ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Жестокий романс – это новая баллада.
На поэтику жестокого романса, как и на его происхождение повлияли след. Факторы:
Смешение русской и иностранной культур, устной и книжной словесности, взаимопроникновение деревенской и городской эстетики.
Порой нарушение органики жанра можно считать признаком его угасания, деградации. В случае баллады это привело к рождению нового жанра.
В.Я. Пропп выделяет главную отличительную черту городского романса: «По сюжету может совпадать с балладой. Отличается от нее мелодраматизмом»
По сравнению с жестоким романсом сюжеты баллад намного богаче и разнообразнее. Семейные истории, которые предлагает слушателям традиционная баллада, нередко завершаются счастливо, для жестокого романса это почти невозможно. В балладах совсем нет надрыва и смакования жестокости. Отсутствует в пей и экзотизм: действие происходит в родной, узнаваемой среде и описано традиционным фольклорным языком, с помощью традиционных для народной поэзии образов.
В жестоком романсе можно выделить чуть более десятка сюжетов. Они отличаются друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть от горя либо смертельное горе.
q «Баллады» (2001) Б.П.Кирдан за основу берет содержание и расширяет «формальные» границы жанра, включая в свой сборник отдельные произведения, содержащие мотивы, сюжеты или ситуации балладного типа (повествовательные лирические песни, новые баллады
Классификация баллад Б.П.Кирдана:
v «Исторические баллады»
- Пан привозит жене русскую полонянку
- Три татарина полонили девушку
- Татарский полон
- Спасение полонянки
v «Военно-бытовые баллады»
- Бегство солдат
- Мать не принимает беглого солдата
- Уход в солдаты по жребию
- На Литовском рубеже
- Мать, жена и сестра оплакивают убитого
v «Баллады о разбойниках»
-Разбойничья лодка
-Девица в плену у разбойников
-Девицы- атаман разбойников
-Собирайся вор Копейкин
-Братья-разбойники и сестра
v «Любовные и добрачные отношения»
- Молодец и королевна
- Молодец и княжна
- Василий и Софья
- Семь загадок
- Кородб и девушка
- -Параня
- Девица отравила молодца
- Угрозы покинутой девушки
v «Семейно-бытовые баллады»
- Князь Роман жену терял
- Муж думает как убить жену
- Молодец убил жену из-за уязвленного самолюбия
- Невольное пострежение жены
Исследователи баллад (включила не всех, так как их там огромный список)
Ø Н. П. Андреев
- Вступительная статья к сборнику Чернышева
Ø В. Я. Пропп
-Поэтика фольклора
Ø Д. М. Балашов
-«История развития жанра русской баллады» Петрозаводск,1966
-«Русская народная баллада», «Древняя русская эпическая баллада»
Примеры баллад:
Баллада «Василий и Софья»
o Баллада о гибели влюбленных
o Сюжет широко распространен (Европа и Азия)
o На русской территории три версии
- Прионежье (герои венчаются и мать их травит)
- Пинега (герои не венчаются, но мать их все равно травит)
- Юго-запад (раскрывается тайна ненависти матери)
На могилах влюбленных вырастают деревья, которые переплетаются корнями
Также выделяются баллады об инцесте(либо совершенный, либо предотвращенный). Примеры:
«Братья-разбойники и сестра»
«Охотник и сестра»
«Брат женился на сестре»
«Встреча сестры с братом-татарином»
«Дети вдовы»
«Брат сватается к сестре»
«Царь Давыд и Олёна»
Также есть Баллады о полоне, они неоднородны, главная героиня – женщина, которая борется за свободу.
Излюбленный сюжет жестокого романса - совращение девушки коварным соблазнителем. Обманутой остается либо умереть с тоски, либо свести счеты с жизнью, либо отомстить. Вариант первого исхода представлен в романсе «Любила меня мать, уважала...». Девушка буквально сохнет от неразделенной любви. Жизнь ее больше не радует, всюду чудится голос «милого друга», с которым она теперь живет в разлуке. Обращаясь к своим подругам, страдалица завещает после смерти нарядить ее в желтое платье, так как белое (платье невесты) оказалось ей «совсем не к лицу». Смерть воспринимается ею как неизбежность и спасение от безысходной тоски.
Признание жестокого романса полноправным жанров произошло совсем недавно.
23. Сказка. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в сказках. (Варя)
Народная сказка (также фольклорная, или устная сказка) — эпический жанр фольклора: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Народная сказка предшествует литературной и часто служит основой для неё.
Отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки), как: устность, коллективность, анонимность.
Говоря о сказке, необходимо вспомнить высказывание В. И. Ленина: «Во всякой сказке есть элементы действительности...». Достаточно самого беглого взгляда на сказку, чтобы убедиться в правильности этого утверждения. В волшебных сказках этих элементов меньше, в других видах ее — больше. Такие животные, как лиса, волк, медведь, заяц, петух, коза и другие, есть именно те животные, с которыми имеет дело крестьянин; из жизни перешли в сказку мужики и бабы, старики и старухи, мачеха и падчерица, солдаты, цыгане, батраки, попы и помещики. В сказке отражена как действительность доисторическая, так и средневековые обычаи и нравы и социальные отношения феодальных времен и времен капитализма.
Ни рассказчик, ни слушатель не относят рассказа к действительности. К действительности его может и должен отнести исследователь и определить, какие стороны быта вызвали к жизни этот сюжет, но это относится уже к области не художественного восприятия, а научного. Это не сниженный, не ограниченный или сказочный реализм, это не аллегория и не басня, это сказка.
Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность. «Сказка — складка, песня — быль»,— говорит пословица. «Сказка складом, песня ладом красна». Окончив рассказ, говорят: «Сказка вся, больше врать нельзя».
Рассказывается о величайших злодеяниях, но рассказывается так, что слушатели смеются от удовольствия. Сюда же примыкают сказки о шуте, о ловких ворах, об одураченном попе, о неверных или строптивых женах и многие другие, а в конечном итоге — и все вообще бытовые сказки. Легким, добродушным юмором, проистекающим из того, что все это только сказка, а не действительность, пронизаны и волшебная сказка, сказки о животных и другие.
Сказка знает только один вид социальной борьбы и социальной сатиры: барин или поп всегда оказываются одураченными и обманутыми своим хитрым батраком.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.
В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда.
В сказке есть логика обряда - сначала человек разрушает границу между мирами (реальным и волшебным), а потом ее закрывает
24. Мифологическая проза. Какие нормы зафиксированы в быличках (Полина)
Мифологическую прозу делят на несколько сюжетно-тематических групп:
1. О духах природы (леший, русалки, водяной и тд);
2. О домашних духах (домовой, банник, кикимора и тд);
3. О людях со сверхъественностями и творящие зло(ведьмы, оборотни и тд);
4. О змеях, чертях;
5. О мертвецах;
6. О кладах;
7. О предсказаниях судьбы;
8. О предзнаменованиях.
в основе Мифологической прозы, где бы они ни бытовали, лежат одни и те же (или схожие) сюжетные мотивы. Используется один и тот же круг
традиционных образов демонологических персонажей, почти все они являются сугубо региональными, имеют местную окраску.
Былички (как и бывальщины) - это устные народные рассказы суеверного характера, повествующие о встрече человека со сверхъестественными существами, которые вмешиваются в жинзь человека и могут влиять на неё.
Былички, чаще всего, небольшие по размеру.
Исполнитель никогда не рассказывал их просто так или специально, как сказки, например. Их вспоминают и рассказывают по поводу необычной житейской ситуации. Рассказывали былички днём, тк по народным поверьям вся «нечисть» оживает с приходом сумерек и упоминание о ней в рассказах могут вызвать её приход.
Термины «быличка» и «бывальщина» были известны в народе еще в XIX в. В.И. Даль в «Толковом словаре» бывальщину объясняет как «рассказ не вымышленный, а правдивый», «иногда вымысел, но сбыточный, несказочный». Термин «быличка» впервые использован Б.М. и Ю.М. Соколовыми в 30-е гг. XX в. в сборнике «Сказки и песни Белозерского края». Как и В.И. Даль о бывальщине, они пишут, что в быличке имеется «известная доля веры в действительность происшествия».
25. Религиозная проза. Какие нормы зафиксированы в легендах. (Ксюша Овч.)
Я делала этот ответ, опираясь на книгу “У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды”. Варвара Евгеньевна сказала, что книга хорошая, поэтому надеюсь, что ответ более-менее полный и правильный. В книге на одну тему несколько рассказов от разных людей и они отличаются, поэтому я возьму основные моменты. Информации получилось очень много, но я и так старалась брать минимум…
И вроде бы это все именно этиологические легенды. Просто легенды - это про Бога и святых.
Если супер кратко, то в легендах зафиксированы христианские нормы.
Этиологические сказки и легенды объясняют, как возник мир, откуда и как произошли все населяющие его существа и растения, каковы их отличительные свойства и т.д. В идеале полный корпус таких текстов должен был бы описать все мироздание, стать своего рода энциклопедией «поэтических воззрений славян на природу» как цельной и непротиворечивой системы, ответить на все вопросы относительно всех явлений природы и культуры.
В книге описывают:
1. Сотворение мира
2. Земной рельеф
3. Духи локусов и другие мифологические персонажи
4. Природные стихии и реалии
5. Животные
6. Растения
7. Сотворение человека
8. Народы, языки и конфессии
9. Культура, быт, этикет
Сотворение мира
Развернутый рассказ о сотворении мира и земли отражает дуалистические представления о том, что мир был создан двумя творческими началами – добрым (Бог, Господь, Христос) и злым (Сатанаил, Сатаниил, Сатанил, Сатана, дьявол, черт)
Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала, несводимые друг к другу или даже противоположные.
Согласно народным легендам, земля покоится на воде, на спине или рогах животного, на рыбе. Также я читала о том, что Земля держится на 7 китах. Всякие горы, овраги и лесные чащи созданы дьяволом.
Бог разбрасывает землю правой или левой рукой (в результате образуется праведная «русская земля» и «земля неверная», где находятся другие государства). Это отражает одно из наиболее значимых для народной картины мира противопоставлений «правое–левое», соотносящееся с понятиями «хороший–плохой», «праведный–грешный» и т.п.
По представлениям крестьян Архангельской губ., восток «считается жилищем Бога», а запад «жилищем Сатаны»; поэтому и следует обращаться с молитвой на восток, «и церкви наши устрояются алтарем на восток»
Земной рельеф
В народных легендах о сотворении и преобразовании земного рельефа отразились дуалистические представления о совместной созидательной деятельности Бога и его напарника (противника).
Славянские легенды содержат следующие основные мотивы, объясняющие появление рельефа на изначально ровной и гладкой земле: земной рельеф (горы, овраги, болота и т.п.) появился: в результате творческой деятельности Бога (Бог варит землю, она остывает неравномерно, от лопающихся пузырей образуются горы; Бог творит горы, долины и леса для зверей, чтобы тем было где прятаться; творческой деятельности черта (в противовес гладкой и ровной земле, сотворенной Богом); черт «каламутит» воду в озере, чтобы охладиться от жара адского пламени, в результате чего появляются болота; сжатия земли Богом и дьяволом; выплевывания чертом утаенной от Бога земли; разбрасывания и раздирания земли чертом от катания черта по земле; от рева черта; от падения черта на землю; на месте драки архангела Михаила с Сатаной там, где разбился сверженный Люцифер. Сатана рассевает землю — образуются горы.
Как видите, вариантов много.
Появление рельефа в результате выплевывания чертом утаенной земли – наиболее частотный эпизод восточнославянских дуалистических легенд.