Файл: Отчет по производственной практике пм. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международных пактах о правах и свободах граждан.

Социальная защита населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и т.д.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.


В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ от 28.12.2013 года основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальной защиты является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в территориальный исполнительный орган государственной власти области в сфере социального обслуживания либо переданное заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

-первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;

-вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;

-третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети - инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;

-четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;

-пятая группа - иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
4 Участие в осуществлении контроля и учета лиц, нуждающихся в социальной защите
Выявление лица, нуждающегося в социальной защите осуществляется в виде является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.



Информация о получателях социальных услуг, а также о социальных услугах, предоставляемых им в соответствии Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

5 Работа с личными делами граждан, имеющих право на выплаты


Под понятием социальное обслуживание подразумевается деятельность социальных служб по оказанию социальной поддержки гражданам, такой как: социально-бытовая, социально-медицинская, психолого-педагогическая, социально-правовая, материальная, а так же проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации [11,78].

Исходя из Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» можно выделить следующие принципы социального обслуживания [1]:

Адресность – оказание социальных услуг конкретно установленному индивиду, опираясь на его потребности.

Доступность – предоставление социальных услуг населению безвозмездно или с частичной оплатой, которая утверждена исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.

Добровольность - означает, что социальное обслуживание предоставляется на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя.

Гуманность - под гуманностью подразумевается возможность лиц, проживающих в стационарных учреждениях, быть освобожденными от наказаний.

Приоритетность предоставления социального обслуживания несовершеннолетним является особой задачей государства, так как дети обладают повышенной социальной уязвимостью.

Конфиденциальность – неразглашение информации личного характера, которая стала известна работникам социального учреждения [7,134].

В Российской Федерации 28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2]. В принятом правовом акте определяются правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия всех органов власти, а так же права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.


От сюда следует, что согласно принятому Федеральному закону, отталкиваясь от сообщения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, будет предусмотрен индивидуальный подход к каждому человеку, который нуждается в помощи. То есть предполагается разработка, а так же реализация программы, которая будет создана индивидуально [13,29]. С помощью этой программы, нуждающийся сможет преодолеть ситуацию, которая ухудшает или может ухудшить условия жизнедеятельности. В этом федеральном законе указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. При этом индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг - обязательный. Само понятие «трудная жизненная ситуация», упомянутое в сообщении Минтруда, в итоговой версии документа отсутствует, заменено на более широкое и конкретизированное понятие «обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина» [21,14].

Далее, хочу провести сравнение между понятиями «трудная жизненная ситуация» и «обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина».

Таким образом, делаем вывод, о том, что социальное обслуживание населения является важнейшим звеном социальной защиты граждан, а так же необходимый механизм, который позволяет разрешить вопросы и проблемы граждан, которые находятся в сложной жизненной ситуации или не могут самостоятельно справиться с обстоятельствами, которые ухудшают условия жизнедеятельности. Благодаря Федеральному закону, который пришел на смену старым, социальное обслуживание теперь можно и нужно рассматривать, как существенное дополнение к общей системе материального обеспечения или поддержания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 7 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Также определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.


Следует иметь в виду, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ).

Тем самым принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции РФ, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение.

Содержащаяся в преамбуле ссылка на Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» также необходима, поскольку комментируемый Федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с получением только одного вида существующих в нашей стране государственных пенсий - трудовых. Данный вид пенсий назначается в рамках системы обязательного социального страхования, неотъемлемой составной частью которой является обязательное пенсионное страхование.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения, то есть трудовых пенсий (ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

В свою очередь обязательное страховое обеспечение устанавливается при возникновении страховых случаев, в качестве которых применительно к обязательному пенсионному страхованию выступают достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца.