Файл: Этика и традиционная русская культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Жестокий романс – это новая баллада.

На поэтику жестокого романса, как и на его происхождение повлияли след. Факторы:

Смешение русской и иностранной культур, устной и книжной словесности, взаимопроникновение деревенской и городской эстетики.

Порой нарушение органики жанра можно считать признаком его угасания, деградации. В случае баллады это привело к рождению нового жанра.

В.Я. Пропп выделяет главную отличительную черту городского романса: «По сюжету может совпадать с балладой. Отличается от нее мелодраматизмом»

По сравнению с жестоким романсом сюжеты баллад намного богаче и разнообразнее. Семейные истории, которые предлагает слушателям традиционная баллада, нередко завершаются счастливо, для жестокого романса это почти невозможно. В балладах совсем нет надрыва и смакования жестокости. Отсутствует в пей и экзотизм: действие происходит в родной, узнаваемой среде и описано традиционным фольклорным языком, с помощью традиционных для народной поэзии образов.

В жестоком романсе можно выделить чуть более десятка сюжетов. Они отличаются друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть от горя либо смертельное горе.

q «Баллады» (2001) Б.П.Кирдан за основу берет содержание и расширяет «формальные» границы жанра, включая в свой сборник отдельные произведения, содержащие мотивы, сюжеты или ситуации балладного типа (повествовательные лирические песни, новые баллады

Классификация баллад Б.П.Кирдана:

v «Исторические баллады»

- Пан привозит жене русскую полонянку

- Три татарина полонили девушку

- Татарский полон

- Спасение полонянки

v «Военно-бытовые баллады»

- Бегство солдат

- Мать не принимает беглого солдата

- Уход в солдаты по жребию

- На Литовском рубеже

- Мать, жена и сестра оплакивают убитого

v «Баллады о разбойниках»

-Разбойничья лодка

-Девица в плену у разбойников

-Девицы- атаман разбойников

-Собирайся вор Копейкин

-Братья-разбойники и сестра

v «Любовные и добрачные отношения»

- Молодец и королевна

- Молодец и княжна

- Василий и Софья

- Семь загадок

- Кородб и девушка

- -Параня

- Девица отравила молодца

- Угрозы покинутой девушки

v «Семейно-бытовые баллады»

- Князь Роман жену терял

- Муж думает как убить жену


- Молодец убил жену из-за уязвленного самолюбия

- Невольное пострежение жены

Исследователи баллад (включила не всех, так как их там огромный список)

Ø Н. П. Андреев

- Вступительная статья к сборнику Чернышева

Ø В. Я. Пропп

-Поэтика фольклора

Ø Д. М. Балашов

-«История развития жанра русской баллады» Петрозаводск,1966

-«Русская народная баллада», «Древняя русская эпическая баллада»

Примеры баллад:

Баллада «Василий и Софья»

o Баллада о гибели влюбленных

o Сюжет широко распространен (Европа и Азия)

o На русской территории три версии

- Прионежье (герои венчаются и мать их травит)

- Пинега (герои не венчаются, но мать их все равно травит)

- Юго-запад (раскрывается тайна ненависти матери)

На могилах влюбленных вырастают деревья, которые переплетаются корнями

Также выделяются баллады об инцесте(либо совершенный, либо предотвращенный). Примеры:

«Братья-разбойники и сестра»

«Охотник и сестра»

«Брат женился на сестре»

«Встреча сестры с братом-татарином»

«Дети вдовы»

«Брат сватается к сестре»

«Царь Давыд и Олёна»

Также есть Баллады о полоне, они неоднородны, главная героиня – женщина, которая борется за свободу.

Излюбленный сюжет жестокого романса - совращение девушки коварным соблазнителем. Обманутой остается либо умереть с тоски, либо свести счеты с жизнью, либо отомстить. Вариант первого исхода представлен в романсе «Любила меня мать, уважала...». Девушка буквально сохнет от неразделенной любви. Жизнь ее больше не радует, всюду чудится голос «милого друга», с которым она теперь живет в разлуке. Обращаясь к своим подругам, страдалица завещает после смерти нарядить ее в желтое платье, так как белое (платье невесты) оказалось ей «совсем не к лицу». Смерть воспринимается ею как неизбежность и спасение от безысходной тоски.

Признание жестокого романса полноправным жанров произошло совсем недавно.

23. Сказка. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в сказках. (Варя)

Народная сказка (также фольклорная, или устная сказка) — эпический жанр фольклора: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Народная сказка предшествует литературной и часто служит основой для неё.

Отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки), как: устность, коллективность, анонимность.

Говоря о сказке, необходимо вспомнить высказывание В. И. Ленина: «Во всякой сказке есть элементы действительности...». До­статочно самого беглого взгляда на сказку, чтобы убедиться в правильности этого утверждения. В волшебных сказках этих элементов меньше, в других видах ее — больше. Такие животные, как лиса, волк, медведь, заяц, петух, коза и дру­гие, есть именно те животные, с которыми имеет дело кре­стьянин; из жизни перешли в сказку мужики и бабы, старики и старухи, мачеха и падчерица, солдаты, цыгане, батраки, попы и помещики. В сказке отражена как действительность доисторическая, так и средневековые обычаи и нравы и со­циальные отношения феодальных времен и времен капита­лизма.



Ни рассказчик, ни слушатель не относят рассказа к действительности. К действительности его может и должен отнести исследователь и определить, какие стороны быта вы­звали к жизни этот сюжет, но это относится уже к области не художественного восприятия, а научного. Это не снижен­ный, не ограниченный или сказочный реализм, это не аллего­рия и не басня, это сказка.

Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никог­да не выдается за действительность. «Сказка — складка, песня — быль»,— говорит пословица. «Сказка складом, песня ладом красна». Окончив рассказ, говорят: «Сказка вся, боль­ше врать нельзя».

Рассказы­вается о величайших злодеяниях, но рассказывается так, что слушатели смеются от удовольствия. Сюда же примыкают сказки о шуте, о ловких ворах, об одураченном попе, о не­верных или строптивых женах и многие другие, а в конечном итоге — и все вообще бытовые сказки. Легким, добродушным юмором, проистекающим из того, что все это только сказка, а не действительность, пронизаны и волшебная сказка, сказ­ки о животных и другие.

Сказка знает только один вид социальной борь­бы и социальной сатиры: барин или поп всегда оказываются одураченными и обманутыми своим хитрым батраком.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.

В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда.

В сказке есть логика обряда - сначала человек разрушает границу между мирами (реальным и волшебным), а потом ее закрывает

24. Мифологическая проза. Какие нормы зафиксированы в быличках (Полина)


Мифологическую прозу делят на несколько сюжетно-тематических групп:

1. О духах природы (леший, русалки, водяной и тд);

2. О домашних духах (домовой, банник, кикимора и тд);

3. О людях со сверхъественностями и творящие зло(ведьмы, оборотни и тд);

4. О змеях, чертях;

5. О мертвецах;

6. О кладах;

7. О предсказаниях судьбы;

8. О предзнаменованиях.

в основе Мифологической прозы, где бы они ни бытовали, лежат одни и те же (или схожие) сюжетные мотивы. Используется один и тот же круг
традиционных образов демонологических персонажей, почти все они являются сугубо региональными, имеют местную окраску.

Былички (как и бывальщины) - это устные народные рассказы суеверного характера, повествующие о встрече человека со сверхъестественными существами, которые вмешиваются в жинзь человека и могут влиять на неё.

Былички, чаще всего, небольшие по размеру.

Исполнитель никогда не рассказывал их просто так или специально, как сказки, например. Их вспоминают и рассказывают по поводу необычной житейской ситуации. Рассказывали былички днём, тк по народным поверьям вся «нечисть» оживает с приходом сумерек и упоминание о ней в рассказах могут вызвать её приход.

Термины «быличка» и «бывальщина» были известны в народе еще в XIX в. В.И. Даль в «Толковом словаре» бывальщину объясняет как «рассказ не вымышленный, а правдивый», «иногда вымысел, но сбыточный, несказочный». Термин «быличка» впервые использован Б.М. и Ю.М. Соколовыми в 30-е гг. XX в. в сборнике «Сказки и песни Белозерского края». Как и В.И. Даль о бывальщине, они пишут, что в быличке имеется «известная доля веры в действительность происшествия».

25. Религиозная проза. Какие нормы зафиксированы в легендах. (Ксюша Овч.)

Я делала этот ответ, опираясь на книгу “У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды”. Варвара Евгеньевна сказала, что книга хорошая, поэтому надеюсь, что ответ более-менее полный и правильный. В книге на одну тему несколько рассказов от разных людей и они отличаются, поэтому я возьму основные моменты. Информации получилось очень много, но я и так старалась брать минимум…

И вроде бы это все именно этиологические легенды. Просто легенды - это про Бога и святых.

Если супер кратко, то в легендах зафиксированы христианские нормы.

Этиологические сказки и легенды объясняют, как возник мир, откуда и как произошли все населяющие его существа и растения, каковы их отличительные свойства и т.д. В идеале полный корпус таких текстов должен был бы описать все мироздание, стать своего рода энциклопедией «поэтических воззрений славян на природу» как цельной и непротиворечивой системы, ответить на все вопросы относительно всех явлений природы и культуры.

В книге описывают:

1. Сотворение мира

2. Земной рельеф

3. Духи локусов и другие мифологические персонажи

4. Природные стихии и реалии


5. Животные

6. Растения

7. Сотворение человека

8. Народы, языки и конфессии

9. Культура, быт, этикет

Сотворение мира

Развернутый рассказ о сотворении мира и земли отражает дуалистические представления о том, что мир был создан двумя творческими началами – добрым (Бог, Господь, Христос) и злым (Сатанаил, Сатаниил, Сатанил, Сатана, дьявол, черт)

Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала, несводимые друг к другу или даже противоположные.

Согласно народным легендам, земля покоится на воде, на спине или рогах животного, на рыбе. Также я читала о том, что Земля держится на 7 китах. Всякие горы, овраги и лесные чащи созданы дьяволом.

Бог разбрасывает землю правой или левой рукой (в результате образуется праведная «русская земля» и «земля неверная», где находятся другие государства). Это отражает одно из наиболее значимых для народной картины мира противопоставлений «правое–левое», соотносящееся с понятиями «хороший–плохой», «праведный–грешный» и т.п.

По представлениям крестьян Архангельской губ., восток «считается жилищем Бога», а запад «жилищем Сатаны»; поэтому и следует обращаться с молитвой на восток, «и церкви наши устрояются алтарем на восток»

Земной рельеф

В народных легендах о сотворении и преобразовании земного рельефа отразились дуалистические представления о совместной созидательной деятельности Бога и его напарника (противника).

Славянские легенды содержат следующие основные мотивы, объясняющие появление рельефа на изначально ровной и гладкой земле: земной рельеф (горы, овраги, болота и т.п.) появился: в результате творческой деятельности Бога (Бог варит землю, она остывает неравномерно, от лопающихся пузырей образуются горы; Бог творит горы, долины и леса для зверей, чтобы тем было где прятаться; творческой деятельности черта (в противовес гладкой и ровной земле, сотворенной Богом); черт «каламутит» воду в озере, чтобы охладиться от жара адского пламени, в результате чего появляются болота; сжатия земли Богом и дьяволом; выплевывания чертом утаенной от Бога земли; разбрасывания и раздирания земли чертом от катания черта по земле; от рева черта; от падения черта на землю; на месте драки архангела Михаила с Сатаной там, где разбился сверженный Люцифер. Сатана рассевает землю — образуются горы.

Как видите, вариантов много.

Появление рельефа в результате выплевывания чертом утаенной земли – наиболее частотный эпизод восточнославянских дуалистических легенд.