до конца.
- «Баллады семейно-бытовые»
- «Баллады исторические и социально-бытовые»
- «Баллады сатирические и комические» (идейно-эмоциональный принцип)
- «Новые баллады» (хронологический принцип).
q «Исторические песни. Баллады» (1986 г.) С. Н. Азбелев - хронологический порядок :
- «Песни Древней Руси»
- «Песни переходной эпохи»
- «Песни нового времени».
Исследователи баллад (включила не всех, так как их там огромный список)
Ø Н. П. Андреев
- Вступительная статья к сборнику Чернышева
Ø В. Я. Пропп
-Поэтика фольклора
Ø Д. М. Балашов
-«История развития жанра русской баллады» Петрозаводск,1966
-«Русская народная баллада», «Древняя русская эпическая баллада»
22. Лиро-эпическое наследие. Новая баллада и городской романс. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в них.(Арина)
Жестокий/ городской романс- лиро-эпический жанр городского фольклора, сформировавшийся во второй половине XIX века в мещанской среде, впитавший в себя особенности ее культуры и быта. Жестокий романс развился на основе традиционной русской баллады, ему свойственна узкая семейно-бытовая тематика. В решении конфликта и развития сюжета жестокому романсу присущ экзотизм, стремление к смакованию жестокости, мелодраматизм и трагическая концовка (убийство, самоубийство, смерть от горя и т.д.)
Местом рождения жестокого романса принято считать город и пригород, где проживали, в основном, низшие и средние слои населения («мещане») — крестьяне, пришедшие на заработки, рабочие, мастеровые, бедные торговцы. Мещане стали делать собственную субкультуру, выстраивая её из элементов городских и деревенских традиций.
На месте острых балладных конфликтов, связанных с нравами патриархального мироустройства, приходят конфликты сопряженные с миров чувств, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Конфликты происходят из-за неразделенной любви, измены, ревности. Баллада видоизменяясь, приспосабливается к новым реалиям жизни.