Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры
19
у древних людей. Эту потребность мы можем наблюдать и у ребенка, когда в его рисунках проявляются самые ранние представления о красоте окружающего мира.
Однако само эстетическое сознание не сводится к базовой способности, а форми- руется на его основе.
В эстетическое сознание входят:
1) способность переживания;
2) способность суждения о красоте и безобразии. Эта способность формиру- ется и стихийно, и через обучение;
3) способность понимать красоту как норму, как аксиологическое (оценоч- ное) явление. То есть красота — то, к чему следует стремиться, что есть ценность.
В этой связи красоту можно рассматривать как фундаментальное, предельное философское понятие. Такими фундаментальными понятиями в античной, напри- мер, философии были триединые ценности: истина — добро — красота. (Ну и, ко- нечно, понятие «бытие».) В то же время красоту можно рассматривать как понятие мировоззренческое, поскольку она нормирует поведение человека.
Что же такое красота? Однозначного определения нет и вряд ли может быть.
И как отмечал Кант, искать всеобщий критерий прекрасного посредством опреде- ленных понятий — это «напрасный труд». Трудность в определении красоты объ- ясняется тем, что поскольку это понятие предельное, философское, то его нельзя определять через что-то.
Понятие «красота» — это понятие-символ, а не конкретное поня- тие, оно способно исторически обогащаться.
Таким образом, красота — есть фундаментальное определение бытия как мира в целом, так и человека. Когда над этой сферой эстетического сознания возникает рефлексия, то начинает проявлять себя уже философское сознание. Иначе говоря,
эстетическое сознание на своей рефлексивной стадии есть одна из сторон фило- софского сознания.
В своем обыденном, постоянном отношении с окружающими его вещами че- ловек в большей степени воспринимает их эстетически нейтрально (т. е. человек не может все время находиться в режиме «переживания»). Когда же способность переживать красоту и безобразное становится базой для деятельности человека,
возникает искусство. Таким образом, можно сказать, что искусство есть творчество на основе эстетического сознания.
Искусство — сложное и многомерное явление. Средством искусства выступает художественный образ. Можно классифицировать искусство двух типов:
а) спонтанное;
б) профессиональное.
Можно выделить в искусстве три группы составляющих:
а) искусство, как объективация непосредственных эстетических переживаний
(например, лирическая поэзия);


20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
б) искусство, как объективация мыслей в художественных образах (например,
картины, музыка);
в) искусство, как объективация игрового момента человеческого сознания
(например, спектакли, кино). И все эти формы искусства по-разному бу- дут проявлять связь с философией.
Между философией и искусством есть и внутреннее родство, и взаимовлия- ние, и специфика. Роднит их, прежде всего то обстоятельство, что искусство, как и философия, имеет некоторую тенденцию на предельное. То есть направленное на человека искусство способно проявлять глубинные, по сути философские, идеи.
Взаимовлияние философии и искусства не носит симметричного характера, то есть это влияние может протекать и по разным направлениям и с разной интенсивно- стью. В любом типе искусства могут быть выражены философские мысли. Но в тоже время любое философско-художественное произведение (например, Досто- евского) не есть философия, поскольку каждый изучающий его может сконструи- ровать какую угодно философему (концепцию). Точно так же не влияет напрямую и философия на искусство, хотя отдельные, глобальные философские идеи — идея развития, идея гармонии и дисгармонии жизни, идея жизни и смерти и др. — без- условно, находили и находят свое отражение в искусстве. Наконец, специфика или различие философии и искусства носит не только содержательный характер, но и проявляет себя в следующем:
• философия — удел не каждого, поскольку базируется на способности к ре- флексии и на отвлеченно-теоретическом мышлении — а это не массовые способности. Философия не обладает способностью влиять на массовое сознание;
• искусство — есть сфера массового сознания. Оно базируется на массовой способности сознания к стремлению и переживанию красоты. Искусство способно формировать мировоззренческие размышления и оказывать вли- яние на массовое сознание.
Таким образом, подчеркнем еще раз, что философия и искусство тесно связа- ны друг с другом по своей природе; тесно взаимодействуют в своих сущностных проявлениях и могут быть не связаны в своих отдельных, периферийных частях.
Философия и социальная практика
Поскольку человек живет не только в сфере сознания, но и в реальной жиз- ни, следует посмотреть и на то, каково же отношение философии к этой стороне жизни.
Под социальной практикой
понимается не конкретная деятель- ность (производственная, политическая и т. п.), а сфера проявле- ния человеческого сознания.
Практическое, как отмечал Кант, есть все то, что возможно благодаря свобо- де. Иначе говоря, сфера социальной практики есть сфера реализации человеческой

1.4 Проблема прогресса философии
21
воли, т. е. это и материально-практическая деятельность, и политическая, и нрав- ственная, и религиозная, и научная и т. д. Поэтому соотношение теории и практики не следует рассматривать как соотношение материального и духовного.
Социальная практика и философия внутренне связаны друг с другом. Эта связь, прежде всего, обусловлена тем, что философия занята размышлениями о че- ловеке, а человека нельзя рассматривать вне практики. Именно в практике про- являют себя межличностные отношения, и именно в практике объективированная воля одного человека затрагивает интересы других людей. Регулятором этих про- тиворечий выступает и мораль, и право, и иные нормы, сложившиеся в конкрет- ном обществе. Поэтому закономерен интерес философии к проблемам добра, блага и другим моральным нормам, к проблемам власти, государства, свободы, лично- сти и т. д. У Аристотеля мы находим «Этику»; у Платона и Гоббса — концепцию государства; у Канта, Гегеля, Маркса — попытку построить целую философскую систему социальной практики человека. . . И это не случайно, поскольку именно социальная практика есть то основание, на котором и вырастает философия. Даже самые абстрактные гносеологические построения у философов-мыслителей всегда наполнены социальным содержанием. Дело в том, что философия, по сути своей,
всегда выступает как сфера выработки нравственных и социально-политических идеалов. Отсюда вытекает конструктивная функция философии, т. е. она выра- батывает и для человека и для общества определенные социальные ориентиры.
При этом философия может оказаться сферой борьбы этих социальных идеалов.
С одной стороны, сами философы могут по разному понимать и трактовать идеи добра, блага, истины, свободы. Поэтому они могут конструировать различные со- циальные ориентиры. А с другой стороны, не может не присутствовать и различие определенных классовых (социальных) интересов в осуществлении тех или иных идеалов на практике.
Подводя итог, можно отметить, что философия по-разному связана со всеми сферами духовной жизни и с самой социальной практикой. Философия как та- ковая выступает как сфера интеграции всего того, что содержится в социальной практике и духовной культуре. Поэтому философию можно определять и как «зер- кало эпохи», и как «критику эпохи», и как «живую душу культуры» (Гегель).
1.4 Проблема прогресса философии
В самой философии существовали полярные позиции при обсуждении этой проблемы.
Одни философы придерживались мнения, что прогресса в философии нет и не может быть. И эта идея отрицания прогресса имеет глубокие основания. Если философия ищет решение предельных оснований, то нахождение ею правильных ответов означало бы конец для философии как таковой. Хотя ряд философов (Кант,
Ницше) оставляли за собой право «завершить» этот поиск истинных ответов.
Другие философы, рассматривая философию как социокультурное образова- ние, считали, что, как целое, она имеет свою историю, свое развитие (Гегель). Эти философы подчеркивали, что в философии имеет место эмпирически фиксируе- мая преемственность идей и более позднее учение есть самое богатое и самое конкретное.


22
Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
Что же такое прогресс? Прежде всего, это философское понятие. И это поня- тие, прежде всего, сопоставляется с понятием регресса. О прогрессе можно говорить:
1) имея в виду какие-то конечные системы, объекты. Прогрессом системы можно считать повышение ее стабильности в среде обитания;
2) имея в виду открытость понятия прогресса. То есть прогресс должен мыс- литься бесконечным. А раз так, то прогрессивно развивающейся системе должна быть присуща орогенность, в том смысле, что достигнутая ступень дает возможность для дальнейшего развития;
3) имея в виду аксиологический (оценочный) характер прогресса, как движе- ния к лучшему;
4) имея в виду возможность мыслить прогресс как нечто относительное, то есть улучшение не всего и вообще, а чего-то и в чем-то.
Говоря о прогрессе, мы связываем это понятие также с понятиями изменения и развития. Развитие — предпосылка прогресса. Но развитие может быть двух видов:
а) динамическое развитие целостной системы, которое проходит некие сту- пени (например, от зародыша до цельного организма и затем до смерти).
В этом случае имеет место развертывание заложенных в системе неких потенций. Однако, рассматривая, например, динамику развития человека —
ребенок — подросток — зрелый человек — старик, — мы можем утверждать,
что данная динамика представляет собой прогресс, но не сможем дать оценку, какая ступень в этом развитии выше или лучше;
б) популяционное развитие, которое предполагает развитие некоего множе- ства объектов (например, возникновение жизни на Земле), когда большую роль играют случайности и нельзя точно предсказать, какие виды популя- ции могут появиться.
Философия есть именно популяционное образование
В ее развитии происходит не только развертывание старых философских школ,
но и появление новых философских направлений. Исходя из этого следует под- черкнуть, что прогресс философии не заключается в том, что после некоторых учений появляются более лучшие учения. (Может, такие связи и имеют место,
но не это главное.) Прогресс философии заключается в росте, обогащении этой популяции, в ее утверждении во внешней среде.
Иначе говоря, прогресс философии в том, что прибавляются новые философ- ские учения и входят в общую философскую копилку человечества. Можно сопо- ставлять эпохи философского развития, но не отдельные учения. Так, вполне пра- вомерно говорить, что в более поздней философии есть проблемы, которые не зна- ла предыдущая философия. Следует учитывать, что по мере развития и общества,
и науки расширяется поле дискуссий, появляются новые школы и направления в самой философии. Наконец, очевидным является и продолжающаяся экспансия философии в сферу духовной жизни общества, например через развитие сферы образования, науки, искусства.
Говоря о прогрессе философии, следует иметь в виду и то обстоятельство, что разные стороны самой философии переживают прогресс по-разному. Если в логи-