Файл: Этика и традиционная русская культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтические приемы эпоса вместе с тем являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение былинного текста. Выдержанный эпический стиль былин отличается медлительностью и спокойствием.

Былинный эпос любит медленное развертывание действий, часто прибегает к различным видам повторений, с большой обстоятельностью описывает отдельные детали и нисколько не боится утомить сравнительным однообразием своего стиля.

Внешними приемами былинной композиции являются отстоявшиеся в эпической традиции вступления («запевы», «зачины») и концовки, а также «общие места», т. е. типические традиционные формулы, описывающие излюбленные для былинных сюжетов положения героев или обстановку (таковы напр. типические описательные формулы поклонов богатыря при входе в терем, просьбы благословения у матери, седлания богатырского коня).

Сами былины отличают иногда разницу между «запевом» или «прибауткой» и следующим за ним «зачином». Так в известном начале былины о Добрыне — «Из-под белыя березы кудреватыя» — после поэтического описания величественной «Матки Волги реки» идут такие примечательные слова:

«Все это, братцы, не сказочка,

а все это, братцы, прибауточка.

Теперь-то Добрынюшке зачин пошел:

Во стольном-то граде во Киеве…» и т. д.

Запевы не имеют прямой связи с содержанием былин — они лишь служат как бы увертюрой, прелюдией, их цель привлечь внимание слушателей, настроить их и самого исполнителя на соответствующий данному былинному сюжету общий тон и лад.

доп. лекция на арзамасе:

https://arzamas.academy/courses/14/1

19. Эпическое наследие. Исторические песни. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в исторических песнях

Эпическое наследие – носитель реликтового мировосприятия и духовности, прообраз основы новой цивилизации. Эпическое наследие народов мира традиционно рассматривается как богатейший источник изучения прошлого, неоценимые материалы по их истории, языку и этнографии. В силу многих обстоятельств (политического, религиозного, национального, исторического характера) это бесценное достояние всего человечества по-прежнему остается слабо изученным, что приводит к потере.
Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возникали по поводу важных явлений в истории народа - таких, которые производили глубокое впечатление на участников и сохранялись в памяти последующих поколений. В устной традиции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто «песнями» или, как былины, «старинами» .


Воспроизведение действительности в исторических песнях отличается некоторыми особенностями. Наряду с исторически верным отражением событий, Отдельные явления общественной и политической жизни изображаются в этих произведениях не так, как они происходили на самом деле, а так, как они представлялись воображению народа. Поэтому в исторических песнях всегда необходимо иметь в виду соотношение вымысла, народной фантазии и реальных, действительных фактов, послуживших основой для создания песен. Народ стремился за отдельным историческим фактом увидеть общие закономерности, основные коллизии эпохи. Вот почему тот или иной конкретный факт истории в народном творчестве мог подвергнуться изменению, вступить в соединение с художественным вымыслом.
Признаки исторической песни:

  • В отличие от былин они более короткие и более достоверные

  • Используется былинная поэтика: драматичный сюжет и простой язык

  • Часто (не обязательно) отсутствует стройная рифма

.20. Эпическое наследие. Скоморошины. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в скоморошинах. Смех и его значение в высоком жанре. (Варя)

Скоморошина — эпический жанр песенного фольклора, с установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни.

Небылица или небывальщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности

Скоморошины пародируют былины, а небылицы пародируют сказки

Этномузыкологи называют скоморошины особой сферой музыкально-поэтического фольклора, сочетающей в себе черты музыкального эпоса, плясовых форм, связанных с инструментальными наигрышами и народно-драматических действ.

Почему эпос?

  • Сольная форма исполнения

  • Особое внимание к слову

  • Сказовая манера интонирования

Поэтика и содержание былин, но в перевернутом виде. Пародирование стиля высокого эпоса.

Принципы пародийности:

  • стиль героических былин, приемы, служившие изображению богатырей, богатырских сражений и тому подобного, прилагаются к персонажам отнюдь не былинным, к ситуациям самым обыденным, «низким», что и создает комический эффект



  • подчеркнутое снижение стиля героического эпоса, его мотивов, образов, элементов композиции. Следуя за эпосом, скоморошина «переворачивает» в комическом духе величественные описания природы, гиперболические изображения богатырей и их подвигов, нарочито показывает подчеркнуто некрасивое, уродливое, нелепое. Ситуация похожа на былинную, но изображает её скоморошина в мнимо героическом духе




  • пародия выступает как основной художественный приём и цель создания текста. В композиционном отношении такие скоморошины воспроизводят жанровый канон пародируемого произведения

К скоморошинам относятся разные сюжеты: о неверной жене, которая прикинулась больной и отослала мужа в город, но была изобличена и назакана при помощи скоморохов (“Гость Терентий”), песня о том, как ватага веселых разбойников ограбила кулака (“Усы”), о том, как зарезали и делили очень большого быка и что из этого вышло (“Старина о большом быке”).

21. Эпическое наследие. Баллады. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в балладах.(Арина)

Баллада – лироэпическая песня, отображающая драматические и трагические коллизии в сфере личного, семейного и общественного быта человека.

Баллады:

1. Средневековая поэтическая или тексто-музыкальная форма

2. Лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.

3. Поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков (Жуковский, Батюшков, Полонский, Фет, Пушкин, Лермонтов, А. Толстой)

4. В популярной музыке для обозначения медленных композиций – рок-баллада

Но для обозначения русского фольклорного жанра термин практически не использовался!!!!

Классическая фольклорная баллада возникает в конце XIII—XIV веках и творчески затухает в конце XVII—XVIII веках. В XIX столетии появляется новая баллада полулитературного характера.

Первым баллады выделил в самостоятельную группу:


§ П.В. Киреевский (часть 5 выпуска 10-титомника «Песни». Именно Киреевский предложил использовать термин «баллада»

§ А.И. Соболевский (1 том «Великорусские народные песни» - низшие эпические песни - единственная систематизация баллад до 1917 г.

Жанр выделяется только филологами на основании наличия сюжета

Сюжет баллад

v Необыкновенные события происходящие с обыкновенными людьми

v Трагическая развязка

v Доведенные до крайности страсти

v Конфликты нравственного порядка

v Страдания и гибель положительных героев

Музыковеды о балладе

v Не имеют собственных музыкальных форм

v Могут исполняться на

ü Календарно-обрядовые напевы

ü Хороводные напевы

ü Былинные напевы

ü Лирические напевы

ü Плясовые напевы

ü Напевы духовных стихов

В ряде традиций есть напевы, которые интонируются в манере музыкального сказывания. Эта манера близка эпической манере

Преимущественно: западные и южнорусские традиции

Баллада ставит в центре внимания индивидуальную человеческую судьбу.

События общенародного значения, вопросы этические, социальные, философские воспроизводятся в балладах сквозь призму личных человеческих отношений и судеб.

Почему эпический жанр?

§ рассказ ведется «от автора», в тоне объективного и последовательного повествования о событиях

§ нет лирических отступлений, эмоциональных пояснений, морализации

Отличие от былины

Баллада сосредоточеннее былины, что видно из особенностей ее композиции.

особенности композиции баллады:

§ Одноконфликтность и сжатость, прерывистость изложения, обилие диалогов, повторения с нарастанием драматизма; действие сведено к одному конфликту, к одному центральному эпизоду, а все события, предваряющие конфликт, или излагаются предельно коротко

§ Прерывистость - балладный рассказ как бы перескакивает через спокойные, повествовательные моменты действия, останавливаясь на узловых, драматических моментах сюжета

§ Обилие диалогов

§ Повторение с нарастанием

Сборники баллад:

q «Русская баллада» (1936 г.) В. И. Чернышев - тематического принципа классификации баллад, который, однако, был выдержан.


- по жанровому принципу,

- другая — по хронологическому,

- третья — по идейно-эмоциональному принципам.

кроме баллад включены песни иных жанров — игровые, хороводные, шуточные, плясовые, повествовательные лирические (рекрутские, солдатские, семейно-бытовые), а также скоморошины, сатирические и юмористические песни, новые баллады.

Выделение жанра «от противного»: баллады – это песни с четко выраженным повествовательным содержанием, отличающиеся от былин, исторических песен и духовных стихов отсутствием характерных для этих видов специфических особенностей

q «Народные баллады» (1963 г.) Д. М. Балашов - тематический принцип, но также не выдержал его до конца.

- «Баллады семейно-бытовые»

- «Баллады исторические и социально-бытовые»

- «Баллады сатирические и комические» (идейно-эмоциональный принцип)

- «Новые баллады» (хронологический принцип).

q «Исторические песни. Баллады» (1986 г.) С. Н. Азбелев - хронологический порядок :

- «Песни Древней Руси»

- «Песни переходной эпохи»

- «Песни нового времени».

Исследователи баллад (включила не всех, так как их там огромный список)

Ø Н. П. Андреев

- Вступительная статья к сборнику Чернышева

Ø В. Я. Пропп

-Поэтика фольклора

Ø Д. М. Балашов

-«История развития жанра русской баллады» Петрозаводск,1966

-«Русская народная баллада», «Древняя русская эпическая баллада»

22. Лиро-эпическое наследие. Новая баллада и городской романс. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в них.(Арина)

Жестокий/ городской романс- лиро-эпический жанр городского фольклора, сформировавшийся во второй половине XIX века в мещанской среде, впитавший в себя особенности ее культуры и быта. Жестокий романс развился на основе традиционной русской баллады, ему свойственна узкая семейно-бытовая тематика. В решении конфликта и развития сюжета жестокому романсу присущ экзотизм, стремление к смакованию жестокости, мелодраматизм и трагическая концовка (убийство, самоубийство, смерть от горя и т.д.)

Местом рождения жестокого романса принято считать город и пригород, где проживали, в основном, низшие и средние слои населения («мещане») — крестьяне, пришедшие на заработки, рабочие, мастеровые, бедные торговцы. Мещане стали делать собственную субкультуру, выстраивая её из элементов городских и деревенских традиций.

На месте острых балладных конфликтов, связанных с нравами патриархального мироустройства, приходят конфликты сопряженные с миров чувств, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Конфликты происходят из-за неразделенной любви, измены, ревности. Баллада видоизменяясь, приспосабливается к новым реалиям жизни.